Карен Агекян: Армянская благотворительность
Армянская благотворительность в диаспоре, в частности, в России, совершенно неверно ориентирована. Я не говорю о самых вопиющих случаях, о бессмысленных тусовках и шоу типа фестиваля «Карот». Но надо ли в России везде и повсюду строить армянские церкви? Чтобы завтра писали на стенах матерную ругань в адрес «хачей»? Чтобы завтра футбольные фанаты, а «имя им легион», среди прочих подвигов мочились на памятные хачкары? Ведь это придет так же неизбежно, как на смену весне приходит лето. Возмущаться? С тем же основанием и тем же успехом как возмущаться летней жарой. Резонный вопрос: зачем ставить церкви и хачкары там, где подобные события слишком вероятны?
Мы привыкли думать, что церковь вроде бы «сохраняет армян армянами». На самом деле для новоиспеченных иммигрантов хождение в церковь и прочие искусственно созданные на чужой земле атрибуты армянской жизни играют роль наркоза, позволяющего менее болезненно пройти операцию отрыва от Родины и приживания на новом месте. Как ни парадоксально эти атрибуты армянской жизни в перспективе 10-20 лет обеспечивают более плавный и комфортный отрыв от Армении и нации. Дальше либо ассимиляция, либо превращение в самодостаточное меньшинство по месту жительства, для которого собственная гражданская второсортность по сравнению с «хозяевами» нормальна и привычна.
Мне скажут, что традиционную диаспору церкви, школы и газеты сохраняют вот уже почти сто лет. Что значит сохраняют? Кто считал процент ассимилировавшихся за это время армян? И в каком смысле сохраняют? В качестве любителей долмы и изображений Арарата?
Конечно, церкви нужны, но не помпезные сооружения, облицованные привезенным из Армении туфом. Гораздо правильнее с минимумом затрат арендовать самое простое помещение с четырьмя стенами, куда действительно верующие армяне могли бы прийти на службу. Не строить «архитектурные шедевры» во имя собственного тщеславия, которые потом останутся такими же бесполезными камнями, как во многих других странах, где больше нет армян, зато сохранились церкви.
Патриотичным диаспорным благотворителям нужно тратить деньги на тщательную и продуманную организацию постепенного возвращения людей в Армению. Лучше всего начинать с работы и заработка. Организовывать небольшие трудовые коллективы в самых разных сферах с прицелом на Армению. Вначале они начинают работать частично в России и частично в Армении. Постепенно готовятся условия для окончательного перевода рабочего процесса и переезда самих работников. Когда работа полностью переносится в Армению, готовятся условия для переезда семей, для их социализации в обществе. Поэтапный, рассчитанный на несколько лет процесс, к которому может быть привлечена активная часть общественности в Армении – та, которая считает репатриацию полезной для страны. Таким образом, у репатриантов, во-первых, будет работа, во-вторых, каждой семье не придется адаптироваться в одиночку, в третьих, семьи, у которых в Армении нет друзей и родственников, смогут сразу установить контакт с непредубежденными и дружески настроенными людьми на местах, что имеет огромное значение.
После первых удачных опытов процесс можно будет продолжать на конкурсной основе – отбирая для Армении особо полезных людей. На материальное обеспечение этого процесса должно быть нацелено 99 процентов тех благотворительных армянских денег, которые тратятся в России – все остальные направления самообман и иллюзия.
Карен Агекян,
Главный редактор журнала «Анив»

 

 

 

 


 


Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz