Гуманитарное образование в контексте социологии

Григорьян Э.Р., ведущий научный сотрудник
Института философии, социологии и права НАН РА

Чем может помочь социология образованию?
Использование социологического подхода может прояснить сложившуюся путаницу в образовании, очертить назревшие задачи, сформулировать направления и цели модернизации образования, обнаружить его скрытые предпосылки. Одним из ключевых понятий социологического анализа является выделение социального субъекта и объекта действия. Каковы основные субъекты социально-экономического и гуманитарного образования? Кто заказывает его и кто нуждается в нем?
1.Это, прежде всего, мировая общественная система, ее основные институты и выстроенное разделение труда, предполагающее и известную его координацию в некоем центре. Одним из средств выражения его интересов и является Болонская конвенция. В странах ЕС не нужны национальные кадры дипломатов, философов, поэтов, литераторов и прочих гуманитариев. Нужны общеевропейские кадры исполнителей уже разработанной концепции, работающие на общую внешнюю политику и общеевропейские институты. Всякая конкретизация и регионализация социальной политики внутри ЕС только мешает общему делу. Это первый (трофический ) уровень нормативной системы, в которой происходит выстраивание общеевропейским социальным субъектом требований к иерархически нижележащим и зависимым странам (1). Мы здесь не рассматриваем вышестоящий, общемировой или американский уровень нормативных требований, поскольку образовательные системы постсоветских стран в основном ориентированы на Болонскую конвенцию.
2.Второй уровень субъектности. - это, конечно, государства. Их задача – воспроизводство кадров для собственного усиления и эффективности, но только а рамках вышестоящей концепции. Во всех государствах, ориентированных на «европейские ценности», система образования производна от требований вышестоящей инстанции и восполняет функционально значимый для поддержания этой инстанции ресурс, формируя определенным образом ориентированный государственный аппарат. Соответственно, на этом втором нормативном уровне образования разнятся учебные дисциплины, методы их усвоения и глубина, соотношение формального и содержательного в образовании, акценты и объемы отпущенных часов и т.д. Подготовленные в рамках этого уровня специалисты с легкостью вникают в риторику общеевропейских проблем, не имея подчас ни малейшего представления о том, что происходит в их регионе и как надо решать внутренние проблемы. Такое уже происходило в Советском Союзе, когда общее гуманитарное образование не оставляло выпускникам иного выхода, кроме как ехать в Москву для поиска подходящей их знаниям работы.
Инструментальные для европейских целей философские, экономические и политические теории (см., например, 6, об инструментальности экономических концепций) приобретают на данном уровне субъектности онтологический характер и усваиваются как отражение социальной реальности в целом. Происходит заведомое сужение кругозора государственной элиты и ее концептуальная заданность, если не зомбированность. По аналогии с теорией трофических уровней в биологии вышестоящий уровень формирует из нижестоящего полезно-питательный ресурс, т.е., в идеале, готовит тех и только тех гуманитарных специалистов, которые способны обслуживать социотехнические задачи европейского сообщества. Возникает специфический слой инструментальной интеллигенции, срок годности которой определяется очередным изменением в геополитическом балансе стран.
3.Третьим типом субъектности в образовании является производство, бизнес и частное хозяйство. Развившиеся околопроизводственные вузы, бизнес-школы и курсы повышения квалификации обслуживают широкую когорту тянущихся к образованию людей, не претендующих на занятие государственных должностей, но затронутых проблемами нехватки знаний в конкретном деле. Здесь наиболее актуальны управленческие (менеджмент) и юридические специальности, дающие возможность бизнесу выдерживать удары более мощных государственных и транснациональных инстанций, и не сбиться с курса в политических водоворотах. Ввиду различия задач по сравнению с государством меняются акценты и приоритеты в востребованности знаний. Больше внимания уделяется перспективам на инновационное развитие, на конкурентное продвижение, на мягкие методы расширения дела и привлечения внимания потребителей. Прагматическая ориентация специалистов данного уровня определяется вынужденным компромиссом между содержательной частью знания и его идеологической направленностью.
4.Следующим важным субъектом является общество в целом, в котором всегда актуальны вопросы правовой, физической и моральной защиты, в том числе и от государства, вопросы справедливого распределения, равноправия, видения лучшего будущего, более перспективной системы ценностей, коррекции ошибок прошлого и т.д. На образование общество возлагает надежду на улучшение своего положения и ждет определенной динамики изменений, которая может противоречить нуждам более статичного государственного воспроизводства кадров. Последнее не может нарушить рамки вышестоящих инстанций, поэтому уровень нормативности еще раз падает, и сужаются возможности общественных субъектов образования. Если общественная система образования принимает государственные рамки, то образуется более низкий трофический уровень со всеми вытекающими отсюда последствиями. См. выше пункт 2. В случае выбора обществом более независимого пути между ним и государством возникают противодействия и завязывается достаточно длительная дискуссия о судьбах страны и роли образования.
Хотя различные общественные институты пытаются решить свои задачи в рамках государственных систем образования, однако часто это становится непреодолимым препятствием и возникает несовместимость между ожиданиями общества от выпускника и его реальными навыками. Например, от предполагаемого современного гражданина, получившего гуманитарное образование, ждут самостоятельности, инициативности, ответственности перед обществом и даже высокой моральности, что абсолютно несовместимо с требованиями к госчиновнику, работающему в рамках инструкций, подчас разработанных в вышестоящих государствах. Патриотическое воспитание оказывается чуждым глобализированному государству, но именно в нем общество видит свое спасение от распада и уничтожения.
В настоящее время в ряде подвергнувшихся глобализации государств резко сократились государственные функции по защите населения от болезней, от намеренного заражения воздуха, воды и пищи, от экологически опасных прозводств, как правило, принадлежащих транснациональным компаниям, от намеренной дезинформации в самых жизненно важных вопросах, от угроз в случае войны и т.д., поэтому общество стремится воссоздать свои собственные кадры, переходя к глухой самозащите. Возрастает роль науки как общественного, а не государственного института. На науку возлагаются ожидания общества по защите здоровья и воспитанию детей, по мировоззренческой и профессиональной ориентации населения, лишившегося государственной опеки. В связи с этим наука также становится самостоятельным заказчиком образования, в ряду других общественных субъектов. Различные этнические, культурные и конфессиональные группы также заинтересованы в собственных кадрах, которые можно готовить только в негосударственных семинариях, медресе, колледжах и т.д. Не исключены случаи, когда и криминальные группы также бывают заинтересованы в собственных кадрах юристов, правозащитников и т.д.
Конечно, в идеальных условиях именно наука формирует государство и все его основные институты, вплоть до построения статусной иерархии с учеными на ее вершине ( 2). Однако сегодня эта идеальная модель имеет еще меньше шансов на воплощение, чем во времена Платона, учитывая плотный прессинг мировых центров сил, в которых сегодня восторжествовали антиэволюционные силы подавления любых форм общественного развития, не подверженных трофическому контролю.
5.И наконец, последний, но, пожалуй, самый важный заказчик образования – это отдельный человек с его неутолимой потребностью к саморазвитию. Именно он готов платить за все виды знания, которые делают его сильнее, умнее, свободнее и эрудированнее. И здесь начинаются проблемы, к которым не готово нынешнее образование. Как можно совместить разнородные требования и ожидания от образования пяти различных субъектов в одном образовательном учреждении, функционирующем по программам, разработанным в другом государстве, и даже в другой цивилизации, вовсе не подозревающей о конкретных проблемах и опасениях данного общества? Это можно сделать только одним способом – игнорируя существование такого общества и сознательно превращая его в пустышку, лишенную значимости. Но кому тогда нужно такое образование? Уж не лучше ли просто купить диплом, требующийся при поступлении на работу, или удовлетворяя собственное тщеславие? А время потратить на самообразование, причем с большей пользой?
***
Поиски адекватного нуждам отдельного индивида как социального субъекта социально-экономического образования приводят его к грустным открытиям. Социальная реальность принципиально диалектична, двухполюсна в каждой своей точке и любое действие развертывается между двух полюсов – интересов субъекта и объекта воздействия. Поэтому каждое хорошо организованное социальное мероприятие должно иметь мишенью не меньше двух зайцев сразу. В образовании это выражается в известной манипуляции – вас обучают тому, как лучше служить чужим интересам, а вы еще за это платите. Это аналогично тому, как если бы наемник, проходящий обучение в иностранном легионе, еще и платил бы за это. Эта ситуация сложилась во всех странах незападного мира, принявших на вооружение Болонскую конвенцию. Третьим зайцем, который убивается при этой, типичной колониальной системе образования, является подавление интеллекта принявших эту систему стран. Во-первых, тем, что он помещается в чуждые ментальные и категориальные рамки, например, приоритета экономики перед социумом; во-вторых, лексикон и профессиональная инструментальность вытягиваются в чуждой системе ценностей, например, предпочтения абстрактного и общего перед конкретным и местным; в третьих, интеллект усекается до разрешенного внешней методической инстанцией порога, например, собственно профессура, как правило, не участвует в организации уже заданного извне учебного процесса.
Исходя из различной субъектной ангажированности образования, логично предположить, что за образование должны платить вышеобозначенные социальные субъекты, в то время как студенты должны учиться там бесплатно. Ведь отдачу от подготовки специалистов получают вышеназванные институты. Образование предполагает долговременные инвестиции, они могут окупиться и через 1-2 поколения. Платное же обучение в государственных вузах напоминает ситуацию, когда родитель за каждое полезное нравоучение требует от сына оплаты звонкой монетой. Поэтому в платных государственных вузах невозможно патриотическое воспитание и выпускник ничем не обязан неродному обществу-государству, и охотно смотался бы туда, где больше платят.
И только в 5-м случае студент платит за свою любознательность. Причем оплаченное им образование может строиться по его индивидуальному заказу и быть штучным товаром, скроенным по его «фасону». Вспомним софистов древней Греции.. В большой степени именно на запросы пытливого индивида ориентировались древние образовательные Академии Аристотеля и Платона, послужившие остовом сегодняшних цивилизаций.
В отсутствие подобного предложения на постсоветском пространстве получается, что в случае индивидуальной востребованности знаний современные институты высшего образования неспособны восполнить ощущаемый индивидом недостаток компетентности и творческой свободы. Процессы предшествующей социализации всего лишь подготовили его жажду знаний, зафиксированную в личностных структурах потребностей. Но имеющиеся программы вузовского образования скорее закрепляют недостатки социализации, поддерживают ограничивающее давление социума и социально-политической структуры, нежели обогащают личность.
В то же самое время современные требования к компетентности и креативности вызвали к жизни в ряде стран Европы, Азии и Африки создание школ и институтов для особо одаренных учащихся, поиски которых среди всего населения стали государственной задачей. В сентябре 2010 г., в Москве прошел очередной Конгресс ЮНЕСКО, посвященный интеллектуальному развитию детей раннего возраста, на котором явно звучала мысль об ускоренном прохождении всех необходимых этапов взросления, чтобы свежие и обученные мозги быстрее вливались в общественное производство и двигали страну вперед. На этом фоне явной нелепицей (или вражеской акцией?) является удлинение среднего образования в Армении до 12 лет. Скорость созревания интеллектуального и социального капитала давно стала внушительной силой в конкурентной борьбе стран.
***
Однако на сегодня у высшего гуманитарного образования появился еще ряд серьезных задач. Именно система высшего образования должна взять на себя функцию ресоциализации личности, которая должна быть направлена на восстановление изначальной способности к творчеству. Дети обладают этим инстинктом с рождения, но ряд институтов социализации – семья, детский сад, школа, ТВ, вуз – старательно его выкорчевывают. Образование должно формировать у человека способность к творчеству, способствовать превращению творчества в норму и форму его существования, в инструмент свершений во всех сферах человеческой деятельности — в труде, в науке, в технике, в культуре, в искусстве, в управлении, в политике. Главным становится конструирование и освоение системы социальных и межличностных взаимодействий и общения между участниками совместного решения задач, соответствующих уровню становления креативных способов решения. Практическое и рефлексивное освоение ими способов совместной творческой деятельности (интеллектуальных, креативных и коммуникативных) становится основным содержанием и важнейшим результатом обучения творчеству. Таким образом, обучение творчеству осуществляется посредством участия и освоения средств реальной творческой деятельности (3).
Вторая важная задача – не подготовка к будущему, а умение его конструировать. Как важнейший общественный институт, система образования не только регулирует актуальные социальные отношения, но и создает будущие. В значительной степени тип образования определяется нашими представлениями о будущем. И наоборот, наше будущее зависит от того, чему мы обучаемся. Без продуманного «образа будущего» нет развития, непонятно и само настоящее. В отношении Армении можно предложить вполне доступный образ «Республики ученых», чей государственный аппарат приоритетной задачей будет считать нужды науки.
Образование - процесс качественного изменения общества и человека и они предстают в свете того, что вообще может быть изменено. Если оно не изменяет объекта воздействия, это не образование, а скорее база данных. В частности, образование призвано устранять недостатки нации. Иначе, зачем оно?
Одним из недостатков армянской нации является неумение считаться с другими, неумение координировать совместные действия, неумение или иногда и нежелание учитывать интересы других. При достаточной высокой степени индивидуальной эмпатии, почти не заметна эмпатия коллективная. Этот затянувшийся инфантилизм нации поправим, нужно только обратить внимание воспитателей и педагогов на этот недостаток, связанный с чрезмерной опекой детей. Основной принцип, который должен культивироваться в его устранении – это привлечение внимания к тому, что совместная жизнь в обществе требует обязательных жертв, пусть и мелких. Нация может существовать только при этом условии. Иначе, ей грозят куда большие жертвы.
Ежедневный в буквальном смысле слова гражданский труд следования этому моральному принципу так же важен, как и само существование принципа. При отсутствии сознательных государственно-педагогических усилий область социально-политического маневра естественным образом в кратчайшие сроки вырождается в наклонную плоскость скатывания ко злу в самых разных его проявлениях. Таков и отдельный человек – стоит ему на день-другой взять «отпуск» от «работы» по соблюдению моральных принципов и собственного достоинства, и он сам не заметит, как успеет попрать и то, и другое, и долгие годы потом могут уйти на исправление сделанного.
Эта особенность системы образования позволяет ожидать от нее определенного предвосхищения направленности общественного развития и обязывает быть институтом будущего. Это означает, что недостаточно выработать у человека способы адаптации к изменяющейся среде и достижениям научно-технического прогресса, приобщить к культурно детерминированным путям решения тех задач, с которыми связана жизнь человека, через которые он вынужден пройти. Надо его научить самостоятельно конструировать свое будущее.
Третья важная задача непосредственно касается социологии образования: изучение и воссоздание тех социальных условий и обстоятельств, при которых возможно решение предыдущих задач. Для развития интеллектуально-коммуникативных компонентов творческой личности необходима особая организация образовательного процесса: совместная продуктивная деятельность, творческий характер решаемых задач и их социальная значимость. Помимо профессиональной компетентности надо развивать еще и компетентность социальную и индивидуальную – способность к самомотивированию, рефлексии, саморазвитию личности, постоянному повышению квалификации и др. Необходимо также воспроизведение социально и личностно значимых ценностей, а с точки зрения управления этой системой — важно придание содержанию образования определенной ценностной направленности (4). Но каковы те социальные условия и предпосылки, которые сделают возможным продвижение по этому пути?
***
Одним из назревших параметров гуманитарного образования является обучение противодействию намеренному деструктивному социальному воздействию. Помимо правильных знаний и действий, надо учить и навыкам к умелому противодействию этим самым правильным действиям. Отсутствие знаний и политического опыта лишает людей минимального иммунитета против целенаправленного проникновения извне, заражения идеологическими вирусами и переориентации в сторону самодеструкции.
Сегодня в США начато формирование информационных войск. Военнослужащие этой армии призваны распространять по всему миру только те ценности, факты и сведения, которые благоприятны для США, и одновременно, перекрывать, удушать, фальсифицировать любые источники информации, противоречащие интересам США. Основное поле работы этой армии – СМИ, интернет, телевидение, все - что может воздействовать на психику и сознание. Вербуются солдаты этой армии из выпускников гуманитарных университетов. Совершенно логично предположить, что формирование подобных войск скоро начнется по всему миру и, естественно, с альтернативными установками на противостояние по отношению к таким информационным воздействиям. Если на той стороне профессура обучает студентов, как подавить движение народов к самостоятельности, как обезвредить лидеров движения, как внести семена разложения во все социальные узы и т.д., то на стороне народов незападного мира профессура вынуждена будет специализироваться в обратных эффектах. Уже и так каждое сообщение в интернете сопровождается слаженным хором комментаторов, не оставляющих сомнений в том, какой версии следует придерживаться. (О рефлексивной манипуляции в интернете см. 7, сс.67-76).
Объединившемуся вокруг национальных или прогрессивных идей и ценностей сообществу свойственно защищать и свои основы, и самого себя. Поэтому действие сил разложения рано или поздно должно смениться активизацией созидательных личностей и сил. Происходит хорошо известная пульсация общества, сменяются фазы циклов. Однако это не физический закон, действующий с неизбежностью, с заранее просчитываемым результатом. Во-первых, неизвестно, до какой степени на сей раз должно опуститься общество, чтобы началось движение вспять. Во-вторых, неизвестно, как воспользуются фазой деградации или перелома внешние силы, которые всегда присутствуют «поблизости» и всегда усугубляют ситуацию. Определенная степень деградации радикально меняет природу общества. Есть опасность миновать «точку невозврата», когда новые созидательные силы активизируются уже в условиях утраты государства, внешнего подчинения народа и страны, тяжелых человеческих, территориальных, экономических, культурных и прочих потерь. В обществе начинают действовать совершенно другие законы, и обратное движение имеет ограниченный результат, не выводит на прежний уровень. Поэтому необходима организация активного противостояния.
Противостояние «опускающей» индоктринации предполагает не только наличие крепких мировоззренческих корней и принципов, но и умение строить контр-риторику, умение переубедить, заставить отступить и отказаться от реализации социально деструктивных намерений. Образцы такой контр-идеологической аргументации и примеры конкретных диспутов рассеяны во множестве социально-педагогических пособий, начиная с древности и средневековья. Например, свободную личность, озабоченную самореализацией, западные идеологи представляют как венец, как итоговый результат пройденного человечеством пути. На самом деле это такое же извращение человеческой природы, как и пресловутый «человек-винтик». Человеку свойственна потребность быть членом сообщества, разделять общие ценности, действовать ради достижения общих целей. Потребность находиться в системе с четкими правилами, высокими ценностями и целями. В такой системе он способен на сплоченность, самопожертвование, героизм, способен быть счастливым (5). Если же центральным пунктом его внимания становятся его эгоистические заботы, то и он сам, и общество начинают быстро двигаться к деградации. Поэтому общество должно быть защищено от псевдолиберальной «философии», в русле которой каждое микроскопическое «самореализующееся Я» претендует считать себя «пупом земли» и, игнорируя существование других, источает раздор, вражду и нетерпимость. Все формы подлинного величия, все истинные достижения в человеческой истории создавались при условии абсолютного приоритета внематериальных и внеличностных ценностей, разделяемых и отстаиваемых неким сообществом. Даже сама идея нации как совокупности прошлых, настоящих и будущих поколений, есть результат такой веры в идею, в нематериальное, аналогичное религиозной вере.
Но помимо оттачивания и упражнения креативных способностей в учебно-риторических диспутах необходима еще и глубокая проработка собственных мировоззренческих и идейных оснований. Здесь также совершенно необходимо обращение к социологическому пласту знаний.
Каковы компоненты контр-атакующих мировоззренческих позиций?
1.Откуда берутся принципы и убеждения? Учит собственная история, переданное из рук в руки наставление, учит история других. Но показателем широты и глубины мировоззрения является его цивилизационнообразующее основание, его созвучность законам социального бытия. Что же еще может служить таким прочным основанием как не развернутая в деталях, со всеми ошибками и свершениями история собственного народа, рассмотренная на фоне других народов? Социология – это всегда плод изучения биографии конкретных обществ, выдаваемый за изучение общества вообще. Которого не существует. В то же время социология – единственное, предельно научное основание для формирования правильного социального мировоззрения. Но только та социология, которая не чужда собственному историческому опыту и включает его как материал для исследования. Хотя социология считается западным изобретением, но сегодняшние подходы, развиваемые во множестве стран Азии и Латинской Америки, камня на камне не оставили от доморощенных представлений, которыми, к сожалению, еще подпитывается и постсоветская социология. (См. материалы соц. конгресса в )
2.Философия также является одним из важных компонентов формирования мировоззрения. И здесь вполне можно положиться на армянскую философскую традицию, насчитывающую около двух тысячелетий (если начать с Проэрессия).
3.Другим необходимым компонентом формирования твердого контр-атакующего мировоззрения является многообразие и смысловое богатство культуры и языка. Не говоря здесь о пользе изучения иностранных языков, подчеркнем только особенности языка армянского. Являясь важнейшим стержневым механизмом созидания метафизически структурированной цивилизационно-национальной общности, язык формирует и регламентирует системный порядок личностного и коллективного осмысления эмотивных переживаний, дум, приобщения к сверхъестественному и постижению вечных реалий. Отображая все богатство культуры, проистекающее от переклички временных эпох или многообразия социальных контекстов и человеческого характера, язык несет в себе нерушимую печать единства, обнимающего космос, общество, душу, и воздействующего на мысль и чувства людские во все времена. Это и есть главное свойство армянского языка – вне зависимости от эпохи, места и личностных особенностей быть совершенным проводником и механизмом приобщения к единой истине, знанию и богатству культуры. В большей степени это относится к грабару, удостоенного чести возвыситься и занять место в ряду языков классических и священных.
А сакрализация классического языка является важнейшим показателем самобытности и достижения полноты самостоятельности данной цивилизацией. Т.е., в мировоззренческом плане у носителей армянского языка нет проблем, неразрешимых для многих иных языков и народов. Задача только в том, чтобы содействовать непрерывному совершенствованию цивилизационной сокровищницы и выработать механизм структурной незыблемости ее богатств и их беспрепятственной передачи всем последующим поколениям, обеспечив твердое контр-атакующее основание в диалоге со всеми иными цивилизациями и культурами.
4. Но эти предпосылки могут остаться мертвым фундаментом, если образование упустит из виду подготовку главной составляющей общественного процесса – воспитание и формирование лидеров. Речь идет, прежде всего, о типе организатора, наделенного сильной волей, убежденностью и харизмой, верой в приоритет идей, действенность идей, непобедимость идей, способного формулировать новое «идеальное видение». Важны его понимание несоответствия сущего должному и острое переживание этого несоответствия, которое находит выход прежде всего в мысли и желании сделать ее общим достоянием.
Лидеры - это те, кто на разных уровнях берет на себя инициативу по соединению людей, их вовлечению в активистскую деятельность, их информированию, организации и т.д. В отсутствии такой фигуры, даже если все прочие элементы имеются, общество остается пассивным. Именно лидер играет основную роль в объединении людей и начале длительной мобилизации, т.е. в рождении социального движения. При универсальной значимости лидеров в любых социальных изменениях, особенно высока их роль именно в тех странах, где имеют место общий дефицит доверия, клановость, закрытость политической системы и проч. Именно они берут на себя инициативу в коллективном действии, осуществляют работу по мобилизации ресурсов (материальных, общественных, организационных, информационных и т.д.), создают сети, которые обеспечивают некую организационную устойчивость, они формируют стратегию, выковывают коллективную идентичность.

Литература

1. Григорьян Э.Р. Интеллектуально-нормативные системы и трофические цепи. Сб.ст. «Креативность и социальные науки», М., ИСН, 2011, с.94-101.
2. Григорьян Э.Р. От посредственности к таланту: Новый курс Армянского государства. В кн.: Армянский транзит. Ереван, 2009, ИФСП НАН, сс.127-149.
3. Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. – СПб.: Питер, 2004. – 192 с.
4. Григорьян Э.Р. Социальная креативность и ее общественные предпосылки. Сб.ст. «Креативность и социальные науки», М., ИСН, 2011, сс.5-16.
5. Григорьян Э.Р. Набросок концепции глобального солидаризма. Сб.ст. «Креативность и социальные науки», М., ИСН, 2011, сс.74-80.
6. Григорьян Э.Р.Финансовый кризис в социологическом освещении. Сб.ст. «Креативность и социальные науки», М., ИСН, 2011, с.26-37.
7. Григорьян Э.Р. Интеллектуальные основания социального порядка. М., ИСН, 2009, 195 с., сс.67-76.
8.Материалы XVII Всемирного Конгресса Социологии, Гетеборг, июль 2010, http://www.peacefromharmony.org/?cat=ru_c&key=464

 


 

 

НАШИ ДРУЗЬЯ
Газета армян России "Еркрамас"

 


 


Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz