НАШИ ДРУЗЬЯ
Газета армян России "Еркрамас"
 
 

Истоки и суть конфликта вокруг «Нагорного Карабаха» как части нерешенного Армянского вопроса

Конфликт возник не 1988 году и не в результате т.н. самоопределения армян НКАО в виде решения органов Области о выходе из состава Аз. ССР и возвращения в состав Арм. ССР.

Основы конфликта были заложены в 1920 – 1921 гг., когда Республика Армения была подвергнута советско-турецкой агрессии, оккупирована и расчленена.
К концу 1920 года Армянская Республика (1918 – 1920) контролировала области Еревана, Нахиджевана, Карса, Ардагана, Карабаха и Зангезура.
Согласно Севрскому мирному договору от 10 августа 1920 года «Турция признает Армению, как это уже сделали Союзные державы, в качестве свободного и независимого государства». В состав Армении должны были входить вилайеты Эрзерума, Трапезунда, Вана и Битлиса.

По Соглашению от 10 августа 1920 года между РА и РСФСР области Карабах и Нахиджеван были временно оккупированы Красной Армией, которые объявлялись спорными территориями, принадлежность которых должна была определяться Договором между РА и РСФСР, проект которого был согласован сторонами 28 октября 1920г. (Несмотря на то, что по Соглашению и Зангезур тоже должен был быть оккупирован, но вооруженные силы Г.Нжде не подчинились решениям и Зангезур сохранил свободу до окончательной советизации Армении.)
Согласно статье 1. проекта Договора «РСФСР считает справедливым присоединение к РА областей Турецкой Армении и готова оказать свое дружеское влияние на союзные государства с целью фактического присоединения означенных областей или частей их к Армении».
Согласно статье 3. «Государственная граница между Арменией и входящей в состав РСФСР Аз. ССР будет определена на конференции представителей РА и Аз. ССР при участии представителей РСФСР. Конференция созывается незамедлительно по подписании настоящего договора. Если на конференции не будет достигнуто соглашение – вопрос разрешается референдумом».
Однако Договор не был подписан, большевистское руководство РСФСР приняло решение о насильственной советизации Армении, Республика Армения была подвергнута совместной советско-турецкой агрессии, оккупирована, насильственно советизирована и расчленена.

В Москве были силы (Чичерин, Карахан и др.), которые считали нецелесообразным насильственную советизацию и расчленение Армянской Республики в пользу Турции и Азербайджна. Однако верх взяла линия Сталина на уничтожение Армении, при сильном давлении турок, шантажа азербайджанцев и слабости национально ориентированных армянских коммунистов и нацеленных на миф мировой революции русских коммунистов.

В создавшихся условиях правительство Армянской Республики, во избежание новых кровопролитий, отказалось от дальнейшего сопротивления агрессии и согласилось на добровольную передачу власти коммунистам на определенных условиях. Однако и эти условия были вероломно нарушены и большевики установили режим произвола и террора. 18 февраля 1921 года народ восстал и изгнал поработителей. Однако, восстание было вскоре подавлено в море крови и страна надолго потеряла не только свободу, но и малейшие признаки суверенитета, в результате чего армяне лишились государственной поддержки в решении прерванного Армянского вопроса, и не только в отношении Западной Армении, претворения в жизнь решения Севрского договора, но и в отношении Восточной Армении: сохранения в составе Армении Карса, Нахиджевана, Арцаха, Джавахка.

В результате территории Армении были расчленены - Карс, Ардаган, Сурмалу были переданы Турции, Арцах и Нахиджеван - Азербайджанской ССР, Джавахк - Грузинской ССР. Оставшаяся незначительная часть Восточной Армении была насильственно советизирована и существовала в качестве Армянской ССР до распада СССР. Это расчленение Армении было оформлено преступным советско-турецким Московским договором от 16 марта 1921г. и такими же решениями Кавбюро РКП( б) от 5 июля 1921г., подписанными в нарушение прав армянского народа.

После краха советского коммунизма, распада СССР, появился шанс восстановления исторической справедливости, прав порабощенных народов. Среди лидеров новой России медленно и пока слабо появляются силы, осознающие национальные интересы русских, ответственность России за судьбы народов, нашедших покровительство в досоветской России. Этому подтверждение появление нового понимания в отношении к Абхазии, Южной Осетии, частично к Приднестровью и пока очень слабо к Крыму.

Шельмуя перед Западом образ России, как непредсказуемой, агрессивной страны, лидеры мини-империй (некоторых бывших советских республик) выставляют себя как жертвы от мнимого российского экспансионизма, как защитники демократии и западных ценностей. Этому, к сожалению, способствует половинчатая, не до конца осознанная политика руководства России, согласно которой получается, что следует не Крым вернуть, что вполне реально, а удержать Украину в т.н. сфере своего влияния, безнадежно препятствуя, в основном с недозволенными приемами, ее вступлению в Евросоюз, в НАТО, что неизбежно и дело только во времени.

Стремясь якобы сохранить Азербайджан, это искусственно созданное турками и большевиками еще одно тюркское государство, на месте многонациональной российской Бакинской губернии, в чуждой ему (после исхода оттуда армян и русских) в т.н. зоне российского влияния, Российское руководство не содействует ликвидации конфликта, не признает очевидного факта возвращения освобожденного, в результате отражения агрессии Азербайджана 1992 – 1994 гг., Арцаха и прилегающих, отчужденных в свое время армянских земель, к Армении.

В ответ на мирное решение армян Арцаха воссоединиться с Арменией азербайджанское руководство, пользуясь безнаказанностью и покровительством со стороны центральных советских властей, устроило погромы армян в Сумгаите, Баку и в других армянонаселенных местах Азербайджана. Однако в дальнейшем, лишенные поддержки советских силовых структур, азербайджанские агрессоры потерпели поражение, и армянам удалось частично освободить армянские земли, незаконно включенные советской властью в состав Азербайджанской ССР. Армяне имели все права и основания освободить Нахиджван, северные земли Арцаха и армянский Гандзак, вплоть до реки Куры, исторической, естественной, безопасной от агрессивного соседа, границы Восточной Армении.

В сложившихся реалиях, после поражения Азербайджана в развязанной им войны, подписания Бишкекских соглашений о прекращении военных действий, переговоры Армении с азербайджанскими властями могут быть только о следующем: о подписании мирного договора по признанию юрисдикции армян на контролируемые ими территории, в обмен на отказ армян от возвращения Нахиджевана и других исконных армянских территорий Армении; в обмен на отказ от возбуждения процесса наказания преступников, организовавших погромы армян в Азербайджане; в обмен на отказ от требований о компенсации многомиллиардного ущерба, нанесенного армянам в Азербайджане; в обмен на отказ от возвращения армянских беженцев в их прежние родные места, где они проживали с незапамятных времен до появления там кавказских татар, нынешних азербайджанцев, - что явилось бы единственно возможным для армян компромиссом и уступкой.

Переговоры же о восстановлении территориальной целостности Армении, соответственно, следует проводить с Российской Федерацией, правопреемницей Советской России, СССР (см. «Соглашение между РА и РСФСР о мире» от 10 августа 1920 года и проект «Мирного договора между РСФСР и РА» от 28 октября 1920 года, который остался не подписанным из-за насильственной советизации РА, «Армянский вестникъ» №1-2, 2002 г.).

Переговоры следует проводить о признании воссоединения Арцаха с Арменией, о судьбе Нахиджевана, «временно оккупированного» Красной Армией в сентябре 1920 года, статус которого (наряду с другими «спорными» территориями) должен был решаться только в переговорах между Россией и Арменией, согласно Соглашению от 10 августа 1920 года. Это Соглашение и сегодня является последним единственным международным юридическим актом, имеющим отношение к территориальной проблеме между Арменией и ее агрессивным соседом и, в частности, Арцаха и Нахиджевана, незаконно переданных Азербайджану преступным советским режимом вопреки воли народа, вопреки международным нормам, вопреки тому же подписанному советами Соглашению.

Переговоры же армянам следует начать с Москвой, как с правопреемницей Советской России, по достижению осуждения новой Россией, и вслед за ней и демократического мирового сообщества, Запада, США преступления тоталитарного коммунистического режима, в результате агрессии которого Армения была расчленена и ее территории были незаконно переданы Азербайджанской ССР.

Не Аз. ССР захватила армянские земли, они были оккупированы Красной Армией и незаконно и преступно переданы Аз. ССР Красным Кремлем. Новая Россия не может быть посредником в конфликте пока она открыто и честно не заявит миру и Азербайджану, что осуждает преступления прежнего режима и готова содействовать исправлению результатов этих преступлений.

Это и есть ключ к решению конфликта. Т. н. территориальная целостность постсоветских мини-империй придумано в слабом и пораженческом Кремле (авторами Беловежских соглашений) и только потом повторяется на Западе. Весь мир и Запад были ошарашены, когда Кремль подписал преступные Беловежские соглашения, без проведения необходимых в таких случаях переговоров по определению новых границ, вместо преступно установленных в советское время. Даже Бернар Кушнер начинал понимать, «что при Горбачеве и Ельцине неожиданно изменилось очень много границ», (см. «Коммерсант» за 28.10.08). Даже Сергей Лавров начал учить Генри Киссинджера истории, что границы Гр.ССР были начертаны Сталиным, (см. С. Лаврова сенсационно откровенное, но оставшееся без внимания, выступление перед членами Совета по международным отношениям в Нью-Йорке 24 сентября 2008 г.).

Республика Армения, Россия и вслед за ней Запад должны требовать немедленного прекращения блокады, что равносильно продолжению войны Азербайджана против Армении. Иначе политика России не российская, а продолжение традиций политики советской власти. Иначе политика Запада, США способствует сохранению взрывоопасной ситуации в регионе, чреватой непредсказуемыми катаклизмами, войной, терроризмом.

Самой лучшей профилактикой против сепаратизма является пример народов, которые видят свое безопасное, перспективное национальное развитие в составе новой многонациональной федеративной, демократической, свободной российской государственности, продолжательницей лучших традиций досоветской, истинно великой державы, России, как гаранта, в условиях демократии и веротерпимости, сохранения своих национальных ценностей, традиций, культуры, языка и т.д. Очевидно, что мини-империи: ни Грузия, ни Азербайджан, ни Украина и ни Молдова, да и Казахстан не способны создавать из доставшихся им благодаря Красному Кремлю российских территорий федеративные демократические государства, где бы уважались права народов. Не мало страданий выпало на долю этих народов и за советское время и после, и силой подчинить их диктату руководству т.н. титульных наций ни кому не удастся.

Поддержка же Россией, а вслед за ней, по ее примеру и Западных участников в переговорных процессах по конфликтам на постсоветском пространстве, т.н. территориальной целостности мини-империй означает ничто иное, как одобрение преступления советских властей, в результате чего Абхазия и Южная Осетия незаконно и преступно были переданы Грузинской ССР, армянские земли - Азербайджанской ССР, Приднестровье – Молдавской ССР, Крым и другие русские территории – Украинской ССР.
Это, с каких пор мировое демократическое сообщество защищает незыблемость преступных границ, насильственно установленных тоталитарным режимом? Где границы СССР, СФРЮ? Признание независимости Косово было неизбежно. Сербы проиграли Сербскую Краину и Косово из-за преступной, бездарной политики коммунистического режима.
Из-за более преступного коммунистического режима, а потом вслед за этим в результате бездарной и беспомощной политики Горбачева и Ельцина русские потеряли еще больше исконной русской земли. Но Крым, Приднестровье, Южную Осетию, Абхазию еще можно вернуть в лоно России. Причем, это можно было делать законно, без единого выстрела. Не доведя дело до провокации грузинских властей. Для этого нужна только политическая воля. И реалистическая позиция, основанная на исторической правде о сути и истоков конфликтов, с учетом сложившихся реалий, которые необходимо уметь довести до понимания мирового сообщества. Как это удалось Бушу по отношению к проблеме Косова. Как это удается Обаме – в отношении Ирака, Афганистана, Ирана, Сев. Кореи др.

Армяне потеряли Нахиджеван, и не только этот исконный армянский край, из-за преступности и бездарности армянских и русских политиков. Но Арцах с освобожденными территориями еще можно спасти.

Необходимо вернуть цивилизаторский, освободительный образ России, фальсифицированный и подмененный за советское время. Неоколониальная империя, Советский Союз, не был Россией - не типичной колониальной империей, (разве что как-то по отношению к Польше и Финляндии), как Англия, Франция со своими заморскими колониями и др. Россия была сама оккупирована и порабощена большевиками и коммунистами, агентами Третьего интернационала, на деньги Германского генштаба. (см. «История России» под редакцией А.Б. Зубова, Москва, 2009г.) Большевики, коммунисты насильственно навязывали народам чуждую им идеологию и неэффективный, ненавистный строй. Россия же освобождала христианские народы от азиатско-восточной тирании, давая этим народам просвещение, развитие и прогресс. Кем были бы многие народы без русской (европейской) культуры? Точно также, каковы были бы уровни развития многих народов Африки, Азии, Америки без их европеизации и модернизации. Что дала народам Османская империя, созданная тюрками, сельджуками? Узнайте об этом хотя бы у Ллойда Джорджа, «Правда о мирных договорах», Москва, 1957 г. А политическое возрождение и сотворение экономического чуда Германии и Японии стали возможны в результате их полного и бесповоротного отказа от национал-социализма и милитаризма соответственно и становления на пути свободного и демократического развития, в гармонии с развитым мировым сообществом.

Лучшим началом в возрождении прогрессивных российских традиций и в активном, конструктивном участии России в установлении нового более гуманного мирового порядка явилось бы ее содействие по устранению результатов преступлений тоталитарного коммунистического режима, по справедливому урегулированию конфликтов на постсоветском пространстве.

Продолжение беспринципной, невнятной позиции, не основанной на исторической реалии, общечеловеческих ценностях и целях, свободы и справедливости, приведет к полному устранению России от ее исторической миссии, загнав ее на задворки истории.
Конфронтационная, наполненная поисками врагов на Западе, в НАТО, в США, в Восточной Европе, в Прибалтике и т.д. политика России приведет к ее международной изоляции и к окончательному краху. Пример СССР неопровержимо доказывает это.

Сверхдержавой (superpower, сверхмощью) может быть государство, нация, которая обладает не только и не столько сверхсовременным оружием, а самое главное – имеет современный общественный строй, обеспечивающий своему народу современный высокий уровень жизни, здравоохранения, образования и т.д., общественный строй, основанный на целях и ценностях современной развитой мировой цивилизации.
Политику защиты российских национальных интересов следует вести не через поиски или провоцирование разногласий между ведущими европейскими странами и между Европой и США (большевистская тактика ведения международной политики), а через гармонизацию национальных интересов народов, крупных и малых, на основе общепризнанных ценностей и целей, на путях неизбежных глобальных экономических и политических процессов, не через возврата к блоковым противостояниям, сколачивания новых бесперспективных блоков неконкурентоспособных стран.

Все еще не доконца принципиальная и невнятная для всех политика руководства России, неспособная называть вещи своими именами, и которая довела до отчаяния абхазов, осетин и других порабощенных малых народов, вырвавшихся из оков мини-империй, но в течение многих изнурительных лет так и не дождавшихся открытой, реальной и приемлемой для мирового сообщества поддержки России.
Грузинскому руководству удается, используя слабости аргументации позиции России, выставить ее в роли агрессора, якобы оккупировавшего чужие территории. Хотя на самом деле новая Россия впервые выступила в роли освободителя.

Мировое сообщество не признает правомерность и закономерность роли России в разрешении конфликтов на постсоветском пространстве до тех пор, пока она не освободилась от советского наследия, не осудила незаконное включение этих народов в состав советских республик, границы которых были преступно установлены сталинскими картографами. Кроме этого, нет другого правого, морального основания для России вмешиваться во «внутренние» дела Грузии и неприкосновенности ее «территориальной целостности», о которой до сих пор упорно и демагогически говорили как в Россия, так и вслед за ней повторяли и повторяют на Западе и США.

А теперь Россия якобы защищает только всего «своих» граждан, миротворцев, а не выполняет роль великой передовой страны, на основе принципов свободы, демократии, восстановления исторической справедливости, нарушенной прежним преступным тоталитарным коммунистическим режимом. И не потому ли это руководство словно в рот набрало воду, не вспоминая об армянах, которые не являются гражданами новой урезонной России, которые были освобождены от восточной деспотии, и были подданными великой христанской державы до ее развала большевиками. И которые вот уже двадцать лет находятся в блокадном, осадном положении и под угрозой возобновления агрессивной войны со стороны еще одного какого-то российского самозванного стратегического союзника. Так, кто же союзники, и вокруг каких принципов, ценностей и национальных целей зиждутся союзнические отношения? (Союзнические отношения, возникшие на конъюнктурной основе, например Германия – СССР, антигитлеровская коалиция – Советский Союз были краткосрочны, бесперспективны.)

Для разрешения конфликта т.н. посредники, а на самом деле ответственные за конфликты, ждут каких-то уступок, компромиссов от армян. А какие могут быть еще уступки, компромиссы со стороны армян, после того, когда они в настоящем своем бытии являются результатом бесконечных потерь, уступок и компромиссов? Начиная от Сан-Стефанского, Берлинского конгресса до пакта Ленина – Ататюрка, до Беловежских соглашений.

Осознали ли армяне, во что обошлись им уступки армянских коммунистов в черный день 5 июля 1921 г.? Поняли ли армяне, почему в отличие от армянского визави национал-большевику Нариманову хватило духу, будучи неправым, не уступить и шантажировать Ленина? И когда осознают, наконец, новые русские, какой урон нанесли российской государственности большевики, и как избавиться от их наследия?

Какие могут быть еще уступки, компромиссы со стороны армян: когда остается безнаказанным Геноцид армян 1915 – 1923 гг.; когда все еще оккупирована Западная Армения, Ванская, Эрзерумская, Битлисская, Трапезундская области которой по Севрскому договору должны были входить в состав Армении, на которые современная Республика Армения не имеет претензии; когда после того, как была расчленена Армянская Республика в результате советско-турецкой агрессии и пакта Ленина-Ататюрка 1921 года, Карс и Ардаган были переданы Турции, а Нахиджеван – Азербайджанской ССР, на возвращение которых Республика Армения не претендует, и на что армяне имеют все основания, в то время, как Азербайджан на Арцах – никаких. Какие переговоры об уступках, после безнаказанных погромов армян, захвата их имущества в Баку 1918 и 1991 гг., после безнаказанных погромов армян в Шуши и ее сожжения 1920 году, после безнаказанных погромов уже в наши дни в Сумгаите и Баку и изгнания всех армян из территории современного Азербайджана, где они проживали с незапамятных времен, до появления там кавказских татар, именуемых с 1918 года азербайджанцами и т. д. и т.д.?
Предельной уступкой армян также является готовность Еревана без предварительных условий и территориальных претензий установить нормальные отношения с Турцией. Но, чтобы эта позиция была понята и принята Мировым армянством, необходимо четко заявить, что то, что касается армянских требований к Турции по возмещению всяческого нанесенного ущерба, то это прерогатива представителей потомков бывших граждан Османской империи, Западных армян, рассеянных по всему миру после череды бесконечных погромов и преследований, после Геноцида армян 1915 – 1923 гг.

Кто и какие еще уступки и компромиссы ждут со стороны армян?

Карен Микаелян
Публицист
Москва


 

 

 

 


 


Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz