Давид Балаян

"ЮСИСАПАЙЛ"
Далекое и близкое

Глава тридцать четвертая

В конце мая 1999 года нас всех поразила роскошная книга, озаглавленная «Архиепископ Тиран».

Она была отпечатана на глянцевой бумаге в типографии «Внешторгиздат» и открывалась посланием Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго.
Дорогие братья и сестры!
Рад возможности предварить книгу, посвященную 50-летию со дня рождения архиепископа Тирана, главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви и Экзарха при Московском Патриаршем престоле, настоящим предисловием.
Мне весьма отрадно свидетельствовать, что на протяжении веков узы жристианской любви связывают наши Церкви и народы, видимым проявлением которой является не только общение на уровне Глав Церквей, но и практическое сотрудничество в гуманитарных, социальных и просветительских программах.
Как Предстоятелю Русской Православной Церкви мне весьма дорого общение и взаимодействие с архиепископом Тираном, на протяжении более 20 лет
возглавляющим и духовно объединяющим армянскую общину в Москве и России. Он неустанно проповедует Слово Божие, возвышает свой голос в защиту мира и справедливости. Архиепископ Тиран — авторитетный лидер и архипастырь, пользующийся заслуженным признанием не только в Армении и в России.
Эта книга, знакомящая читателей с его деятельностью и служением Богу и людям, надеюсь, будет интересна не только людям церковным, но и всем, кому не безразлична судьба наших Церквей и народов на рубеже тысячелетий.
Пользуясь представленной возможностью, сердечно поздравляю архиепископа Тирана с золотым юбилеем и молитвенно желаю всесильной помощи Божией, крепости душевных и телесных сил, мудрости и благославенных успехов в дальнейшем, столь же ревностном архипастырском служении на благо Церкви и вверенной ему паствы.
Вместе с  ним надеюсь, что в скором времени армянская диаспора будет иметь возможность воздвигнуть новый храм в Москве, дабы он был центром духовной и  культурной жизни, из которого всякий верующий мог бы черпать все потребное и благое для жизни достойной и праведной.
Бгагословение Божие, верю, будет пребывать над архиепископом Тираном и всей его Богонасаемой паствой в грядущие годы».

Дело в том, 20 октября 1998 года в "Президент-Отеле" Москвы отмечали 50-летний юбилей Патриаршего Экзарха, Главы Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископа Тирана Кюрегяна.
«Юсисапайл» принципиально не был приглашен на мероприятие, поэтому воспользуемся этим 200-страничным фолиантом, автором которого значится Айк Варден (явный псевдоним, под которым скрывался, судя по косвенным данным, Вардан Мушегян).
Вот как он описывает то событие:
«Октябрь 1998 года в Москве, как уже повелось за последнее десятилетие, изобиловал многочисленными общественно-политиче­скими событиями. Несмотря на беспрерывные социальные всплески нарастающего экономического и политического кризиса в стране, духовная жизнь в столице ни на миг не замирала.
Это чисто российская особенность, проявляющаяся много раз в истории, когда первозначность духовных запросов у людей панци­рем оберегала их от ударов нахлынувших невзгод. В бесконечной череде октябрьских культурных мероприятий в Москве особенно приметной для общественности столицы и значительной для рос­сийской диаспоры армян стало чествование в помещение "Президент-Отеля" 50-летнего юбилея Патриаршего Экзарха, Главы Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископа Тирана Кюрегяна.
У отеля, куда беспрерывно подъезжали вереницы машин, унылую серость пасмурного вечера оживляли красочные пятна цве­точных букетов и улыбки столпившихся у входа людей. У подножья широкой лестницы, ведущей в сверкающий холл отеля, в своем строгом остроконечном одеянии епископа встречал гостей винов­ник торжества — Владыка Тиран.
Гости сердечно поздравляли Владыку и подтягивалась к конференц-залу.
Радостные возгласы неожиданных встреч сливались с приглу­шенным гулом собравшихся. Много знакомых лиц: известных деяте­лей культуры, науки, представителей различных религиозных кон­фессий, политиков, послов различных стран.
Оживленные взгляды живо выхватывали из общей массы людей любимых артистов: Армена Джигарханяна, Лию Ахиджакову, Спартака Мишулина, Светлану Врагову, Артема Карапетяна, Иосифа Кобзона, Ирину Отиеву и др.
— Сегодня чествуется не только юбилей Српазана, но и тыся­челетие братства между нашими народами. Через каждого из нас это великое братство непрерывно продолжается, -  говорит Армен Джигарханян столпившимся вокруг него гостям
Атмосфера неожиданно меняется. Все вокруг несколько притихает и сосредоточивается на величественно проходящей в зал белоглавой свите Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, которая каким-то неуловимым притяжением увлекает за собой поток ожидающих в фойе людей.
Зал переполнен. Перед объективами нацеленных на сцену телекамер почетные гости торжества занимают свои места в президиуме. Здесь представители всех ветвей российской власти, послы государств и духовные представители Армении, мэр Москвы, главы религиозных конфессий России.
Красивый и могучий баритон Артема Карапетяна торжественно звучит под сводами зала, предваряя начало чествования человека, представляющего несгибаемую веру своего народа, перенесшего ее через все невзгоды своей судьбы.
Ваше Святейшество!
Уважаемые дамы и господа!
Большое спасибо, что вы пришли. Вы пришли действительно на торжественный и приятный для всех нас день. Мне не очень хочется называть это юбилеем, потому что я не уверен, что это юбилей Владыки Тирана; возможно, это наш юбилей. Мы сегодня празднуем событие, которое длится уже 20 лет.
Мы более 20 лет являемся его паствой, не только я, не только вы, но многочисленные люди, которые приезжали сюда из других республик, вся армянская диаспора чувствует его поводырскую руку, добрую волю, которой он управляет нами. Поэтому этот праздник в равной мере и юбиляра, и наш.
И еще есть одна причина, по которой я хотел бы избежать слова "юбилей." Армянская Апостольская Церковь объединяла многострадальный народ, распятый, как Христос, на своих рубежах, измученный, избитый и не уничтоженный только благода­ря вере. Я убежден, что вера сохранила нацию, язык, культуру.
И, видимо, вера — это то, к чему мы пришли, наконец-то поняв, что нельзя без духовности, нельзя жить без Бога, быть в сто­роне от святых истин и вещей. И слава Богу, что мы к этому пришли, и слава Богу, что мы сегодня открыто празднуем такой юбилей. Я думаю, что правильнее было бы сказать, — мы пришли не на юби­лей, мы собрались на большую коллективную молитву. Двадцать лет этот человек отпускал нам наши грехи, двадцать лет он молился за нас Богу, искупал наши грехи, принимал нашу исповедь, крестил наших детей, провожал в последний путь наших стариков. Как же мы можем не благодарственно отнестись к нему и единственный раз за 50 лет не помолиться за него все вместе? Поэтому я буду счи­тать, что всякое выступление, все добрые слова, которые вы будете говорить в его адрес — это своеобразная молитва, обращенная к Богу.
Пусть Бог продлит его дни, сделает его жизнь длинной, долгой, насыщенной, укрепит его волю, его разум, его талант, чтоб он и даль­ше вел нас по этому пастырскому пути, руководил нами и оставался до конца верным и преданным высокому званию христианина Счас­тья Вам, Владыко Тиран!
Артем Карапетян»

Книга эта стала библиографической редкостью и потому позволю себе привести еще одну длинную выдержку:

В Отделе внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского Патриархата Русской Православной Церкви Свято-Даниловского монастыря 28 января 1999 г., во главе с председателем ОВЦС, посто­янным членом Священного Синода, митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, состоялось торжество, посвященное 50-летию Патриаршего Экзарха, Главы Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви архиепис­копа Тирана
На торжестве приняли участие члены Епархиального Совета, представитель посольства республики Армения в Москве г-н Смбатян С.Б., московская армянская интеллигенция, сотрудники и заместители председателя ОВЦС. Выступили: Митрополит Кирилл, ответственный секретарь Буевский А.С., заместитель председателя ОВЦС отец Виктор Приключенко, Чрезвычайные и Полномочные послы РФ Удумян К.Б., Тер-Газарянц Г.А., директор школы Успенская Г.И.
Архиепископ Тиран был награжден именной панагией и выступил со словами благодарности.
Выступавшие, высказали много теплых слов в адрес юбиляра, подчеркивая важное значение его деятельности как представителя Армянской Апостольской Церкви в Москве. В частности, председа­тель ОВЦС митрополит Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Первый) сказал:
"Всякий раз, когда я слышу Владыку Тирана, в разных аудито­риях, иногда, в очень высокопоставленных аудиториях, где он уве­ренно и твердо высказывает свои убеждения, его позиция вызывает огромное уважение.
Друзья познаются в беде. Сегодня беда в России, всем это оче­видно. Она находится в униженном состоянии, и много, много скорбей, с которыми нам приходится сегодня сталкиваться. Навер­ное, в этой беде познаются настоящие друзья, как и выявляются настоящие противники русского народа.
Я думаю, что историческое значение Вашего присутствия в Москве, Владыко, все эти 80-90 гг. связанно с тем, что Вы являете нам образ Армянской Апостольской Церкви и образ Армении. И по Вас об армянах и Армении судят как о дружественном народе и дру­жественной стране. И я думаю, что этим Вы приносите огромную пользу своему собственному народу и Армении.
Пройдут эти трудности у России, как сказал один мудрый че­ловек, у России не может быть экономического кризиса по природе, страна слишком богатая, здесь может быть только кризис в мозгах. Вот пока у нас этот кризис в мозгах есть, но думаю, что он очень ско­ро закончится и страна снова обретет свою силу, вес и значение в международных отношениях и в отношениях с соседями. И тогда у нее снова появится много друзей, которые сегодня себя проявля­ют не как друзья. Так вспоминать мы будем, не потому, как к нам относятся или будут относиться, или относились в момент славы и величия, а как к нам относились или относятся в момент нашего унижения и скорбей.
И вот в этом, я думаю, главная Ваша, Владыко, историческая роль. И даже если бы Вы больше ничего не сделали в своей жизни, а сделали бы только это, уже было бы достаточно, чтобы Ваше имя вошло в историю, в первую очередь, вашей Церкви и вашей страны и в историю наших отношений. Поэтому я бы хотел сердечно побла­годарить Вас за Ваше мужественное и честное служение, которое Вы осуществляете, и за Вашу любовь к России и русскому народу".

Надо сказать, что это была вторая книга об архиепископе Тиране; первая, посвященная 20-летию рукоположения в священнический сан, была подготовлена архимандритом Езником Петросяном и вышла в 1993 году на средства Сержа Джилавяна.

Несомненно, архиепископ Тиран обожал, когда его восхваляли; в то же время, любое критическое слово приводило его в состояние ярости и вызывало желание мстить…

17 июня 1999 года выходит 96-й номер «Юсисапайла».

В рубрике «Армянская Москва» (см. фото) было опубликовано сообщение о том, что 20 мая 1999 года начато строительство Кафедрального Собора на участке в районе Олимпийского проспекта. Работы ведутся строительным концерном «Лусине», принадлежащем Мураду Саргсяну.

На второй полосе в рубрике «Неизвестное об известном»
БАЛКАНЫ, АНДРАНИК, ТРОЦКИЙ...
9 октября 1912 года началась Первая Балканская война между Балканским Союзом (Болгария, Греция, Сербия, Черногория) и Турцией, завершившаяся поражением последней. В составе македоно-одринской группы войск в этой войне приняло участие также армянское добровольческое формирование под командованием поручика Гарегина Нжде и воеводы (генерала) Андраника Озоняна. 28 января 1912 года войска Андраника с марша освобождают город Шар-Кио, из которого чудом удается убежать в Стамбул командующему турецкой экспедиционной армией Энверу-паше.
17 июля 1913 года газета “Киевская мысль” опубликовала большой очерк своего балканского корреспондента Льва Троцкого “Андраник и его армия”. Многое из того, что ему рассказал и показал Зоравар Андраник, Л. Троцкий использовал много позже, когда он сам, став наркомом обороны Советской республики,  занялся созданием вооруженных сил, названных “Красной Армией”.
В той статье также упоминается и Вторая Балканская война, вспыхнувшая благодаря проискам Запада между бывшими союзниками: Болгарией, с одной стороны, и Сербией и Грецией - с другой. Зоравар Андраник отказался участвовать в, по его выражению, “братоубийственной войне” и покинул вместе с другими армянскими добровольцами театр боевых действий.
Лев Троцкий в своей статье цитирует Зоравара: “Я всегда воюю на стороне угнетенных”.

АРМЯНСКОЕ ОРУЖИЕ  ДЛЯ НЕБА БАЛКАН
Противовоздушная оборона сербов вооружена сверхсовременным армянским лазерным оружием. Об этом сообщила американская газета “Вашингтон таймс” в статье своего корреспондента Билла Герца. Сообщение это сделано на основе оказавшегося в распоряжении газеты секретной справки “Лазерная угроза воздушным действиям в Сербии и Косово”, подготовленной Национальным центром наземной разведки (НЦНР) Пентагона США.
Согласно справке, зарубежное оружие поступило в балканские страны с началом конфликта в Косово. Откуда и какое оружие поступило, справка не уточняет. О поступлении лазерного оружия в последнее время ничего не сообщается. В справке поясняется, что лазерные установки местного производства, которыми оснащены танки и другая бронетехника югославской армии, малоэффективны. Они не только не способны ослепить летчиков, но и легко обнаруживаются с помощью приборов ночного видения, установленных на самолетах противника. Этих недостатков лишено лазерное оружие, которое сербы приобрели на мировом рынке оружия. Среди этого оружия, как пишет Б.Герц, ссылаясь на справку НЦНР, отлично зарекомендовали себя “три мобильных русских оружия, одно китайское оружие и сверхсовременное лазерное оружие, которое армяне усовершенствовали для использования в войне против Азербайджана”. Этим видом оружия вооружены югославские силы особого назначения, в частности, 63-й и 72-й отряды. Сообщается также, что это оружие  не использовалось против самолетов НАТО.
Механизм действия лазерного оружия системы ПВО весьма прост: он ослепляет летчиков. Мероприятия по предотвращению нарушения зрения летчиков НАТО, согласно справке, стали причиной задержки на 22 дня начала налетов на Югославию. Однако специалисты Пентагона опасаются, что использование летчиками противолазерных очков может снизить точность нанесения ударов по целям. В статье рассказано о двух случаях использования ослепляющего лазерного оружия в 1997 и 1998гг.
В заключение Б.Герц подчеркивает, что хотя основные удары авиация НАТО наносила по средствам ПВО Югославии, тем не менее, именно она остается особенно опасной для самолетов НАТО. “Использование лазерного оружия сербами остается серьезной угрозой, особенно в случае начала наземной операции”,- утверждается в секретной справке НЦНР.

На четвертой полосе стихотворение Альберта Асламазяна и миниатюра Д Кондеци.

БЕЛЫЙ “МЕРСЕДЕС”
- Анжела, это я, Амалия.
- Привет.
- Ты что долго не подходила к телефону?
- Я долму поставила.
- Неужели гостей ждешь?
- Да нет...
- У тебя голос какой-то... Что-нибудь случилось?
- Мне так плохо, - сказала девушка подруге. И посмотрела в окно: там, на улице, стремительно двигались бесконечные вереницы машин.
- Мне так плохо, - повторила она и на другом конце провода ее подруга вздохнула и что-то пробормотала.
- Представляешь, - сказала Анжела, - вчера мне было так хорошо, я была так счастлива, что хотелось плакать. Я ехала в белом “Мерседесе”, а внутри сидения были, знаешь, такие ярко-красные, а наверху - в синем-синем небе - белые облака.
- Подожди! А как ты очутилась в “Мерседесе”?
- Я сидела в машине и ни о чем не думала. Я не думала о том, что будет через минуту. Я по-настоящему жила. А сегодня я смотрю на улицу, на небе такие же облака - и... И ни-че-го! Как же все-таки то, что видишь, так сильно зависит от того, что чувствуешь!
Поверх домов и улиц провода донесли еще один вздох подруги.
- Мне казалось, я на всю жизнь запомню это ощущение: я как будто парила в воздухе.
- Слушай, а что за белый “Мерседес”?
- А сегодня я какая-то тяжелая. Все, что было, я помню. Но уже чувствую совсем не то.
- Ты оглохла? Я тебя спросила...
- Подожди. На самом деле я вчера хотела, чтобы все остановилось. Я хотела прочувствовать все до конца.
- Ожидание чего-то, милая моя, - начала Амалия, - это...
- Я не ожидала ничего. Это просто-напросто было такое состояние. Было счастьем. А сейчас я несчастна. И это действительно ничего.
- Кто он был?
- Ах, не в этом дело! Какой-то... в-общем, не в этом дело.
- В следующий раз...
- А я не хочу следующего раза. Я хочу, чтобы было вчера. Я хочу быть такой же счастливой, как вчера. Я хочу возвратиться во вчерашний день. И остаться там на всю жизнь. И всю оставшуюся жизнь ездить и ездить в белом “Мерседесе” с ярко-красными сидениями. И чтобы в синем-синем небе парили белые облака. Я не хочу быть здесь, хочу быть там. Я ненавижу сегодняшнее завтра!
- Ты говорила, что варишь долму.
- Да. Но какое это имеет значение? Я тебе говорю о другом, о том, что...
Издалека, над дорогами, домами и людьми прозвучал голос подруги.
- Иди и выключи газ. А то  у тебя все подгорит.

Продолжение следует

 

 

 

 


 

Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz