Давид Балаян

"ЮСИСАПАЙЛ"
Далекое и близкое

Глава двадцать девятая

23 апреля 1997 года вышел № 90 «Юсисапайла» с обширной подборкой новостей московской армянской диаспоры.


15 февраля в конференц-зале гостиницы «Арбат» состоялась очередная попытка объединения разрозненно действующих армянских организации Москвы. На этот раз 77 представителей 18 организаций создали «Национально-культурную автономию армян Москвы». В Учредительной конференции не участвовала Армянская община г. Москвы (руководитель С.С. Григорян), которая весьма болезненно восприняла это начинание, расценив ее как посягательство па свои права единственного начальствующего органа московских армян.
Был избран Совет из 30 членов; президентом новой организации стал В. Арцруни, а его заместителем - К. Микаэлян. Конференцию благословил Глава епархии архиепископ Тиран Кюрегян.
В течение последующих двух месяцев шла работа над Уставом. И, когда его представили па регистрацию, выяснилось, что предварительно следует создавать окружные отделения.

О строительство Собора
Начата реконструкция Поминального дома Жамгаряна па территории Армянского кладбища, который планируется использовать в качестве общинного дома «Ай Тун» («Армянский Дом»).
Одновременно продолжаются подготовительные работы по строительству Кафедрального Собора Сурб Хач. Тем временем, ящик в церкви, в который прихожане опускали пожертвования на строительство Собора, уже в третий раз опустошен грабителями.

Снова в строю
В зале суда был освобожден из-под стражи известный предприниматель н меценат Серж Джилавян. Напомним, что он и его телохранитель А. Карапетян были арестованы 1 сентября полковником Гарником Восканяном по обвинению в незаконном хранении оружия. В течение полутора лет Никулинский межмуниципальпый суд безуспешно пытался осудить С. Джилавяна и А. Карапетяна, однако «дело» каждый раз рассыпалось и его приходилось направлять на дорасследование. Прискорбно, что 30-летний ветеран Арцахской войны А. Карапетян скончался в тюрьме от жестоких побоев.

Последний номер «Ноя»
Вышел в свет двадцатый номер армяно-еврейского вестника «Ной», в котором его редактор В. Варжапетян оповестил о своем решении прекратить выпуск журнала.
За последние три года это уже шестое периодическое издание московских армян, которое из-за финансовых трудностей прекращает свое существование. Ранее эту участь разделили «Армянский вестник», «Арарат», «Про-Армсния», «Парос» н «Армянская Ассамблея». Надолго замолчали «Армения энд Мир» и «Армянский информационный бюллетень», каждый из которых увидел свет только два раза.

«Юсисапайл» в Интернете
Ежедневная ереванская газета «Молорак» («Плапета»), ранее выходившая под названием «Лрагир» («Газета»), 28 марта перепечатала из «Юсисапайла» статью бывшего епископа Паргева Геворгяна «Камо грядеши Гарегин Первый, Католикос всех армян?». Кроме нее эту же статью перепечатали семь изданий армянской диаспоры.
Это стало возможным благодаря выходу «Юсисапайла» в Интернет, где достаточно активно работают армянские компьютерные сети «Крунк», «Айастан», «Айнет», «Армения», «Арминко» и т.д.

Материалы симпозиума по геноциду
Международный Фонд арменоведения им. Ц. Агаяна выпустил в свет сборник материалов Международного симпозиума по геноциду, который проходил в Москве в 1995 году. Особая ценность этого издания заключается в том, что в него вошли тексты тех докладов, которые во время симпозиума были представлены в тезисах либо вообще не были прочитаны. В частности, чрезвычайно интересны доклады В. Дадряна «Обзор материалов турецкого военного трибунала но обвинению в геноциде армян: характер н значимость четырех основных серий судебного разбирательства», а также известного израильского ученого И. Черни «Подход к более широкому определению геноцида: правовые понятия соучастия в геноциде и геноцид как следствие загрязнения и разрушения окружающей Среды».

100-летие Егише Чаренца
12 апреля в Центральном Доме литераторов состоялся вечер, посвященный 100-летию со дня рождения классика армянской литературы Егише Чаренца. Вечер, который блестяще провели А. Сагратян и А. Абрамян, был организован московским Центром армянской культуры, созданном под эгидой церкви «Семья Христова».
Выступая па вечере, пастор этой церкви Ваган Франкян сообщил, что планируется регулярно проводить подобные культурные мероприятия. Кроме того, протестанты собираются основать школу и газету.

Раздел Епархии
Несмотря па единодушную позицию Собрания представителей, которое в марте прошлого года категорически высказалось против планов архимандрита Езника (Краснодар) отделиться от епархии, Его Святейшество Гарегин Первый подписал кондак о разделе Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской церкви па две части. Согласно неофициальной информации, поступившей из Св. Эчмиадзина, Католикос Гарегин Первый лично проинформирован президента Л. Тер-Петросяна об этом решении, на что тот отреагировал следующим образом: «Теперь будем ждать мятежа со стороны архиепископа Тирана».
Комментируя по просьбе редакции создавшуюся ситуацию, Глава епархии архиепископ Тиран Кюрегян, в частности, заявил: «Если здесь и уместно слово «мятеж», то оно скорее характеризует действия архимандрита Езника, который в угоду своим амбициям фактически подорвал позиции северокавказского армянства».

В церкви Сурб Арутюн состоялось отпевание известного московского писателя и журналиста Альберта Гаспаряна, скончавшегося 14 марта. Ушел из жизни один из лучших представителей московской армянской интеллигенции и эта утрата не восполнима. Мы выражаем свои искренние соболезнования родным иблизким нашего незабвенного Альберта, который был одним из самых верных друзей «Юсисапайла». Память об Альберте Гаснаряне будет всегда жить в наших сердцах.

В том же номере был опубликован очерк Альберта Гаспаряна «Потерянные в пустыне»:
 Анна Оганнесян, парижанка, занимающаяся социальной антропологией, по заданию Национального института востоковедения отправилась в Иорданию с целью изучения бедуинов южного региона. Здесь она познакомилась с Абу—Гарибом, хозяином и единственным официантом маленького ресторанчика в местечке Вади — Муса. Во время разговора Абу — Гариб решил удивить гостью: «А моя мать,— сказал он, — была армянкой». Он, конечно, не знал, что его собеседница сама армянка, просто сообщал факт, который может пригодиться ученой иностранке.
Но как мог бедуин в центре этой арабской пустыни оказаться армянином? Абу — Гариб ничего не смог объяснить; он только знал, что мать его была армянкой и умерла, когда ему было 4 года. И еще он сказал, что имя Анна напомнило ему о лучшей подруге матери, которая жила в Маане, в 45 км от Вади — Муса.
На следующий же день Анна Оганнесян поехала в Маану и зашла в указанный Аму—Гарибом дом в «Эй — эл—Армане» («Армянском квартале»), В доме оказалась только молодая девушка, которая сообщила, что обе ее бабушки — по отцовской и материнской линиям — были армянками.
Весть о появлении Анны быстро разлетелась по кварталу. Одна за другой появились женщины, старые и молодые. Они брали ее за руки, трогали плечи, щупали одежду. И все наперебой приглашали к себе домой. «Моя мать была армянкой, приходи ко мне, у меня даже есть армянская книга, Библия, я покажу ее тебе». И у всех на глазах были слезы.
Но Анна появилась здесь слишком поздно. Все матери уже умерли десять—пятнадцать лет назад.
Армянские женщины Маана, отдаленной деревушки в южной части Иорданской пустыни, были депортированы сюда в 1915 году из района Чомаклу (Кесария).
Мужчины были арестованы, а позже расстреляны. А стариков, женщин и детей, примерно 1600 человек, погнали пешком до Алеппо. Во время 40—дневного перехода умерло 200 человек. Из Алеппо в товарном вагоне их переправили в Дамаск, где умерли еще 30 человек. Оставшихся разделили на 4 группы и отправили в разные районы Иордании.
В Маане были 15 человек из Чомаклу, потом к ним добавились депортированные из Килиса, Бейлана и Ромгли. В Вади — Муса добрались 450 чомаклийцев. Самая борьшая группа из Чомаклу — 750 человек — попала в Шобак.
Старый бедуин, которому в то время было 11 лет, вспоминал, что в деревне Бусаяры ежедневно умирали от голода 10 человек. Бедуины встретили поначалу пришельцев недружелюбно, но потом, когда узнали обстоятельства их появления, они стали делать все, чтобы хоть как — то облегчить страдания этих людей.
В 1917 году восстание арабов под руководством Шариф Хусейна положило конец оттоманскому правлению в Иордании. По личному указанию Шариф Хусейна ссыльных армян переправили в Иерусалим, а оттуда в Порт—Саид, где Британский Красный крест содержал громадный лагерь для беженцев.
Погос Нубар — паша, руководитель армянской делегации в Париже, выразил глубокую признательность королю Хусейну за помощь армянам в их возвращении.
Но 15 девушек затерялись в Маане. К этому времени они вышли замуж за арабов и стали, так сказать, прародительницами обнаруженного Анной Оганнесян племени бедуинских армян.
Потомки 15 девушек из Чомаклу, конечно, не ощущают себя армянами. И национальные корни для них нечто абстрактное и даже мифическое. Они арабы, но...
Анна Оганнесян недавно снова была в Вади — Муса и застала Абу — Гариба в печальном расположении духа.
— В чем дело, почему вы так грустны? — спросила Анна.
- Я грущу о своей матери и обо всех армянах, — ответил Абу — Гариб. — Турки их заставили страдать, а потом выслали. Моя мать пришла сюда и умерла. Мы здесь родились и живем здесь. Когда Армении было хорошо, мы были счастливы. Но потом все пошло не так — землетрясение, война, Карабах... Когда же для нас, армян, наступит спокойная жизнь?
Альберт Гаспарян

В рубрике Национальные герои была дана статья «Согомон Тейлерян и его подвиг»

Продолжение следует

 

 

 

 


 

Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz