«Когда же наступит прозрение?»

Московские страсти вокруг Нагорного Карабаха.
— Беги скорей за мной, там армяне сидят на тротуаре...
Два юнца стремглав помчались к собравшейся на углу проспекта Калинина и улицы Воровского толпе. Любопытных прибывало. Становясь на цыпочки, стремясь протиснуться поближе, они взирали на рассевшихся прямо на асфальте мужчин и женщин. «Сидячий митинг протеста», к которому подстрекали лидеры так называемого комитета армянской общественности Москвы К. Нагапетян, В. Огаджанян и М. Шамиров, начался около шести вечера 10 июля.
А вообще-то события ведут отсчет с часу дня, когда у церкви на Армянском кладбище собралось около четырехсот московских и приезжих армян. Подобные сходки, как известно, участились с весны нынешнего года, точнее, с начала марта, после известных событий в Сумгаите. По-началу они носили довольно мирный характер. Небезосновательно сетовавшие на куцую информацию в печати и по телевидению о положении в Нагорно-Карабахской автономной области и последствиях сумгаитской трагедии столичные жители армянской национальности получали здесь дополнительные сведения. Городские власти не препятствовали собраниям, понимая, что интерес этот не праздный.
Однако в скором времени информационные сообщения стали окрашиваться в излишне эмоциональные тона. Нет, речь не о самом требовании московских армян присоединить НКАО к Армении. У каждого есть право высказывать собственную точку зрения на те, или иные события — публично или в частном разговоре. И нынешняя обстановка демократии и гласности этому способствует. Настораживало то, что подобные требования все чаще сопровождались провокационными выкриками националистического толка, клеветническими нападками на партийные, советские и правоохранительные органы, призывами к противоправным действиям.
Вряд ли, скажем, украсят члена Союза художников СССР К. Нагапетяна оскорбительные слова в адрес азербайджанцев. А как с точки зрения закона, который призван блюсти юрист М. Шамиров. Звучит его боевой клич не подчиняться милиции и продолжать «сидячую забастовку». До «победного конца»? И не двуличию ли научит школьников будущий педагог К. Саакян, одновременно обличающий тормоза перестройки и призывающий всех работающих армян Москвы бросить производство и выйти в будний день на демонстрацию? Или какой урок честности и справедливости, за которые не устает ратовать механик А. Мирзоян, преподают его бесчестные дела. Передо мной собственноручно подписанное им признание работникам отдела БХСС Дзержинского района. Он кается, что бес попутал, когда вместе с водителем «Икаруса» А. Мойсом околпачил сорок с лишним иногородних жителей, содрав за «левую» экскурсию по Москве и положив в карман 129 рублей — по «трешнику» с носа.
Но что значит несчастный «трешник» по сравнению с нравственным обманом сограждан, которым внушается мысль об оккупации НКАО (там, как известно, с весны для обеспечения порядка введены войска, и не возникло, кстати, ни одного инцидента между воинами и местными жителями) или массовых убийствах армян в Баку. Замечу сразу, что там действительно был убит один человек — милиционер-азербайджанец. И пусть обманутых не так уж много — в Москве проживает свыше сорока тысяч армян, а на митинги собираются лишь сотни из них, — сам факт целенаправленного массированного давления на их умы и сердца заставляет серьезно задуматься над тем, куда ведут людей «теневые» лидеры. Именно что «теневые», потому как лидерство свое, зная об ответственности за противоправные действия, признавать они не хотят. На моих глазах разгуливал неподалеку от митингующих на Пушкинской площади К. Нагапетян, делая вид, что он тут человек случайный. Но когда увидел, что собравшиеся начинают переходить границы дозволенного, тут же шепнул одному, подтолкнул в бок другого — и толпа мгновенно рассосалась. А вот «рядовым» оратором от армянской интеллигенции, как он себя представляет, Нагапетян выступать горазд. И, надо сказать, страсти разжигать он умеет. Только вот подумалось: можно ли добиться желаемого результата, то есть справедливого, в интересах армянского, азербайджанского и всего советского народа решения проблемы НКАО, нагнетая вокруг нее истерию? Да и этим ли результатом обеспокоены «теневые» лидеры? Призывая к демократии, они попирают ее. Говоря о национальном достоинстве армян, тут же топчут ногами достоинство другой нации.
Доморощенный поэт читает на Армянском кладбище стихи о сумгаитской трагедии. Щемящее чувство с первых же строк проникает в сердце. На глаза армян навертываются слезы. В конце марта я видел такие же глаза у жителей Степанакерта, когда стоял среди них с обнаженной головой у открывшегося там памятника жертвам бандитского нападения. Их боль была и моей болью, болью всего советского народа. И вместе с ними я гневно осуждал тех, кто совершил этот акт вандализма. Никогда не забуду встречу в Сумгаите с пожилой армянкой А. Бегларян и ее рассказ, как стояла она с соседями четырнадцать часов в залитом водой подвале, спасаясь от бесчинствующего хулиганья. Не забуду и пунцовые розы стыда на щеках присутствующей при нашем разговоре молодой азербайджанки, которые просвечивали через сжавшие лицо ладони.
Но ведь и то правда, что в дни разыгравшейся трагедии азербайджанские рабочие с предприятий Сумгаита прятали в своих цехах и домах армян, вставали грудью на их защиту, что азербайджанские милиционеры раз за разом бросались в обезумевшую толпу, чтобы вырвать из ее рук очередную жертву. Зачем же было поэту, читавшему стихи на Армянском кладбище, срываться с трагической ноты и, закатив глаза, надрывно вещать о поголовной точке ножей против армян в Азербайджане, звать к мщению, вплетая в рифму и похабщину, и матерщину? Знать, кто-то небескорыстный водил его пером, науськивая поднять руку на соседа и брата. Сразу же после этих призывных фраз наливались кровью глаза молодых армян, сжимались их кулаки. Точно такая же накаленная атмосфера создалась и во время «сидячего митинга протеста» на проспекте Кали¬нина. Выступает Нагапетян — кричит. Поднимается Шамиров — опять крик доходит до истерики полное отсутствие слуха. То есть только себя и слышит. Попытался было урезонить их первый заместитель начальника ГУВД генерал-майор внутренней службы Ю. Томашов — как говорится, ноль внимания, фунт презрения. А ведь и слова-то его были резонными: «Вы тут приводите факты, но они требуют доказательства. Вот и давайте проверим...». Раз повторил, другой, третий, только тогда Нагапетян позволил себе спуститься с высот собственного красноречия и обрушиться на оппонента: «Чего проверять. У нас есть все документы...». И сделал жест рукой, что лезет в карман. Однако ничего оттуда не вынул.
«Подумайте, к чему призывают вас горячие головы, — продолжал вразумлять генерал». «У нас у всех горячие головы, — был ответ».
Красноречивый, не так ли? Но все-таки, полагаю, горячие головы были не у всех. Ораторствовали все те же — из штатных. Кто-то их слушал, кто-то перешептывался между собой, кто-то с неким кокетством взирал на собравшихся зевак: видите, мол, какие мы.
Но что это? Выкрик одного из организаторов — и улыбки исчезают с лиц.
Разбредшаяся было толпа мчится к милицейскому автобусу, расталкивая шарахающихся прохожих, перебегая дорогу перед скрежещущими тормозами автомобилями. Кстати говоря, не так давно по вине нарушивших правила уличного движения армян - демонстрантов столкнулись две машины. Так вот. Распаленная толпа окружает этот автобус, швыряет в него разные предметы, раскачивает. Успокаивается лишь тогда; когда из него выходит светловолосый бородач. Ба, да это же не так давно ораторствовавший на митинге армян некто Ф. Шелов - Коведяев из числа так называемых правозащитников, только что подстрекавший митингующих к противоправным действиям. Это отнюдь не случайность. Нетрудно заметить, что вообще в последнее время члены некоторых группировок, известных антисоциалистическими взглядами, в том числе Новодворская, Мухамедьяров и Жириновский из «Демократического союза», стали собираться там, где попахивает какой-либо провокацией, где можно, сыграв на недовольстве, малой сознательности, набрать себе очки как «истинным борцам за демократию». А также и сторонников, демагогически прикрывая свою сущность псевдоперестроечными лозунгами.
Идет, так сказать, консолидация сил. И ради такой «благородной» цели можно не побрезговать ни прямой подтасовкой фактов, ни подыгрышем на национальных чувствах. Тот же Шелов-Коведяев в разгар митинга сумбурно стал плести небылицы о сговоре в двадцатые годы Турции и большевиков. Последние, якобы в «обмен» на турецкую революцию, запродали Нагорный Карабах Азербайджану. Слышал я и выступление Жириновского, призывавшего заменить весь состав ЦК Компартии Азербайджана и органов правопорядка республики, а заодно и «пробуждать Россию кровью». Правда, новоявленного «защитника» армянского народа с кровожадными замашками тут же оттеснили, видимо, побаиваясь уступить лидерство, организаторы комитета, но тем не менее нельзя без внимания оставить его короткий спич, принимать сказанное за личный каприз. Это намеренное, вернее, злонамеренное, стремление любыми способами затормозить ход перестройки в стране, посеять недоверие к партии и Советскому правительству. Впрочем, не эти ли цели преследуют и Нагапетян с его окружением, присваивая себе право говорить от имени всех армян, игнорируя любую здравую мысль? Но кто, скажите, дал им это право? Листаю блокноты и документы, которые привез с собой из Степанакерта. Ага, вот он тот протокол № 16 от 24 марта нынешнего года. Идет заседание ныне самораспустившегося общества «Крунк», лидеры которого и после роспуска продолжают играть серьезную роль в жизни автономной области. Поняв, очевидно, что слишком далеко зашли в давлении на органы власти, поняв бессмысленность забастовок (и тогда, весной, промышленные предприятия Нагорного Карабаха были парализованы, задолженность их стране исчислялась в миллионах рублей, а люди, изможденные бесконечными митингами и демонстрациями, стали отворачиваться от крунковцев), эти лидеры прислушались к голосу разума. Оставаясь, впрочем, в твердом убеждении, что НКАО следует присоединить к Армении, они начали призывать к спокойствию и взвешенности в поступках, осудили свое же экстремистское крыло за забастовочную тактику.
А теперь внимательно вчитайтесь в дословный текст из названного выше протокола. Говорит один из организаторов «Крунка» А. Манучаров: «...Мы осуждаем деятельность Московского и Ереванского комитетов, которые позволили себе говорить от имени карабахского народа. И мы решительно отмежевываемся от тех безответственных заявлений лидеров этих комитетов, которые, безусловно, нанесли вред нашему справедливому движению».
Вот так. Мы не раз сходились с Манучаровым в долгих разговорах и спорах, и лично я верю в искренность его заявления, хоть далеко не во всем разделяю выбранную им позицию. И не верю, не могу поверить лидерам так называемого комитета армянской общественности в Москве, которые безответственными действиями и призывами только усугубляют и без того сложную ситуацию вокруг НКАО, делают непредсказуемой ситуацию в самой столице. О чем, кстати, пишут москвичи, высказывая свое негативное отношение к устроителям шумных митингов. Сегодня толпа, подзуживаемая организаторами сборищ, прорывает ряды милиционеров, распугивая людей на площадях и бульварах, мешая проезду транспорта. А завтра?..
Трудно сказать, что будет завтра, если толпа станет неуправляемой. Достаточно одной спички, чтобы вспыхнули «горячие головы». И можно ли будет винить органы правопорядка, которые вынуждены будут принять соответствующие меры? Вина, прежде всего, ляжет на безответственных лидеров — Нагапетяна, Оганджаняна и других, которым прокуратура уже делала предостережения. Но, видно, не вняли они здравомыслию, коли зовут к конфронтации.
...Я просматриваю армянские и азербайджанские газеты. С их страниц выступают рабочие и ученые, писатели и колхозники, партийные и советские работники. Да, мнения насчет будущей судьбы НКАО разные, но мысль одна: терпение и следование разуму, желание прислушаться друг к другу, повести диалог, трезвый анализ действительности. Не все в обеих республиках разделяют это мнение — забастовки и митинги продолжаются. Но хочется верить, что таких будет все меньше. Как и в то, что среди московской армянской общественности будет больше людей, подчинивших эмоции разуму.

(Статья в «Московской правде» от 14.07.1988 г. за подписью Ю. Шабанова. Статья приводится полностью).


 

 

 

 


 

Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz