О НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ

Основоположник сионизма Теодор Герцль пристально следил за развитием Армянского вопроса, который стал для него исходной точкой при выработке собственных методов разрешения проблемы еврейского народа. Герцль, хорошо знавший армянскую историю, был убежден, что лидеры армянского национально-освободительного движения ошибаются как в теории, так и в вопросах стратегии и тактики. Свои теорию, стратегию и тактику он построил прямо противоположными тем, которых придерживались они. При этом Герцлю еще и удалось обмануть армян. Например, 15 мая 1896 г. Герцль написал из Вены письмо в Лондон польскому авантюристу, турецкому и сионистскому агенту Невлинскому и проинформировал его о том, что устанавливаются контакты с армянскими лидерами в Лондоне и Тифлисе. Он также дал следующий совет: «Вы должны будете преодолеть недоверчивость армян. Их лидеры будут убеждены, что мы хотим скомпрометировать их бесплодной покорностью, что нанесет урон всему движению».
Евреи не имели в Турции национальной базы: в Палестине практически не было еврейского населения. А вот армяне имели - здесь проживал трехмиллионный народ. Казалось, одни не располагали никакими шансами на успех, другие - более чем достаточными. Таким был старт, а каков финал?
На сегодня сионисты заложили прочный фундамент еврейского государства на территории бывшей Османской империи. За тот же срок в Турции по существу не осталось армянского населения: большинство было перебито, а часть чудом спаслась и вынуждена была искать пристанище вне пределов своего исторического отечества.

Этот факт из истории приведен только для иллюстрации непреложной закономерности, доведшей армянский народ до нынешней ситуации: национальными лидерами становятся личности, меньше всех достойные этого как по своим нравственным, так и интеллектуальным качествам. Более того, есть основание считать, что они назначаются вненациональными силами с целью выполнения их заданий, как правило, противоречащих интересам армянского народа. В результате, уже много столетий армяне терпят значительный урон; даже победы, достигнутые неимоверным напряжением сил, оборачиваются во вред. Потеряны огромные территории, нация постоянно количественно уменьшается, а оставшаяся часть рассеивается по миру. Применительно к вышеприведенному историческому примеру возникает резонный вопрос: действительно ли ошибались тогда лидеры армянского национально-освободительного движения?
На протяжении многих веков основная парадигма поведения лидеров народа остается неизменной, и не случайно возникновение известного тезиса - “главными врагами армян являются сами армяне”. При таких обстоятельствах вызывает даже удивленное восхищение живучесть народа, и можно со всей уверенностью сказать, что, окажись в таких условиях те же евреи, вряд ли бы они сохранились до сегодняшнего дня.
Как итог такого положения дел можно констатировать, что армяне в индивидуальном порядке не уступают и даже превосходят многих по всем показателям, но как коллектив практически не существуют. В этом и кроется загадка выживания, ибо армянин инстинктивно (и вполне обоснованно) не доверяет своим лидерам, без которых, с другой стороны, невозможны коллективные действия. Возникает заколдованный круг, выход из которого нам видится только в Национальной Идее. Она бы мобилизовывала нацию на коллективное решение общих задач, не ставя при этом ее в зависимость от продажных лидеров, и, более того, исключая продвижение таких личностей к руководящим должностям.
Как в Армении, так и в Диаспоре.
В Москве на сегодня, например, никаких трудов не стоит собрать при наличии денег в ресторане энное количество армян и провозгласить себя, например, руководителем Межгалактической ассоциации армян. Казалось бы, ну и что из этого? Но следующим шагом неизменно бывает оголтелая борьба со всеми другими организациями армян в Москве (или в любом другом месте - это не имеет значения).
Некоторые видят в этом всего лишь амбиции, но разрушительный эффект настолько велик, что мотивация, по существу, не имеет значения - все это антинациональные поползновения. Однако, как ориентироваться, когда звучат пышные и красивые слова, а дела делаются подспудно?
При наличии Национальной Идеи, а также людей и структур, обслуживающих эту Идею, уже одно это и будет противоядием. Отсутствие же ее приводит ко многим нежелательным последствиям и, в частности, к общей деградации и дезинтеграции народа в кланово-племенные образования. Армянин из Бразилии, например, очень мало общего имеет с армянином из Польши - у них даже нет общего языка. Но отсутсвие взимопонимания еще полбеды; одновременно обостряется и внутринациональная ксенофобия, когда, скажем, “карабахцы” костят “айастанских” и так далее - примеров вокруг очень много.
Ясно, что без взаимного понимания не возможна единая нация. Равно как и появления группы людей, выдвигающих Национальную Идею, недостаточно для мобилизации нации. Но без этого такая мобилизация тоже невозможна, ибо вначале всегда Слово.
Уже давно Армянская Национальная Мысль не может предложить народу ничего путного, ибо ее практически нет. Лучшие умы нации делают карьеру на чужбине, оставляя народу сомнительное удовольствие восхищаться их достижениями. Именно это восхищение своими ассимилировавщимися знаменитыми сородичами, да еще и однобокие исторические познания заменяют в народе Национальную Идею, но это еще более ухудшает ситуацию, ибо сильно мифологизирует национальное сознание.
Очевидно, что сверхзадачей армян является сохранение и развитие армянской цивилизации в современных условиях, когда идет всеобщая глобализация и перераспределение сил на евразийском пространстве. Сейчас формируются процессы, результаты которых могут оказаться еще более трагичными для армян, чем было до сих пор, хотя и кажется, что трагичнее больше некуда.
Именно это диктует сегодня особые, чрезвычайные, возможно, необычные для нашей истории подходы, принципы, которые должны быть использованы армянским народом, армянской национальной элитой для сохранения непрерывности своей истории, своей цивилизации. Необходимо уйти от стихийности, спонтанности и рефлекторности действий и всерьез взяться за решение стоящих перед нами задач, прежде всего, проблемы Национальной Идеи.

Давид Балаян
(Опубликовано в № 122 "Юсисапайла")


Назад/Back


Сайт создан в системе uCoz