МАРАГА, "...О КОТОРОЙ НИКОГДА НЕ ПИСАЛИ В МИРОВОЙ ПРЕССЕ"

"Название этой деревни связано с резней, о которой никогда не писали в мировой прессе" - это строчки из книги "Этническая чистка продолжается", вышедшей в свет в 2001 году. Авторы: пожизненный член Палаты лордов Великобритании и ее вице-спикер с 1985 г. баронесса Кэролайн КОКС и помощник президента правозащитной организации "Международная христианская солидарность", постоянный представитель МХС при ООН Джон АЙБНЕР.
"Эта деревня" — Марага. (на некоторых картах советского времени поселок Ленинаван: так было названо поселение из двух объединившихся сел - Мараги и Маргушевана Мардакертского района НКР). О трагедии Мараги действительно не писали в мировой прессе, а в нашей вспоминают лишь в связи с годовщиной того страшного дня — 10 апреля 1992 года, да и то не все. Между тем в тот день, ранним весенним утром, когда чуть-чуть еще брезжил рассвет, случилась страшная трагедия, жуткие подробности которой до сих пор леденят душу. Более 50 человек было самым жестоким образом вырезано — многие в своих постелях, задавлено танками, обезглавлено, заживо сожжено. Более 50 — взято в заложники, из коих 19 по сей день остаются без вести пропавшими. О судьбе многих из них известны жутчайшие подробности...
Через несколько дней после случившегося при активном участии баронессы Кокс была произведена эксгумация останков жертв. Мир получил вещественные доказательства страшного преступления Азербайджана. Но мир не содрогнулся, не осудил, не наказал. О Мараге так никогда и не написали в мировой прессе.
Один акт десятилетия
В 2001 году исполнилось 50-летие принятия ООН Конвенции о геноциде. 98-й стал годом десятилетия "сумгаита", XXI век начнется для нас 10-летием бакинских погромов, еще через год — годовщина операции "Кольцо". Марага — лишь один из актов десятилетия геноцида армян со стороны Азербайджана, акт, повторяем, наименее упоминаемый, хотя по масштабам и способам совершения — один из самых жестоких. Несмотря на все усилия НКР, Марага не была должным образом представлена широкому международному сообществу как акт вандализма и не получила не только оценки, но и просто сочувствия. Даже специализирующиеся на помощи пострадавшим именно такого рода международные организации обошли марагинцев вниманием и помощью. Согласно общепринятым нормам, им должны были компенсировать потери тремя "м": материально, морально, медициной. Они не получили ничего.
Обращение в Комиссию ООН по правам человека в Женеву оказалось безрезультатным по не известным нам причинам. Однако нет никаких сомнений, что эту работу следует продолжать и попытаться достойно представить вопрос на следующей — августовской сессии комиссии.
А что же Родина?
А ничего. Вопрос государственной социальной защиты пострадавших в ходе трагедии Мараги, как, впрочем, всех других актов геноцида, остается открытым. Государство никак не желает увидеть в них особую категорию особо пострадавших лиц, нуждающихся в особом отношении. Семьи погибших и невернувшихся заложников, так же как получившие ранения, вернувшиеся из плена, а главное — пережившие глубочайший стресс люди сами пытаются всеми правдами и неправдами добиться хоть какого-то социального обеспечения. Не всем удается.
Между тем уже состоялась деревня Нор Марага. Но там живет лишь часть некогда 4-тысячного цветущего села. Часть — до сих пор в Армении и не находит в себе сил вернуться уже в новое село. Помощь со стороны государства, пусть за счет обращения за средствами в диаспору, в международные гуманитарные организации, могла бы стимулировать процесс возвращения на родину карабахцев. А значит, это не только социальный вопрос, не только сегодняшний день, но и политика, будущее Арцаха. Ясно, что одной НКР, в силу всех известных причин, решить проблему — и в социальном, и в политическом плане — не под силу. Это задача общенационального масштаба.
Из Баку — молчание
В заложники из Мараги было угнано более 50 человек. 31 из них вернулся, многие — оставив в неволе членов семьи. Газеты неоднократно писали о детях-марагинцах, некоторые из них большую часть жизни провели в заложниках. Отцы и матери, дедушки, бабушки и дяди многих будто в Лету канули. 19 марагинцев по сей день остаются — будем надеяться — заложниками.
Абсолютно точные сведения о них неоднократно передавались в Азербайджан, так что все ссылки на неопределенность в данном случае совершенно несостоятельны. Реальность жестока: по прошествии 7 лет (особенно с учетом имеющихся сведений) трудно надеяться на возвращение. Однако даже попытки узнать о постигшей несчастных участи наталкиваются на глухую стену молчания. Азербайджан и слышать не хочет ни о каких совместных комиссиях по поиску без вести пропавших, и все попытки международных организаций в этом направлении пока безуспешны.
Долг и память
Зато в соседнем государстве не жалеют сил и средств на широкую пропаганду. Одна за другой выходят прекрасно изданные брошюры и буклеты, рассказывающие об "агрессии Армении" и "зверствах армян". Даже собственное преступление против своего же народа оборачивают в "массовое уничтожение" армянами мирного населения и взывают к мировому сообществу с требованием наказания.
До сих пор ни по одному из актов геноцида последнего десятилетия Армения и Карабах не составили документальной папки и не представили в международные организации. РА и НКР до сих пор в должниках перед памятью марагинцев, в первую очередь тех героев, которые мужественно пытались защитить детей, женщин и стариков от до зубов вооруженных вояк — профессиональных головорезов.
Ничего не сделано в память о горстке храбрецов, благодаря героизму которых большей части марагинцев, проживающих в центре и на другой окраине села, удалось спастись.
Еще и потому, что нет ни одного издания с портретами и именами героев и жертв, о Мараге никогда не писали в мировой прессе.
Смертную казнь — отменить. А геноцид?
Сегодня, по прошествии более чем 10 лет после начала всех трагических событий конца века, очевидно, есть необходимость осмыслить и воспринять случившееся в ином, несколько отличном от исторического аспекте.
Да, история, да, память. А будущее нации? Что дает историческое восприятие трагедий в плане безопасного будущего армян? Возможно, следует больше акцентировать не нравственный аспект произошедшего за целый век, неизбежно приводящий к формированию психологии жертвы, а разработать политику и идеологию, направленные в будущее.
Конвенция ООН о геноциде дает оценку этому явлению как "преступлению против человечества" и предупреждает о наказании за него. Однако при всей значимости это — лишь слова, наполненные глубоким нравственным, но никак не юридическим смыслом. Мир все еще допускает использование геноцида как инструмента достижения политических целей. Именно поэтому стали возможны все геноциды XX века. Именно отсутствие практических механизмов наказания за "преступление против человечества" не исключает их применения по сей день.
Разработка таких механизмов — дело гуманитарных и правозащитных организаций, и прежде всего — Международного трибунала. Такие страны и народы, как Армения и армяне, обязаны инициировать и всячески содействовать этим процессам. В стремлении исключить геноцид из мировой политической практики у нас в союзниках окажутся десятки стран и народов, не только переживших, но и осознающих великую опасность повторения трагедий.
Сумгаит, Баку, Шаумян, Марага и еще десятки ставших нарицательными названий обязывают наше государство к наполнению понятия "геноцид" конкретным политическим содержанием. Механизм в данном случае достаточно прост: государства, виновные в организации и совершении актов геноцида, не имеют права рассматриваться в качестве полноценных членов международного сообщества и должны получить его достойную оценку.
Совет Европы требует от своих потенциальных членов отмены смертной казни. В то же время СЕ почти готов принять в свои ряды Азербайджан, на территории и усилиями которого неоднократно осуществлялась массовая смертная казнь над целым народом!
Уроки Мараги
Конечно, лицемерие политиков, присвоивших право вершить суд с позиций сильного, но разглагольствующих при этом о высоких материях, — не новость, им пестрит вся человеческая история. То, что происходит на Балканах сегодня, — лишь наиболее актуальный пример политических спекуляций гуманитарными категориями.
Но именно это и должно нас настораживать и направлять свои, пусть скромные, усилия на защиту завтрашнего дня. Искать и находить в этом союзников, которые есть, сильны и уже действуют в этом направлении. Память о трагедии Мараги — это не 7-летняя история, это — настоящее. Это — набат, постоянно напоминающий нам о том, что мы отнюдь не ограждены от повторения акта геноцида ни в какой своей части.
Еще и этому учит Марага, "...о которой никогда не писали в мировой прессе..."
Опубликовано в "Юсисапайле" № 124 (апрель 2002 года)

Назад/Back


Сайт создан в системе uCoz