Давид Балаян

"ЮСИСАПАЙЛ"
Далекое и близкое

Глава тридцать первая

6 ноября 1997 года вышел 92-ой номер «Юсисапайла», посвященный 850-летнему юбилею Москвы.

«Я по свету немало хаживал,
Жил в землянке, в окопах, в тайге.
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.
Но Москвою привык я гордиться
И везде повторял я слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
(Гимн города Москвы
Музыка И. О. Дунаевского на стихи М. С. Лисянского и С. И. Аграняна “Моя Москва”).

Редакционная: «Третий Рим сегодня»
Москвичи отметили день своего города, которому исполнилось 850  лет. Столица православной России еще два года назад стала готовиться к юбилею и первым деянием на этом поприще можно считать грандиозное по масштабам и беспримерное по темпам строительство Храма Христа Спасителя. Это важный шаг к православным истокам, к традициям Третьего Рима, к возрождению былой славы.
Освобождение гибнущих под копытами “черного всадника” (см. Откровение Св. Иоанна) восточных христиан, единственной надеждой которых был Третий Рим, вписало блестящие страницы в истории России, страницы, которые, как бы их сегодня не пытались замарывать, сияют и будут сиять в веках.
Совершенно очевидно, что практически все державы ныне мечтают о гибели великой Руси, стремятся превратить ее в сырьевую колонию с дешевым рабским трудом. В этом заинтересованы и некоторые силы в самой России.
Оказались пророческими слова директора ЦРУ США Аллена Даллеса, сказанные им в конце войны, когда русские спасали американцев от фашизма.
“Окончится война, все как-то утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание русских людей. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания.
Из литературы и искусства мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубине народных масс. Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, безнравственности.
В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство и вражду народов, прежде всего вражду к русскому народу, - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом.
И лишь немногие, очень немногие будут догадываться, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать. Мы будем заражать таким образом поколение за поколением. Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, растлевать, развращать ее. Мы сделаем из молодых людей циников, пошляков, космополитов. Вот так мы это и сделаем”.
А вот слова Бейкера, госсекретаря при президенте Буше: “Мы истратили триллионы долларов за последние сорок лет, чтобы одержать победу в “холодной войне” против СССР. В итоге с великим народом сделано то, о чем мечтали его враги. Главное - нашлись предатели”. Эти слова недавние - из отчета Бейкера перед конгрессом после поездки по нашей стране, точнее по тому, что от нее осталось.
Что касается армянского народа, то мы не располагаем информацией о факте специального заседания какого-то тайного мирового правительства и тем более какого-либо программного заявления о его перспективах. Но и так очевидно, что исключение русского народа из мирового политического процесса автоматически приводит к беспрепятственной реализации давно существующего плана физического уничтожения армянской нации.
Вот почему армяне на стороне русских, с которыми у нас одни и те же враги. Вот почему московские армяне на стороне тех лидеров, которые понимают всю серьезность ситуации…»

На второй полосе в рубрике «Юбилею Москвы – наш подарок» была опубликована поэма «СЛОВО О ЦАРЕ МОСКОВИИ» на древнеармянском языке, датируемая 1556 годом. (Матенадаран, рукопись № 8968, листы 271а—273б).

И авторское эссе «Москва, Ваганьково…»
Этот небольшой участок земли, обнесенный глухим забором, в официальных документах называется Армянским филиалом Ваганьковского кладбища.
Я же его называю hАйк-парком.
Можно, конечно, произносить Гайк-парк, но все же лучше со звуком «h»; для этого приготовьтесь воспроизвести русский звук «г», но в последний момент выдохните «ъ».
hАйк-парк.
Да, это очень перенаселенное кладбище и внизу покоятся останки десятков тысяч людей, намного больше, чем может показаться с поверхности. Могилы, памятники, статуи и решетки просто-таки жмутся друг к другу и порой не оставляют даже малейшего просвета для прохода.
Всегда все кладбища - это самые мрачные и страшные места на земле. Напротив, через трамвайные линии, это действительно так.
Но здесь совсем по-другому; здесь чувствуешь странную, почти мистическую отрешенность и умиротворение.
И даже эти могильные камни, которые по своей сути есть нечто гнетущее, здесь воспринимаются всего лишь частью чего-то великого, намного большего, чем это кладбише, где покоятся люди, оказавшиеся так далеко от родной земли.
Что за таинственная сила постоянно рассеивает народ горы Арарат по всему свету с какой-то непостижимой человеческому пониманию целью?
Каждое мгновение, проведенное на этом кладбище, дает поразительно отчетливое ощущение того, что абстрактно называется «забытость». Или «потерянность».
Забытость, или потерянность, — такая абсолютная, что кажется, будто забыты и потеряны здесь все, живые и мертвые, и ты сам в первую очередь.
А эти фамилии, имена и даты словно говорят: люди здесь более забыты и потеряны, чем если бы вовсе не приходили в бренный мир.
Скорбное молчание мертвых здесь успокаивает и помогает на многое взглянуть по-другому. Отсюда многие явления жизни воспринимаются, так сказать, с противоположной точки зрения.
Быть может, единственно правильной.
И само собой становятся бессмысленными споры о том, правильно ли нахождение единственной в Москве Армянской церкви в центре кладбища. Это последнее в Москве место, где еще теплится Армянский Дух; он пытается нам, по всей видимости, сообщить что-то очень важное, но мы не желаем или не можем понять что именно.
Дети, которых приводят крестить, веселые новобрачные, молящиеся верующие и гробы...
Все это кажется любительским видеофильмом, который проигрывают в ускоренном режиме. Словно армяне прожигают свою жизнь в десятки раз быстрее, чем другие.
И не успевают разобраться с настоящим, ибо постоянно копаются в прошлом, превращая настоящее в сущий ад.
А будущее — в ничто.
Вот ты входишь в ворота и пока доходишь до церкви, ты видишь настоящее своей нации. Камни молчат, ибо живые молчаливо говорят о многом: они пережили опасность быть армянином.
Теперь они переживают всю позорность бегства от этого.
И когда находишься рядом с ними, ты чувствуешь, что ты со своей нацией и ее судьбой. Трагической и позорной.
И ты понимаешь, что есть глубокая закономерность в  кричащем здесь отсутствии грани между живыми и мертвыми, между жизнью и смертью.
Потому что давно умерла самая главная жизненная энергия народа — умерла Национальная Мысль.
Но никто этого не замечает.
Только здесь, в московском hАйк-парке, в этом причудливом симбиозе живых и мертвых, в состоянии отрешенности и умиротворенности, в ощущении забытости и отчаяния,— рождается понимание потери, которую необходимо восполнить, иначе нация вся превратится в сплошное кладбище.
Необходимо оживить Национальную Мысль.
Но об этом, если даст Бог, в следующем номере.
Давид Балаян
Член Армянского отделения
«Международное Перо»

 На третьей полосе были даны «Основные даты новейшей истории армянской диаспоры Москвы»:

21 сентября 1987 года - первое собрание инициативной группы по возобновлению издания журнала «Юсисапайл».
13 марта 1988 года - первый митинг во дворе Московской церкви Сурб Арутюн. Создан комитет «Карабах» в Москве.
9 апреля 1989 года - на основании поступившего доноса власти запретили продолжение строительства памятника жертвам Сумгаита близ церкви Сурб Арутюн.
29 июня 1989 года - в ДК «Красная Звезда» состоялась учредительная конференция Московского городского общества армянской культуры. (Зарегистрировано Моссоветом 20 июня 1989 года).
Ноябрь 1989 года - к открытию съезда АОД в Ереване был набран и отпечатан первый номер органа Московского общества армянской культуры (МАКО) газеты «Армянский вестник».
Январь 1990 года - голодовка беженцев из Баку в здании постпредства Армении.
13 июня 1990 года - раскол в МАКО. Появление двух газет с названием «Армянский вестник».
31 января 1991 - вечер в кинотеатре «Ударник», посвященный объединению редакций газет «Армянский вестник».
20 апреля 1991 года - первая в Москве научная конференция, посвященная геноциду 1915 года.
27 июля 1991 года - собрание московских армян, посвященное референдуму в Армении. Создан оргкомитет общинной организации.
28 августа 1991 года - регистрация Устава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви в присутствии Католикоса всех армян Вазгена Первого.
30 ноября 1991 года - Учредительное собрание «Московской Армянской Общины».
25 июня 1992 года - выход группы активистов из состава Совета «Московской Армянской Общины». Создание «Армянской Общины Москвы».
Сентябрь 1992 года - открылась Московская армянская гимназия Сержа Джилавяна.
21 января 1993 года - Католикос всех армян Вазген Первый вручил Сержу Джилавяну орден «Святого Григория Просветителя».
28 мая 1993 года - празднование Дня независимости Армении в Колонном зале Дома Союзов. Впервые вместе собрались более 2000 армян.
20 июня 1993 года - Учредительное собрание Ассамблеи московских общин в Театре Эстрады.
7 октября 1993 года - открытие Московской государственной армянской школы.
22 июля 1993 года - Учредительное собрание Международной Армянской Ассамблеи. Вышел в свет первый и единственный номер газеты «Парос (Факел)».
25 октября 1993 года - вечер в Колонном зале, посвященный 180-летию подписания Гюлистанского договора. Выход в свет первого номера газеты «Армянская Ассамблея».
21 ноября 1993 года - создан Фонд имени Арно Бабаджаняна.
21 ноября 1993 года - первое заседание Армянского клуба.
22 декабря 1993 года - выход в свет нулевого номера вестника «Юсисапайл».
Март 1994 года - начала проводить богослужения Московская Армянская церковь евангельских христиан.
22 апреля 1994 года - выход в свет первого регулярного номера армяно-русского христианского журнала «Юсисапайл».
Ноябрь 1994 года - создано Международное объединение «Центр русско-армянских инициатив».
27 ноября 1994 года - создана Международная армянская ассоциация медиков.
1-6 декабря 1994 года - Всемирный Армянский Форум в Колонном зале. Создание Всемирной Армянской Ассамблеи. Выход в свет еще одного первого номера газеты «Армянская Ассамблея».
14 апреля 1995 года - Государственная Дума приняла резолюцию, осуждающую геноцида армян 1915 года.
18 апреля 1995 года - в Москве впервые проведен международный симпозиум, посвященный геноциду 1915 года.
Июнь 1995 года - Первый визит в Москву Католикоса всех армян Гарегина Первого.
Сентябрь 1995 года - вышел в свет последний номер газеты «Армянский вестник». Через полгода ее издатель  и главный редактор Ваган Эмин скончался от инфаркта, а семья осталась без квартиры, которую конфисковали кредиторы.
1 сентября 1995 года - по обвинению в незаконном хранении оружия арестован Серж Джилавян. Отсидев в предварительном заключении ровно полтора года, С. Джилавян был освобожден прямо в зале суда.
19 марта 1996 года - патриарший визит в Москву Католикоса Великого Дома Киликии Арама Первого.
29 марта 1996 года - Собрание Представителей российской епархии Армянской церкви. Одновременно была проведена конференция представителей армянских общин России.
7 августа 1996 года - новым атенапетом Епархиального Совета избран Вардкес Арцруни.
8 октября 1996 года - постановление Правительства Москвы о строительстве Кафедрального Собора Сурб Хач.
15 февраля 1997 года - Учредительная конференция национально-культурной автономии армян Москвы. Избран Совет во главе с В. Арцруни.

Там же напечатана статья члена экспертной комиссии по разработке Закона о национально-культурной автономии Михаила Сергеевича  Айвазян «Закон   Российской  Федерации  «О национально-культурной   автономии»   и   наши   задачи», а также подборка новостей:

Известный армянский историк Сурен Айвазян пришел к выводу, что бабушка основателя Москвы Юрия Долгорукого была армянкой из рода Еркайнабазук-Долгоруких, боковой ветви царей Багратуни (С. Айвазян «История России. Армянский след», М. 1997 г., стр. 264).

В ходе празднования юбилея Москвы плани­ровалось провести освящение закладки краеугольного камня под строительство Кафедрального Собора Сурб Хач. К сожалению, это мероприятие не состоялось и оно отложено на неопределенное время.

Весь мир скорбел, узнав о трагической гибели принцессы Уэльской леди Дианы. Но никто не вспомнил о том, что у леди Дианы четко обозначенные армянские корни. Среди ее предков в шестом колене имеется упоминание об Eliza Kewark (Элизе Кеворк), которая переехала в Великобританию из Калькутты. Пресса уже сообщала о том, что несколько лет тому назад в семейном архиве принцессы Ди были найдены письма со «странными» буквами, адресованные Элизе Кеворк. Впоследствии выяснилось, что письма были написаны на армянском языке.
В 1800 году Элиза Кеворк вышла замуж за шотландского купца Теодора Форбса. От этого брака родилась Кэтлин Скотт Форбс, которая вышла замуж за Джеймза Кромби из Абердина. Их дочь Джейн сочеталась браком с Дэвидом Литтлджоном, дочь которых Рут, в свою очередь, вышла замуж за Уильяма Джилла. Рут Сильвия Джилл, бабушка леди Дианы, вышла замуж за лорда Фермоя и их дочь, Френсис Рут Бурке Роуч, стала женой восьмого графа Спенсера - отца принцессы Дианы.

С 29 августа по 1 сентября Католикос всех армян Гарегин Первый совершал свой первый патриарший визит по приходам Южнороссийской епархии образованной в результате раздела Ново-Нахичеванской и Российской епархии. Поездка нача­лась  с города Минеральные Воды, где Его Святейшество приветствовал Глава епархии епископ Езник Петросян. Католикос побывал также в Кисловодске, Ставрополе, Владикавказе, Пятигорске и Краснодаре, причем в Кисловодске и Краснодаре Гарегин Первый освятил новые армянские церкви.
Напомним, что Собрание Представителей и Епархиаль­ный Совет Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви категорически были против раздела епархии на две части, однако Католикос всех армян Гарегин Первый не прислушался к их мнению.

25 сентября в резиденции Главы Ново-Нахичеванской и Рос­сийской епархии Ар­мянской Апостольской Церкви состоялось вручение  медали «В память 850-летия Москвы» членам и активистам Епархиального Совета. Среди награжденных — В. Арцруни, Л. Айрапетян, А. Арутюнян, Р. Баблоян, Д. Балаян, С. Вартанян,Г. Меликянц, Ф. Согоян, Г. Тер-Газарянц, К. Удумян и другие.

На четвертой полосе – продолжение публикация выдержек из несостоявшегося спецвыпуска «Юсисапайла» «Первые шаги в Армянской Апостольской церкви».

Продолжение следует

 

 

 

 


 

Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz