К 10-летию возобновления «Юсисапайла»
ВМЕСТО ФУРШЕТА
22 декабря 2003 года исполнилось ровно десять лет со дня выхода в свет возобновленного «Юсисапайла».

10-летие возрождения “Юсисапайла”, конечно, следовало бы отметить если не фуршетом, то, хотя бы, юбилейным номером. Но газета именно в этот период опять оказалась в состоянии, о котором медики обычно говорят: “скорее мертв, чем жив”. Стала некоей традицией борьба с “Юсисапайлом” в качестве самоутверждения авторитетов, то и дело появляющихся на небосклоне национальной жизни Москвы. Стоит ли говорить, что весьма сложно противостоять тем, у кого деньги, положение, связи и услужливые помощники, готовые на все ради 30 сребренников?
Но зато у “Юсисапайла” есть преданные читатели, понимающие трудности газеты и потому прощающие ей порой очень длительные перерывы. Именно они требуют продолжения издания газеты, приносящей, к слову сказать, только постоянные “наезды”, оскорбления, унижения и нищету.
И хочется верить, что столь трогательное отношение читателей “Юсисапайл” заслужил своей неподкупной позицией, своим стремлением быть честной и объективной трибуной для разных, порой противоположных идей и мнений.
На наш взгляд, это необходимое условие существования любого общества, где людей не считают рабами или простыми “винтиками”. Отсутствие не пугливой прессы, осмеливающейся поднимать острые вопросы, задевающие интересы “сильных мира сего”, приводит только к деградации, в чем можно убедиться, если оглянуться вокруг.
Посему, дифирамбы, громкие речи, поздравления и прочую фуршетно-банкетную атрибутику оставим другим, а свой юбилей отметим подведеним некоторых итогов истекшего десятилетия.

За этот период в Москве родились 26 периодических изданий, называвших себя армянскими, но, как правило, игнорировавших главное национальное богатство – армянский язык. Подавляющее большинство этих изданий после второго или третьего номера прекращали свое существование, но, нам кажется, надо их всех вспомнить, ибо за каждым – немалый труд и еще больше надежд.
Итак, вот те периодические издания, которые возникли за последнее десятилетие в Москве (либо переселились сюда из других регионов):
«Армянский вестник» (газета); «Международная армянская ассамблея»; «Парос (Факел)»; «Анив (Колесо)»; «Эпоха»; «Коммерсант Армении»; «Ной. Армяно-еврейский журнал»; «Про-Армения»; «Айос-Картлос. Армяно-грузинский журнал»; «Арарат»; «Армения и мир»; «Диалог»; «Всемирный армянский конгресс»; «Армянский вестник» (журнал);«Вестник Армянской общины Москвы»; «Эрзерум»; «Анелик»; «Джавахк»; «Армянский переулок»; «Ноев ковчег»; «Аса-пресс»; «Голос Армении. Московский дайджест»; «Эрос. Первый армянский эротический журнал»; «Вестник САРа»; «Миабанутюн»; «Арменпресс» и «Будем знакомы. hАйер».
Некоторые из перечисленных СМИ запомнились тем, что выходили в свет колоссальными тиражами, объявляли о своем общероссийском либо общеармянском статусе и даже называли себя «первым и единственным армянским изданием России».
В этом отношении «Юсисапайл» никогда не походил на своих собратьев и даже ни разу не заявил, что является «состоявшимся» изданием. Ибо, продержавшись десять лет, мы все равно не можем однозначно сказать, что «состоялись».
Возрождение «Юсисапайла» не было данью славному прошлому московских армян; это было необходимым шагом на фоне национально-культурного обнищания.
Впрочем сегодня, по истечении десяти лет, уже надо ставить другой диагноз: национально-культурное одичание.
Своей главной заслугой «Юсисапайл» считает то, что ни разу не изменил армянскому языку и старался изо всех сил способствовать его его выживанию в условиях московской диаспоры. Парадоксально, что это активно не нравилось людям, которые время от времени назначали себя нашими лидерами. Но гораздо больше им не нравилась независимая позиция «Юсисапайла», который не только не расшаркивался и не лебезил перед владельцами денег и должностей, но и не боялся их критиковать за разрушительные амбиции и действия. И не боялся потом их же и защищать, когда они теряли все свои возможности и потому становились объектом травли со стороны бывших прихлебал.
«Юсисапайл» прошел через многое: его тиражи неоднократно выкупались и сжигались; вот уже несколько лет он запрещен к реализации в магазине, названном в честь нашей исторической Родины; постоянно «вычисляют» тех, кто время от времени чем-нибудь помогает газете, и преследуют их…
Нам кажется, что судьба «Юсиапайла» выбивается из общей колеи судьбы армянской прессы Москвы последнего десятилетия. Во-первых, тем, он все же выжил, а, во-вторых, тем, что выжил, не пресмыкаясь перед разномастными олигархами.
Уникальной особенностью «Юсисапайла», отличавшей его от, пожалуй, всех остальных периодических изданий (даже самиздатовских советского периода) было то, что он делался в одиночку. Наборщик, ответственный секретарь, верстальщик, корректор, редактор, грузчик, распространитель, менеджер - все мыслимые и немыслимые редакционные должности совмещал один человек.
Ему-то и досталось, как говорится, по первое число.
Да, то был, конечно, тяжелый и тернистый путь, но разве служение своей нации когда-либо было легким для армянина?
Будучи изданием обета, “Юсисапайл” служил только Истине. Газета не ставила своей задачей обманывать собственный народ и внушать выгодные тем или иным группам идеи и поступки, а тем более приукрашать нашу тяжелую жизнь. Целью “Юсисапайла” было вооружить нацию максимально полной информацией, повышать ее Дух и, в то же время, предостерегать от шапкозакидательских настроений.
Армянский народ сейчас больше, чем когда-либо нуждается в национальной интеллигенции; не в тех маргиналиях, набивающих пузо у обильных столов презентаций и готовых продаться любому нуворишу зимзимовской ментальности, — а в настоящей интеллигенции, образованной, неподкупной и беззаветно преданной.
И каждодневно развивающей национальные духовные ценности, которые народ бережно передает из поколения в поколение.
Умирая в пустыне Тер-Дзора, матери рисовали пальцами в раскаленном песке армянские буквы и последним выдохом передавали детям как завет: “ми морацир!” (“не забывай!”).
Здесь, в пустыне диаспоры, мы волей-неволей забываем свои корни, а голос предков заглушается чуждой повседневностью. Миссия “Юсисапайла” была в максимальном усилении этого великого Голоса, который норовят заглушить не только внешние силы.
И поэтому все еще актуальна редакционная статья «Юсисапайла», опубликованная несколько лет назад в связи с выходом в свет сотого номера:

Редакционная
НАШ СОТЫЙ НОМЕР
Преодолевая неимоверные трудности и разрушительные козни многочисленных «доброжелателей», московская независимая газета «Юсисапайл» добралась-таки до заветного рубежа — своего сотого номера.
Мы выстояли и за это заплатили своим здоровьем, потерей иллюзий, разуверениями и разочарованием. Ничего хорошего, славного не произрастает в плохое время: хорошее — плод покоя, благоденствия и счастливых дней.
Теперь за нашей спиной 1000 номеров, потому что один номер армянской газеты в условиях Москвы следует засчитывать за десять. Газета стонала, сгибалась, но не жаловалась, ибо свободное дыхание помогало преодолеть всякие невзгоды. Наш суровый, критический реализм взращивался на фундаменте романтического духа Степаноса Назарянца, Микаэла Налбандяна, Гарегина Нжде, Рубена Севака и многих других титанов Национальной Мысли.
Нас душила банковская структура, наводняя Москву бесплатным, многостраничным «конкурентом»; нам отказали от церкви ради приложения к молдавскому официозу; плотной стеной встали, чтобы только не пустить нас на диаспорную конференцию...
Но мы стоически относились ко всему этому, понимая, что московская армянская община — это химера: если и есть какая-то общность, то она скорее со знаком «минус», и ее можно назвать общностью всепоглошающей взаимной враждебности, доходящей до ненависти.
В этой среде отсутствуют элементарные принципы морали: абсолютно не приемля какую-либо открытую критику, пробавляются сплетнями, слухами и вымыслами, не щадя никого и ничего.
Наиболее разумным было бы прекратить это сумасшествие, именумое независимой армянской газетой, однако, пока есть хоть малейшая возможность, мы выполняем волю народа, говорящего нам: «не оставляйте нас без нашего родного Слова!».
Мы будем выходить всегда, постоянно, и мы можем закрыться в любой день.
Такова правда, она парадоксальна, а разве не парадоксальна наша сегодняшяя жизнь? Разве можно считать нормой, когда негодяй обладает дворцом, а честный человек погибает, не имея даже хижины? Когда мудрец в услужении у глупца? Когда трусу воздают почести героя? Когда бездарный кичится своей прозорливостью?
Иной раз кажется, что наша газета — реликт, в том смысле, что нравственность —категория отжившая, бескорыстие — тоже... А мы стремимся утверждать именно эти моральные принципы. Как получается — не нам судить. Но разделите с нами маленький юбилей. И вместе возрадуемся тому, что газета издается, а вы еще способны отсчитать ее стоимость и вручить купюру на ее продолжение. Кто знает, что случится завтра? Пьеса другая, герои другие, стало быть, и спрос на иных зрителей...».
***
22 декабря редакция заказала в церкви «Сурб Арутюн» службу во здравие всех друзей, благодаря которым возобновленный «Юсисапайл» смог просуществовать целое десятилетие.
22 декабря 2003 года должен был выйти в свет номер, который вы сейчас читаете. Но так уж получилось, что только в апреле 2004 года «Юсисапайл» может сказать: «Спасибо всем нашим друзьям и читателям, и да поможет нам всем Всевышний!»

Москва,
апрель 2004 года

(Опубликовано в № 133 "Юсисапайла")

Назад/Back


Сайт создан в системе uCoz