Агаси Айвазян
АРАРАТ — КОЛЫБЕЛЬ РУССКИХ

Историю древнего мира принято подразделять на два раздела: историю стран Древнего Востока и историю античности (Древней Греции и Древнего Рима). Цивилизации Египта, Хеттии, Ассирии, Вавилонии, Индии сияют как звезды первой величины, приковывая к себе внимание многих поколений ученых всех стран мира.
Что касается древнейшей истории русских (и славянских народов в целом), то она терялась во мгле веков, высвечиваясь только однажды, когда, согласно одному из источников, некий кипчакский хан в V в. до н.э. сносился с проторусокими племенами. Далее над русской историей возникает тень предания о варягах, приглашенных на русскую землю править и основавших здесь впервые государственную династию Рюриковичей. Русских принято считать молодым народом, сформировавшимся в пределах Киевской Руси в УШ-1Х вв.
Почему-то историки совершенно игнорировали парадоксальное явление, еще в XIX в. открытое лингвистами: корни живого русского языка встречаются в языках очень древних народов, например мертвом хеттском. Особенно поразительно сходство русского языка с ведийским санскритом — языком индийских «Вед», в частности, древнейшей «Ригведы», сборника гимнов, принесенных приблизительно в XV в. до н.э. завоевателями Индии — ариями. Близость русского языка к ведийскому выходит за пределы обычной индоевропейской общности языков, то есть он роднится с ведийским санскритом больше, чем это должно было бы иметь место. Высокая степень соответствия мифопоэтической традиции, включая имена богов и поэтические приемы, дополняет общую картину родства.
В XV в. до н.э. арии спустились через горные проходы с северо-запада на своих колесницах, запряженных лошадьми, в долины страны, которую в разные времена называли Брахмаварта, Арьяварта, Бхаратаварща, Индостан. Они завоевали эту страну, и мелодичный и богатый язык, на котором они говорили, стал основой для языков Северной Индии — хиндустани, бенгали, гурджати и маратха.
Делали их непобедимыми воинами колесницы, запряженные конями. Именно это обеспечивало скорость и быстроту натиска. На колесницах и повозках они спустились с гор. Эти средства передвижения, конечно, были очень прочными, чтобы выдержать скорость бега двух, а иногда и четырех коней. Они имели очень прочные деревянные части и окованные металлом колеса.
Значит, была какая-то постоянная территория, на которой арии могли развивать свою культуру, прежде всего материальную, и, в частности, металлургическое производство.
Откуда они пришли? Где была родина ариев? Большинство исследователей (Ж.М.Морган, И.Тейлор, Г.В.Чайлд, С.К.Дикшит и др.) установили, что родина ведических ариев находилась в пределах Армянского нагорья, что подтверждается как сведениями об их материальной культуре, так и археологическими данными.
Более того, жемчужина арийского бытия — ведийский язык «Ригведы», «Самаведы», «Яджурведы», равно как и весь строй этих древних творений, — указывает на теснейшую связь, а точнее, тождественность ариев и проторусских.
Совершенно очевидно, что проторусские жили на Армянском нагорье в 111—1 тыс. до н.э. и их культура достигла к XV в. до н.э. высокого уровня, в частности, в области металлургии. Важное значение в подтверждении этой гипотезы имеют археологические исследования под руководством Арутюна Мнацаканяна древнего комплекса Лчашен и пластические реконструкции по костным останкам, извлеченным из погребений Лчашен, сделанные доктором медицинских наук Андраником Джагаряном.
Добавим к сказанному, что еще в 1929 г. В.В.Бунак и другие известные русские антропологи отмечали северный тип черепов железного века, найденных в Армении (нач. II тыс. до н.э.). Образы, восстановленные Джагаряном, только подтверждают это мнение. При этом хочу особо подчеркнуть важное для защищаемой гипотезы обстоятельство: как показывает анализ материалов, все предметы из этих захоронений были изготовлены здесь же. Другими словами, золото украшений получено из Зодского рудника на берегу Севана, колесницы с колесами на спицах были изготовлены из крепчайшей древесины араратского кедра, настолько прочного материала, что он мог выдержать бег самых быстрых коней. Ныне эти предметы из Лчашена хранятся в Историческом музее Армении.
Косвенным доказательством моей трактовки я усматриваю в древнерусских источниках XI— XII вв., которые сообщают, что в древности русские жили за Кавказскими хребтами. Проторусские являлись одним из существенных звеньев того индоевропейского этнокультурного мира, который в III— II тыс. до н.э. населял Армянское нагорье, Южный Кавказ, области Придонья, Прикубанья и севернее, участвовал в создании культуры, ее передаче (в Египет, Персию, Индию) и распространении в районах расселения славян, скифов, аланов, савроматов и других племенных объединений,
Согласно моей гипотезе, именно этот древнейший этап развития русской культуры зафиксирован в индийских «Ведах», вошел составной частью в сокровищницу общечеловеческой культуры, заключающей в своем собирательном значении науку, верования, мифологию, производственную (преимущественно металлургическую) технологию. Именно поэтому протоармянские (хайасские), проторусские, хеттские языковые элементы составляют характернейшую особенность санскрита.
Наивысшего расцвета цивилизация проторусских достигла в XVIII— XII вв. до н.э., то есть ко времени, которым датируются наиболее значительные культурные памятники Лчашена.
В XII в. до н.э. в результате тектонических подвижек и землетрясений долина Палеораздана оказалась запруженной у истоков нынешней реки Раздан, берущей начало в Севане и впадающей в реку Араке в Араратской долине. Долина Палеораздана начала заливаться водой, и образовалось озеро Севан: Малый Севан в наиболее глубокой части и Большой Севан по всей прежней долине.
В связи с этим население вынуждено было перебраться в другие места. Проторусские переселяются частью на север — в долину Куры, за Кавказский хребет, где попадают в весьма неблагоприятные условия, сковывающие их развитие, будучи теснимы идущими с востока племенами скифов, массагетов, савроматов и др. Другая часть проторусских переселяется на юг — в центральные области Армянского нагорья, где их влияние настолько усиливается в XII— IX вв. до н.э., что появляются цари с именем Руса (Рус, то есть «царь из русов» или «царь русов» по-армянски), столицы Русаин (или Русин): одна между Араратом и озером Ван, а другая — севернее Еревана, где ныне находится город Абовян. Все это является свидетельством активной политической деятельности лроторуеского этноса, его культурной общности и тесных связей с армянским этносом Араратской долины и Ванского бассейна Армении.
Вероятнее всего, что язык, на котором говорили ведические арии — протоармяне и проторусские, — был единым языком, то есть русские и армяне в XV в, до н.э. говорили и писали на одном языке.
Впервые термин (скорее этноним) «рус» встречается в армянской клинописи VIII в. до н.э. Сохранился этот термин и в названии таинственных «этрусков», покоривших Италию в VIII в. до н.э. (самоназвание — «расен»).
Я хотел бы коснуться одной любопытной и трогательной подробности: поныне в Севанском бассейне и на севере Армении имеются села, которые основали русские переселенцы в XV в. Через три тысячи лет молокане и духоборы вернулись на землю забытых предков. И сейчас село Семеновка на Севанском перевале заселено русскими. Еще недавно поселок Севан у самого урочища Лчашен, где были найдены захоронения проторусских, назывался Еленовка и был заселен русскими молоканами. Воронцовка, Фиолетово, Благодарное, Красносельск, Богдановка, Михайловское, Привольное, Красный Ключ — десятки сел с русскими названиями разбросаны как на Кавказе, так и по всему Армянскому нагорью. Что это? Генная трансмиссия? Зов предков? Как и в древности, они мирно уживаются бок о бок с армянами.
Проторусские (русы), населявшие во II тыс. до н.э. Армянское нагорье и Южный Кавказ, постепенно распространились на Дон и Днепр, Кубань и Волгу, неся с собой и развивая ту высокую культуру Армянского нагорья, в создании которой они принимали непосредственное участие.
В исторической литературе принято считать, что русские произошли от славян. В свете проблемы проторусских справедливо обратное утверждение: славяне произошли от русов (русских).
От русов в I тыс. до н.э. пошли поляне (поляки), словаки, чехи, моравы, южные славяне (югославы). В XV в. до н.э. арии — протоармяне и проторусские — передали свой язык персам и индусам. Носители этой высокой культуры стали для аборигенов завоеванных стран посланцами из Космоса — явление, не объяснимое до сих пор в мировой истории. От арийских завоевателей остались не пепелища, а манускрипты, храмы, дворцы, каналы, остались знания и самое главное — парадоксальным образом осталась не ненависть, а любовь, давшая начало целым народам, таким как арийские народы Персии, Индии, Таджикистана. Мидия— Персия стала называться Ираном — «Страной ариев».
Этногенез русских — ключ к пониманию истории человечества. Как палеонтолог Жорж Кювье по нескольким костям мог воссоздать образ давно исчезнувших доисторических животных, так по крупицам собираемые данные о проторусских помогают пролить свет на историю давно исчезнувших цивилизаций. Как «черные дыры» — коллапсирующие звезды — взрываются, чтобы породить новые звездные миры, так канувшая, казалось, в Лету цивилизация проторусских позволяет осознать величайшие сдвиги культурной жизни нашей планеты.
Опубликовано в № 127 (июль 2002 года) "Юсисапайла"

 

 

 

 


 

Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz