23-05-2011 Проблемы и права армян в Турции
Информационный Центр газеты армян России «Еркрамас» предлагает вниманию читателей работу, подготовленную Центром изучения вопросов, связанных с Западной Арменией и армянами Западной Армении. Данная работа посвящена национальным, человеческим, религиозным, языковым, образовательно-культурным и социальным правам армян, живущих в Турции. Данные права рассматриваются с точки зрения внутреннего законодательства Турции и международного права в части защиты прав меньшинств. Перевод с армянского – ИЦ «ЕРКРАМАС».

ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ЗАПАДНОЙ АРМЕНИЕЙ И АРМЯНАМИ ЗАПАДНОЙ АРМЕНИИ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ФОНД

Серия 1

Ереван, 2010 г.

Редактор А.Алврцян

Работа посвящена национальным, человеческим, религиозным, языковым, образовательно-культурным и социальным правам армян, живущих в Турции. Данные права рассматриваются с точки зрения внутреннего законодательства Турции и международного права в части защиты прав меньшинств.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. АРМЯНЕ В ТУРЦИИ

2. ВНУТРЕННИЕ МЕХАНИЗМЫ ГАРАНТИРОВАНИЯ ПРАВ МЕНЬШИНСТВ В ТУРЦИИ

3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ МЕНЬШИНСТВ

4. ПРОВОДИМАЯ ТУРЦИЕЙ ПОЛИТИКА ЭТНИЧЕСКИХ ЧИСТОК КАК НАРУШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

ПРЕДИСЛОВИЕ

Спустя 95 лет после массового уничтожения армянского населения Турции малочисленная армянская община этой страны продолжает оставаться объектом предвзятого отношения, основанием для которого являются национальные, религиозные, языковые и культурные особенности армян. Такое отношение проявляется через средства массовой информации, государственные структуры и политические организации.

Проблемы, затронутые в настоящей работе, касаются различных слоев армянского населения Турции, включая по различным причинам сменивших вероисповедание армян и их потомков. Здесь содержатся данные статистики, сведения о социально-экономическом положении армян в Турции, об их участии в политической жизни страны, а также о политике дискриминации, проводимой по отношению к ним на государственном уровне. Кроме того, в настоящей работе в полной форме представлены механизмы защиты прав меньшинств в соответствии с внутренним законодательством Турции.

Работа охватывает международные правовые аспекты защиты прав меньшинств в ООН, ОБСЕ, Евросоюзе и других международных структурах в сфере прав человека в контексте международных обязательств Турции перед мировым сообществом, а также вопрос соответствия нормам и принципам международного права проводимой Турцией в отношении армян политики этнических чисток.

1. АРМЯНЕ В ТУРЦИИ

1.1. Краткая статистика

Реальная численность армян в Турции превышает официальные данные, представленные правительством страны (в 1935 г. – 57.000, а в 1965 г. – 58.000) [1], которые отражают численность армян, принимая за основу исключительно тот факт, что последние являются религиозным меньшинством. Точное число армян определить сложно, поскольку с 1915 года, спасаясь от убийств и погромов, множество армянских семей сменило вероисповедание. Кроме того, были изменены имена тысяч армянских сирот, сменивших вероисповедание.

Согласно некоторым источникам, число армян в Турции достигает 60.000 [2]. В конце 1990-х годов число армян-католиков в Турции колебалось от 2000 до 5000, а число армян-протестантов составляло 500 [3]. По данным Госдепартамента США в 2001 году число последователей Армянской Апостольской Церкви составляло 50.000 [4]. Согласно переписям, проводящимся в церковных кругах турецких армян, численность армян в Турции колеблется от 60.000 до 80.000 [5]. В дополнение к вышесказанному следует отметить, что с 1997 года в Турцию на заработки приехали десятки тысяч граждан Республики Армения. [6]

Значительная часть армян проживает в Стамбуле. Большое число армян есть также в Османбее, Куртулуше, Тарабиае, Бакыркёе и Кадикёе. Кроме Стамбула, большое количество армян проживает в различных областях и районах страны.

По подсчетам демографов, число принявших ислам армян в Турции достигает 30.000-40.000. При этом часть армян, сменивших вероисповедание в 1960-х годах, вновь приняла христианство и поменяла имена.

Однако в Турции никогда не проводились переписи населения, в которых бы учитывался национальный состав населения, потому что согласно конституции этой страны, все граждане Турции – турки. Армянский патриарх Турции архиепископ Шнорк Галустян в 1980 году разделил живущих в различных областях и районах армян на четыре группы:

а) армяне, которые сознательно и по собственной воле приняли ислам

б) армяне, которые приняли ислам три поколения назад и под видом курдских племен живут обособленно

в) армяне, по собственной воле или против собственной воли принявшие ислам

г) коренные жители различных областей и провинций, которые наперекор всем мыслимым и немыслимым трудностям остались армянами и составляют сегодня большую часть армян Стамбула.

Указанные группы армян живут в Западной и Юго-западной Армении, Киликии, Малой Армении и в других районах Турции. Исследователи, указывая численность этих групп армян, приводят разные цифры – от 2 до 10 миллионов. Считая цифру в 10 миллионов слишком преувеличенной и необоснованной, более логичной и обоснованной следует считать 2-2,5 миллионов.

Такой точки зрения придерживался и один из лучших знатоков этого вопроса, Грант Динк: «Если Турция станет однажды членом Евросоюза, то я не ошибусь, если скажу, что тогда численность армян, проживающих в стране, увеличится как минимум еще на два миллиона за счет числа живущих в стране армян-мусульман». В последние годы турецкие специалисты и историки, в числе которых также Халачоглу, оценивают численность армян от одного до полутора миллионов, что очевидно является заниженной цифрой [7].

Отдельную группу составляют исламизированные амшенские армяне, часть которых сменила вероисповедание в начале 17-го века, а другая часть – в 18-ом веке и частично также – в начале 20-го века. В настоящее время исламизированные амшенские армяне живут в причерноморских районах Турции. Выделяют три группы амшенцев:

1. Западные амшенцы, которые живут в основном в провинциях Ризе, Трабзон, Гиресун, Орду и Самсун, являются мусульманами суннитского толка и говорят по-турецки.

2. Восточные амшенцы, которые живут в Ардвинской провинции, говорят на амшенском диалекте армянского языка (западные исследователи называют его «хомшецма») и являются мусульманами суннитского толка.

3. Северные амшенцы, которые живут на Юге России и в Абхазии, являются христианами и говорят по-армянски [8]. Вследствие геноцида 1915 года они переселились на эти территории из Орду, Самсуна, Трабзона и других прибрежных районов.

Согласно некоторым исследованиям, в настоящее время в Турции живет около 20-30 тысяч говорящих по-армянски и 100-200 тысяч говорящих на турецком или курдском языках амшенских армян-мусульман. Другие исследователи указывают различные цифры – от нескольких десятков тысяч до 1,5-2 миллионов и даже больше.
Наиболее достоверными кажутся данные, которые приводит родившийся в Ризе амшеновед Алие Алти (Алис Костанян), который из ислама вернулся в лоно христианской церкви. Истории исламизированных армян Амшена он посвятил целую работу. По его подсчетам в Турции проживает три миллиона исламизированных армян, более миллиона из которых – амшенские армяне [9].

1.2. Дискриминация в отношении армян в Турции

Армяне в Турции страдают от подчеркнуто предвзятого отношения и от юридических и административных дискриминационных мер. Такому положению дел, кроме всего прочего, способствует нечеткость законодательства и правового поля Турции.

Источниками, подтверждающими реальность проводимой Турцией политики постоянного попрания прав армян, являются:

- свидетельства очевидцев,

- исследования неправительственных организаций,

- исследования международных экспертных групп и институтов,

- наблюдения различных международных организаций,

- сообщения прессы.

Работа армянских организаций в Турции ограничена религиозной, социальной и образовательной сферами, находящимися под контролем церкви. Не признается право армян как религиозного меньшинства иметь союзы. Даже исключительно религиозная деятельность армянских организаций ограничивается государственными органами, что выражается в сокращении числа представителей духовенства, захвате церковной собственности, в роспуске церковных органов, принимающих решение, и во вмешательстве государства в церковные выборы.

Согласно установленному в 1961 году порядку проведения выборов, армянский патриарх Турции избирался избирательной коллегией армян Турции, между тем как в 1980-х годах право участия в выборах получили только зарегистрированные на государственном уровне армянские организации, а выбор кандидатов был ограничен – необходимым условием было наличие у отца кандидата гражданства Турции. Попытки государственного вмешательства в выборы армянского патриарха осуществлялись в 1990 и 1998 годах [10].

Жертвами вмешательства государства стали и армянские школы, пострадавшие по причине ограничений, связанных с подготовкой учителей, с количеством часов в неделю, отводимых на преподавание предметов на армянском языке, с формой работы школ и другими обстоятельствами. Власти Турции могут по собственной воле прекращать деятельность армянских школ. Вместе с наложением ограничений армянские школы, церкви и кладбища периодически подвергаются нападениям, а многочисленные памятники армянской истории и культуры уничтожаются или находятся в запущенном состоянии. Действуя подобным образом, турецкое правительство намеревается стереть следы присутствия армян в Анатолии.

В Турции не уважаются личные права и свободы армян. Ограничения распространяются на свободу слова, действуют они и при поступлении армян на гражданскую службу, при выборе ими юридических специальностей, а также в вопросах военной карьеры. Армяне испытывают большие трудности даже при регистрации своих детей как армян.

Разжиганию ненависти способствуют средства массовой информации страны и верхняя политическая прослойка, обвиняющие армян во всех проблемах, имеющихся в стране. В результате проведенных в Турции общественных опросов выяснилось, что армяне в этой стране считаются «ненавистной нацией», а 73 процента турецких детей считает, что армяне «плохие люди» [11]. Из армянских школ и организаций поступает множество тревожных сигналов о получении ими различных угроз. Последние обращаются к местным властям с просьбой провести расследование по факту угроз и защитить их. Армянский патриарх Константинополя много раз отправлял письма с просьбой о защите различных армянских организаций или лиц мэру Стамбула, однако получал отказы, аргументированные тем, что мэр не может нести расходы, необходимых для обеспечения безопасности [12].

Множество юристов, журналистов и защитников прав человека подвергается в Турции гонениям и угрозам, они становятся жертвами несправедливых судебных процессов и физического насилия. Основанием для судебных процессов выступает 301-ая статья Уголовного кодекса Турции, которая относит к разряду преступлений «оскорбление турецкой нации». Основной причиной убийства 19 января 2008 года журналиста-армянина Гранта Динка является тот же аргумент. Ранее Грант Динк осуждался по 301-ой статье. По тому же обвинению к условному лишению свободы сроком на один год был приговорен также сын Динка и заместитель редактора газеты «Агос» Саркис Серобян [13].

Согласно законодательству Турции, церкви и действующие при них учреждения не являются лицом. В результате юридических ограничений, эти учреждения могут получать доход исключительно от продажи недвижимого имущества, аренды или лизинга. Упомянутые учреждения накапливают доход, полученный от аренды имущества, для собственных нужд, а также с целью содействия школам и больницам [14]. Армянские учреждения Турции, не имея права приобретения собственности, могут лишаться даже принадлежащей им собственности. Если община, по причине уменьшения числа представителей духовенства или прихожан, на протяжении около десяти лет не использует свою собственность, то, согласно законодательству Турции, государство получает право пользования и распоряжения данной собственностью [15]. Кроме того, меньшинство может распоряжаться только той собственностью, которая включена в список, представленный правительству в 1936 году [16]. В результате этого, более сорока объектов имущества, принадлежащего армянской общине Стамбула, перешло в распоряжение государства, а более восьмидесяти объектов имущества считаются спорными и периодически становятся мишенью для инициирования очередных судебных процессов.

Дела по лишению имущества рассматривает кассационный суд Анкары, которым в декабре 2001 года было вынесено решение, ставшее прецедентом в делах присвоения имущества, принадлежащего немусульманам. Согласно принятому судом решению, с 1935 года меньшинства Турции не могут приобретать или получать имущество путем дарения или наследования, поскольку во время отсутствия юридического наследника имущество переходит в собственность государства.

1.3. Исламизированные армяне и криптоармяне

Сменивших вероисповедание армян Турции можно разделить на несколько групп. Среди них есть криптоармяне-христиане, исламизированные армяне, помнящие о своих армянских корнях, а также исламизированные армяне, скрывающие факт своего происхождения, опасаясь негативного отношения к себе большинства населения.

Чрезвычайно тяжелым является положение принявших ислам армян Турции: последние подвергаются не только институциональным ограничениям, но и социальной дискриминации. Сами армяне, сменившие вероисповедание, признаются, что даже после прохождения всех обрядов посвящения, предусмотренных религией, этнические мусульмане не считают их настоящими мусульманами, а прозвище «неверный» преследует их на протяжении всей жизни. Местные турки не выдают своих дочерей замуж за принявших ислам армян, а местные власти не обеспечивают их работой. Из года в год растет число случаев вандализма по отношению к культурно-историческим памятникам исламизированных армян [17].

Проблемы криптоармян-христиан в основном связаны с возможностью свободного вероисповедания и беспрепятственного продолжения национальных традиций. Последние не могут использовать армянские церкви, которые превратились в руины. Для заключения брака или крещения они вынуждены ехать в Стамбул, поскольку в местах их проживания с 1915 года не появлялся ни один священник. В отличие от мусульман, государство не регистрирует могилы криптоармян.

Проблемы исламизированных армян или криптоармян еще более осложняются проблемой взаимного признания, существующей между различными слоями армянского населения Турции, в частности, между армянами Стамбула, страдающими от предвзятого отношении, и остальными, воспринимающими их как «других» или «чужих». Предвзятое же отношение Константинопольского Патриархата Армянской Апостольской Церкви к армянам, возвращающимся к христианству, объясняется осторожностью и желанием избежать различных манипуляций со стороны государства. Очень важную роль в правильном восприятии исламизированных армян и криптоармян Турции и их потомков может сыграть сегодня Армянская Апостольская Церковь.

2. ВНУТРЕННИЕ МЕХАНИЗМЫ ГАРАНТИРОВАНИЯ ПРАВ МЕНЬШИНСТВ В ТУРЦИИ

Политика турецкого правительства в отношении меньшинств основывается на статьях 37-45 Лозаннского договора 1923 года, согласно которому «немусульманскому меньшинству Турции законом гарантированы непредвзятое отношение и безопасность, гарантированные другим гражданам Турции. В частности, они имеют равные права в осуществлении действий, касающихся открытия за свой счет, эксплуатации и контроля благотворительных, религиозных, социальных организаций, школ, образовательных и других учреждений с правом использования в них национального языка и с правом на свободу вероисповедания».

Понятие «меньшинства» в Турции очень ограничено, и меньшинствами считаются исключительно немусульманские меньшинства, признанные Лозаннским договором. Правительство Турции не признает наличия в стране меньшинств, отличия которых основаны на национальных, этнических, языковых или других особенностях [18].

В Конституции Турции нет ссылок на меньшинства. Соответствующими положениями Конституции являются статья 10, которая гарантирует всем равенство перед законом без дискриминации, а также 24 и 42 статьи, гарантирующие всем право на образование.

В Турции нет специальных законов, защищающих права меньшинств и защищающих последних от дискриминации, однако действует ряд законов, в которых для всех закреплен принцип равноправия, в частности Гражданский кодекс (статья 8, гарантирующая принцип равенства лиц как субъектов права), Закон о социальных службах и защите детей (статья 4, запрещающая дискриминацию в процедуре принятия решений о соответствии требованиям, установленных для социальных целей), Закон о политических партиях (статья 82 – запрет расизма, статья 83 – соблюдение принципа равноправия), Основополагающий закон о национальном образовании (статья 4 –равноправие в сфере образования, статья 8 – равенство полов), Закон о труде (статья 5 – равное отношение, запрет дискриминации), Закон об инвалидах (статья 4 – запрет дискриминации в отношении инвалидов); статья 122 Уголовного кодекса Турции устанавливает уголовную ответственность за экономическую дискриминацию на основании языковых, расовых, половых, религиозных или иных особенностей, а статья 216 устанавливает уголовные санкции за разжигание среди населения ненависти и вражды. Унижение языковых, религиозных, расовых и других особенностей и разжигание основанной на них ненависти запрещено статьей 4 Закона о создании и деятельности радио- и телекомпаний. В настоящее время проводятся работы, направленные на изменение статьи 301 Уголовного кодекса Турции, устанавливающей уголовное наказание за «оскорбление турецкой нации».

Согласно положениям Лозаннского договора 1923 года, церкви, монастыри и школы меньшинств управляются отдельным правительственным органом, Бюро учреждений, утверждающим порядок деятельности религиозных учреждений, школ и благотворительных организаций, в том числе больниц [19]. Правительство Турции контролирует религиозные и образовательные учреждения посредством ведомства по религиозным делам.

Несмотря на то, что в 1991 году закон № 2932, запрещающий публикации на других языках кроме турецкого, был отменен, по-прежнему продолжает действовать ряд законов, которые запрещают или ограничивают использование некоторых языков [20]. Измененный в 2002 году Закон о преподавании и изучении иностранных языков дал возможность гражданам Турции изучать традиционно используемые ими в повседневной жизни диалекты и различные языки. Однако этот закон имеет ряд дискриминирующих положений, согласно которым иностранные языки могут изучать только достигшие 18-летнего возраста и закончившие общеобразовательные школы граждане, а курсы по их изучению должны быть организованы в соответствии с правилами, установленными Министерством национального образования страны, что не только требует больших финансовых затрат, но и становится причиной привлечения учителей, имеющих ограниченную квалификацию [21]. Согласно положениям Закона о создании и деятельности радио- и телевизионных учреждений, измененного законом № 4771 от 3 августа 2002 года, радио- и телепередачи могут транслироваться на турецком языке или на любых языках, способствующих развитию культуры и науки [22]. Ограничения существуют также по части деятельности политических партий. «Предотвращающая создание меньшинств» 81-ая статья Закона о политических партиях запрещает политическим партиям заявлять, что в Турции есть национальные, религиозные, языковые или иные меньшинства. Закон об основных положениях регистрации выборов и кандидатов (статья 58) запрещает предвыборную агитацию по радио, телевидению или при помощи иных средств на других языках кроме турецкого.

Более 200 учреждений, принадлежащих немусульманским меньшинствам, проживающим в Турции, не имеют права с какой-либо целью приобретать имущество и могут лишиться принадлежащего им имущества, если на протяжении около 10 лет это имущество не использовалось. Закон об учреждениях (1926 и 1936 гг.), который с 1936 года запрещает учреждениям приобретать собственность, с 1974 года избирательно применяется исключительно к немусульманским учреждениям. В Турции нет территориальных или местных правительственных органов, занимающихся вопросами меньшинств. Статьей 2 Закона об управлении районами закреплена дискриминация в части использования личных имен и наименований местностей на языках меньшинств, а также в вопросах использования языков меньшинств в административных и судебных процессах.

В перечне реформ, проведение которых необходимо для вступления Турции в Евросоюз и запланированных на август 2002 года, находится утвержденная парламентом Турции программа реформ, включившая в себя устранение ограничений на приобретение имущества для учреждений, принадлежащих христианам, которая не является действенной и носит дискриминационный характер, поскольку:

- учреждения должны предоставлять Совету министров обоснование необходимости приобретения имущества в собственность и подтверждать наличие экономического обоснования, а Совет министров должен утверждать предоставление права собственности,

- учреждения не должны устанавливать какие-либо отношения с зарубежными организациями, предоставляющими помощь, без согласия на это Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел и Совета министров Турции.

Пакетом реформ армянам и другим немусульманским меньшинствам давалось разрешение на трансляцию радио- и телепередач на родных языках.

С целью решения проблем меньшинств в соответствии с нормами ЕС в январе 2004 года правительством Турции в состав основанной Коллегии по оценке проблем меньшинств введены представители Министерства иностранных дел, Министерства внутренних дел и Министерства образования страны, однако представителей меньшинств в указанной коллегии нет.

Новый закон об учреждениях, принятый 20 февраля 2008 года, позволяет немусульманским учреждениям обращаться с просьбой о восстановлении захваченной государством в 1970-х годах собственности, если она еще находится в распоряжении государства, не предусматривая при этом какой-либо компенсации третьей стороне за прежнее проданное имущество [23].

Несмотря на то, что зафиксированы некоторые положительные изменения, приняты также и регрессивные меры. Одной из таких мер является изменение школьной программы Министерством национального образования Турции для осуществления дискриминации в отношении меньшинств, в том числе армян. Согласно особому закону № 5580 «Об образовательных учреждениях» от 8 февраля 2007 года, распоряжению № 26810 «О частных образовательных учреждениях» от 8 марта 2008 года, принятому Министерством национального образования, были определены принципы и основания открытия и деятельности школ начального и среднего образования, школ-лицеев для иностранцев и меньшинств, а также принципы и основания исполнения должностных обязанностей и составления учебных программ в этих учреждениях, которые носят дискриминационный характер. В частности, право открытия частных школ закреплено Министерством национального образования за областными администрациями. Назначение директора школы и преподавательского состава также зависит от воли областной администрации. Для каждого лица, работающего в частной школе, необходимым условием является отличное знание турецкого языка, что может быть определено при помощи экзамена. Предметы, преподающиеся не на турецком языке, и отведенные на их преподавание часы также определяются министерством. При этом в частных школах получать образование могут только дети лиц, принадлежащих к меньшинствам и имеющих гражданство Турции.

3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ МЕНЬШИНСТВ

С принятием ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека было положено начало процессу принятия большого числа международных документов, которые в настоящее время выступают основой международных положений и норм, касающихся прав человека [24].

В сфере прав человека Турция присоединилась к множеству международных документов, которые хотя прямо и не закрепляют особые права меньшинств, однако обеспечивают равные права для всех. Вместе с тем необходимо отметить, что значительная часть этих международных документов, которые каким-либо образом касаются меньшинств и их прав, были подписаны Турцией с особыми оговорками, имеющими своей целью избежание противоречий с Конституцией страны и положениям Лозаннского договора 1923 года.

Ниже приведены международные правовые нормы, необходимые для защиты прав меньшинств, которые регулируют предоставление меньшинствам четкого статуса и основы защиты от дискриминации.

3.1. Организация Объединенных Наций

Одной из особенностей системы ООН [25] является то, что рассмотрение проблемы защиты прав меньшинств в системе всеобщих прав человека привязано к обеспечению международной безопасности и мира, учитывая длительное попрание прав народов и меньшинств, возникновение напряженности как результат запланированной в отношении них дискриминации, а также нынешние тенденции возрастания межгосударственного противостояния.

Основную функцию по защите прав человека выполняют Генеральная Ассамблея ООН и ряд специализированных учреждений при ООН (ЮНЕСКО и др.)

Принятые в рамках ООН и указанные ниже декларации и конвенции, в которых подход к защите прав меньшинств носит преимущественно общий характер, устанавливают всеобщую норму, запрещающую дискриминацию, без определения четких механизмов гарантирования и реализации этих прав государствами.

– Устав ООН 1945 г. [26]

Статья 1. Задачи ООН. 2.3. Сотрудничество в международной сфере с целью урегулирования основных международных проблем…. урегулирование основных проблем гуманитарного характера и обеспечение защиты прав человека без расовой, половой, языковой и религиозной дискриминации.

Статья 55. …ООН способствует всеобщему признанию и уважению прав человека без расовой, половой, языковой и религиозной дискриминации.

– Международное соглашение «Об экономических, социальных и культурных правах» от 1966 г. [27]

Статья 13. Гарантирование всем права на получение образования.

– Международное соглашение «О гражданских и политических правах» от 1966 г.[28]

Статья 2. Обязательство всех государств-членов по безоговорочному гарантированию всех указанных в соглашении прав.

Статья 18. Право на свободу выбора религии и вероисповедания.

Статья 20. Запрет любых посылов, разжигающих национальную, расовую или религиозную ненависть.

Статья 24. Запрет дискриминации в отношении детей, проистекающей из языковых, религиозных факторов или факторов рождения, и обеспечение их защиты.

– Декларация 1986 г. «О праве на развитие»

Статья 1. Право личности на развитие с использованием всей системы прав и свобод.

Статья 3. Особая ответственность государств за создание нормальных условий для реализации прав и свобод.

Статья 5. Ответственность государств за принятие мер для предотвращения грубых и массовых попраний прав и свобод народа и индивидов.

Статья 8. Обязанность государств – предпринимать все разрешенные меры для абсолютной реализации права на развитие для каждого в основных ресурсах и в системе образования, а также для обеспечения соответствующих возможностей.

– Декларация 1992 г. «О правах национальных, этнических, религиозных и языковых меньшинств»

Текст декларации полностью.

- Декларация 1998 г. «Об обязательствах отдельных лиц, общественных групп и членов общества в вопросе обеспечения защиты основных прав и свобод»

Статья 2. Ответственность и обязанность каждого государства – защищать, поощрять и реализовывать основополагающие права и свободы.

– Декларация 1965 г. «Об отказе от любых форм религиозной дискриминации»

Текст декларации полностью.

– Декларация ЮНЕСКО 1978 г. «Об основных принципах вклада средств массовой информации в дело мира и международного сотрудничества, развития прав человека и борьбу против расовой дискриминации, апартеида и разжигания войн».

Статья 2. Населению должна быть гарантирована возможность получения сведений о его происхождении и многообразии.

– Конвенция 1965 г. «Об отказе от любых форм расовой дискриминации». [29]

Статья 1. В настоящей конвенции под словосочетанием «расовая дискриминация» понимается любое разделение, исключение, ограничение или предпочтение на основании признаков расы, цвета кожи, племенного, национального или этнического происхождения, имеющее своей целью объявление недействительными прав человека и основополагающих свобод или их признания в политической, экономической, социальной и любых других сферах жизни, ограничение их реализации и использования, а также любые действия, ведущие к подобным последствиям.

– Конвенция 1958 года «О дискриминации в сфере труда или занятости» [30]

Статья 1. Для целей Конвенции в термин «дискриминация» включены любые проявления дискриминации, запрета или предвзятого отношения, осуществляющиеся на религиозной почве и ведущие к прекращению или ликвидации равенства возможностей или равенства в сфере занятости или труда.

– Конвенция ЮНЕСКО 1960 г. «О предупреждении дискриминации в сфере образования» [31]

Статья 5. Национальные меньшинства имеют право организовывать свое образовательное дело, включая управление школами или право использования или применения их национального языка.

– Конвенция 1989 года «О правах ребенка» [32]

Статья 30. В странах, в которых имеются национальные меньшинства, дети, принадлежащие к этим группам, вместе с другими детьми, не могут быть лишены права использовать свой родной язык, сохранять свою культуру и религию, следовать своим традициям.

- Конвенция 1979 г. «О запрете всех видов дискриминации в отношении женщин» [33]

Запрещает половую дискриминацию в сфере образования.

– Декларация 1969 г. «О социальном прогрессе и развитии»

Статья 1. Все народы и нации, независимо от их происхождения, имеют право на жизнь в нормальных условиях и условиях свободы, а также на использование социального прогресса и внесение своего вклада в его развитие.

- Конвенции «О политике в сфере занятости» [34] от 1964 г. и «О сотрудничестве и защите от безработицы в сфере занятости» [35] от 1988 г.

Запрет всех форм дискриминации в сфере занятости.

Четвертая Женевская конвенция 1949 г. [36]

33-я и 53-я статьи: защита имущества и гарантирование права на нелишение имущества.

- Всеобщая декларация прав человека 1948 г. [37]

Статья 17. Гарантирование права собственности

В системе ООН для защиты прав меньшинств, согласно международному соглашению 1966 года «О гражданских и политических правах», могут применяться механизмы подкомиссий по вопросам защиты и содействия прав человека, действующих под патронажем Комитета по правам человека, состоящего из экспертов и представляющего предложения и отчеты ООН об устранении всех форм дискриминации прав человека, а также механизмы комитета по надзору за осуществлением прав, указанных в Конвенции ООН 1965 года «Об отказе от всех форм расовой дискриминации». В вопросе преодоления изоляции турецких армян особенно важной является Декларация 1992 г. «О правах национальных, этнических, религиозных и языковых меньшинств», в частности ее 2-ая статья, согласно которой каждое лицо, принадлежащее к меньшинствам, имеет право без дискриминации устанавливать и сохранять свободные и мирные связи с группами и лицами, принадлежащими к его группе или другим меньшинствам, а также с гражданами других государств, с которыми у него имеются национальные, этнические, религиозные и языковые связи. С целью реализации норм данной Декларации создан Форум по вопросам меньшинств, действующий согласно резолюции 6/15 от 28 сентября 2007 года Совета по правам человека, который, в результате обсуждений независимых экспертов, государств и представителей неправительственных организаций, представляет Совету тематические предложения.

3.2. ОБСЕ

В рамках ОБСЕ защита прав человека обеспечивается посредством определенных действующих органов или лиц, ответственных за проблемы защиты прав меньшинств (Варшавский офис прав человека и демократических инстанций, Высший институт поручений ОБСЕ по линии национальных меньшинств).

Для применения норм ОБСЕ необходимо учитывать политический и юридически необязывающий характер этих норм, принятие их на основании консенсуса, а также осуществляемую ОБСЕ практику двойных стандартов и подходов. В результате этого уменьшается способность ОБСЕ к быстрому и результативному противодействию в кризисных ситуациях, что крайне выгодно для стран, должным образом не обеспечивающих защиту прав меньшинств, включая Турцию.

Необходимо выдвинуть перед институтами ОБСЕ по защите прав человека требование по приведению действующего законодательства Турции в соответствие с положениями множества документов ОБСЕ, касающихся проблемы защиты прав меньшинств (Копенгагенский документ 1991 г., Лозаннские предложения 1999 г. «О результативном участии национальных меньшинств в социально-политической жизни» и др.).

Соответствующими документами, принятыми в рамках ОБСЕ являются:

– Заключительный акт ОБСЕ от 1975 г.

Принцип 7. Уважение основополагающих прав и свобод. «Страны-члены, на территории которых проживают национальные меньшинства, должны уважать права и свободы последних, предоставлять последним право на использование своих прав и свобод и защищать их интересы в этой сфере».

– Документ Венской встречи, 1986 г.,

- Парижская Хартия Новой Европы, 1990 г.,

- Московский документ о развитии человечества, 1991 г.,

- Документ Хельсинской встречи на высшем уровне, 1992 г.,

- Решение Будапештского саммита, 1994 г.,

- Декларация Лиссабонского саммита, 1996 г.,

- Гаагские рекомендации относительно прав национальных меньшинств на образование, 1993 г.

- Документ о европейской защите, 1999 г.

3.3. Европейский Совет

Членство в Европейском Совете уже само по себе предусматривает для государств правовое обязательство, в частности посредством их утверждения в результате подписания документов, касающихся сферы прав человека в ЕС, и исполнения внутригосударственных процедур [38].

Начиная с 1950 г., Европейской конвенцией прав человека и дополнительными протоколами к ней утверждены важные процедуры и механизмы защиты прав человека и постоянного применения этих прав. Все государства, присоединившиеся к данным документам, юридически обязаны применять положения Конвенции и исполнять решения созданных ей органов. Яркими показателями легитимности этих структур являются высокие показатели применения принятых ими решений.

Необходимо использовать возможность обращения в Европейский суд по правам человека по делам попрания прав человека. Основанием для обращения в суд выступают Конвенция 1950 г. «О правах и основополагающих свободах человека» и прилагающиеся к ней протоколы [39]. По вопросам восстановления права армян на распоряжение и использование собственности в Турции Европейский суд может принять за основу собственные судебные прецеденты, в частности, решения, вынесенные по делам «Луизиду против Турции» (1995-1998) [40], «Ксенидис-Арестис против Турции» (2005-2006) [41], а также по делу Кимисиса Теодуки о регистрации собственности Греческой православной церкви (03.03.2009 г.) [42].

Соответствующие документы, принятые в рамках ЕС:

– Европейская конвенция 1950 г. «Об основополагающих правах и свободах человека»

Статья 5. Арест и лишение свободы на сфабрикованных основаниях.

Статья 8. Уважение семьи, дома и личной жизни, а также 9-ая и 14-ая статьи.

– Протокол № 1 Европейской конвенции 1950 г., 1952 г.

Статья 1. Право на защиту и нелишение имущества.

Статья 2. Право на образование.

Статья 3. Право выбора.

– Протокол № 12 Европейской конвенции 1950 г., 2000 г.

Статья 1. Запрет дискриминации.

– Конвенция 1955 г. «О правах национальных меньшинств» [43]

Весь текст конвенции.

– Европейская хартия 1992 г. «О региональных языках и языках меньшинств» [44]

Весь текст хартии.

– Европейская социальная хартия 1996 г. [45]

5-ая часть, статья E. Запрет дискриминации.

3.4. Европейский Союз

- Устав ЕС

Статья 14. Гарантирование права на образование.

– Хартия ЕС об основополагающих свободах.

Статья 17. Гарантирование прав собственности.

- Лиссабонский договор [46]

Статья 2/3. Признание ответственности государств за уважение культурного и языкового многообразия.

- Копенгагенские критерии, 1993 г.

Защита прав меньшинств государствами-членами.

– Механизмы исполнения Турцией обязательств, исходящих из ее членства в ЕС.

В рамках этого процесса в доклады, предоставляемые структурами ЕС [47], включены предложения по усовершенствованию механизмов защиты прав человека в Турции. Могут проводиться работы, ставящие акцент в данных предложениях на создание действующей правовой системы, имеющей первостепенное значение для гарантирования защиты прав меньшинств в Турции, запрещающей дискриминацию, обеспечивающей принятие законов и их применение и действующей в целях выявления случаев дискриминации, пресечения дискриминации, предоставления компенсации потерпевшим, выявления и наказания организаторов уголовно наказуемых деяний, а в случае исторических преступлений – налаживания системы выплаты справедливых финансовых компенсаций пострадавшей общине.

4. ПРОВОДИМАЯ ТУРЦИЕЙ ПОЛИТИКА ЭТНИЧЕСКИХ ЧИСТОК КАК НАРУШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Проводимая на протяжении всей истории Турцией в отношении армян политика этнических чисток нарушает нормы современного международного права. Этнические чистки были строжайшим образом осуждены во время процессов в Токио и Нюрнберге и в 1995 году – ООН в обвинениях, предъявленных сербским руководителям. Сотни тысяч армян, подвергшихся этническим чисткам, впоследствии лишились также права вернуться на место своего жительства и права распоряжаться своим имуществом. Практика насильственных депортаций населения попирает имеющие международное признание и гарантированные многочисленными международными документами [48] элементарные права человека (право на жизнь, свободу, собственность, семейную жизнь и другие), которые были частично восстановлены решениями Европейского суда по правам человека.

Множество международных документов [49] запрещает насильственные депортации как расовую, религиозную или иную дискриминацию, в частности Конвенция 1965 г., запрещающая все виды расовой дискриминации (статья 1) и Комитет по вопросам расовой дискриминации, обеспечивающий ее применение, который принимает на рассмотрение доклады государств-членов, личные заявления и выдвигает предложения [50]. 17 августа 1995 г. Комитет в своем решении по ситуации в Боснии и Герцеговине заявил, что любая попытка, независимо от преследуемой цели, изменить демографический состав территории против воли коренного населения является нарушением международного права (Постановление 2 (47) от 17 августа 1995 г). Массовые выселения запрещены также в рамках норм, касающихся преступлений против человечества, в частности ООН [51], и попадают под юрисдикцию Международного уголовного суда [52]. Кроме того, многочисленные резолюции Совета безопасности ООН восстанавливают право беженцев и вынужденных переселенцев на безопасное возвращение на место своего проживания. [53]

Необходимо максимально систематизированным способом отслеживать процесс выдвижения исков против страховых компаний и банков (например, «Нью-Йорк Лайф Иншурэнс» в США, «Акса» – во Франции) от жертв проводимой Турцией политики этнических чисток и их потомков в судебном порядке с целью получения финансовой и моральной компенсации, а, в случае возможности, также и компенсаций в форме собственности, а также процесс принятия судебных решений по данным искам, придавая процессу принятия судебных решений максимально широкий резонанс, что возможно посредством создания соответствующего представительского органа или структуры, представляющей интересы упомянутой группы на международной арене.

Веским доказательством проведения Турцией в отношении армян политики этнических чисток является также уничтожение на территории Турции исторического и культурного наследия армян. Различные исследования показали, что турецкая политика уничтожения армянских памятников осуществлялась следующими основными методами:

- сохранению армянских памятников не уделялось внимания, в результате чего они со временем разрушались,

- армянские памятники передавались в качестве собственности местным курдам или туркам, которые распоряжались ими по собственному усмотрению,

- исходя из государственной необходимости, эти памятники разрушались,

- памятники исламизировались.

Данными действиями Турция нарушала принятую ею же в 1982 году 63-ю статью Конституции, которая устанавливает ответственность государства за охрану исторического, культурного и природного наследства и предпринимаемые с этой целью меры. Попытки Армянского Константинопольского Патриархата по сохранению армянских памятников не дали ощутимых результатов. Примечательным является то, в последний период активные работы по сохранению армянских памятников и кладбищ ведут криптоармяне Турции, как, например, созданная в Сасуне Азизом Дагджни общественная организация, благодаря усилиям которой комиссия по охране памятников Турции включила находящуюся в Сасуне на горе Марута церковь Сурб Аствацацин (Святой Богородицы) в список памятников, охраняемых государством. [54]

Политика Турции по уничтожению армянского культурного наследия является нарушением гарантирующих охрану культурных ценностей основополагающих норм международного права, в частности норм, касающихся признания государствами своих обязательств по охране и передаче будущим поколениям находящихся на их территории объектов культурно-исторического наследия в условиях войны и в мирный период. Охрана культурного наследия подразумевает уважение к нему и гарантию его безопасности, что предусмотрено представленными ниже международными документами:

- Гаагские конвенции 1899 [55] и 1907 гг., в частности 27 и 56 статьи правил Четвертой Гаагской конвенции 1907 г.

- Цюрихское соглашение (15 апреля 1935 г.) об охране учреждений искусства и науки и исторических памятников.

- Пункт «в» Второй части Первой статьи Устава ЮНЕСКО, которым ЮНЕСКО берет на себя обязательство поддерживать, облегчать, увеличивать осведомленность, гарантируя охрану книг мировой литературы, произведений искусства, исторических и научных памятников и принятие соответствующих международных конвенций.

- Конвенция ЮНЕСКО «Об охране культурного наследия во время вооруженного противостояния» (Гаагская конвенция 14 мая 1954 г. [56]), два протокола к ней (протоколы от 14 мая 1954 г. [57] и 26 марта 1999 г. [58]) и Первый [59] и Второй [60] дополнительные протоколы Четвертой Женевской конвенции 1949 г.

- Европейская культурная конвенция (5 мая 1955 г. [61]):

- Предложения ЮНЕСКО относительно международных критериев археологических раскопок, Предложения по охране культурного наследия, подвергшегося угрозе в результате общественных и частных работ (1968 г.), Предложения по защите культурного и природного наследия на национальном уровне (1972 г.), Предложения относительно норм безопасности исторических мест и их нынешней роли (1976 г.)

- Декларация ЮНЕСКО «О критериях сотрудничества международной культуры» (4 ноября 1966 г.)

- Конвенция «О защите культурного наследия от незаконного ввоза, вывоза и перемещения и о мерах предотвращения данных незаконных деяний» (14 ноября 1970 г. [62]):

- Европейская конвенция о защите археологического наследия (20 ноября 1970 г., пересмотрена 16 января 1992 г. [63]):

- Конвенция ЮНЕСКО о защите мирового культурного и природного наследия (16 ноября 1972 г. [64]):

- Международное соглашение от 3 января 1976 г. «Об экономических, социальных и культурных правах» (статья 15 [65]).

- Конвенция от 3 октября 1985 г. «Об охране архитектурного наследия Европы» [66].

- Европейская конвенция «О нарушениях закона, совершенных в отношении культурного богатства» (23 июня 1985 г. [67]).

- Конвенция о ландшафте Европы (20 октября 2000 г. [68]).

- Декларация ЮНЕСКО об умышленном уничтожении культурного наследия (17 октября 2003 г.)

- Статья 8 Римского Статута международного уголовного суда, касающаяся умышленного уничтожения культурного наследия и статья 3 статута Международного уголовного суда бывшей Югославии.

- Конвенция ЮНЕСКО «О защите и поощрении многообразия культурного выражения» (20 октября 2005 г. [69]).

- Конвенция Европейского Совета «О ценности культурного наследия» (27 октября 2005 г. [70]).

Проводимая Турцией политика вандализма является также нарушением множества резолюций и деклараций ООН, в частности:

- резолюций Генеральной Ассамблеи ООН «О культуре и развитии» 41/187 (8 декабря 1986 г.), 46/158 (19 декабря 1991 г.), 51/179 (16 декабря 1996 г.), 52/197 (18 декабря 1997 г.), 53/184 (15 декабря, 1998 г.), 55/192 (20 декабря 2000 г.), 57/249 (20 декабря 2002 г.)

- 53/22 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «О годе диалога между цивилизациями», 4 ноября 1998 г. и Общей повестки дня (56/6) от 9 ноября 2001 г. «О диалоге между цивилизациями», включая программу мер.

- /53/43 A и B/ мировые резолюции, Декларация ООН «О культуре» и программа мер.

- 55/254 резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Об охране мест религиозного поклонения» (11 июня 2001 г.)

- 56/8 резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Об объявлении 2008 года годом культурного наследия ООН» (4 декабря 2001 г.)

[1] Комитет по надзору за соблюдением прав человека: Меньшинства в Турции. (Стамбул), 02.06.1996 г., стр. 3

[2] Международная группа по правам меньшинств, «Стремление к равенству и меньшинства в Турции; Международная группа по правам меньшинств, декабрь 2007, Международная группа по правам меньшинств, «Положение меньшинств в мире в 2008 году»; Международная группа по правам меньшинств, январь 2008 г., Доклад Международной группы по правам меньшинств за 2009 год под заголовком «Забыты или ассимилированы? Меньшинства в системе образования Турции».

[3] Флоренс Авакян, интервью с патриархом Месропом II в Стамбуле, Турция (Часть I) , источник: Azg/Mirror-Spectator On-Line, 27.05.1999 (интернет-ресурс).

[4] Госдепартамент США, ежегодный доклад Международной организации по надзору за соблюдением свободы совести и вероисповедания, декабрь 2001 г., стр. 382., интернет-ресурс: http://www.state.gov/gdrl/rls/irf//2001/.

[5] Э. Багдасарян, главный редактор газеты «Хетк» («След»), «Армянская община Стамбула перед лицом новых проблем и старых реалий», 21 июля 2008 г.

[6] "Агос" (интернет-издание от 17.07.2002 г.), http://www.agos.com.tr/indexeng.html

[7] Речь патриарха Шнорка Галустяна, см.: газета «Алик», Тегеран, 18 декабря 1980 г.
Познакомиться с точкой зрения турецких специалистов вы можете здесь: www.aktifhaber.com, http://www.sagduyu.de/blog/?p=251

www.tekkisilikgazete.com/content/view/1399/5/ http://www.sagduyu.de/blog/?p=251

http://www.bing.com/search?q=canadaturk.ca+13.12.2007&src=IE-SearchBox&FORM=IE8SRC

[8] «Хемшилы – забытые черноморские армяне», Берт Вокс, Гарвардский университет

[9] Цифра 100.000 – 200.000 указана в работе репортера интернет-газеты «ArmeniaNow» Джулии Акопян «Различные традиции. Амшен: борьба армян за национальную идентичность и признание», 02 марта 2007 г.; данные, указанные Алие Алти смотрите здесь: журнал «Дитак», март-апрель 2002 г, стр. 26.

[10] Грант Динк: "Мы огорчены… Армянская община глубоко оскорблена ситуацией неопределенности, возникшей из-за бессмысленного нагнетания атмосферы кризиса вокруг выборов действующего патриарха. Это дни испытания для нас … Мы наблюдаем за происходящим со стыдом" (смотрите статью "Uzgunuz" («Мы огорчены»), газета «Агос», 21 августа 1998 г.)

[11] «Армяне в Турции сегодня», доктор Тесса Хофманн, октябрь 2002 г.

[12] Международная группа по правам меньшинств, «Стремление к равенству и меньшинства в Турции»; Международная группа по правам меньшинств, декабрь 2007, «Положение меньшинств в мире в 2008 г.», Международная группа по правам меньшинств, январь 2008 г.

[13] Турция – Международный доклад по вопросам амнистии, 2008 г.

[14] «Армяне в Турции сегодня», доктор Тесса Хофманн, октябрь 2002 г.

[15] Ежегодный доклад Международной организации по надзору за соблюдением свободы совести и вероисповедания (International Religious Freedom) за 2001 г., стр. 383, Европейский «Доклад по развитию», посвященный Турции, опубликован Европейской Комиссией 13 ноября 2001 г.

[16] Закон Турции «Об учреждениях» (1926 и 1936 гг.) с 1936 г. запрещает учреждениям приобретать собственность.

[17] Амберин Заман, интернет-ресурс «Тараф» на турецком языке: Turkish-language Taraf (10 июля 2008 г.)

[18] Инструменты защиты прав человека ООН, HRI/CORE/TUR/2007, 8 июля 2008 г, стр. 36

[19] Госдепартамент США, ежегодный доклад Международной организации по надзору за соблюдением свободы совести и вероисповедания (International Religious Freedom) за 1999: Турция. (Вашингтон, округ Колумбия, 9 сентября 1999 г.)

[20] «Нарушение свободы совести и вероисповедания в Турции» (Нью-Йорк, Организация по защите прав человека (Human Rights Watch), 1999 г., глава IX).

[21] Доклад Международной группы по правам меньшинств от 2009 г. под заголовком «Забыты или ассимилированы? Меньшинства в системе образования Турции»

[22] Инструменты защиты прав человека ООН, HRI/CORE/TUR/2007, 8 июля 2008 г, стр. 35

«Регулярный доклад Комиссии по надзору за ситуацией в Турции на ее пути к вступлению в ЕС» от 2000 г., 8 ноября 2000 г, стр. 18.

11 Мировой комитет по вопросам меньшинств (Лондон: Международная группа по правам меньшинств, 1997 г.) стр. 379.

[23] Доклад Международной группы по правам меньшинств от 2009 г. под заголовком «Забыты или ассимилированы? Меньшинства в системе образования Турции».

[24] Конвенция 1989 г. «О коренных и племенных народах», Конвенция ООН 1992 г. «О правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам», Хельсинское постановление 1992 г. «О высшем распорядительстве ОБСЕ по линии национальных меньшинств», Европейская хартия ЕС 1995 г. «О региональных языках или языках меньшинств».

[25] Турция является государством-членом ООН с 24 октября 1945 года.

[26] Турция является членом ООН, следовательно, Устав имеет для последней юридически обязывающую силу.

[27] Турция утвердила Соглашение 23.12.2003 г. с особой оговоркой, касающейся меньшинств.

[28] Турция подписала Соглашение 15 августа 2000 г. и утвердила его 23 сентября 2003г.

[29] Турция подписала Конвенцию 13 октября 1972 г. утвердила ее 16 октября 2002 г. Однако Турция не признала за Комитетом по борьбе с дискриминацией правомочий по приему личных заявлений.

[30] Турция утвердила документ 19.07.1967 г.

[31] Турция не присоединилась к данному документу.

[32] Турция утвердила документ 04.04.95 г. с особой оговоркой, касающейся меньшинств.

[33] Турция утвердила конвенцию 20.12.85 г., а дополнительный протокол к ней – 29.10.2002 г., чем признается право на представление личных жалоб перед Комитетом по противодействию дискриминации в отношении женщин.

[34] Турция утвердила документ 13.12.1977 г.

[35] Турция не присоединилась к данному документу.

[36] Турция подписала документ 12.08.1949 г. и утвердила его 10.02.1954 г.

[37] Данная декларация выступает как часть международного традиционного права, и следование ее положениям обязательно для всех государств, включая Турцию.

[38] Речь в частности идет о конвенциях «О правах человека и основополагающих свободах» 1950 г. и «О правах национальных меньшинств» 1995 г. (Неприсоединение Турции к Конвенции не освобождает последнюю от обеспечения защиты указанных в ней прав национальных меньшинств). По состоянию на январь 2007 г. Турция присоединилась к 96 конвенциям ЕС.

[39] Конвенция и ее Первый протокол вступили в силу для Турции с 18 мая 1954 г., с особой оговоркой, касающейся меньшинств. Второй и Третий протоколы Конвенции вступили в силу для Турции с 21 сентября 1970 года. Четвертый протокол Конвенции Турция подписала только 19.10.1992 г. Пятый протокол Конвенции вступил в силу для Турции 20.12.1971 г., а Шестой протокол – с 01.02.2003 г. Седьмой протокол Турция подписала 14.03.1985 г., Девятый – 06.11.1990 г. Восьмой протокол вступил в силу для Турции с 1/1/1990 г. Турция не присоединилась к Десятому протоколу Конвенции. Одиннадцатый протокол для Турции вступил в силу с 01.11.1998 г. Двенадцатый протокол Турция подписала 18.04.2001 г., Тринадцатый протокол вступил в силу 01.06.2006 г. Турция утвердила 14-ый протокол Конвенции 02.10.2006 г.

[40] Суд по правам человека, рассмотрев дело «Луизиду против Турции», признал право Луизиду на его собственность и установил, что Турция нарушила статью 1 Первого протокола Европейской конвенции и назначил компенсацию в размере 1,5 млн. долларов за лишение права распоряжаться собственностью.

[41] Суд по правам человека по делу «Ксенидис-Арестис против Турции», приняв за основу прецедент по делу Луизиду, установил выплату возмещения в размере 1,1 млн. долларов за лишение права распоряжаться и пользоваться собственностью. Суд принял решение о том, что Турция нарушила статью 8 Конвенции (уважение к дому), статью 1 Первого протокола (защита собственности), статью 14 Конвенции (этническая дискриминация).

[42] Европейский суд вынес решение о том, что Турция нарушила право собственности православного греческого учреждения, захватив принадлежащий последнему земельный участок, за что правительство Турции должно оплатить компенсацию за ущерб в размере 105.000 евро.

Источник:http://www.reuters.com/article/worldNews/idUSTRE5224XF20090303?feedType=RSS&feedName=worldNews

[43] Турция не присоединилась.

[44] Турция не присоединилась к данному документу.

[45] Документ для Турции в силе с 24.12.1989 года.

[46] Договор еще не вступил в силу

[47] Европейский "Доклад о развитии" по Турции, опубликованный Европейской Комиссией 13 ноября 2001 года; Регулярный доклад 2003 г. по развитию Турции на пути к членству в ЕС; Регулярный доклад 2004 г. по развитию Турции на пути к членству в ЕС Источник:/http://ec.europa.eu/enlargement/archives/pdf/key_documents/2004/rr_tr_2004_en.pdf/; "Доклад о развитии" по Турции 2005 г.; ЕС: Решения Совета от 2001, 2003, 2006 и 2008 гг. по принципам, приоритетам и условиям, содержащимся в Договоре о взаимодействии при подготовке к вступлению в ЕС с Турецкой Республикой. Источник: /ec.europa.eu/enlargement/archives/pdf/key_documents/.

[48] Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (статьи 3,5,9,12,15), Международное соглашение о гражданских и политических правах 1966 г. (статьи 6,7,9,12,17), Европейская конвенция о защите прав человека 1950 г. (статьи 2,3,5,8) и протоколы к ней (Первый протокол, статья 1, Четвертый протокол, статьи 2,3,4):

[49] Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (статьи 1,2,7), Международное соглашение о гражданских и политических правах (статьи 2 и 26):

[50] Турция подписала документ 13 октября 1972 г. и утвердила его 12 сентября 2002 г.

[51] См. резолюции 771 (1992), 780 (1992), 808 (1993), 820 (1993) , 941(1994) Совета безопасности ООН и резолюции 46/242 и 47/80 Генеральной Ассамблеи ООН.

[52] См. статью 7 Римского статута 1998 г. Международного уголовного суда.

[53] См. Резолюции 1199 (1998), 1203 (1998) и 1239 (1999) Совета безопасности ООН

[54] Газета «Агос», 09.05.2008 г.

[55] Турция утвердила документ 12.06.1907 г.

[56] Турция утвердила документ 15.12.1965 г.

[57] Турция не присоединилась к документу.

[58] Турция не присоединилась к документу.

[59] Турция не присоединилась к документу.

[60] Турция не присоединилась к документу.

[61] Турция утвердила документ 10.10.1957 г.

[62] Турция утвердила документ 21.04.1981 г.

[63] Турция не присоединилась к документу.

[64] Турция утвердила документ 16.03.1983 г.

[65] Турция утвердила документ 15.08.2000 г., вступил в силу 23.09.2003 г.

[66] Турция утвердила документ 11.10.1989 г., вступил в силу 01.02.1990 г.

[67] Турция подписала документ 26 сентября 1985 г.

[68] Турция утвердила документ 13.10.2003 г., вступил в силу 01.03.2004 г.

[69] Турция не присоединилась к документу.

[70] Турция не присоединилась к документу.

"Еркрамас"



 

 

НАШИ ДРУЗЬЯ
Газета армян России "Еркрамас"

 


 


Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz