НАШИ ДРУЗЬЯ
Газета армян России "Еркрамас"
 
 

«Мюнхен-1938» для Карабаха
Москве предлагают роль современного Чемберлена, который поможет «сдать» НКР.

«Будет ли третья мировая война?» «Третьей мировой не будет, зато будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется». Этот старый анекдот вспоминается в связи с намерением «окончательно урегулировать Карабахский конфликт».
Об «окончательном» заявил новый посол США в Азербайджане, Мэтью Браза, едва успев вручить свои верительные грамоты президенту этой страны. Браза известен своими кавказскими спецмиссиями; его новое назначение – почти гарантия того, что он постарается довести дело до конца.

Урегулирование Карабахского конфликта тянется второй десяток лет, но именно сейчас ставки в игре внезапно выросли. Сегодня на кону «геополитический» транскаспийский газопровод «Набукко», который, как предполагается, под «зонтиком» НАТО пристегнет Центральную Азию и Закавказье к экономике Западной Европы, в обход России.
В течение трех лет «Набукко» оставался одним из виртуальных проектов, обычно используемых западной дипломатией в качестве разменной монеты. Однако недавнее блиц-турне главы Еврокомиссии Баррозу в Туркмению и Азербайджан и подписание протокола о создании «Южного транспортного коридора» мгновенно поставили вопрос о военном контроле зоны будущей энергетической магистрали. Этому, по мнению Запада, препятствует «неурегулированный» Карабах и все еще независимая от Турции Армения. Вина Армении в том, что она оказалась на пути газопровода и не хочет с этого пути убираться. Поэтому, как только речь зашла о мире, в зане конфликта опять началась стрельба, а заодно и разговоры о строительстве авиабаз вблизи Армении, и угрозы оппозиции «повторить египетский и тунисский сценарий» в Ереване.
Казалось бы, что за шутки: конфликт де факто урегулирован почти два десятка лет назад. Так к чему спешка с подписанием, к чему весь пафос? Не взять ли за образец ситуации с Кореей или Тайванем, надежно замороженные более полувека назад? И стоит ли вообще говорить о пересмотре условий перемирия, что означает размораживание и возобновление конфликта?
Действующий в Карабахе режим урегулирования – не импровизация дилетантов, а продуманная система, делающая возобновление конфликта минимально вероятным. Создавали эту систему профессионалы того уровня, которого сегодня уже нет. Во всяком случае, в Москве, которую сегодня провоцируют «порулить» каким-то новым урегулированием.
Новые условия «мира» будут, по определению, лучше для Азербайджана, хуже – для Армении и России. Для НКР они будут катастрофичны. Форс-мажорный пересмотр условий мира в пользу Баку и Анкары возобновит конфликт, провоцируя Баку на реванш, а Турцию с НАТО на вмешательство, что вынудит Армению к капитуляции. С боем или даже без боя.
Главные заказчики «улучшенного» мира – НАТО и Турция. НАТО пробивает свой запланированный газовый коридор, завершая энергетический и военный меневр в отношении не только России, но и Китая. Любой ценой перехватить туркменский газ у Китая, рост которого уперся в энергетический барьер – вот настоящая задача «Набукко», ради решения которой поставлен посол Браза. А Турция предвкушает сломить, наконец, Армению и превратить ее в транзитный коридор, «коврик для ног» на пути к Азербайджану, выводящий ее в Закавказье и далее к Волге.
Нужно ли все это России? С точки зрения политических интересов и газовой монополии, ни в коем случае. Заморозить выгодный сегодняшний мир – вот идеальный вариант.
Но далеко не факт, что Карабах будет сдан. Прежде всего, этого не хотят сами граждане НКР. Не хотят, потому что понимают: любое изменение статус-кво обещает им в лучшем случае статус беженцев. А в не лучшем – все реалии традиционного восточного геноцида, когда легкая смерть покажется счастьем.
Желания жителей Карабаха подкреплены их непосредственным участием в армии НКР, по общей оценке экспертов, сильнейшей в Закавказье и расположенной на хорошо оборудованных горных позициях. С мнением повзводно и поротно организованных людей, в чьих домах вполне официально лежит боевое оружие, считаются не только добрые и не добрые соседи, но и Москва с Вашингтоном.
Для этих людей любое «доурегулирование», будь то изменение статуса Лачинского коридора или появление «особо объективных» голубых касок однозначно несет угрозу. Не говоря уже о «возвращении азербайджанских беженцев». Потому что одно дело – жить в зоне потенциальных боевых действий под защитой собственного оружия, и совсем другое – жить, как сербы в Косово, в качестве безоружных заложников.
Стоит ли доказывать, что гражданам Нагорно-Карабахской республики никакой трубопровод не нужен, даже под обещания безвизового шопинга в Баку и в Стамбуле. И турецкую пословицу, что хорошо связанная девушка в поцелуях не нуждается, никто не отменял.
Тем не менее, отсутствие у НКР международно-правового статуса провоцирует постоянные попытки пересмотреть результаты войны, оказывая давление и на Ереван, и на Москву.
Несмотря на трудности, связанные с транспортной блокадой, Еревану есть, что терять. За двадцать лет Армения нашла свою точку равновесия, позволяющую жить без роскоши, но материально не хуже российской глубинки. Важный фактор независимости Армении – АЭС «Мецамор», остановленная в годы «перестройки», но экстренно запущенная уже в годы блокады. Энергия – это не только лампочки, но и поток живых денег, идущий прямиком в бюджет. Армения является единственной в регионе страной, обладающей избытком электроэнергии. Характерно, что американцы, проталкивая «Набукко» под обещания будущих доходов от транзита, регулярно зондируют возможности закрыть армянскую АЭС.
Показатель устойчивости сегодняшней Армении – тенденция к возвращению не только экономических беженцев последних лет, но и переселение в Ереван творческой элиты из потомственных московских армян. Так или иначе, своим положением Армения обязана именно Карабаху, держащему «щит меж двух враждебных рас». Карабах для Еревана – то же, чем была для довоенной Чехословакии Судетская область. Сдав Судеты под давлением британских и французских «союзников» ради «умиротворения» Германии, Чехословакия не просто потеряла пограничный укрепрайон и часть экономики, но и распалась, быстро превратившись в германский протекторат.
Естественно, идти на повторение Мюнхена-38, то есть сдавать Карабах ради сомнительной выгоды стать транзитным коридором между Турцией и Азербайджаном, Ереван не хочет. А Вашингтон, Анкара и Баку действуют именно по мюнхенской схеме, отводя роль Чемберлена «северной столице Азербайджана», то есть Москве. Именно через коридоры российского МИДа бакинскому лобби вбрасывают идеи «доурегулирования».
Купится ли Москва на троянского коня мюнхенского образца, вопрос для нас далеко не теоретический. Потому что за 1938 годом последовал 1939-й, а там уж 1941-й был не за горами.

Александр Орлов
Источник


 

 

 

 


 


Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz