НАШИ ДРУЗЬЯ
Газета армян России "Еркрамас"
 
 

Краткая история жизни последнего царя Киликийского армянского государства Левона.
Киликия это древняя историческая область на северо-восточных берегах Средиземного моря, т.е. на юге современной Центральной Турции. Она имела огромное стратегическое значение в отношениях между Западом и Востоком. До появления и становления ислама, Киликия принадлежала Византии. В VII веке ее захватили арабы, но в X веке Византия вернула ее себе. В начале XVI века Киликия была завоевана турками.
В Киликии с 1080 по 1375 г.г., отдельно от исторической Армении, существовало Киликийское Армянское государство. Оно оставило глубокий след, как в истории армянского народа, так и христианства, поскольку армяне первыми в мире избравшие христианство своей государственной религией принимали активное участие в Крестовых походах.
Итак, на протяжении целых трех столетий существовали два армянских государства, случай почти беспрецедентный в истории государств. Это основная Армения (Великая и Малая) и оторванное от нее – Киликийское армянское царство. Государство это процветало и вело успешные войны с сельджуками и Византией. Оно играло важнейшую роль в организации и проведении Крестовых походов. Поэтому союза с Киликией искали многие европейские страны, а также Римский Папа и даже император Священной Римской Империи. Пика расцвета Киликия достигла при царстве Левона V. Особую известность имела так называемая Киликийская школа миниатюры. Один из выходцев этой школы Торос Рослин приобрел мировую известность и даже учил русских художников расписывать церкви.
В1375 г.Войска Алеппского эмирата напали на Киликию. Папа римский Григорий XI вопреки обещаниям не направил войска на защиту последнего крестоносного монарха. (См. раздел Геополитика, тему Что такое Европа! Прим. Гамбит.) Армянский царь не смог сдержать внезапный натиск войск эмира и, отступив, укрепился в цитадели г. Сис. После нескольких безуспешных попыток захвата крепости эмир послал Левону V охранную грамоту, гарантирующую ему и его семье жизнь в случае сдачи г. Сиса. Левон V был вынужден принять это условие, т.к. его легионеры-киприоты фактически предали его и готовы были сдаться эмиру (однажды они даже пытались выкрасть царя и выдать эмиру). Левон вместе с семьей и главой армянской церкви был уведен мамлюками в плен в египетский г. Каир. Через год Католикоса Погоса I удалось выкупить. Вернувшись на родину, он снова возглавил армянскую церковь.
Царицу Мариун, т.е. жену Левона V, которая в плену потеряла обеих дочерей, так же удалось выкупить. Она, будучи французской дворянкой, вопреки ожиданиям, не вернулась во Францию, а поселилась в армянском монастыре Иерусалима Сурб Акоп (Св. Яков) и жила там до конца своих дней.
Усилиями европейских правителей, в конце концов, удалось вызволить из мусульманского плена и Левона. Левон сразу отправился к Папе Римскому, чтобы обсудить вопрос восстановления Киликийского армянского царства. Согласно сохранившимся архивным документам Ватикана, Святейший наградил Левона орденом Золотой розы и напутствовал в Британию, куда Левону удалось перевезти и поместить государственную казну своего царства. Он доверил ее королю Англии Эдуарду III, подписав соглашение о том, что казна будет храниться в Англии до тех пор, пока Армянское царство не будет восстановлено. (Нужно отметить что Армения и сейчас вправе требовать эти сокровища обратно!!! Может поэтому англичане так усердствовали в организации нашего геноцида??? прим. Гамбит.)
Из Лондона Левон отправился в Испанию, где Кастильский король Хуан I устроил ему восторженный прием и подарил три города: Мадрид, Андухар и Вилареал о чем имеется соответствующая запись в архивных документах мадридской городской канцелярии (в то время Мадрид не был столицей Испании). Согласно этой записи после смерти Левона эти города должны были быть возвращены кастильской короне. Однако вся знать Мадрида, особенно дворяне, которые фактически становились вассалами пришлого рыцаря, были страшно недовольны. Они организовали таинственную смерть короля Хуана, а регенты его несовершеннолетнего сына пытались аннулировать все привилегии, данные Левону.
Трезво оценив ситуацию, Левон 19 октября 1389 г. сам отказался от всего и уехал в Париж. Париж устроил ему необычно теплый прием. Сам король Карл VI со своей свитой и народом встречали Левона на подступах к Парижу. Левон, живя в Париже, делал все возможное для освобождения Киликии от мусульман с помощью французской короны.
Однако 29 ноября 1393 г. он внезапно умер. Похоронили его в церкви Целестинов, а после французской революции беломраморное надгробие Левона перенесли в монастырь
Сен-Дени.
После смерти Левона, король Кипра Яков I, будучи ближайшим родственником Левона, прибавил к своим званиям титул «король Армении» (отец Левона был сыном кипрского короля армянина Амори Лузиняна и дочери киликийского царя Левона III). Титул «король Армении» переходил от одного короля Кипра к другому. Так, например, на надгробии королевы Кипра Катарины Горнарион в усыпальнице церкви Сан-Сальвадор итальянского г. Риалто высечено: «Королева Кипра, Армении, и Иерусалима». От последнего представителя этой королевской кипрской армянской династии Лузинянов право на титул «короля Армении» перешло к королям Венецианской республики, поскольку Савойский герцог Карл женился на княгине из рода армянских Лузинянов. Вот почему главы Савойской династии, т.е. короли Италии, до самого 1946 г., пока их не изгнали фактически пришедшие к власти коммунисты, носили и титул «король Армении».
Небезынтересно отметить, что в годы I первой мировой войны страны Антанты приняли тайное решение изгнать из Киликии турков и воссоздать автономное Армянское государство под протекторатом Франции (соглашение Сайск-Пико 1916г.). Согласно этому решению, не без помощи армянского легиона Киликия была оккупирована, и туда было возвращено около 200 тысяч армян. Но 27 декабря 1919 г. турки, узнав о нежелании Москвы восстановить Киликийское армянское государство и оценив нерешительность французов, вновь захватили Киликию. А весной 1920 г. Верховный Совет Антанты принял решение покинуть Киликию. Осенью 1921 г. Франция сдала Киликию Турции. Местное население пыталось противостоять турецкой армии. Но героическое сопротивление жителей городов Мараш, Аджн, Айнтап, и др. ни к чему не привело. Армяне вынуждены были с боями оставить родину и спастись в др. странах.
После того, как в начале 16 века турки захватили Киликию, туда устремились курды, черкесы, цыгане и др. племена. Но, даже, несмотря на это и организованные турецкими властями погромы армян, преобладающее большинство населения Киликии в начале 20 века все еще составляли армяне. Но к настоящему времени, из-за методичной политики Турции по изгнанию и физическому уничтожению армян, проводимой ей на протяжении всего 20 века, в Киликии армян практически не осталось.
Например, только в начале 20 века турками было уничтожено более 1,5 млн. армян. Напомним, что турки-сельджуки в 1453 г. штурмом взяли столицу Византии г. Константинополь. Византия распалась, а турки постепенно захватив «полмира», основали Османскую империю.
Позже, практически все страны освободили свои территории от турков. Армяне не смогли этого сделать, поскольку Ленин не только не поддержал армян, но наоборот дал туркам деньги и оружие в надежде, что они совершат у себя революцию, а турки эту помощь использовали для полного физического уничтожения армян и ликвидации Армении как государства. Для этого большевиками были созданы идеальные условия. Согласно подписанному ими Брестскому миру, все русские войска из Армении были выведены. На наличие такого пункта в договоре настояли немцы по просьбе Турции, которая была союзницей Германии. И лишь благодаря героическому сопротивлению безоружного народа под руководством офицеров русской армии армянского происхождения, отказавшихся покинуть Армению, турецкая армия была остановлена в 20 км от Еревана (Сардарапатское сражение). Благодаря этому Армения как государство сохранилась, но только в сильно урезанном виде.
Около 90% территории Армении (вместе с горой Арарат) остались у турков. Неоднократные попытки прогрессивно настроенных российских дипломатов (Чичерин, Карахан и др.) поднять этот вопрос и как-то попытаться его решить ни к чему не приводили, т.к. Сталин лично был против возврата армянских земель и усиления Армении. Например, в 1945 г. советские войска должны были перейти границу Армении и вернуть все армянские земли. Турецкие историки признаются, что «русские взяли бы всю историческую Армению без единого выстрела», поскольку турки отвели с этих территорий все свои войска. Им и в голову не приходило, что, освободив всю Европу, взяв себе, Калининград и четыре японских острова, Советский Союз не заберет исконно свои армянские земли. Но Сталин в последний момент отдал приказ не брать эти земли. Более того, согласно секретным документам, Сталин предложил Католикосу всех армян Хримян-Айрику (предположительно в 1945 году) уговорить армян переселиться в Алтайский край, обещая выделить для этого территорию любой величины. Говорят, Католикос поступил мудро, он дал согласие при условии, что Сталин перенесет туда и гору Арарат. К чему это привело бы легко представить на примере Крыма, откуда Сталин в свое время выселил всех армян. Т.е. сейчас на территории Армении жили бы одни турки. И у России в настоящее время не было бы в Закавказье единственной твердой опоры и стратегического партнера в лице христианской Армении.
Армения даже в таком урезанном виде как сейчас играет роль мощнейшего, непреодолимого барьера на пути экспансии мусульманского фундаментализма на север в сторону России. Вот почему стратегическое значение Армении для России трудно переоценить, что, к сожалению, мало кто понимал из российских руководителей за исключением, пожалуй, Петра I, Екатерины Великой и может Путина. Даже человеку не искушенному в политике легко себе представить, что творилось бы на Кавказе в связи с Чеченскими событиями, если бы не было там Армении. Вся южная граница Кавказа была бы просто открыта для свободного проникновения в Чечню, т.е. в Россию всех мастей террористов, бандитов, вахабистов, моджахедов, фундаменталистов и других нежелательных элементов.

Материал собрал и обработал ст. науч. сотр. Закарян В.А.

Литература:
1. Лэнг Д. «Армяне». 2004 г.
2. Мишо Г. «История крестовых походов». 2003 г.
3. Райс Т. «Сельджуки». 2004 г.
4. Успенский Ф. «Византийская образованность». 2001 г.
5. Фрили Д. «Тайны османского двора». 2004 г.
6. Энциклопедия «Армянский вопрос». 1991 г.
7. Киракосян Д. «Младотурки перед судом истории». 1986 г.


 

 

 

 


 


Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz