Давид Балаян

"ЮСИСАПАЙЛ"
Далекое и близкое

Глава сорок девятая

15 октября в московской церкви “Сурб Арутюн” впервые Божественную Литургию отслужил иеромонах Езрас Нерсисян. В подобающем месте Литургия была прервана, и представитель Католикоса старший иеромонах Егише Саркисян зачитал кондак о назначении нового Главы епархии. Затем к прихожанам обратился архиепископ Тиран Кюрегян, который, в частности, сообщил, что он остается духовным пастырем церкви “Сурб Арутюн” и строящегося храма “Сурб Хач”.
Сразу по окончании Литургии перед входом в церковь несколько прихожан устроили достаточно шумный митинг; на нем были названы  имена недругов архиепископа, организовавших его смещение (Р. Кочарян, С. Саакян и А. Абрамян), и прозвучала угроза “если не оставят в покое нашего архиепископа, мы перейдем под юрисдикцию Киликийского католикосата”.
Аналогичные митинги состоялись и в последующие два воскресных дня. Параллельно между “Союзом армян России” (президент Ара Абрамян) и РОО “Московская армянская община” (председатель Н. Теванян) завязалась оживленная пикировка. 24 октября Союз направил общине письмо, в котором назвал организацию митингов “провокацией” и “предательством национальных интересов”.

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«СОЮЗ АРМЯН РОССИИ»
103009. г. Москва. П. Кисловский пеп. л.9.стр.1
Исх. № Б/05/80/00 от 24 октября 2000 гола
Московской армянской общине
Как Вам хорошо известно, по распоряжению Его Святейшества Верховного Патриарха. Католикоса всех армян Гарегина Второго архиепископ Тиран Кюрегян освобожден от должности главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии и от обязанностей представителя Армянской Апостольской Церкви в Патриархате Всея Руси в связи с призванием его на иное ответственное служение.
Очевидно, что это чисто внутрицерковное решение может обсуждаться только в самках принятых в Армянской Апостольской Церкви норм и процедур, причем исходя из того, что архиепископ Тиран сам публично говорил о своем смиренном принятии решения Католикоса. Однако за прошедшие две недели некоторые лица, кто по неведению, а кто исходя из нечистоплотных побуждений, организовали митинги на армянском кладбище в городе Москве, где в недопустимой форме обсуждали это решение Верховного Патриарха, искажая его как по форме, так и по содержанию. При этом эти люди постоянно ссылаются на свои религиозные чувства, игнорируя то. что первейшим долгом истинного христианина является смиренное принятие решений верховного духовного липа. Святейшего Католикоса, а проведение митингов на кладбище, последнем месте упокоения людей, является вопиющим нарушением основополагающих принципов христианства. Есть многие свидетельства того, что некоторые из этих людей из провокационных побуждений пытаются распространить свою деятельность и на другие армянские общины России. Такая деятельность, очевидно, наносит непоправимый вред интересам и имиджу армянской общины России, особенно в преддверии празднования 1700-летия принятия Арменией христианства как государственной религии.
«Союз армян России» категорически возражает против попыток перевести внутрицерковное решение в политическую плоскость и решительно осуждает деятельность этих людей. Армянская Церковь является одним из основных символов единства армянского народа и любое покушение на ее авторитет и авторитет ее Верховного Руководителя, как гарантов этого единства, является покушением на авторитет всего армянского народа. Мы уверены, что рано или поздно имена этих людей будут восприниматься всеми армянами, сохранившими чувство национальной гордости, как имена предателей наших национальных интересов.
На нашей последней встрече, где обсуждалась сложившаяся ситуация, представители Вашей общины разделили наше возмущение по поводу действий этих лиц и с сожалением говорили о том, что не располагают возможностями для предотвращения этих провокаций. Более того, по их оценкам предполагается эскалация таких действий, которые трудно предотвратить еще и потому, что их инициаторы им неизвестны.
Мы настоятельно призываем Вас и все учредившие Вас влиятельные московские организации, еще раз взвесить все свои возможности, чтобы предотвратить действия, последствия которых трудно даже себе представить. Мы все должны понимать нашу ответственность перед армянской общиной России и исходить не из ложного понимания блага отдельных лип, а из блага всей общины в целом.
Надеемся на Вашу решительность и ответственность.
Правление Совета «Союза армян России»

В ответ 26 октября в зале гостиницы “Арбат” состоялось (как было сформулировано в протоколе) совместное расширенное заседание Совета Региональной Общественной Организации «Московская Армянская Община» с участием членов Епархиального Совета и Ревизионной комиссии Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской церкви; приходских советов «Сурб Арутюн» и «Сурб Хач»; девяти местных окружных АНКА г. Москвы; Международной Студенческой Ассоциации; Армянского Союза помощи; Русско-армянского содружества; Общества Маштоц; Московского Армянского клуба «Искусство» и редакции газеты «Юсисапайл».

С информацией о сложившейся ситуации вокруг смены руководства епархии выступил Председатель МАО Норайр Теванян. Он ознакомил собравшихся с обращением САР, отметив при этом недопустимость обсуждения решений Верховного Патриарха, так как оно является приоритетным правом Армянской Апостольской церкви.
Затем выступил Вардкес Арцруни, сообщивший о том, что состоявшийся 18 октября в помещении посольства Армении Епархиальный Совет поддержал (13 голосами против пяти)  решение Католикоса всех армян. Он напомнил, что решения Главы Армянской церкви не подлежат обсуждению.
Но тут слово взял Станислав Базгоян: «Нам понятны причины, по которым архиепископ Тиран отказывается возглавить Украинскую Епархию армян, – сказал Базгоян. - В свое время, когда шел раскол Православной церкви, он выступил против позиций Украинской церкви. Возможно, нам не следует забывать о деятельности Архиепископа Тирана в Москве и быть снисходительным к его просьбе остаться в Москве».
Затем слово взял Георгий Тер-Газарянц, заявивший, что архиепископ Тиран за 25 лет работы в Москве заслужил уважение армянской диаспоры Москвы и высказал предположение, что, видимо, голосование архиепископа Тирана на выборах Католикоса всех армян против кандидатуры Гарегина Нерсисяна и послужило одной из причин его освобождения.
С ним не согласился Вардкес Арцруни, напомнивший, как 4 года назад они вместе с Тер-Газарянцем ездили к Гарегину Первому, решившему снять Главу епархии, и отстояли арх. Тирана, что, как сказал Арцруни, оказалось «принципиальной ошибкой».
Тут слово дали мне. Но я успел произнести лишь «священнослужителю надо поступать так, как приказывает его непосредственное начальство. Его же не снимают, а переводят на другую работу». Однако, практически на полуслове Теванян меня перебил и дал высказаться новому президенту Фонда строительства церкви Варужану Бадаляну. Он предложил обратиться к Католикосу с просьбой оставить Тирана в Москве пастырем московских прихожан.
Дашнак Сейран Багдасарян с сожалением констатировал, что уже идет деление на, как он выразился «красных и белых». В частности, Апет Тапалцян его спросил в лоб: «Вы на нашей стороне или на ихней?». Поэтому он выдвинул ряд конкретных предложений:

  1. Считать недопустимым использование митингов и шествий, как форму вмешательства во внутрицерковные вопросы.
  2. Сформировать депутацию из авторитетных представителей армянской общественности для встреч с архиепископом Тираном и иеромонахом Езрасом.
  3. Предложить правлению САР и руководителям других армянских общественных организаций г. Москвы совместно сформировать состав депутации.

Участники собрания единогласно проголосовали за эти предложения Сейрана Багдасаряна и выбрали состав депутации:

    1. Базгоян Станислав Петросович.
    2. Арцруни Вардкес Багратович.
    3. Тер-Саркисян Армен Николаевич.
    4. Алавердян Артур Владимирович.

 

Через пять дней, 31 октября, в гостинице “Арбат” община провела еще одно собрание. Председатель МАО Норайр Теванян   выступил с информацией о создавшейся ситуации после проведения первого расширенного заседания и отказа руководства САР предоставить своих представителей в состав депутации для встреч с архиепископом Тираном и иеромонахом Езрасом. Он подтвердил тот факт, что по достоверным данным количество прихожан, не согласных с решением о смещении Главы Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской церкви архиепископа Тирана увеличилось в несколько раз, и конкретно остановился на письме САР, адресованном армянским общественным организациям в регионах РФ, якобы по просьбе Епархиального Совета.
Дополнил его председатель правления генерал Роман Арутюнов: «Так как САР отказался принимать какое-либо участие в проблеме архиепископа Тирана, «МАО» считает своим долгом объективно рассмотреть данный вопрос».
Затем выступили (цитируется по протоколу):
Станислав Базгоян, поставивший под сомнение лидерство САР, который вместо того, чтобы выйти к народу и спокойно обсудить эту проблему, оставил обращение общины без ответа. Своими действиями САР вносит раскол в среду армян и идет на все, чтобы убрать архиепископа Тирана с должности Главы Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской церкви. Так же он высказал мнение, что САР боится архиепископа Тирана.
Артур Алавердян поставил на обсуждение ряд вопросов:
1.Является ли политическим вопрос снятия Архиепископа Тирана с ранее занимаемой должности и его назначение на Украину.
2.Обсудить письмо САР, адресованное всем армянским общинам России, якобы направленное по просьбе Епархиального Совета
3.Обратиться непосредственно к председателю Епархиального Совета, Артуру Чилингарову, и внести предложение о срочном созыве Епархиального Совета для обсуждения вышеуказанного письма.
4.Почему САР не советуется ни с кем в принятии решений, касающихся всех армян?
5.Прекратить неподобающие высказывания в адрес Архиепископа Тирана, в частности, выяснить почему на сайте armenia.ru содержатся статьи, позорящие архиепископа Тирана.
Тер-Саркисян А.Н. внес справку: «На сегодняшнем заседании присутствует 5 членов Епархиального Совета и все они могут подтвердить, что ни на одном заседании Епархиального Совета не было запротоколировано обращение Епархиального Совета к САР».
Манучарова А.М.: «Сложилась очень деликатная ситуация, и может получиться так, что все армяне пойдут друг против друга». Внесла предложение пригласить всех руководителей армянских общин России, Президиум САР Епархиальный Совет, Президиум «МАО» для обсуждения данной проблемы и принятия дальнейшего решения. «Мы не можем обсуждать Архиепископа Тирана, хорошее ли он делал или плохое. Митинги - это право народа, и лидеры должны прислушиваться к нему.
Алагулян М. - он был возмущен тем, что снимают с должности очень порядочного человека, который так много сделал для московских армян и в том числе для его семьи. Внес предложение направить письмо от имени всех московских армян Католикосу всех армян в Эчмиадзин с просьбой оставить Архиепископа Тирана в Москве.
Выступившие на заседании Бадалян В.В. и Аракелян М.С. дали негативную оценку содержанию письма САР (№Б04\79\00 от 24.10.2000г.) в регионы РФ.
Галстян И.В. внес предложение встретиться с САР и обсудить эту проблему вместе. А также послать представителей к Католикосу Всех армян в Эчмиадзин со своими предложениями
Терян А.Г.: «Надо довести до Католикоса, что назревает раскол? Почему церковь не прислушивается к своему народу?»
Решили: На основании вышеизложенного (письмо САР №Б\04\79\00 от 24.10.2000г. в регионы РФ) подготовить письмо на имя Спикера Епархиального Совета Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской церкви Чилингарова А.И. с просьбой обсудить данный вопрос и дать оценку действиям руководства САР в сложившейся ситуации. Было проведено голосование: За - 33 человека, против - 1, воздержался - 1.
Это по протоколу, но на самом деле страсти разгорелись не на шутку: “Союз армян России” обозвали “непорядочной” организацией и было высказано предложение “проверить, что за деятельность они проводят за нашей спиной”. Артур Алавердян сообщил, что Андраник Мигранян вообще предложил поднять вопрос перед властями о выселении из Москвы тех армян, которые организовали митинги в защиту Тирана. «А вопрос србазана Тирана решен, - заявил Алавердян, - он остается, чтобы продолжать нести свою миссию. Мне очень жаль Ара Абрамяна, что он слушает таких людей как интриган А. Мигранян, перед которым все практически закрыли свои двери. Это предательство с нашей стороны – не быть с народом за архиепископа Тирана!
Что касается САР-а, теперь, при такой нечистоплотности, не известно, что еще они могут придумать за нашими спинами,, на кого еще решат вылить грязь».

8 ноября было составлено вот это письмо Артуру Чилингарову:

СПИКЕРУ ЕПАРХИАЛЬНОГО СОВЕТА НОВО-НАХИЧЕВАНСКОЙ И РОССИЙСКОЙ ЕПАРХИИ АРМЯНСКОЙ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ
Господину Чилингарову А.Н.
Уважаемый Артур Николаевич!
На расширенном заседании Московской Армянской Общины с участием членов Епархиального Совета и Ревизионной Комиссии Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской церкви; приходских советов «Сурб Арутюн» и «Сурб Хач»; девяти местных окружных АНКА г. Москвы; Международной Студенческой Ассоциации; Армянского Союза помощи; Русско- армянского содружества; Общества Маштоц; Московского Армянского клуба «Искусство» и Редакции газеты «Юсисапайл», была еще раз обсуждена ситуация вокруг смены руководства Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской церкви. На нашем ранее принятом решении, мы выразили глубокую озабоченность в связи с возникшей ситуацией и направили наше решение руководству С. А.Р. в письменной форме.
Мы предложили сформировать депутацию из авторитетных представителей армянской общественности из состава Советов «МАО» и С.А.Р. для встречи и консультаций с Архиепископом Тираном Кюрегяном и и. о Главы Ново- Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской церкви Иеромонахом Езрасом, а также с прихожанами Московских церквей для разрешения сложившейся ситуации.
Однако руководство С.А.Р. отклонило наше предложение по непонятным нам причинам.
Руководство С.А.Р. своим письмом №Б\04\79\00 от 24.10.2000 г. обратилось ко всем руководителям региональных объединений, субъектам РФ, где ссылается на то, что будто бы с такой просьбой к С.А.Р. обратился Епархиальный Совет, что не соответствует действительности.

На основании вышеизложенного просим Вас созвать заседание Епархиального Совета, обсудить данный вопрос и дать оценку действиям С.А.Р. в сложившейся ситуации.
Председатель собрания Арутюнов Р. С.
Секретарь собрания Балагезян Н.Д.

Но до этого многие активные участники дискуссий отправились в Армению на открытие церкви в селе Малишка. Где-то в 11 часов вечера 2 ноября мне домой позвонил Апет Тапалцян и сказал, что если я смогу завтра утром приехать в аэропорт Шереметьево, то он включит меня в состав многочисленной делегации, вылетающей на специально зафрахтованном самолете в Ереван (кто-то, видать, в самый последний момент отказался от поездки).

Обо всем этом рассказывалось  в 111-ом номере «Юсисапайла», вышедшем 14 ноября 2000 года.

Этот день нам подарил Господь!
Прибывшая 3 ноября специальным самолетом в Ереван делегация Союза армян России была очень внушительной и состояла из известных политиков, деятелей науки и культуры, бизнесменов, представителей армянских организаций и прессы России. В частности,  в состав делегации входили вице-спикер Госдумы Артур Чилингаров, заместитель руководителя аппарата президента РФ Сергей Приходько, исполнительный секретарь союза «Россия-Беларусь» Павел Бородин, вице-губернатор Белгородской области Евгений Савченко.
Союз армян России учрежден 16 июня 2000 года несколькими физическими лицами. Символично то, что он базируется в Дома Лазаревых в Москве и, по всей видимости, серьезно намерен восстановить лазаревские традиции национального меценатства и благотворения.  Президентом САРа является А.А. Абрамян, который, будучи представителем всемирно известной компании “ДеБирс” в России, владеет сетью весьма прибыльных предприятий.
4 ноября кавалькада машин с эскортом направилась в село Малишка Ехегнадзорского района (теперь называется Вайоц Дзор), где родился Ара Абрамян и где он вместе со своими братьями Сергеем и Гагиком Абрамянами возвел церковь Святой Анны.
Присутствовало очень много народу, и той части делегации, которая приехала не на иномарках, а в автобусах, так и не удалось пробиться внутрь и присутствовать при церемонии освящения церкви Католикосом всех армян Гарегином Вторым. Зато нам удалось пообщаться с местными жителями, которые здесь весьма довольны жизнью и это понятно: Ара Абрамян  построил в селе фабрику по переработке алмазов, и ее работники регулярно получают зарплату - в среднем 300 долларов в месяц. Все они с гордостью подчеркивали, что новый церковный комплекс, в который входит и учебный корпус, посвящен русско-армянской дружбе.
После церемонии освящения Его Святейшество Гарегин Второй (кстати, в этот день исполнился ровно год со дня его восшествия на престол Предстоятеля Армянской Апостольской Церкви) передал в дар церкви Св. Анны мирохранительницу в виде голубки, совершил крещение детей, посадил во дворе церкви ели. Потом был митинг, и Верховный Патриарх сказал, что “в селе Малишка возведен еще один храм света, армянским народом возведен новый мост в ознаменование дружбы армянского и русского народов”. Его Святейшество назвал церковь Св. Анны, воздвигнутую на месте разрушенной в 1929 году церкви, постройкой обета и заявил, что открытием этой церкви фактически начинается всенародное празднование 1700-летия принятия Арменией христианства в качестве государственной религии.
Строительство церкви Св. Анны было начато 3 года назад по проекту Арцруна Галикяна - в течение долгих лет главного архитектора Святого Престола. По его же проекту построена освященная несколько месяцев назад церковь Св. Трдата в Вайоц Дзоре.
О необходимости дальнейшего укрепления русско-армянской дружбы Его Святейшество сказал и 5 ноября, когда он устроил прощальный прием в честь делегации Союза армян России. Во время ужина был также зачитан патриарший кондак, согласно которому национальный благотворитель Ара Абрамян по ходатайству местоблюстителя Главы Новонахичеванской и Российской Епархии иеромонаха Езраса Нерсисяна удостоен высшей награды Армянской Апостольской Церкви - ордена “Святого Григория Лусаворича”.
К этому времени приехавшее на торжества руководство компании “ДеБирс” было сильно опечалено: накануне ночью злоумышленники проникли с крыши в окно их номера в гостинице “Ереван” и унесли все, что нашли. В этом, видимо, по-своему проявились резкие антизападные настроения армянского общества, ибо сама делегация САРа повсеместно вызывала  бурную радость, и ее повсюду приветствовали с типично южным темпераментом. Один из членов делегации, который жил у родственников и никуда не ездил вместе со всеми, рассказал, что утром он делал пробежку по улицам Еревана в трусах, и каждый встречный просил его изменить маршрут, а то “стыдно! Скоро они проедут, увидят тебя и что о нас подумают?”
Одним из конкретных результатов визита делегации САРа стало подписание договора с Российско-армянским государственным университетом, созданном в 1999 году в соответствии с межправительственным соглашением двух стран. Армения еще в прошлом году выделила под университет многоэтажное здание на улице О. Эмина и открыла финансирование из госбюджета. Россия же, которой надлежало открыть армянский университет в Москве,  пока ссылается на отсутствие денег. Перед подписанием договора ректор университета Левон Мкртчян с гордостью сообщил, что преподавание ведется на русском языке, а армянский язык всего лишь один из предметов. На что президент САРа А.Абрамян заявил, что помимо предусмотренного по договру, он дарит университету 15 компьютеров. Еще два компьютера он подарил местной русской общине с целью укрепления позиций русского языка в Ереване.
Армянскому языку в Москве, наверное, было немножко завидно...
Спецкор «Юсисапайла»

ОБРАЩЕНИЕ НАРОДА АРМЕНИИ К ДИАСПОРЕ
Я только что возвратился из Армении и хочу выполнить задание многих простых людей, которые подходили ко мне на улицах и просили “Юсисапайл” помочь им быть услышанными.
Они просили сообщить, что народ в Армении живет на грани вымирания. Промышленность фактически бездействует, рабочих мест нет. Только приблизительно 5-10 % населения живет более или менее прилично. Пенсионеры уже почти пять месяцев не получают своей десятидолларовой пенсии и вынуждены просить милостыню на улицах.
В стране царят коррупция и отчаяние. Рядовые жители Армении считают, что мы можем потерять свой суверенитет в самом ближайшем будущем. Должны произойти немедленные и радикальные перемены, чтобы предотвратить национальную катастрофу.
В течение истекшего периода после провозглашения независимости Армении, многочисленные благотворители и частные организации в Диаспоре старались обеспечить критически необходимую помощь родине. Но все они не были в состоянии дать Армении то, в чем она более всего нуждается: национальных лидеров.
Президентом и правительством не сделано ни одной заметной попытки, чтобы исправить ситуацию в стране. Половина населения уже уехала, а другая половина хочет последовать за ней. Люди потеряли всякую надежду. У всех в глазах видны стресс, чрезвычайная усталость и депрессия. Даже те, кто никогда не думал о том, чтобы покинуть родину, теперь хотят уехать. Кто может обвинить их? После девяти лет независимости они не видят никакого прогресса, у них нет никакой надежды на будущее. Они убеждены, что правительство не заботится ни о чем, кроме грабежа страны. Большинство не может сказать точно, кто в действительности управляет страной и, возможно, это хуже всего, — даже не хочет этого знать. Многие полагают, что Армения управляется небольшой криминальной группой, которую меньше всего заботят национальные интересы. Народ с горечью говорит, что, после того, как страна лишится населения, они продадут землю и недвижимость  туркам. Народ считает, что нынешняя ситуация более трудна, чем в дни землетрясения и блокады, когда Армения была без электричества и тепла. Фактически каждый, с кем я говорил, открыто критикует строительство храмов; они заявляют, что эти средства лучше было бы направить на создание рабочих мест и реконструкцию промышленности.
Турция и Азербайджан выделяют специальные бюджетные средства, чтобы нанимать грузинские туристические автобусы с водителями. Цель — загрузить эти автобусы в Армении и переправлять армян в Грузию, откуда они рассеиваются по всем четырем углам земного шара.
Уехавшие обычно говорят об Армении в прошлом времени, заявляя, что «Армения была хорошей страной, но они разрушили ее». Они считают, что Левон Тер-Петросян с помощью таких людей как Вано «вырыл яму и сбросил в нее нацию». А теперь « Кочарян заполняет эту яму грязью».
Я не склонен драматизировать ситуацию, но я передаю просьбу народа Армении к Ара Абрамяну, братьям Овнанянам, Кирку Керкоряну и всей остальной части наших самых ярких, влиятельных и самых богатых гигантов нации, живущих в Диаспоре: «срочно созовите Чрезвычайную Национальную Встречу на высшем уровне, на которой попытайтесь найти способ сократить коррупцию и обеспечить широкомасштабное создание рабочих мест в Армении».
Бог дал некоторым армянам огромные финансовые ресурсы, таланты и интеллект. Народ Армении просит их использовать дарованные им Богом таланты и ресурсы так, чтобы мы не проснулись однажды и не увидели, что после столетий ожесточенной борьбы все уже бесповоротно потеряно.
Давид Балаян

ОХ УЖ ЭТА АВТОНОМИЯ!
6 октября в помещении “Союза армян России” (Москва, Армянский пер. 2) состоялось учредительное собрание Национально-культурной автономии России. Учредителями федеральной автономии выступили городские НКА Москвы и Красноярска. Образован Совет из 14 членов, который единогласно избрал президентом Ара Абрамяна, а заместителем - академика Самвела Григоряна.
Одновременно из Координационного Совета окружных НКА Москвы (председатель Армен Тер-Саркисян) редакции сообщили, что 29 сентября Краснопресненский межмуниципальный суд по иску Главного управления юстиции вынес заочное решение по ликвидации НКА города Москвы, возглавляемой С.С. Григоряном. Следовательно, создание федерального НКА, по мнению А. Тер-Саркисяна, является нелегитимным. Что касается городской НКА, то она подала протест на решение суда, которое больше напоминает «кукиш в кармане», ибо суд даже не удосужился прислать повестку заинтересованной стороне.
Уже несколько лет среди “автономщиков” (их еще называют “человеко-печати”) идет тяжба, которая, видимо, вступила в новую, судебную стадию. Напомним, что в соответствии с Законом о национально-культурных автономиях в Москве зарегистрированы: НКА Центрального округа (председатель М. Айвазян); НКА Восточного округа (председатель А. Тер-Саркисян); НКА Западного округа (председатель П. Саркисян); НКА Южного округа (председатель В. Мушегян); НКА Северного округа (председатель А. Аракелян); НКА Северно-Западного округа (председатель Н. Погосян); НКА Северо-Восточного округа (председатель Г. Успенская); НКА Юго-Восточного округа (председатель В. Тевосян); НКА Юго-Западного округа (председатель С. Григорян) и НКА Зеленограда (председатель А. Гадзиев).

111-й номер и последовавшие вслед за его выходом разной степени интенсивности «наезды» окончательно убедили меня в нескольких принципиальных моментах:

  1. «Юсисапайл» внимательно читали, придирчиво оценивая каждое слово;
  2. При этом от нее ждали только слащавых восхвалений и словоизливаний в стиле застольных тостов, а любая критика или даже объективное суждение было приемлемо лишь в отношении других, но только не в свой адрес;
  3. Было налицо полное неприятие прессы в качестве выразителя общественного мнения и защитника интересов общенационального и общечеловеческого порядка, а не определенных группировок и кланов;
  4. Именно в этом усматривалась главная слабость «Юсисапайла» с точки зрения оказания на нее давления. Действительно, нация, как таковая является аморфным понятием и не имеет организованной силы, а значит и выражение, равно как и защита ее общих интересов оказывается уделом одиночек, с которыми можно легко расправиться.
  5. В связи с этим определилась основная тактическая задача «Юсисапайла» на тот период: приучить, поелику возможно, активно внедряющихся в общественное поле новых «нац. лидеров» (в кавычках по своей сути) к тому факту, что в обществе могут существовать носители различных точек зрения, с которыми можно и нужно дискутировать.

Но уже тогда было очевидно, что такое донкихотство скорее всего приведет к полной гибели «Юсисапайла». Разумеется, существовал и альтернативный путь конформизма, что успешно продемонстрировало перебравшееся в те дни  в Москву периодическое издание. Однако, «Юсисапайл» не был коммерческим предприятием и потому казалось чем-то крайне неадекватным тратить массу сил, времени и личных средств фактически на то, чтобы пресмыкаться перед «власть и деньги предержащими», вилять хвостом и ждать на полусогнутых снисходительного одобрения и возможно даже жирных подачек. Если это была цена выживания «Юсисапайла» в новых условиях, то она меня никак не устраивала…

Продолжение следует

Предыдущие главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ,10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48,

 

 

 

 


 

Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz