ИНДИЙСКОЕ НАСЛЕДСТВО
Хроника одного завещания


30 мая 1794 и 1 апреля 1795 гг. богатый купец - армянин из индийского города Калькутта Масех Бабаджанян своими завещаниями оставлял армянам Нахичевана- на-Дону (ныне Ростов-на-Дону) большие денежные суммы для строительства больниц, церквей, приютов. М.Бабаджанян в своих завещаниях особо оговаривал также, что, кроме наличного капитала, он завещает своим соотечественникам все свое недвижимое имущество. Этому уникальному и благородному примеру последовали и другие коммерсанты Калькутты - армяне Егия Акопян, Катерина Ходжамалян и другие.

Думается, не надо быть юристом и финансистом, чтобы представить себе, о каких суммах сегодня может идти речь, если иметь в виду только проценты, а уж тем более весь капитал.

Прошло более 70 лет, прежде чем армяне предприняли первую попытку активно заняться вопросом индийского наследства. 10 октября 1860г. Католикос Всех Армян Матевос официально утвердил полномочия знаменитого армянского революционера и общественного деятеля Микаела Налбандяна (одного из создателей московского «Юсисапайла»), ставшего, таким образом, чрезвычайным и полномочным послом Святого Эчмиадзина по делу об индийском наследстве.

Огромный особняк и магазины М.Бабаджаняна - основного завещателя - находились в центре Калькутты, рядом со знаменитой армянской церковью Святого Назарета и так называемым “китайским рынком” Калькутты. Масех Бабаджанян завещал армянам Нахичевана-на-Дону половину всего своего имущества, а это означало, что армяне получают право на часть доходов от них, а не на саму недвижимость, которая целиком может достаться только одному наследнику. Но даже в этом случае (дом и магазины оставались под опекой городской администрации Калькутты) сумма доходов все равно получалась более чем впечатляющая. Миссия Микаела Налбандяна Однако далее события развернулись далеко не лучшим образом. Во-первых, городская администрация Калькутты, не без ведома вышестоящих инстанций, стала всячески затягивать принятие нежелательного для них решения о выдаче денег.

На первом этапе М.Налбандяну удалось получить часть завещанных сумм и доставить их по адресу. Часть имущества М.Бабаджаняна, с ведома и при прямом участии городских властей, была в нарушение закона продана неизвестным лицам. Кроме того, как это нередко случалось и тогда, армяне, вместо того чтобы совместными усилиями добиваться решения вопроса, стали мешать друг другу, и в итоге “индийское наследство” так и осталось невостребованным. Последовавшие за этим исторические события попросту не дали возможности активно заняться проблемой наследства, а в советский период на эту тему вообще было наложено табу. Руководство Армении, точно так же, как Первопрестольный Эчмиадзин, хранило молчание и хранит его до сих пор. Между тем именно сейчас (лучше, как говорится, поздно, чем никогда) - самое время создать компетентные организации для всестороннего изучения и решения данного вопроса. Ибо с юридической стороны здесь работы непочатый край, а это дело срока давности не имеет. Армени-хинди бхай-бхай Начало 70-х годов.

Совершенно неожиданно для всех в Армению с визитом прибывает премьер-министр Индии госпожа Индира Ганди. Армяно-индийские отношения, армени-хинди бхай-бхай, все было на самом высоком уровне. Однако детали данного визита не афишировались, а по словам высокопоставленного чиновника Совмина Армении того времени, во время встречи госпожи Ганди с руководителями Армении и его Святейшеством Католикосом Всех Армян Вазгеном I затрагивали и вопрос об индийском наследстве. Впрочем, советское руководство в лице генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева и председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина не особо желало решения данного вопроса и советовало армянским гос- и религиозным лидерам хранить в тайне все, что касалось индийского наследства, по неофициальным данным, достигшего колоссальных размеров и ставшего серьезным вопросом на межгосударственном уровне.

Темой “индийского наследства” серьезно интересовались нынешний председатель Конституционного суда РА Гагик Арутюнян, некоторые депутаты тогда еще Верховного Совета РА. Армянские власти официально декларировали важность отношений с Индией, а через некоторое время тогдашний президент РА Левон Тер-Петросян совершил официальный визит на берега Ганга. По неофициальным данным, во время визита Левона Тер-Петросяна тема “наследства” в переговорах с индийским руководством не затрагивалась. Между тем Левон Тер-Петросян наверняка был в курсе дела. Надо полагать, были причины, по которым ситуация так и не была прояснена. Самое главное, что удалось нам узнать: проблема “индийского наследства” вполне актуальна и не утратила своей значимости. Разумеется, если бы общество знало, что государство действительно занимается данным вопросом и информация об этом периодически публиковалась в печати, не было бы необходимости особо вдаваться в детали этой работы.

Однако судя по тому, что все последние годы таких публикаций не появлялось, работа тоже не проводилась. Почетный консул РА в Республике Индия, известный бизнесмен и общественный деятель Овсеп Сеферян сказал, что эта тема очень важна и актуальна, однако обращаться к ней следует очень осторожно, помня всю щепетильность данного вопроса. Господин Сеферян рассказал также, что на сегодняшний день в Индии по примерным подсчетам проживает не более 150 армян, большинство из которых - 100 или немногим больше - в Калькутте. Он объяснил это тем, что в свое время, после провозглашения Индией независимости, многие армяне, как правило люди состоятельные, предпочли не рисковать своим капиталом и, когда Великобритания широко открыла двери перед гражданами своих бывших колоний, эмигрировали.

Другой фактор, способствовавший упадку некогда цветущей армянской колонии в Индии, - смешанные браки. Однако не все так безнадежно. В первую очередь необходимо, чтобы тихо гибнущая армянская духовная семинария Калькутты, которая может принять и обучать десятки будущих священнослужителей, получила пополнение из Армении и стран СНГ. В Министерстве иностранных дел РА посоветовали обратиться непосредственно в соответствующую службу Первопрестольного Эчмиадзина, ибо “индийское наследство” было завещано через посредников Армянской Апостольской Церкви. Дипломаты обещали по возможности помочь, заметив при этом, что именно Святой Эчмиадзин - единственная правомочная организация в данном вопросе. Для начала будет вполне достаточно, если общественность получит компетентную и ясную информацию, пусть хотя бы общего плана. Сама по себе легенда об “индийском наследстве” могла бы дать богатейшую информацию армянским историкам, юристам и не только им. Возможно, наряду с известным романом Р.Штильмарка “Наследник из Калькутты” появится когда-нибудь роман (не исключено - документальный) армянского писателя “Наследство из Калькутты”.

Опубликовано в № 100 (октябрь 1999 года) "Юсисапайла"

Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz