Ю. В. Арутюнян
Член-корреспондент Российской Академии наук
МОСКОВСКИЕ АРМЯНЕ ГЛАЗАМИ ЭТНОСОЦИОЛОГА

АРУТЮНЯН Юрий Вартанович. Родился 20 августа 1929 г., Ростов-на-Дону. Специалист в области социологии и этнографии, историко-социальных исследований населения русского и других народов. Член-корреспондент по Секции гуманитарных и общественных наук (социология) с 7 декабря 1991 г.

Мне кажется, что «Северное Сияние» заслуживает своего названия. Несмотря на очень редкую периодичность, газета дает обильную информацию и действительно «сияет» разнообразием мнений по самым острым для нашего народа вопросам - об армяно-турецких и армяно-азербайджанских отношениях, о приеме Армении, Турции и Азербайджана в Европейский Союз, о международном признании геноцида, о рациональном расходовании благотворительных средств, выделяемых армянскими спонсорами... Богатство материалов и разнообразие мнений, иногда даже противоположных делает газету действительно объективной, а не подчиненной узким этнополитическим интересам. Это по-настоящему современная армянская газета. Ведь армяне в новом мире, даже живущие в одной среде, находятся в разных условиях и могут совершенно по-разному понимать действительность, далеко неоднозначно оценивать свое положение и жизненно острые социально-политические проблемы. В короткой газетной статье у меня нет возможностей раскрыть этот тезис. Но все же я позволю себе придать им некоторую иллюстрацию, опираясь на факты. А факты эти - результат конкретных социологических исследований московских армян, проведенных в 1987 и повторно в 2000 годах, благодаря финансированию РГНФ и РФФИ.

Армян в Москве, по данным последней переписи 1989 года было всего 43 тысячи. Конечно, эти данные абсолютно устарели. Но, даже если новая перепись, предусмотренная в следующем 2002 году, обнаружит, что число армян в Москве удвоилось и даже утроилось, эта цифра по сравнению с обшей численностью армян в Армении и тем более обшей численностью населения Москвы будет весьма скромной. Но нас в данном случае интересуют не количественные, а качественные индикаторы, характеризующие адаптацию армянского населения в инонациональной столичной российской среде, что может иметь не только научное, но и социально-политическое значение. Как показывает вышеназванное исследование, в характеристиках армян, проживающих в Москве в 1987 и 2000 годов произошли принципиальные перемены как бы фиксируемые контрастными образами московских старожилов и миграционных групп армян, прибывшими в столицу в самые последние годы. В прошлом из столичных городов Закавказья армяне приезжали и обживались в Москве не вынужденно из-за трудной, как сейчас, жизни в Армении, а в стремлении к социально-культурному росту, использованию очевидных преимуществ большой столицы страны. Часто достаточно благополучные, выделяющиеся и у себя на родине группы стремились включиться в интенсивную социально-культурную жизнь столицы великой державы, использовать ее возможности и преимущества для собственного роста. Как правило, эти группы армян были достаточно, условно говоря, европеизированы, обучались у себя на родине преимущественно в русскоязычных учебных заведениях и сразу легко и естественно адаптировались в московской среде.
Новый приток армян 90-х годов был иным. Мигранты теперь чаще принадлежат к категории вынужденных переселенцев. Они приезжают в Москву из-за тяжелой жизни у себя, испытывая последствия страшных не только естественных, природных, но и социальных бедствий - землетрясения 1988 года, военных конфликтов, притока беженцев из Азербайджана, а, главное, истощения разрушенной экономики своей республики, не имеющей общих границ с Россией и отключенной от единой системы народнохозяйственного организма прошлого.
В результате, армяне в Москве теперь, по существу, выделились в две социально-этнические группы, которые, условно говоря, можно разделить на армян-москвичей и армян-мигрантов. Среди мигрантов много рабочих, армяне-москвичи принадлежат в основном к интеллигенции. Многие армяне-москвичи работают в государственном секторе, тогда как недавно приехавшие армяне заметно связаны с частным сектором и занимаются нередко индивидуальной трудовой деятельностью. Среди армян-мигрантов не более 1/3 имеет высшее образование, армяне-москвичи в подавляющем большинстве с высшим образованием, причем среди старожилов их особенно много (76%). В этом отношении армяне-москвичи значительно опережают и русское коренное население столицы. Не случайно среди этой категории армян очень много известных деятелей культуры, что, в частности, заметно в их высоком представительстве во всех сферах науки,например, в числе членов Российской Академии наук.
Четким свидетельством адаптации этнических групп к инонациональной среде служит, как известно, язык. Армяне-москвичи, в отличие от армян-недавних мигрантов, реально все в совершенстве владеют русским языком. Большая часть их (53%) считает его даже своим родным языком, причем с возрастом у старожилов-москвичей, а тем более среди молодых и их детей приоритет русского языка как родного заметно возрастает. Разумеется, в условно говоря «армянском поясе» москвичей, недавно прибывших из Армении, все по-другому. Здесь каждый владеет свободно именно армянским языком и считает его действительно родным. И по этим данным видно, что ни в коем случае нельзя однозначно понимать этнос: этническая общность разнотипна в «своем» государстве и за его пределами. В «своем» государстве это - «нация», а за ее пределами - «национальность», причем в каждой инонациональной среде довольно ограниченная своей этнической насыщенностью и выраженностью. Наши исследования в Москве четко фиксируют плотности этнического в двух образах, особенно в двух поколениих. Достаточно сказать, что примерно половина армян-москвичей вступает в национально-смешанные браки; 70% их детей наследуют армянскую национальность (так как отцы чаше всего армяне), но 30% - другую, обычно русскую. И, даже принимая армянскую национальность, в национально-смешанных семьях дети в подавляющем большинстве своем армянского языка не знают - 60% их вообще не говорят по-армянски, а другие знают язык очень плохо. Думается, что, живя в российской среде, мало кто из потомков армян-москвичей в перспективе реально сохранит армянскую национальность.
Поэтому для армянской культуры инонациональная среда довольно ненадежная почва для развития. Выразительно отражает это ориентация на образование. Так, 80% армян-москвичей разного возраста и статуса считают, что армянские школы в Москве нужны, но, когда спрашиваешь: “Если бы у Вас была возможность отдать своего ребенка в армянскую школу недалеко от дома?», подавляющее большинство отвечает отрицательно или уходит от ответа.
Армянская общественность в Москве не проявляет особого интереса к внутринациональному взаимодействию и общности. Мало кто из армян имеет контакты с армянскими общественными центрами - в пределах 13-15%. Причем это относится даже не только к москвичам, но и к недавно прибывшим армянам-мигрантам. Конечно, среди армян есть молодежные группы преимущественно из числа мигрантов, склонных к клубному общению, дискотекам и т.п., но они в меньшинстве и не это определяет их образ жизни.
Если говорить о политических особенностях, то на данном этапе социально-национальные ориентации и представления армян-москвичей и недавних мигрантов так же заметно отличны друг от друга. Для мигрантов родиной остается Армения, для армян-москвичей преимущественно Россия и Советский Союз (67%). Если значительная часть недавних мигрантов хочет вернуться домой в Армению и сравнительно часто туда ездит, то таких среди армян-москвичей реально сейчас уже нет. У тех и у других совершенно разные межнациональные контакты. У армян-москвичей большинство близких друзей - русские (53%), у мигрантов - свои же, армяне. Существенно отличны даже внешнеполитические ориентации и тех, и других. Большинство армян-москвичей считают, что важно налаживать нормальные отношения и с Турцией, и Азербайджаном. Армяне-мигранты чаще думают, что и в том, и в другом случае «забыть о прошлом нельзя» и такие отношения реально мало возможны. В целом армяне-москвичи наиболее интернационализированы и, если применять современную терминологию, это глобализированный слой этноса, включаемый уже в интеграцию мирового сообщества.
На вопрос: “Кем вы себя чувствуете?” только 31% отвечает “Армянами». Они скорее граждане мира, европейцы, а в первую очередь россияне - 44%.
Итак, очевидны в общей столичной среде два относительно самостоятельных слоя армян. Но их объединяет память недавнего прошлого. На вопрос: «Хотели бы Вы возрождения СССР?» подавляющее большинство (2/3 и тех и других) отвечает положительно. Глубокая тоска по прошлому у армян- «москвичей» и «мигрантов» - диктуется, правда, разными мотивами, но сходно по существу осознание ущербности в новой ситуации так называемой национальной независимости. Развал общесоюзного государства во имя власти имущих, но не без согласия народа и его участия в «революционном подъеме», конечно, ими не осознается. Так всегда за шахматной доской истории политические игроки определяют социальную действительность. А вот когда народ созреет для самостоятельного решения и определения своей собственной судьбы - вопрос пока остается вопросом.
(Опубликовано в № 118 "Юсисапайла")

Назад/Back


Сайт создан в системе uCoz