Кто из ученых диаспоры достоин членства НАН Армении?

Тривиальным положением в международных отношениях является поддержка зарубежной страной тех лиц и организаций, которые, существуя в собственной стране, не отмечены с ее стороны званиями и наградами. Так, многие диссиденты или непризнанные в своей стране политические и общественные деятели принимались в других странах с высокими почестями. Иногда поддержка каких-то движений или организаций оказывается связанной с запрещением их деятельности в других странах. Особо выразительным случаем, подчеркивающим распространенность данного правила, является отсутствие экстрадиции между некоторыми странами, или еще наглядней – преступники в одной стране объявляются героями в другой. Частая практика в отношениях между странами – поощрение национального развития, дача льгот и привилегий тем народам, которые третируются или угнетаются в другой стране.
В недавно вышедшей книге А.К.Тихонова «Католики, мусульмане и иудеи Российской Империи в последней четверти VIII-начале XX в.» (изд-во С.-Пб. Ун-та, 2007 г.) рассказывается о тонкой дифференциации, которую проводило самодержавие по отношению к покоренным народам. Вот что, например, писал князь Н.Н.Голицын о положении находящегося в составе Российской Империи Царства Польского в июле 1881 г.: «Две черты характеризуют нашу политику после восстания 1863-1864 гг. в Царстве Польском: карательная суровость и полное недоверие полякам» (Цит. по указанной книге, с.220). И чуть дальше, касаясь конкурентной к России Австрии, он же пишет: «Австрия не только ласкает поляков, но именно как бы умышленно их «балует», … предоставляя им многие политические и конституционные вольности» (там же с.221).
Не заходя так далеко в политику, попробуем понять, как следует относиться к ученым - представителям армянской диаспоры, награжденным государственными орденами и медалями в другой стране. Или получившим в других странах звания академика или член-корреспондента в общественных науках.
Этот вопрос неожиданно приобрел злободневность в связи с решением НАН Армении учредить иностранное членство в Академии и в связи с активной деятельностью Министерства диаспоры по привлечению и приглашению в Армению многих известных за рубежом деятелей науки и культуры.
Может показаться, что в тех случаях, когда человек известен и своей армянской общественной активностью, то сомнений не должно вызывать его выдвижение и в Армении на почетные звания. Однако, не все так просто в политике государства по отношению к диаспорам. Главный критерий выдвижения человека – лояльность государственной власти, соответствие определенным требованиям, в числе которых – полное принятие национальной политики, проводимой государством, вплоть до отказа от собственной этнической идентичности, если она не совмещается с проводимой политикой. В странах Запада, как впрочем и в России, особое внимание уделяется контролю над умами представителей этнических элит – духовенства, интеллигенции, ученых, которые формируются как проводники государственной идеологии.
Правда, такой подход не помог в свое время Российской империи избежать революции. Как указывает в той же книге А.К.Тихонов: «Если высшие его представители (духовенства – Э.Р.Г.) находились под контролем и были лояльны властям, то этого нельзя сказать о низших уровнях, которые напрямую общались со своей паствой. Их проблему в местах компактного проживания неправославного населения российская верховная власть так и не смогла решить. В итоге они стали во главе многих смут и катаклизмов в Российской империи начала ХХ в.» (с.294).
Возьмем недавно отмеченных НАН «корифеев» армянского происхождения. Каким таким особенным вкладом в армянскую науку и культуру отличились С.А. Арутюнов, А.Р.Мигранян, которых автоматически удостаивает почестей НАН, только за то, что они верой и правдой служили советскому, а потом российскому государству? Если бы Армения была российским уездом, то это было бы понятно, хотя и на уровне местной уездной власти есть свои особые требования к авторитетам. Если армянство и существует в России, то не благодаря, а вопреки усилиям такого рода деятелей, не удостаивающих своим вниманием вопросы развития национальной культуры и возрождения армянского государства. Было бы правильным придать общественный характер выдвижению армян из диаспоры и, по крайней мере, указать хотя бы ряд их публикаций или общественных действий, делающих их достойными такого членства.
В то же время сотни невидимых и незамечаемых официальной российской властью ( и слава богу!, иначе были бы большие препятствия их деятельности), но беззаветно преданных армянству учителей, научных работников, просто интеллигентов, отдающих каждую свободную минуту поддержанию веры подрастающего поколения в этот славный народ, чьи подвиги преданы забвению, а настоящее находится под мировой цензурой, делают гораздо больше для своего народа. А кто же вспомнит и поддержит их самих, если не новорожденное армянское государство и его Министерство диаспоры. Смею допустить, что у всех этих людей хорошее знание своей истории (лучше, чем у «корифеев»), чтобы вновь не попасться на удочку зарубежных спецслужб и не начать пропагандировать ориентационный патриотизм (т.е. с ориентацией на какую-то страну). Поэтому никто, кроме Армении и не сможет завербовать их талант, преданность и энергию. А значит, нигде эти люди и не получат орденов и медалей и не будут отмечены званиями и почестями, если это не сделает Армения. А если она ждет, что сначала это сделает какая-то другая страна? Можно тогда предугадать, какие типы личностей заполонят ожидаемые Форумы диаспор.
В общественной науке невозможно быть нейтральным, ни в методологии, ни в теории. Если ты не решаешь своей теорией и рекомендациями задачи собственного народа, то ты, используя свое время, интеллект и данные тебе твоей нацией культурно-биологические задатки, решаешь задачи, поставленные перед тобой другим народом, и, соответственно, способствуешь его продвижению, хотя бы он был и геополитическим противником твоего собственного народа. Те ученые общественных наук, кто этого не понимает, грешны дважды. Во-первых, если они не осознали этот непреложный факт идеологичности общественной науки, то им далеко до профессионализма и, следовательно, они незаслуженно получили признание в науке. Более того, они и не имеют права называться учеными. Во-вторых, если они это понимают и продолжают работать на благо наших противников, то это уже сознательный выбор и, не называя это национальным предательством, предоставим им и далее не иметь никаких связей с Арменией, со страной, интересы которой их не волнуют. Именно, среди таких ученых встречается иногда скептическое отношение к армянским авторам. Они как бы хотят оправдать свою отстраненность тем, что, дескать, там недостаточный научный уровень. Им я обычно отвечаю, если вы не доверяете армянским авторам, то читайте азербайджанских.
Академий нынче много, гораздо больше, чем стран. И выбирают в них академиков по разным критериям. Например, очень распространена форма приглашения мало-мальски известного ученого на чествование в европейскую столицу в связи с избранием его в список лучших 100 ученых мира. В Оргкомитете, естественно, монархи и президенты европейских стран. Однако более мелким шрифтом указана достаточно большая сумма, в которую обойдется претенденту удовлетворение собственного тщеславия. Иногда это оказывается единственным основанием для прохождения в список «лучших».
Но если Армянская Академия Наук носит высокое название «Национальной», то и критерий отбора своих членов должен соответствовать содержанию этого понятия. А для известных ученых армянского происхождения можно учредить другую Академию, например, Академию Диаспоры.

Э.Р. Григорьян,
ведущий научный сотрудник
Института философии, социологии и права НАН Армении


 

 

 

 


 


Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz