Давид Балаян

"ЮСИСАПАЙЛ"
Далекое и близкое

Глава тридцать пятая

14 июля 1999 года вышел 97-й номер «Юсисапайла».

В нем сообщалось, что 29 июня в Патриаршей резиденции Святого Эчмиадзинского Престола на 67-ом году жизни скончался Католикос всех армян Гарегин Первый.

ФАКЕЛ, КОТОРЫЙ ПОГАС!
Ушел из жизни 131-ый Католикос всех армян Его Святейшество Гарегин Первый.
Это был один из самых блестяще образо­ванных людей своего времени, широко из­вестный во всем мирю. Предстоятель нашей Церкви заслужил эту высокую репутацию, прежде всего благодаря той активной роли, которую он играл в экуменических контак­тах между лидерами различных конфессий.
Но, несмотря на это, блаженнопамятный Католикос Гарегин Первый, к сожалению, не успел завоевать такую же высокую репу­тацию в рамках «Майр-Атора», Первопрес­тольного Святого Эчмиадзина.
Его встретили крайне настороженно, и это не из-за чьей-то злой воли: сказалась многолетняя вражда между двумя поолюами Армянской Апостольской Церкви — Святым Эчмиадзином и Антилиасом. И, самое главное, на всю дальнейшую деятельность Его Святейшества ока­зало негативное воз­действие вмешатель­ство в ход выборов Католикоса со стороны правителей Армении.
Всевышний отпустил нашему Католикосу мало времени, чтобы преодолеть
Те внутренние трудности, с которыми он столкнулся с самых первых дней на троне Святого Григория Просветителя.
Большинство епископов и архиепископов Эчмиадзинского Католикосата не только не сотрудничало с Католикосом, но и открыто бойкотировало его. Это отчуждение стало все более явным, когда Его Святейшество начал окружать себя священнослужителя­ми из западных стран: Хажаком Барсамяном (США), Овнаном Тертеряном (Кана­да), Месробом Ашчяном (США) и т. д.
В Армении резко критиковали публич­ные проповеди Его Святейшества, считая, что Гарегин Первый путает верующих в Армении с армянами Диаспоры, и заявля­ли, что не нуждаются в уроках патриотиз­ма, так как живут на Армянской земле.
Но, пожалуй, наиболее болезненной была проблема объединения двух католикосатов Армянской Апостольской Церкви. От Гарегина Первого ждали активных дей­ствий в этом направлении; его путь эво­люционной интеграции двух католикосатов на уровне священнослужителей не воспринимался должным образом и пото­му многие приписывали ему нежелание или неспособность, из-за прошлой дея­тельности, сделать то, к чему призывали его эчмиадзинцы.
Главной трибуной недовольства Като­ликосом стал, к сожалению, московский «Юсисапайл» и это естественно. Мы все­гда были в сфере Эчмиадзинского Като­ликосата, который, в свою очередь, все­гда был в самых тесных отношениях с Русской Православной Церковью. Проза­падный курс нового Католикоса казался нам противоречащим интересам нации, и поэтому не случай­но, что Москва с ее «Юсисапайлом» ста­ли своеобразным магнитом, притяги­вающим к себе оп­понентов Католико­са.
И сегодня, когда наш Католикос, как и 130 его предше­ственников во главе со Святым Григори­ем Просветителем, предстал перед Все­вышним, мы гово­рим ему: прости нас и прощай Ншан Сар­кисян, выдающийся армянин и навечно Католикос всех армян Гарегин Первый.
И сегодня, когда невольно думаешь о том, кто будет преемником Гарегина Пер­вого, 132-ым Католикосом всех армян, хочется предостеречь светские власти Армении от преступного вмешательства в дела верующих: этим вы себе не поможе­те, этим вы только навредите нашей Цер­кви!
Д. Кондеци

На второй полосе редакционная
УСПЕЕМ ЛИ МЫ В СРОК ПОСТРОИТЬ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР?
Начиная с декабря 1995 года, "Юсисапайл" уделял повышенное внимание всему комплексу вопросов, связанных со строительством в Москве Кафедрального Собора нашей Епархии. В своих номерах 79, 80, 82, 88, 89, 90 и 91 «Юсисапайл" был первым (да и, пожалуй, единственным) периодическим изданием, оперативно и максимально полно освещающим ход подготовки к строительству, причем делалось это в порядке нашего вклада в столь важное для всех московских армян дело.
Потом были назначены ответственные лица, которые предпочли иметь дело с изданиями, дерущими огромные деньги за каждое напечатанное у них слово. А "Юсисапайл", естественно, отрезали от этой темы.
Только недавно редакция узнала поименный состав учредителей Фонда строительства Кафедрального Собора. Вот этот список: Арцруни, Арамян, Газазян, Джигарханян, Закарян, Исраелян, архиепископ Тиран Кюрегян, Мартиросян, Мелик-Саркисов, Меликянц, Мелян, Оников, Пономарев, Тарасова, Тер-Газарян, Удумян, Хачатуров. Перечисленные учредители в 1996 году создали Дирекцию фонда во главе с В. Арцруни. Через два года руководителем Дирекции стал Г. Закарян, который и контролирует в настоящее время всю программу строительства Кафедрального Собора.
Что сделано за эти три с половиной года существования Фонда?
22 июня в резиденции Главы Епархии архиепископа Тирана Кюрегяна состоялось совместное заседание Епархиального Совета и Совета учредителей Фонда. Нынешний директор Гагик Закарян потребовал вывода из состава учредителей ряда лиц. Он пояснил, что была проведена аудиторская проверка Фонда, обнаружившая массу нарушений. Но, как заявил г-н Закарян, эти нарушения Дирекция не может устранить, ибо "ряд учредителей ставит препоны", на что предыдущий директор Фонда г-н Арцруни возразил: "все, что на сегодня сделано, к сожалению, сделано только за наш период".
Архиепископ Тиран несколько раз прерывал ссорящихся, пытаясь вернуть их от сведения счетов непосредственно к проблеме строительства Храма, и даже высказал мнение, что Фонд, пожалуй, следует распустить. На какое-то время воцарилось полное согласие, и все дружно отвергли эту идею.
Весьма информативно было сообщение недавно подключившегося к строительству Собора директора фирмы "Лусинэ" г-на Мурада Саркисяна: место возведения церкви уже огорожено, и начата выемка котлована. В июле-августе строители приступят к работам нулевого цикла, и в сентябре планируется провести торжественную церемонию закладки и освящения фундамента Храма.
Хочется пожелать, чтобы члены Фонда, призванного финансировать это Богоугодное начинание, проявляли большую терпимость друг к другу и в своих взаимоотношениях свято соблюдали принципы христианской морали.
И, самое главное, старались бы максимально подключить к программе строительства Собора максимальное количество верующих армян, органом которых и является "Юсисапайл". Вряд ли целесообразно тратить гигантские суммы на безадресную рекламу нашего национального религиозного учреждения в СМИ, которым чужда эта проблема; словно рекламируется залежалый товар.
«Юсисапайл» уверен, что чем больше наши верующие армяне будут вовлечены  в процесс подготовки и строительства Армянского Храма, тем будет лучше во всех отношениях. Ибо это не обычное строительство: это еще и возведение
Внутреннего Храма в душе каждого московского армянина.
Надеемся, что Фонд повернется лицом к тем, для кого будет строиться Храм, - к верующим армянам. Иначе, как бы нам всем не опозориться.

Дела общинные
НА ДВА ПОРЯДКА МЕНЬШЕ"
Утром 20 июня на территории церкви Сурб Арутюн появи­лись странные плакаты. На них огромными буквами был написан один и тот же текст: "24 июня состоится отчетно-выборное собрание общины. Время и место мы не знаем. С вопросами обращаться к С. С. Григоряну (и приводились его служебный и домашний телефоны). Члены общины".
Именно эта интрига побудила меня постараться узнать то, чего никак не могли узнать члены общины. Отчетно-выбор­ное собрание обнаружилось в зале Института экономики, что рядом с метро "Профсоюзная". Правда, оно началось на час позже назначенного. Да еще целый час произносил программную речь председатель общины, начальник всех армян Москвы сам Григорян С. С.
Речь не содержала никакой информации, что отметили потом немногочисленные выступавшие, подгоняемые ох­ранником института, — зал, оказывается, был выделен всего на два часа.
Но речь сама по себе была весьма любопытна, особенно та ее часть, где Самвел Самвелович рассуждал о том, почему московским армянам неплохо было бы сохраниться. Потому что, считает С.С., у нации в прошлом были выдающиеся достижения. У самого общинного теоретика, да и у присутствующих не возникло вопроса: если бы таких дости­жений не было, то, значит, и незачем было бы стремиться к сохранению своего национального языка, культуры, обы­чаев?
Наиболее эмоциональным было обычное для Самвел Самвеловича восхваление иудаизма, которое, впрочем, на сей раз вызвало своеобразную реакцию зала: один из выступавших в укороченных прениях потребовал, чтобы Самвел Самвелович отныне приходил на мероприятия с женой и детьми.
Все зашипели и буквально заклевали этого нехорошего человека: ведь известно, что жена и оба отпрыска началь­ника армян Москвы репатриировались в страну, обычно известную как "земля обетованная". Возмущение было столь сильным, что на трибуну впорхнул грузный бизнесмен и сообщил, что у него жена тоже не армянка и тоже ненавидит все армянское.
Раздались дружные аплодисменты.
Но до этого был очень важный вопрос одного из присут­ствовавших к докладчику о количественном составе общи­ны.
Уважаемый академик поднял палец и изрек:
- В общине на два порядка меньше армян, чем живет в Москве. Сколько армян в Москве — никто этого не знает.
- Но количество членов вы же должны знать! — не унимался любопытствующий.
В ответ наш академик долго объяснял, что значит выра­жение "на порядок" в математике, физике, механике и других точных науках.
Однако вопрошавший оказался на редкость настырным.
- Неужели вы не знаете количество членов?
- Я опять вам объясняю, что этого никто не знает!
- Как же вы руководите общественной организацией, не зная сколько в ней состоят членов?
И бедному Самвел Самвеловичу пришлось ответить: "от полутора до пяти тысяч членов".
В зале было около 50 человек.
Но вот потом зачитали список из 30 человек, которых единогласно довыбрапи в Совет общины, уже состоящий из 27 членов. И количественное преимущество григоряновской свиты над рядовыми членами общины, умудрив­шимися затесаться на это собрание, стало просто подав­ляющим.
И потому Самвел Самвелович, прошедший неплохую школу вице-президентства у небезызвестного Сержа Джилавяна, гордо заявил под бурные аплодисменты непонятно как попавшим на это секретное собрание простым членам общины, осмелившимся его покритиковать: "Да я плохой руководитель! Но я никогда не покину свою должность!"
Собрание это и было важным этапом реализации про­граммного заявления навечно самоназначенного начальника армян Москвы: до 1 июля необходимо было перерегистрировать общину — этого требует закон.
Нельзя не отдать долж­ное: закон очень ловко об­манули. Потому что тот же закон требует соблюдения и других формальностей. Например, того, чтобы чле­ны общественной органи­зации не оказывались вы­нужденными вывешивать объявлений о своем не­знании места и времени проведения собрания.
Впрочем, это уже категории иного, нематематического порядка.

Публикуя этот остро критический материал, редакция не преследует цель кого-то или что-то дискредитировать Наоборот, мы стремимся к открытому и заинтересованно­му обсуждению проблем и путей развития общинной организации, что ей только на пользу. Естественно, в первую очередь, хотелось бы узнать позицию ев руководителя С. С. Григоряна, однако все наши попытки наладить элементарное сотрудничество до сих пор не имели никакого отклика.

АРКАДИЙ ВАРТАНЯН УЧРЕДИЛ В ЕРЕВАНЕ НОВУЮ ГАЗЕТУ «НОРАТЕРТ»
«Мы дали жизнь нашему ребенку и, как каждый родитель, должны постараться, что­бы он был здоровым, честным и искрен­ним»,- говорится в редакционной статье первого номера ежедневной газеты «Норатерт» («Новая газета»), вышедшей в свет 23 июня в Ереване.
Спонсором газеты является возглавляе­мая Аркадием Вартаняном «Международная независимая ассоциация - 21 век», которая, как известно, спонсирует еще одну газету - русскоязычную газету «Новое Время», а также русскоязычный литера­турный журнал «Литературная Армения».
Аркадий Вартанян руководил в Москве фирмой "Империал", закрывшей на рекон­струкцию Центральные бани, на террито­рии которых работают рестораны "Сереб­ряный век" и "Аркадия". Господин Варта­нян учредил также в Москве Фонд воссоз­дания Лазаревского института, "Центр русско-армянских инициатив", Армянский нститут политологических исследований и журнал "Диалог", которые в связи с его отъездом в Ереван тихо закрылись.

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ А. ОДЖАЛАНА
Армянский Патриарх Константинополя Месроп (Мутафян) Второй выразил свое искренне сожаление в связи с тем, что слово «армянин» использовалось в качестве оскорбления на проходившем в Имрали суде над курдским лидером Абдуллой Оджаланом.
Патриарх Месроп выразил также обеспокоенность тем, что ряд СМИ сообщали о якобы наличии связи между Рабочей партией Курдистана (РПК) и армянами.
На одном из последних судебных заседаний на тюремном острове Имрали родственник солдата, убитого в боях с отрядами РПК, «обвинил» Оджалана в том, что он является армянином.
Армянский Патриарх поблагодарил судью Тургута Окяйа, который отклонил поступивший после этого официальный запрос родственников солдат, убитых в 15-летней турецко-курдской войне, о том, был ли отец Оджалана армянином. "Мы здесь судим за дела, — сказал при этом судья, — а не за происхождение".
29 июня Абдулле Оджалану, как и ожидалось, был вынесен смертный приговор.
Турки танцевали на улицах с исступлением, Словно в их души вселился дьявол.
Впрочем, почему "словно"?

Продолжение следует

 

 

 

 


 

Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz