Гарегин НЖДЕ



Открытые письма армянской интеллигенции

“Критиковать, значит, болеть душою”
“О грехах говорю, не о грешнике”

Письмо седьмое

Те, кто совершенствуются нравственно, будь то отдельные личности или группы людей, прямо или косвенно способствуют нравственному развитию общества.

Наши партии, оставив византийские споры и бессмысленное стремление любой ценой повергнуть друг друга наземь, оставив суетные усилия завуалировать собственную неполноценность каждодневным рекламированием недостатков соперника, - оставив все на свете, должны сделать своей обязанностью самовоспитание.

Личность или народ всегда сильнее, чем нужда, чем опасность, чем враг, всегда способны превзойти себя, возвыситься над собой - если не испытывают недостатка в воле держаться на ногах собственными силами.

Возвышаясь, возвысить наш народ духовно, самосовер-шенствуясь, направить душу народа.

Народы не проигрывают, если не хотят проиграть. Осознав эту истину, наши партии должны донести ее до нашего народа, чтобы вдохновить его.

Наши партии и посредством них народ наш должны глубоко осознать, что:

- пока народ ропщет, молит, плачет, не нужно ему помогать, поскольку такой народ сам, по своей воле отказывается от своего права на существование;

- не стоит и не нужно помогать упавшему, если в нем не достает воли самостоятельно встать на ноги;

- кто не действует в полную силу, тот не имеет права ожидать помощи от других;

- народы, не способные защищаться самостоятельно, наказываются гибелью;

- право есть понятие силы, а не логики, также как и борьба за право-нравственная основа существования народов - не есть проклятие, а благодать.

Обречен народ, если он поступается своими правами во имя преступного покоя, не так - обратном случае;

- слабый виноват в своей слабости. Слабость безнравственна, она создана, чтобы стать добычей силы.

Грех своей слабости народ искупает поражениями, рабством и бесславным существованием;

- непобедим народ, который руководствуется духом. Там, где присутствует дух, а иначе - нравственные силы, - там практически теряют свое значение численное превосходство, камень, металл.

Тот, кто в союзе с духом, тот в союзе с нравственными силами, чьи возможности возрастают до невероятных высот, становятся неисчерпаемыми;

- в истории народов главную роль играют не внешние условия, не политическая ориентация, не случайности, а психологический облик;

- внешние условия существования народа тесно связаны с его внутренним психологическим состоянием. Иначе говоря, каждый народ достигает того, что позволяет ему импульс его нравственных сил.

Осознавая все это, наши партии, наша церковь, наша школа, пресса обязаны изменить духовно наш народ,

Осознавая эту спасительную истину, воспринимая ее как часть своей сущности и воплощая ее в жизни, наша интеллигенция должна суметь, перевоспитав, духовно поднять армянский народ, она должна суметь сделать непобедимость духа залогом непобедимости нашего народа, его физического и нравственного существования.

***

Мы нуждаемся в перевоспитании, мудрое воспитание нужно нам -последняя карта народов, чье будущее в опасности.

Воспитание, которое коренным образом изменило бы до сих пор существующие и присущие слабым наши понятия о праве и политической морали, христианстве, силе и слабости, войне и мире,

Воспитание, которое вооружило бы армянство великим национальным чувством и немеркнущим сознанием, придало бы ему мужество и стало источником высокой любви к народу и преданности идее, заставило бы навсегда предпочесть общие выгоды личным, сделало бы счастьем каждого счастье всех, настроило бы всех, абсолютно всех почувствовать в себе больше обязанностей, чем прав, заставило бы армянина умирать, чтобы жить и дарить жизнь, а не жить, чтобы умирать, воспитание которое осуществило бы в нашем народе возможную социальную справедливость - единственный залог отсутствия трусов, обездоленных и испорченных, а потому - единственный залог непобедимости нашей родины.

Спасительное воспитание, которое дало бы нам необходимые добродетели тех народов, которые мужественны и уверенно смотрят в будущее, которое вознесло бы нас до высшей степени восприимчивости и чуткости - тех качеств, которые во сто крат увеличат нравственную мощь народа.

Воспитание, которое изменило бы духовно и спасло наш народ.

***

Вот такой созидательной и спасительной воспитательной работе должны решительно и безоговорочно отдаться все движущие нашу жизнь и ход нашей истории политические образования - под контролем высшего национального органа, избранного всеми течениями.

Вынося на публичное обсуждение вопрос о необходимости духовного перевоспитания нашего народа, я хотел бы верить, что наша интеллигенция обеспокоена будущим нашего народа, что она - после огромных наших потерь - будет считать народоубийством продолжение старого и, исходя из жизненной необходимости, найдет в себе добродетель встать над партийностью, хотя бы в вопросе самозащиты нашего народа.

Впредь наша история не должна быть повторением ужасных ошибок, но их исправлением.

Впредь - ничего из того, что делалось и делается для облегчения деятельности нашего врага. Это должно стать нашим сегодняшним призывом к бдительности и спасению.

И если будет так, если поведет себя так наша интеллигенция - завтра всем народом мы достигнем того, чего хотим.

Человечество не в состоянии представить себе те высоты, которых может достичь отдельная личность или целые народы посредством развития своих духовных сил.

Будущее за теми народами, которые осознают и осуществляют на практике эту истину.

Завтра победит тот, кто еще сегодня одержит победу в своей душе.

Поймем, впитаем в себя эту истину и будем работать во имя нашего будущего - если не хотим исчезнуть как нация.


Письма первое, второе, третье, четвертое, пятое, шестое

 

 

 

 

 


 

Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz