Давид Балаян

"ЮСИСАПАЙЛ"
Далекое и близкое

Глава сорок восьмая

21 сентября позвонил из Парижа Еновк Лазьян и сообщил, что в местной газете «Арадж» вышла статья о московском «Юсисапайле». Он обещал ее прислать на память, но бандероль, видимо, затерялась на почте. А 5 октября раздался звонок от Олега Суреновича Мелик-Саркисова, который поделился сенсационной новостью: только что в Эчмиадзине Католикос известил архиепископа Тирана Кюрегяна, что с сегодняшнего дня освобождает его от должности Главы епархии. Официальное подтверждение этой новости пришло через пять дней…
15 октября 2000 года вышел 110-й номер «Юсисапайла».

На четвертой полосе «Юсисапайл дал следующий материал:

КТО БУДЕТ ГЛАВОЙ НАШЕЙ ЕПАРХИИ?
9 октября информационные агентства Армении распространили следующее сообщение пресс-службы Католикосата Армянской Апостольской Церкви.
НОВЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ В ЕПАРХИЯХ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ
ЭЧМИАДЗИН. По распоряжению Его Святейшества Гарегина Второго, епископ Натан Ованнисян освобожден от исполнения обязанностей предстоятеля Украинской епархии и утвержден на должность предстоятеля Английской епархии Армянской Апостольской Церкви. Бывший предстоятель Английской епархии архиепископ Егише Кизирян уходит на заслуженный отдых, а обязанности предстоятеля Украинской епархии временно будет исполнять иерей Абгар Гелечян.
По другому распоряжению Верховного Патриарха, архиепископ Тиран Кюрегян освобожден от должности предстоятеля Нор-Нахичеванской и Русской епархии Армянской Апостольской Церкви и от обязанностей представителя Армянской церкви в Патриархате Всея Руси, в связи с переходом на другую службу. До назначения нового предстоятеля, обязанности предстоятеля Нор-Нахичеванской и Русской епархии будет исполнять духовный пастырь армян Санкт-Петербурга, дьякон Езрас Нерсисян.
Как сообщил редакции “Юсисапайла” архиепископ Тиран, 5 октября он ездил в Эчмиадзин для согласования вопроса освящения фундамента строящегося в Москве Кафедрального Собора “Сурб Хач”.
Католикос всех армян Его Святейшество Гарегин Второй предложил ему возглавить украинскую епархию, от чего србазан отказался, мотивируя этот отказ своей прорусской ориентацией.
Тогда Веапар принял решение о переводе архиепископа Тирана в центральный аппарат, сказав при этом, что он считает србазана одним из самых опытных и подготовленных архиепископов Армянской Апостольской Церкви, и подчеркнув, что его опыт и знания в настоящее время нужны именно в Эчмиадзине.
В тот же день архиепископ Тиран вернулся в Москву, и, как стало известно редакции, на 10 октября в “Президент-отеле” планировалось совместное заседание Епархиального Совета, Приходского Совета и Совета Московской армянской общины, на котором должно было быть принято обращение к Католикосу с просьбой оставить србазана Главой Епархии. Однако, заседание не состоялось и, согласно имеющейся у редакции информации,  было перенесено на 13 октября.
Казарос (Тиран) Кюрегян  родился 2 сентября 1948 года в г. Никосия (Кипр). В 1970 году закончил Эчмиадзинскую Духовную Академию. 15 октября 1972 года рукоположен в священники с принятием обета безбрачия и монашеского пострига.  2 апреля 1976 года повелением Католикоса Вазгена Первого назначен Главой Новонахичеванской и Российской епархии.
За 24 года служения в качестве Главы Российской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Тиран Кюрегян оставил глубокий след в новейшей истории армянского сообщества Москвы. Практически все более или менее значительные события в жизни армянской Москвы были связаны с именем србазана, и, естественно, что не все однозначно оценивают его деятельность.
Однако, если мы верующие, то должны четко осознавать, что именно по Воле Всевышнего архиепископ Тиран 24 года был нашим духовным пастырем и направлял нас по пути веры и национального патриотизма. Это особенно ярко проявилось в 1988 году, когда массовые митинги во дворе часовни “Сурб Арутюн” и национальное пробуждение московских армян поставили сверхсложные задачи перед духовным пастырем, с которыми он блестяще справился.
И именно Воля Всевышнего является решающей в назначении нового духовного пастыря.
Мкртыч (Езрас) Нерсисян родился 30 октября 1959 года в селе Воскеат близ Эчмиадзина. В 1984 году закончил Эчмиадзинскую Духовную Академию, а в1987 году - аспирантуру Санкт-Петербургской Духовной Академии.  В 1983 году рукоположен в дьяконы. В 1988 году решением Эчмиадзинского Святого Престола назначен настоятелем Армянской церкви Святого Вознесения в Санкт-Петербурге.
Мы знаем, что отец Езрас положил много трудов по духовному окормлению и консолидации санкт-петербургских армян и достиг на этом поприще выдающихся результатов: санкт-петербургский приход на сегодняшний день является лучшим в нашей Епархии. Здесь действуют два армянских храма, армянская школа, факультет арменистики в университете, выходит газета “Аватамк”. Приход располагает пекарней и даже стоматологической поликлиникой, и, будем надеяться, что отец Езрас распространит то же рвение и усердие на проблемы всей епархии и, прежде всего, достаточно сложного и необустроенного московского прихода.

Тогда многим казалось, что наступают более благоприятные для московских армян времена. Но события стали развиваться по совершенно неожиданному сценарию…

В связи с трагедией подлодки «Курск» в номере был опубликован следующий материал:

АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА “КУРСК”: ГРАНИ ТРАГЕДИИ
В предыдущем номере “Юсисапайл” уже сообщал, что 26 августа группа инженеров Армяно-русского ивестиционного фонда «Северное Сияние» вылетела в город Североморск для проведения специальных работ в районе гибели атомной подводной лодки «Курск».
Редакции стали известны некоторые подробности этой достаточно секретной операции. Так, инженеры фонда впервые применили в реальных условиях разработанный ими аппарат “Гром”.
Аппарат, в конструкции которого остроумно использована энергия давления воды, исключительно маневренен и обеспечивает проведение разного рода операций на любом удалении от центра управления.
С помощью видеоглаза аппарата “Гром” было проведено детальное визуальное обследование  АПЛ “Курск”, причем некоторые кадры были показаны по телевидению.
Кстати, благодаря “Грому” специалисты уже выяснили причины гибели подлодки, однако это держится под секретом по крайней мере до подъема “Курска” на поверхность.
В настоящее время инженерному подразделению Армяно-русского инвестиционного фонда “Северное Сияние” предоставлена возможность показать также и эффективность его уникальной технологии и оборудования, позволяющих производить спасательные операции без использования глубоководных плавучих средств и водолазов: в районе Ведяево предстоит поднять с 16-метровой глубины подлодку, после чего будет принято окончательное решение по подъему самого “Курска”.
Следует отметить, что все работы Армяно-русский инвестиционный фонд “Северное Сияние” проводит в Североморске абсолютно безвозмездно.
Вот имена сотрудников фонда, принимающих участие в спецработах: Борис Петросян, Олег Крысанов, Сергей Лобас, Акоп Овсепян, Анатолий Маленков, Нерсес Варосян, Тигран Авакян, Геннадий Семенов, Левон Саркисян, Карен Саркисян.  Значительную помощь этой группе инженеров фонда “Северное Сияние” оказали старшие офицеры УПАСР ВМФ Андрей Куприн, Алексей Новиков и Павел Утямишин.
Д. Акопян

Из других материалов номера:

Армянское казачество воспринимается за пределами Армении, да и в самой Армении, с  опреденной долей изумления. Как бы считается, что “казачье движение” - это чуть ли не исключительная принадлежность славянских народов. Насколько это так? Какова история казачества Армении?
  Этническое самосознание армян в большей степени связано с исторической памятью. Именно поэтому армяне с пониманием и симпатией отнеслись к возрождению казачества, видя в этом также свидетельство исторической справедливости по отношению к репрессированному сословию, так много в свое время сделавшего не только для Российского государства, но и для армян.
До революции каких-либо проблем этнического характера между армянами и казаками не было. Более того, отвага и храбрость казаков на полях сражений вызывала симпатию и уважение армян. В войне с Турцией они воевали рука об руку. Боевое товарищество скрепляло их добрые взаимоотношения.
  Существует казачье сословие и на армянской земле — вот уже более трех веков. Что же касается истории армянского казачества вообще, то она действительно насчитывает более трех столетий. Вышедшая в 1912 году в Москве книга “Казачьи войска” - это энциклопедия казачьего движения в России, и в ней содержатся очень интересные сведения в том числе  об армянском казачестве.
  Российскому престолу необходимо было обеспечить надежный оплот своей политики на южных рубежах. В Армению были направлены вольные казаки - казачьи формирования, которым было предписано остаться здесь, поселиться в южных границах России. Тогда сформировалась и достаточно уникальная идеология согласия представителей разных народов в армянском казачестве - и в быту, и в бою. Село Привольное, что на севере Армении, - именно историческое, традиционное казачье село. Здесь проживают потомственные казаки. В истории этого села много удивительных моментов. Скажем, такой исторический факт: именно близ того места, где находится сейчас село, Пушкин встретил печально известную арбу с телом растерзанного варварами Грибоедова. Неподалеку от села есть гора, которая называется Крестовая. Современники рассказывают: поднявшись на вершину Крестовой горы, великий русский поэт, очарованный красотами местной природы, воскликнул: “Какое же здесь приволье”. Отсюда, говорят, и пошло название села, “крестным отцом” которого невольно стал Пушкин. В Ереване, в районе Канакера, ныне действует Русская православная церковь, которую построили в прошлом веке казаки.
  Впрочем, казачьи поселения на границах - это только одно направление истории армянского казачества. Второе сформировалось на фронтах многочисленных “кавказских войн” XVIII-XIX веков, в которых армяне участвовали как воины - и нередко лучшие воины! - российских казачьих формирований.
  По дороге в Ванадзор (Кировакан) возвышается исторический обелиск. На парапете надпись: здесь покоятся 120 казаков, отдавших свои жизни в боях за освобождение армянской земли от персидского ига. Под обелиском - братская могила.
Значительный вклад в победу над персами в Русско-персидской войне внес отряд Мадатова. Прославленный русский генерал, князь Валериан Мадатов (“русский Мюрат”), герой Отечественной войны 1812 года со своим летучим отрядом, в составе которого находились армянские добровольцы Карабаха и полки донских казаков Костина и Иловайского, наводили ужас на персидскую армию.
  Успехи русской армии в турецкой кампании также были связаны с участием Казачьих формирований, которые вели сражения за освобождение территории исторической Армении.
  Так, в составе отряда генерала от кавалерии И.М.Андроникова терские казаки разгромили у крепости Ахалцихе 18-тыс. турецкий отряд под командованием Али-паши, захватив 5 знамен и 11 орудий. В битве 19 ноября 1853 г. при Башкадыкляре были разгромлены троекратно превосходившие русские силы войска Ахмед-паши, взяты 24 орудия. В этом сражении, помимо конных полков, отличилась конно-артиллерийская батарея № 7. На реке Чолоке 4 июня 1854 г. донской полк № 11 Харитонова участвовал в разгроме 12-тыс. турецкого отряда, где русские захватили всю неприятельскую артиллерию и 36 знамен. Через две недели, 17 июля, донцы 23-го Хрещатицкого в составе Эриванского отряда бар. К.К.Врангеля отличились на Чингильских высотах под Баязетом, в сражении против пятикратно превосходящего противника (были захвачены 4 орудия и 23 знамени). Позже, в период наступления на Карс, донцы вновь отличились в упорнейшем сражении при Кюрюк-Даре (24 июля 1854 г.), в ходе которого турки были полностью разбиты, захвачено 15 орудий, 26 знамен и 2 тыс. пленных. Под руководством известнейшего донского генерал-майора Я.П.Бакланова, командовавшего иррегулярной кавалерией, донцы приняли участие в осаде крепости Карс, взятой 16 ноября 1854 г.
  Большой вклад в российскую историю внес наш известный соотечественник - светлейший князь Лорис-Меликов, образованнейший представитель своей эпохи. В судьбоносные для Российской империи времена он занимал пост министра внутренних дел. Но не все знают, что Лорис-Меликов был еще и казаком - руководил казачьими формированиями, в частности, организовал Ереванский казачий полк. Под его командованием казаки сражались с турками.
  На Кавказском театре военных действий, в составе корпуса под командованием генерал-адъютанта М.Т.Лорис-Меликова, кубанские казаки участвовали во взятии крепости Ардаган 4-5 мая 1877 г., в обороне Баязета 6-28 июня, в штурме и взятии Карса 5-6 ноября 1877 г., и во взятии Эрзерума 17 июля 1878 года.
  В русской армии военных традиционно оценивали не по национальному признаку, а по ратным делам. В этом отношении показательна судьба генерал-лейтенанта Тиграна Даниеловича Арутюнова. Он в 1877 году был выпущен офицером прямо в действующую армию. За время Русско-турецкой войны произведен в сотники и есаулы. За эту войну он был награжден орденом св. Анны 1-й степени и Станислава 1-ой степени, георгиевским оружием и чином генерал-лейтенанта. По окончании войны он получает в командование Сунженско-владикавказский казачий полк. Позднее назначается начальником первой Кавказской Казачьей дивизии. Отличался храбростью (трус не мог бы завоевать уважение казаков), заботливостью к солдатам, добротой. Подчиненные и рядовые к нему обращались не иначе как “батько” и “отец”.
  Во время первой мировой войны на Кавказском фронте в начальный период войны донские казаки помогали решать оперативно-тактические задачи войскам Сарыкамышского, Ольтинского и Эриваньского отрядов Отдельной Кавказской армии. В состав отдельной Кавказской армии была направлена 48-я особая Донская казачья сотня, пополнившая гарнизон крепости Карс, где размещался штаб Кавказской армии. В начале 1915 г. сформировали еще 4 полка. В критический период Сарыкамышского сражения для усиления Отдельной Кавказской армии на Кавказ спешно направили 9 донских казачьих сотен. Так, например, 72-я особая Донская казачья сотня несла постоянную гарнизонную службу в Александрополе (Ленинакан, позже Гюмри).
  Терское казачье войско выставило 12 конных полков, 2 пластунских батальона, 2 батареи, 2 гвардейские сотни, 5 запасных сотен, 15 команд - всего 18 тыс. человек.
  Вот, например, одно свидетельство с русско-турецкого фронта времен первой мировой войны. “В общем наступлении русских войск принимал участие армянский отряд, который вместе с храбрыми лабинскими казаками первыми вступили в город Хныс, причинив большой урон врагу” (Армянский вестникъ, 1916, №3, стр.13).
  Среди армян в настоящее время проживает немало потомков тех, кого казаки спасли в 1915 году от физического истребления.
Свидетельством боевой дружбы казаков и армян   является приказ главнокомандующего о награждении казаков Экспедиционного отряда Георгиевскими крестами разных степеней. В этом списке имена 96 армян, которые в казачьих полках храбро дрались с персами и турками. Интересна история Экспедиционного отряда. После подписания в 1918 году Брест-Литовского договора они отказались сложить оружие и оставить захваченные территории и продолжали вести военные действия. Командовал отрядом подъесаул Горско-Моздокского полка, армянин Л.Ф.Бичерахов. На исходе 1918 года отряд с боями вышел к Баку.
  Сегодня казачество возрождается и в Армении. Созданное в 1994 году Армяно-казачье общество призвано объединить казачество, представляющее христианские народы, при этом стараясь укрепить отношения и с народами другой веры, научиться жить в мире с ними. Именно этому новому назначению казачества отвечает интернациональный корпус “Ноев ковчег”, который создан в России. В основном в него входят армяне, но есть и представители других национальностей. Его задача - научить наших современников уважать все народы, устранить национальную зависть и реваншизм, вместе искать выход из того политического тупика, в котором оказались сегодня многие народы. Руководит армянскими казаками генерал-лейтенант Казачьих войск Карапет Задоян. “Наша основная цель сейчас - быть полезными тем казакам, которые ныне живут в Армении, потомкам тех казаков, которые приехали в Армению 2-3 века назад, быть им полезными в нынешней сложной социально-экономической ситуации, поднять их дух”, - говорит он.
  Сегодня численность казачества в Армении с семьями - около 4 тысяч потомственных казаков. Они считают Армению своей родиной - поскольку их предки родились, жили на этой земле. И готовы защищать ее, как свою родину. При этом у армянских казаков есть важная особенность: они всегда жили в дружбе с коренным населением - армянами. Миролюбие, интернационализм у армянских казаков в крови. Живут в наши дни армянские казаки в основном в столице и на севере Армении (Ванадзоре и Гюмри, Степанаване и Алаверди, в селе Калинине Лорийской области).
  Ныне казаки живущие в Армении входят в объединение Казачьих войск. А буквально недавно Верховный атаман Казачьих войск Виктор Коваленко вручил сочинцу Гамлету Багдасаряну орден Георгия Победоносца 3-й степени и присвоил ему звание генерал-майора Казачьих войск и должность заместителя Верховного атамана объединенных казачьих войск России и зарубежья. Гамлет Багдасарян известен как большой пропагандист физической культуры и спорта, а так же военно-патриотической работы. Он организатор многих соревнований по различным видам единоборств (“Северный Кавказ”, №28 – 2000г.).
  Армяне в могуществе России видят залог собственного этнического выживания и вносят свой посильный вклад в укрепление Российской государственности.

Продолжение следует

Предыдущие главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ,10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47,

 

 

 

 


 

Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz