БЫТЬ ПО СЕМУ!

“Быть по сему” - такую высочайшую резолюцию наложил Государь Император России Александр Второй на прошении профессора Лазаревского института восточных языков Степаноса Назарянца, вознамерившегося начать издание журнала “Юсисапайл”.

АРМЯНСКАЯ ПЕРИОДИКА
Первое армянское периодическое издание появилось в 1794 году в городе Мадрасе (Индия) под названием «Аздарар» («Вестник»). Откликаясь на политическую программу виднейших армянских просветителей Ш. Шаамиряна, Ак. Шаамиряна, М. Баграмяна, «Аздарар» призывал армян, нашедших убежище в далеких краях, возвратиться на родину, с помощью России освободить Армению от восточного ига.
В начале 1820 года в городе Калькутте выходили «hАйели Калькатян» («Зеркало Калькутты») и «Штемаран» («Житница»). Редактор «Штемарана» выступал против индо-армянских богачей и духовенства, защищая права бедных людей.
В первой половине XIX в. в армянской периодической печати особое место занимали «Азгасер» («Патриот») (1845—1848 гг.) и «Азгасер Араратян» («Патриот Араратский», 1848—1853 гг.), печатавшиеся в городе Калькутте.
В 1843 году в Венеции издавался мхитарянский журнал «Базмавеп», который откликался на просветительское движение армян. В 1856 г. была основана демократическая просветительская газета «Мегу» («Пчела») под редакцией А. Свачяна, который в 1861 году вместе с Налбандяиом организовал армянскую революционно-демократическую группу в Константинополе.

СТЕПАНОС НАЗАРЯНЦ
В 1854 году преподаватель Лазаревского института восточных языков Степанос Назарянц обратился в Министерство народного просвещения с просьбой разрешить издание армянского журнала под названием «Русь», на что получил отказ. Но в феврале 1855 года умер царь Николай I и на российский престол взошел Александр Второй. Неудачный конец русско-турецкой войны принудил молодого монарха самому взяться за реформу во избежание опасности крестьянской революции. Русские газеты тотчас откликнулись на идею крепостной реформы. Статьи, печатавшиеся в «Современнике», выдвигали вопросы, требующие коренных социально-политических изменений.
В 1856 году Назарян вновь обратился с просьбой о разрешении издавать журнал на армянском языке, на сей раз под названием «Юсисапайл» («Северное сияние»}. И вот в 1857 году он, наконец, получил разрешение, причем оно было лично подписано Государем Императором Александром II. Цензором журнала был назначен Н. Бероев (Бероян). В конце мая того же года Назарян адресовал армянам составленное совместно с Микаелом Налбандяном «Объявление», в котором было представлено основное направление и содержание журнала. В 1857 году в газете русских славянофилов «Молва» от 5 октября появилась редакционная статья, в которой, в частности, было сказано: «Мы, отстаивающие русскую народность, не можем не радоваться успехам развития какой бы то ни было народности. Да здравствует каждая народность, потому что только при признании всякой народности уничтожается характер ограниченности и исключительности одной, отдельно взятой какой-нибудь народности. Поэтому, повторяем, мы не можем не радоваться появлению журнала, имеющего цель быть органом народного языка...».
Так возник первый в России армянский просветительски-демократический журнал «Юсисапайл», издаваемый на самые скромные материальные средства.

“ЮСИСАПАЙЛ”
Ровно 145 лет назад, 17 марта 1858 года, увидел свет первый номер этого журнала. На его титульном листе была символическая картина: восходящее из-за облаков на горизонте лучезарное солнце, а напротив — истерзанный бурями и разбитый о скалы корабль. Под картиной стояла надпись: «Журнал всеобщего национального просвещения и воспитания». Внизу, за подписью Назаряна, эпиграф: «Отныне никаких хитроумных египетских жрецов, которые хотели бы стать единственными стражами науки! Отныне никаких китайских стен, которые бы закрывали доступ светлых идей к народу! Отныне пусть будет истина и свет! Да наступит освобождение от вавилонского плена тьмы!».
Активными авторами «Юсисапайла» были Микаэл Налбандян (кстати, в этом году исполняется 180-летие со дня его рождения), Рафаэл Патканян, Акоп Мелик-Акопян (Раффи), Газарос Агаян, Смбат Шах-Азиз и многие другие. Сама редакция находилась в здании Лазаревского института.
«Юсисапайл» выходил до 1964 года, причем весь 1963 год по просьбе армянских толстосумов царское правительство запрещало его публикацию.

НОВЫЙ “ЮСИСАПАЙЛ”
В декабре 1993 года издание «Юсисапайла» было возобновлено. В связи с этим 30 марта 1994 года в Доме Лазаревых совместно с Посольством Республики Армения был организован вечер, посвященный «Юсисапайлу». Среди присутствовавших следует отметить тогдашнего посла Феликса Мамиконяна, Главу Епархии архиепископа Тирана Кюрегяна, управделами Президента России Павла Бородина, депутата Госдумы Артура Чилингарова, советника мэра Москвы Геннадия Аракелова, политолога Андраника Миграняна и т.д. Все они тогда расписались на память на экземпляре нулевого номера «Юсисапайла», который стал одной из главных реликвий редакции (см. снимок внизу).


Из-за еще более скромных материальных средств «Юсисапайл» выпускался в виде газеты и, как и предшественник, постоянно подвергался гонениям.
Будучи изданием обета, возобновленный “Юсисапайл” служил только Истине, и потому его публикации не нравились так называемым “сильным мира сего”. Газета не ставила своей задачей обманывать собственный народ и внушать выгодные тем или иным группам идеи и поступки. Целью “Юсисапайла” было вооружить нацию максимально полной информацией, повышать ее Дух и, в то же время, предостерегать от шапкозакидательских настроений.
Ибо армянский народ сейчас больше, чем когда-либо нуждается в национальной интеллигенции; не в тех маргиналиях, набивающих пузо у обильных столов презентаций и готовых продаться любому нуворишу зимзимовской ментальности, — а в настоящей интеллигенции, образованной, неподкупной и беззаветно преданной.
И каждодневно развивающей национальные духовные ценности, которые народ бережно передает из поколения в поколение.
Умирая в пустыне Тер-Дзора, матери рисовали пальцами в раскаленном песке армянские буквы и последним выдохом передавали детям как завет: “ми морацир!” (“не забывай!”).
За все годы своего существования “Юсисапайл” ни разу не изменил армянскому языку, этой главной духовной ценности армянского народа. Каждый номер “Юсисапайла”, возрождавший в столице России наш великий язык из небытия, был своеобразным чудом воскрешения, ибо ведь и сам “Юсисапайл”, в сущности, с самого начала вел тяжелейшую борьбу за выживание. Но чудо это неизменно — из месяца в месяц, из года в год — происходило, и была в этом воля нашего Всевышнего.
В сентябре 2002 года массированные удары так называмых «новых армян» стали причиной очередной остановки московской армянской газеты «Юсисапайл».
Но в день своего 145- летия “Юсисапайл” возродился вновь.
Ибо, как и вся армянская нация, “Юсисапайл” словно говорит миру: “наша гордость не в том, что мы никогда не падаем. А в том, что, падая, всегда поднимаемся”.
Итак, “Юсисапайл” снова в строю!

Давид Балаян
(Опубликовано в № 129 "Юсисапайла")


Назад/Back


Сайт создан в системе uCoz