Осторожно, клерикализм!

Профессор А. Адонц в материале о книге Семенова "Тайная миссия Христа" пишет, что "в той готовности Христа пойти на крест ради возвращения своих, утраченных Парфией земель, содержится наиболее глубокий смысл этого учения, подтвержденного многотысячелетним человеческим опытом, и именно этот смысл был утрачен в извращенной версии христианства, которая дошла до армян".
Более того, приходится с сожалением констатировать, что у армян совершенно отсутствует понимание разницы между верой, религией и клерикализмом, что стало очевидным в свете идущих сейчас дискуссий.
Есть даже подозрение, что некоторым кругам это выгодно – подменять религиозную веру клерикализмом.
Религиозная вера – это особое состояние человеческой души (или свойство человеческой психики, если угодно), внутреннее и очень интимное чувство, не нуждающееся в помпезных церемониях.
Религия – это явление общественное, целая система ритуалов, норм, запретов и предписаний, иерархия святынь и священников. Здесь уже имеют значение и церемонии, и даже лимузины, хотя обойтись можно и без них. Ибо и религия явление интимное: даже в самые атеистические времена были верующие люди, которые хранили дома святыни, по мере возможностей праздновали свои праздники и вообще сохраняли свою связь с религией.
Клерикализм же – это желание профессиональных верующих (священников) навязывать обществу свою систему ценностей и себя как верховных судей по всем вопросам – от морали до науки и искусства.
Клерикалы заинтересованы не в духовном преображении общества, как они любят сами говорить, а в контроле над его властными и финансовыми рычагами. Им важнее внешнее почтение к их религиозным титулам и святыням, нежели глубокая вера и искренняя религиозность.
Более того, возможно, формальная религиозность и обрядоверие даже удобнее: глубоко верующий человек не сидит день и ночь в блогах, матеря «богохульников», не увлекается политикой и вообще ведет образ жизни скромный и тихий.
В современных условиях это, чаще всего, значит, что и с деньгами у него не очень хорошо. А значит, пожертвований и пользы для решения политических и финансовых задач клерикалов с него – чуть.
То, что мы наблюдаем в Армении и Спюрке последние годы – это колоссальное усиление клерикализма при очевидной потере интереса к религии.
В 80-е-90-е годы люди активно интересовались сутью веры, искали, находили и читали дефицитную религиозную литературу, активно искали ответы на свои вопросы. Сейчас никакого дефицита духовной литературы нет, храмы открыто действуют, государство всеми силами помогает «возрождать духовность» – но даже по большим религиозным праздникам в религиозных церемониях участвует лишь несколько процентов наших сограждан. Что не мешает клерикалам выступать от имени всего народа.
Клерикальной элите важно не качество своей паствы, а ее количество.
Это залог ее выживания в будущем, прежде всего – экономического выживания. Меркантильный интерес наших религиозных лидеров так явно бросается в глаза, что даже как-то неловко. Причем не только нерелигиозным людям, но и многим верующим.
Взаимоотношения с Богом - личное дело каждого. Еще апостол Павел сказал, что между Богом и человеком нет иного посредника кроме Иисуса Христа. Так надоели прочие посредники, беззастенчиво гребущие деньги за посреднические услуги и направляющие немалые финансовые потоки на возведение новых церквей. Для них мало печальной истории города Ани, где было 1000 армянских церквей и ничего- для защиты населения.
На всем протяжении своей истории "Юсисапайл" боролся именно с клерикализмом, который на сегодня победно шествует по Армении и Спюрку.
Когда же мы поймем, что священнослужители - это всего лишь наемные специалисты, задачей которых является служение обществу, которое их кормит? И когда же мы научимся противостоять клерикализации везде, где она поднимает голову?
Юсисапайл

 

 

 

 


 

Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz