"Тайная миссия Христа"

Семёнов Игорь Леонидович
Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.


ВСТУПЛЕНИЕ
Вы не заметили странного явления при чтении страниц Нового Завета? Одновременно хочется спать и прочесть еще! Неуклюжие убогие строки и весьма занудная стилистика каким-то непостижимым образом заставляет мозг любопытного человека углубляться в дальнейшее чтение. Какая-то неведомая сила тянет разум вновь и вновь возвращаться к изучению евангельских текстов. Как у любого человека время от времени возникает чувство голода, так и у изучающего Новый Завет возникает жажда понять смысл сказанного в странных, неуклюжих предложениях древней книги. Каждое прочтение все более погружает в размышления, и через какое-то время шестым чувством начинаешь осознавать недосказанность в текстах. Потом приходит понимание того, что находится между строк. В конечном счете, когда полностью преодолеваешь леность ума, начинаешь видеть совершенно новый смысл уже в самих словах Нового Завета.
В один прекрасный момент, взглянув на прочитанное с совершенно другой стороны, чем это принято, я пришел к ошеломившему меня выводу. Наверное, только в тот момент я впервые искренне поверил в реальность Христа. Он перевоплотился в моих глазах из мифического, сказочного персонажа в подлинную, важную фигуру, заслуживающую почтения. Он предстал в моих глазах героем, достойным быть Богом.

Те выводы к которым я пришел, во многом ставят с ног на голову догматы христианской церкви, но зато они позволяют увидеть в Христе еще более впечатляющую личность, достойную истинного поклонения. Тот путь, который прошел Христос, вряд ли был бы труден для заоблачного небесного Бога, для единосущного с ним сына Создателя Вселенной. Может ли вообще Бог испытывать какие-либо муки, боль и страдания? Велика ли заслуга для небесного всевышнего существа, пройти те испытания, которые выпали на долю Христа? Но если этот сложный и тернистый путь прошел человек, сумевший победить смерть, рискнувший бросить перчатку человеческому невежеству и порокам, тирании и жестокости, то именно он и заслуживает восхищения и преклонения. Именно эту мысль вероятно и имел в виду сам Христос, когда говорил своим слушателям: «Вы Боги!» То есть каждый праведный человек при определенных обстоятельствах способен стать Богом, но мало кому это удается.

Теологи ревностно отстаивают свою точку зрения на христианство. Они утверждают, что любые другие попытки осмысления личности и деяний Христа есть ересь. Они так упорно твердят об этом, что создается впечатление, будто они сами сумели познать Бога и понять истину. Не впадают ли они, таким образом, в гордыню? Не грешат ли они сами против Бога, предъявляя свои монопольные претензии на право понимания божественной сути? Гордыня затмевает глаза и туманит разум. Можно ли в таком состоянии узреть истинного Бога? Небесный Создатель вряд ли может быть познан людьми! Простые смертные не в состоянии, грубо говоря, понять механизм и принцип работы того, что принято называть Богом. Если бы это было иначе, то священники сами стали бы Богами и могли бы создавать небеса и земли, животных и рыб, и даже самого человека. Однако мы все воочию наблюдаем то, что некоторые из священнослужителей могут устраивать только Церкви и Храмы, а многие — только собственные трехэтажные хоромы. Мы, люди, можем лишь предполагать, только догадываться об истинной сути бытия и сущности Создателя. Следовательно, каждый вправе искать ответы на вечные вопросы и никто не может претендовать на единственную истину, до тех пор, пока он сам не сможет, пройдя все испытания и соблазны, стать Богом.

У меня вызывают удивление рассуждения богословов, например, на тему о единосущности или подобосущности Христа и т.д. Откуда им знать истину? Разве Христос оставил после себя хотя бы одну строчку, в которой раскрыл бы свою суть и причины своего появления в Иудее? Божественная суть не устанавливается большинством голосов на церковных соборах. Я полагаю, что Богу вообще нет разницы, каким образом земные люди определяют его форму. Анализируя деятельность клерикальных кругов, складывается впечатление, что они сами определяют отношение с Богом, подменяя тем самым активное начало того, кому они якобы поклоняются.
Ощущение недосказанности и скрытого смысла в Евангелиях возникает в первую очередь потому, что эти тексты практически полностью скрывают исторический фон, на котором разыгрывались описанные там события. Богословы навязывают свое мнение о Христе в отрыве от геополитической, социальной, экономической, этнической ситуации, сложившейся в ту пору в ближневосточном регионе. В свою очередь, маститые историки слишком небрежно и поверхностно относятся к информации, изложенной на страницах Нового Завета. Имеющиеся гам сведения они не воспринимают всерьез, считая их лишь легендой. Складывается впечатление, будто Христос жил сам по себе, а всемирно известные события того периода его никоим образом не затрагивали, как и он их. Но так не могло быть!
Из-за однобокой позиции богословов и историков до сих пор не проан&чизирована вся полнота событий, произошедших в первой половине I века в Палестине. Целостному восприятию мешает и тот факт, что в исторических документах той эпохи Христу уделены лишь несколько строк. Это так не вяжется с величиной и могущественностью его фигуры и влиянием на последующие события на протяжении уже двадцати веков. До сих пор имя Христа, как бы к нему ни относились, будоражит сердца сотен миллионов людей во всем мире. Так не произошло бы, если бы он не был достаточно значимой фигурой для своего времени. Но почему же античные авторы написали о нем всего несколько малозначащих строчек? Создается впечатление, что историческая информация о Христе сознательно уничтожена еще в первые годы христианства. Это могло иметь место только в том случае, если настоящий Христос не соответствовал представлениям о нем среди верхушки ранней христианской Церкви. Если наложить евангельские тексты на исторические события того времени, приходишь к ошеломляющим выводам. С ними вы можете ознакомиться в этой книге.
Декабрь 2007 г.

Глава I
1.1. РАННЯЯ ИСТОРИЯ ПАРФЯН

К первому веку до нашей эры в известном тогда мире существовали только две великие сверхдержавы — Рим и Парфия. Рим завоевал пространства от Атлантического океана до Ближнего Востока, от покрытых снегами Альпийских гор до знойных песков Северной Африки. В свою очередь, Парфия унаследовала почти все территории, ранее входившие в состав персидской империи Ахеменидов и государства Селевкидов. Если историю Рима мы довольно подробно изучаем в школе, то о Парфии в учебниках сказано всего несколько строк. Вообще данных об этом государстве и о парфянах подозрительно мало. А между тем парфянское влияние на судьбы древнего мира было воистину огромным. Просуществовав около 500 лет, Парфянское царство оставило свой неизгладимый след. Реальное могущество парфян как-то не вяжется с редкими упоминаниями о них у античных писателей. Такое впечатление, что источники по парфянской истории сознательно уничтожались заинтересованными влиятельными лицами. Американский востоковед Р. Фрай обратил внимание на весьма удивительный факт: «Мы знаем о парфянах меньше, чем об их предшественниках». Известно, что Страбон написал специальную работу по истории Парфии. О ней также писали Аполлодор из Аретемиты и Посидоний. Арриан специально посвятил Парфии свое произведение «Parthica». Ныне эти произведения утачены. Ученые полагают, что к утрате парфянских источников приложили руку отвоевавшие у парфян власть Сасаниды и, позднее, арабы. Я думаю, что еще более потрудились на ниве забвения парфянской истории ранние христиане. Почему? Наберитесь терпения. Обо всем по порядку.

Населявшие юг России скифы в VII веке до н.э. как вихрь пронеслись по всей Малой Азии, Сирии и Палестине, оставив в старозаветных воспоминаниях иудейства ужасы Гога и Магога. Почти четыреста лет спустя часть скифосарматских (сакских) племен вновь двинулась в поход и между Каспийским морем и Амударьей на севере, Евфратом на западе, Индией на востоке и Индийским океаном на юге, основала Парфянскую империю. Ее создатели парны, по данным Страбона, являлись частью племени даев (дахов) и сначала проживали около Меотиды (Азовского моря) и назывались ксандиями и парнами, а потом переселились на восток от Каспийского моря. Их миграция, вероятно, была связана со следующим обстоятельством: у скифов было принято посылать младших сыновей в военные походы для того, чтобы они при помощи оружия могли отвоевать себе новые земли.
Основателем Парфянского царства считается Арсак. По словам римского историка Юстина, Арсак был человеком «большой доблести». Его имя дало название династии Арсакидов. Народная традиция, записанная аль-Бируни, связывает Арсакидов с мифическим хорезмийским героем Сиявушем. В исторических источниках различного периода имя Арсак так же пишется, как Аршак, Арцах, Аршаг, Ершаг и т.д. Для этого имени предлагалась этимология от слов хвар (солнце) и шак или сак (племя), т.е. «солнце саков». Также полагают, что слово «сак» происходит от древнеиранского глагола sak — «идти», «бежать», отсюда saka— «бегущий», «быстрый», «бродячий». Существует древнетюркское слово ег, которое кроме своего основного значения — «мужчина» — могло употребляться в значении «глава», «предводитель», «вождь». Тюркский глагол sak (saq) — «бодрствовать», «охранять», отсюда слова sak — «бодрствующий», «проворный», и sakci — «охраняющий», «сторож» и т.п.3. В таком случае, имя Арсак (Ерсак) может означать «вождь саков», т.е. племен, занимающихся охраной границ. Но вероятно, все гораздо проще. Арсакиды вышли из скифо-сарматской среды. Это имя означает «медвежонок» и происходит от аланского (сарматского) «аре» (медведь).
Понятие «парн» восходит к сакральному мидийскому слову фарна, фарр (авестийское хварянаш, хварна), что означает по-талышски — «фяр» — «лучший», а на авестийском «блеск», «сияние», «слава», «божье благословение» и «блеск, великолепие» в современном персидском языке. Именование даев — парны — было связано с тем, что они были носителями «фарры» — славы богов или племенем, из которых назначались цари — обладатели фарры. Древние арийские племена верили в божественный характер власти и божественное назначение своих царей, считая их потомками богов. Арийцы называли их людьми среди богов и богами среди людей. Фарра (хварна) считалась признаком Святого духа, как противовес лжи (друджа). В Яштах «Авесты» (19. 34-35) сообщается, как царь Йима (Джамшид) стал лгать и тогда «от него хварна, в облике птицы отлетела». Следовательно, спускалась на человека она подобным же образом. В русском языке сохранилось слово, происходящее от слова «хварна». Когда человек заболевает, то есть от него удаляется Святой дух, божье благословление, говорят, что тот захворал. Один из вариантов изображения хварны — нимб вокруг головы — стал атрибутом христианских святых, Богородицы и самого Христа. Грубо говоря, обладание хварной (фаррой) соответствует понятию «помазанник Божий». В какой-то степени носители фарры — это обладатели Святого Духа.
В авестийских текстах сообщается о трех видах хварны (фарры): о хварне арийцев, хварне Кавиев, то есть царей, хварне богов Митры, Трайетоны и Крсаспы. Есть еще одна разновидность хварны — это хварна Заратуштры, о которой в «Ден-карте» (600, 20) говорится, что она в огнеподобном виде проникла в тело матери Заратуштры, а затем стала частью самого пророка. Это вполне можно сравнить с рождением Христа от Святого Духа, то есть при помощи божественной хварны. Хварна была неразрывно связана с огнем.
Значение термина «парн» также совпадает с предполагаемым первоначальным значением термина турк, который, происходит от слова tur-kun (tar-qan) со значением «возрастной класс молодых неженатых воинов». В таком случае, термин парн мог быть иранской калькой тюркского термина турк. То есть парн — это девственник. В русском языке молодые люди называются схожим словом — «парни», а на греческом языке слово «девственник» звучит, как «парфенос».
Дахи (дай) упоминаются в древнеперсидских надписях, как одно из сакских племен, живших в низовьях Сырдарьи, а в III в. до н.э. переселившихся на юг, к границам Парфии. Их название, по всей видимости, происходит от общеиндоевропейского слова «Деи» (Боги). В 3-й четверти III в. до н.э. парны, объединив под своим руководством ряд других сакских племен, захватили власть в Парфии и, смешавшись с местным оседлым населением, приняли самоназвание парфян. Но как они называли свое государство до сих пор не установлено. Арсакиды уничтожили в Парфии власть македонской династии Селевкидов, правившей там в течение нескольких десятилетий после похода Александра Македонского.
Греческий историк II в. Арриан по вопросу об отделении Парфии от государства Селевкидов писал следующее: «Парфяне относятся к скифскому племени; подчинившись вместе с покоренными персами македонянам, они отпали по следующей причине: было двое братьев Арсакидов — Арсак и Тиридат, преемники Фриапата; назначенный Антиохом Теосом сатрап этого края Ферекл хотел учинить насилие над одним из братьев, они же, не стерпев позора, убили злодея; затем, сообщив пятерым соумышленникам свой план, братья побудили народ отложиться от македонян, и захватили власть».
В средневековой «Истории епископа Себеоса» сообщается, что «на одиннадцатом году царя Антиоха парфяне восстали и освободились из-под власти македонян, и воцарился Арсак Великий, сын царя тетальского в Бахл-Шахастане, в стране Кушанов, которому покорились все народы Востока и Севера... Вот парфянские властители, которые царствовали после Арсака, их отца, в Бахл-Шахастане, в стране Кушанов. Говорят, что у Арсака, царя парфянского, было четыре сына: первого, говорят, он воцарил в стране Теталов, второго над киликийцами,третьего над парфянами и четвертого над Армянской землей» («Истории епископа Себеоса». Ереван, 1939, глава 2. С. 15,17). Теталия — это название территорий, находившихся под властью индийских Арсакидов. Теталия включала Бактрию, страны, прилежащие к Инду, а также земли саков и аланов, т. е. территорию от Кандагарских гор до устья р. Инд (см.: «История Армении» Мовсеса Хоренаци). Бахл-Шахастан — являлся главным торговым центром Бактрии. Через него проходили караваны, направлявшиеся в Китай и Индию. Обратите внимание, что Арсакидам подчинялись не только народы Востока, но и Севера. Вопрос, до каких пределов? Династия Арсакидов именуется также Пахлавуни, поскольку историческая традиция считает, что ее корни на каком-то этапе произрастали из Бахла (Балха) или Пахлава. В дальнейшем слово «пахлав» стало синонимом слова «герой» — «силач».
В «Истории Армении» Иованеса Драсханакертци сообщаются еще некоторые подробности о рождении парфянского государства: «Так царствовали они (Селевкиды), мало ли, много ли, шестьдесят лет, когда восстали парфяне против македонян. И воцарился над Персией, Мидией и Вавилоном Арсак Храбрый из поколения Авраама от Хеттуры, которую он взял в жены после смерти Сары. Оказавшись непобедимым во многих войнах против храбрецов, он покорил все царства и прозван был Партев, что значит «насилие». И так как, овладев миром, Арсак стал неограниченным самодержцем, то воцарил над Арменией брата своего Валаршака, мужа благомыслящего, мудрого и храброго». По этим данным род Арсакидов связан с хеттами и с наложницей Авраама Хеттурой, на которой он женился после смерти Сарры (Быт. 25:1-6). Ее сыновья и внуки перечислены в I книге Паралипоменон (1:32-33). Вот имена сыновей: Зимран, Иокшан, Медан, Мадиан, Ишбак, Щуах. Внуки: Шев, Дедан, Еф, Ефер, Ханох, Авид, Елдаг. Среди них имеются прародители некоторых древнеарабских племен и мидийцев.
Царь Парфии правил при поддержке семи именитых родов: Карен, Сурен, Испахпат, Спандиат, Михран, Зик, Гью. Совет знатных и Совет из мудрых людей и магов (волхвов), т.е. парфянского жречества, составляли часть центрального правительственного аппарата. Власть царя была ограничена этими государственными образованиями. Когда в стране осложнялась политическая обстановка или царь вступал в преклонный возраст, назначались соправители царя из числа его сыновей или из представителей знати. Подобное происходило в Иране еще при Ахеменидах. По версии немецкого археолога и филолога-ираниста, профессора восточной археологии Берлинского (1918—1935) и Принстонского (США, с 1936) университетов Эрнста Херцфельда такой наследник-соправитель назывался Сыном человеческим. Царем мог быть только Арсакид. Впоследствии каждый царь Парфии назывался Арсаком. Имя основателя государства стало эквивалентом слова «царь», подобно тому, как имя Гая Юлия Цезаря — Цезарь, обозначало титул императоров в Риме.
Территория Парфии делилась на сатрапии и царства. Во главе сатрапий стояли назначаемые Арсаком нахвадары. Аппий, писавший во II веке, говорит о 72 сатрапиях. Стратегически важные области возглавляли специальные наместники — питиахши, превосходившие своей властью нахвадаров. Крупными чиновниками являлись «начальники крепостей». Города, имевшие полисное устройство, сохраняли свое самоуправление, но в них сидели царские эпистаты. Плиний упоминает, что в конце I века в Парфии существовали 18 царств, в том числе 11 «верхних» и 7 «нижних». Парфяне имели интересную привычку назначать своих царей на территории, которые когда-либо входили в состав империи Ахеменидов, законными наследниками которых они себя считали. Один раз в год парфяне устраивали сбор дани со своих подданных, который назывался «усбор». Слово звучит почти по-русски — «сбор».
Поданным историка В. Абаза, в Парфии был принят герб в виде одноглавого орла с распущенными крыльями и держащего в клюве поверженную змею. Изображения хищных птиц были любимыми образами парфян. Их мечи часто имели рукоятки, заканчивающиеся головкой орла, а на парадном щите из Нисы, вокруг вычеканенного царского трезубца среди пальметт раскинули крылья десять орлов. В древних российских гербах также встречаются подобные двуглавые орлы со змеей в клюве.
Парфяне, как и все скифо-сарматы, имели индоевропейскую внешность. В основном были светловолосы и голубоглазы. Об этом свидетельствует большое количество изображений на монетах, фресках, на бытовой и военной утвари. Парфяне имели длинные светлые волосы, длинные бороды и усы. Цари парфян подвязывали волосы лентой практически так же, как древние славяне. Парфяне, как и вообще скифы, одевались в короткий с рукавами кафтан, нечто вроде русского кучерского кафтана, с вырезанным воротом, подпоясанным узким ремнем. На ногах они носили сапоги и длинные широкие анаксириды (штаны), подвязанные у щиколотки. Их одеяние во многом сохранилось у кубанских и запорожских казаков. Язык парфян был смесью скифского и мидийского языков. Парфяне использовали арамейский алфавит для письма, но читали слова согласно их собственному произношению. Созданный на основе арамейского алфавита письменный язык парфянских канцелярий состоял более чем наполовину из арамейских слов, которые, однако, полагалось читать по-парфянски. Таким способом, в частности, записаны документы архива из Нисы. Сейчас найдено свыше двух тысяч документов из древней парфянской столицы, написанных на парфянском языке арамейским письмом (I в. до н.э.). Среднеиранский язык, получивший название парфянского пехлеви, был одним из государственных языков в Парфии. Немногие сохранившиеся на нем памятники написаны арамейским алфавитом по системе гетерограмм. Материалом для письма служил пергамент. Китайский путешественник II века до н.э. Чжан Цянь отмечает поразивший его способ письма парфян на арамейском языке слева направо. Обычно на арамейском пишут наоборот — справа. Немецкий исследователь Д. Г. Мессершмидт, открывший для науки енисейское письмо, ошибочно считающееся тюркским, отмечал, что рунические знаки в нем сочетаются с древними парфянскими буквами. То есть парфянская письменность не была чужда рунам.
Многие надписи, в том числе на монетах с изображением царей, делались на греческом языке. Правда, при этом допускались существенные ошибки в написании. Греческий язык являлся основным в городах и широко применялся в торговых операциях. На греческом языке составлены юридические документы из сельской местности в Мидии. При его помощи царь царей переписывался со многими городами. На западе были распространены арабские наречия. К парфянскому времени относится расцвет искусства иранских певцов-сказителей (гошанов) и, вероятно, сложение восточно-иранского эпоса в той его форме, которая была зафиксирована позднее, при Сасанидах, например, в «Шахнаме» Фирдоуси.
Парфяне исповедовали одну из форм маздаизма, поклонялись богу Ахурамазде, его сыну Митре и богине Анахите, то есть зороастрийской Троице. Причем Митра выступал у них часто в виде главного бога. Религия пророка Заратустры тесно переплеталась с верованиями парфян. Священной книгой зороастрийцев была «Авеста», имеющая общие корни с еще более древней божественной книгой арийцев «Ригведой». Жрецы культа — маги (волхвы) считали себя прямыми наследниками и хранителями древней арийской веры и считали своей прародиной северную страну Ариан-Веджо («Зерно Ариев»). Сам пророк Заратустра, по мнению некоторых ученых, происходил из земель, расположенных на юге Урала. В не так давно открытом городе Аркаим в Челябинской области предполагается наличие его священной могилы. Вообще зороастризм эпохи парфян плохо известен. Имеющиеся сведения позволяют сказать, что парфянский зороастризм очень сильно отличался от того, основы которого прописаны в «Авесте». Будущие исследователи наверняка еще удивятся тому, что они обнаружат в этой области знаний. Совершенно точно установлено, что культ Митры в Парфии во многом затмевал все другие религиозные направления, поскольку был тесно связан с религиозными представлениями сако-сарматов, из среды которых парфяне и появились.
Парфяне отличались исключительной веротерпимостью к религиям покоренных народов, но сами были достаточно стойки в вере. В сакско-сарматской среде, откуда происходили парфяне, в ту пору была распространена религия, среди которой выделялся культ солнечного божества, носившего различные имена, и в первую очередь— Митры. Наряду с этим солнечным божеством почиталась Великая богиня, Девствен¬ица-мать, богиня плодородия, связанная с водою, что особенно понятно на Востоке, где обилие урожая целиком зависит от орошения. Местные культы в Средней Азии сливались с культом зороастрийских божеств.
Пантеоны городов Месопотамии в парфянское время включают не только местных богов, но предоставляют место египетским и греческим божествам. Парфянские боги часто изображались в образе греческих богов: Ахурамазда, как Зевс, Анахита, как Артемида, Митра, как Аполлон и т.д. В Маргиане был широко распространен буддизм. В середине 1 века в Адиабене ее правитель Изат принял иудаизм. Иудеи жили на территории Парфии в большом количестве еще со времен Вавилонского плена. Они пустили там глубокие корни. Именно в парфянский период в Вавилонии были заложены основы Талмуда, и именно в Парфии находился иудейский Синедрион после его изгнания из Палестины. Парфяне не преследовали иудеев за вероисповедание. Более того, иудеи пользовались большими льготами. Это было вызвано постоянной потребностью в финансовых средствах для ведения войн и завоевания новых территорий. Иудеи, вероятно, предоставляли такие средства, выжимая все соки из покоренных народов, как это было позднее почти во всех странах Европы, например, в мавританской Испании. Складывается впечатление, что Арсакидов интересовал только политический аспект религии. Парфянам было безразлично в кого и как верят покоренные народы, лишь бы они оставались лояльными их власти.
Поскольку парфяне происходили из сако-сарматской среды, то религиозные представления последних во многом наложили печать на их верования. У саков один из главных богов— Митра фигурировал, прежде всего, как гарант родового, племенного и социального, а не персонального, как в зороастризме, договора (соглашения). Он также олицетворял неизбежность наказания за нарушение договора. «Несомненно, существовала соответствующая система этических ценностей митраизма, своего рода круг понятий рыцарского благочестия и морали. Наиболее известное выражение она нашла в основных типах героического или «дружинного» эпоса, создателями которого были, прежде всего, мужчины и предназначался он в основном сословию дружинников-воинов», — пишет Алишер Акишев в своей работе «Сакский митраизм» а альманахе «Тамыр».
Автор «Киропедии» Ксенофонт, служивший у персов, дал характеристику бытовавшего у них кодекса чести, постулаты которого впоследствии были популярны и в парфянской среде. Он включал всего три строгих правила: нужно было уметь хорошо ездить на коне, стрелять из лука и говорить правду. О происхождении европейского рыцарства из сако-сарматского мира пишет Франко Кардини в своей книге «Истоки средневекового рыцарства», выпущенной издательством «La Nuova Italia» в 1982 году и издательством «Прогресс» в Москве в 1987. В митраизме понятие правды было приближено к ценностям кодекса чести — «рыцарству». Саки называли своих рыцарей assabara (всадники). «Рыцарский кодекс и образ рыцаря-спасителя возник у них гораздо раньше, чем, скажем, в средневековой Европе. В принципе, нельзя исключать, что истоками рыцарских конгрегации в Азии были мужские союзы, в том числе и тайные, с эзотеричной и тайной идеологией и символикой», — утверждает Ааишер Акишев. Известная иранистка Мэри Бойс пишет о том, что союзы такого типа прослеживаются на примере морианни (morianni) — молодежных объеди¬ений в культуре индоевропейцев II тысячелетия до н.э. В том числе в государстве Митанни.
Митра являлся важнейшей фигурой сакской, а, следовательно, и парфянской эсхатологии. Образ этого бога был связан с представлениями о посмертном суде, с образами Спасителей — Саошьянтов. Последнее определение связывает военный аспект культа с идеей праведности, грядущего суда и спасения.
Практически с момента своего основания Парфянская держава неукоснительно придерживалась геополитической доктрины, основанной на отвоевании территорий, некогда принадлежавших иранским правителям — Ахеменидам. Сразу же после захвата власти в Парфии они завладели соседней Гирканией. С тех пор между парфянами и Селевкидами долго велись кровопролитные войны. В 228 г. до н.э. Селевк II заключил мир с Египтом и двинул крупные силы в Парфию, чтобы наказать строптивцев. Наступление вынудило царя Парфии Тиридата 1 бежать к племенам, кочевавшим на границе Хорезма. Помощь северных сакских племен спасла страну от поражения. В тылу Селевка началось восстание, которое Тиридат использовал для перехода в наступление и восстановления своей власти в Парфии и Гиркании.
В могущественных повелителей мировой державы Арсакиды превратились при Митридате I (171—138 гг. до н.э.). Он осуществил множество успешных боевых походов и последовательно присоединил Гедрозию, Сеистан, Арейю и Мидию. В 142 г. до н.э. в его руках оказывается Вавилон, в июле 141 г. до н.э. Митридат захватил столицу врага Селевкию. В 140 г. вавилонские клинописные документы именуют парфянского правителя титулом Ахеменидов — «Царем царей». Началом новой парфянской эры в Вавилоне считали 1 нисана (апреля) 247 г. От этой даты отсчитывается история Парфии. Жители отвоеванных у Селевкидов территорий чаще всего приветствовали приход парфян, считая их избавителями от греко-македонского ига. Митридат также вторгся в Бактрийское царство в Центральной Азии и покорил две его области — Тапурию и Траксиану. К концу правления Митридата владения Арсакидов простирались от гор Гиндукуша до Евфрата, включая области, отвоеванные у Греко-Бактрии, а на западе — большинство районов Ирана и Месопотамии.
Около 130 г. до н.э. Селевкиды сделали последнюю попытку восстановить свое господство в Азии. Антиох VII Сидет обрушил свою армию против парфян. Он сумел нанести ряд поражений противнику. Войска Антиоха победоносно дошли до Мидии. Парфянский царь Фраат II начал переговоры о мире, но условия Антиоха оказались для парфян неприемлемыми. Тогда в Мидии вспыхнуло мощное восстание против Антиоха, поддержанное парфянами. Оно привело к гибели селевкидских гарнизонов и самого Антиоха Сидета (129 г. до н. э.).
Римский историк Тацит первым заметил синхронность действий парфян и иудеев. Он писал: «Пока Востоком правили ассирийцы, мидяне и персы, иудеи были самыми презренными из их подданных; потом, во время господства македонян, царь Антиох попытался искоренить суеверие и ввести греческие обычаи, но парфянская война помешала ему улучшить нравы самого гнусного племени: ведь как раз в это время отложился Арсак». То есть восстание Арсака произошло в тот момент, когда над иудеями нависла угроза гибели. Наиболее успешное расширение Парфии на запад происходило как раз в то время, когда селевкидскую державу изнутри разрывало восстание в Иудее под руководством династии Хасмонеев (Маккавеев). Если проанализировать действия парфян и Хасмонеев в тот период, то вполне можно предположить, что у них был общий план. Заметьте, когда Селевкиды перекидывали основные воинские подразделения против парфян, то Хасмонеи наносили удар в спину. И наоборот.
Хасмонеи, поднявшие знамя освободительной борьбы в Иудее, не принадлежали к роду Давида, а потому не могли, по иудейским законам, претендовать на царский престол. Например, 18 элула 141 года до н.э. был созван Великий Собор, определивший полномочия Шимона Хасмонея как правителя и установивший юридическое обоснование для правления его сыновей. Главным пунктом постановления Собора было избрание Шимона правителем (наси) всех евреев, первосвященником и главнокомандующим войсками, но не царем (мелехом). Эти титулы по наследству переходили к его сыновьям. Шимон не стал царем и даже не получил свои титулы пожизненно, а лишь «доколе восстанет пророк верный». В иудейском сознании утверждение династии Хасмонеев не расценивалось как воплощение надежд, связанных с династией Давида, несмотря на то, что они освободили страну от Селевкидов и восстановили богослужение в Храме Соломона. Чудовищная неблагодарность.
Согласно религиозным предписаниям иудеи не имеют права ставить над собой царем иноземца. Армия Хасмонеев состояла в основном из иностранных наемников, а при Иоанне Гиркане вообще только из них. Иудеев в ней почти не было. Для оплаты услуг наемников они даже брали золото из Храма Соломона, чем вызывали возмущение в иудейской среде. Были ли вообще Хасмонеи иудеями? Не исключено, что они являлись представителями какого-то знатного парфянского рода, для виду принявшими иудаизм. В составе Парфянского царства значительную роль играла Гиркания. А многие хасмонеи имели имя или прозвище Гиркан. Например, Иоанн Гиркан I (135—102 гг. до н.э.), Гиркан II (70—66 и 63—40). Большинство Хасмонеев носили греческие имена. Например, Аристобул и Александр. Александр Яннай (103—76 гг. до Р.Х.), вопреки иудейскому закону, провозгласивший себя царем в 103 г. до н.э., был воспитан в так называемом язычестве, и лишь исполнял положенные иудаизмом обряды. Как это похоже на парфянскую веротерпимость. С того времени хасмонейские правители совмещали власть царя и первосвященника в одних руках, а это было не свойственно иудеям. Начиная от Моисея и Арона, функции царя и первосвященника у них были строго разделены. Основатель рода Хасмонеев священник Мататия жил в нагорном городке Мадеин, находившемся вроде бы возле Иерусалима. Однако в названии местности не трудно заметить название Мидии — государства входившего в состав Парфянского царства. Но еще более важно то, что Мадаин — это другое название зимней столицы Парфии Ктесифона. Не странно ли это?
Первая буква в слове «Хасмонеи», как правило «глотается» и не произносится. Это особенность почти всех языков мира. Тогда получается, что Хасмонеи — это Асмонеи. На авестийском языке, на котором написана священная «Авеста», и на средне-персидском языке — асман — это небо. На тему асов-асманов мы еще подробно поговорим в одной из дальнейших глав.
Парфянская экспансия на запад временно приостановилась, когда державе Арсакидов стала угрожать нахлынувшая с северо-востока очередная волна сако-сарматских (массагетских племен). В китайских хрониках это племенное объединение, в состав которого входило и племя кушан, носило название «юэчжи». Античные авторы также называли их тохарами. В борьбе с этими родственными племенами нашли свою смерть цари Парфии Фраат II и Артабан 1 (128—123 гг. до н.э.). Дальнейшее продвижение этих племен удалось остановить только Митридату II (123—88 гг. до н.э.). Этому в немалой степени способствовала военная реформа. При нем парфяне отклонили движение саков в направление древней Дрангианы, вокруг озера Хамун и дальше на восток, в Арахосию. Эта территория с тех пор стала называться Сакастаном, ныне Сеистан (Систан). Вскоре там образовались самостоятельные царства, распространившие свою власть на юго-восточные районы Ирана и северо-западные районы Индии. Но там также правили Арсакиды.
После проведения военной реформы основным ядром парфянской армии стали отряды тяжеловооруженных, одетых в доспехи всадников вместо тяжелой пехоты. Митридат возобновил войну с саками, нанес им несколько поражений и заставил около 115 г. до н.э. признать свое право на власть. В руках парфян оказались Арейя, Трансоксания и Мерв. Только сака-рауки остались в Согдиане и своей столицей считали Бухару. Очевидно, был достигнут взаимно выгодный компромисс. Сакские племена были интегрированы в структуру Парфянского государства или наоборот. В дальнейшем вожди саков занимали при парфянском дворе очень высокое положение. Только они имели право возлагать диадему на голову вновь избранного парфянского царя. То есть, формально считаясь независимым государством, Парфия, в действительности, была вассалом северных сако-сарматских племен, об истории которых, к сожалению, до сих пор мало что известно. Захватив основные торговые пути между Востоком и Западом, Митридат торжественно принял посла «Срединной империи». Император УДи из династии Хань хотел укрепить отношения с Парфией, чтобы беспрепятственно вести торговлю. «Шелковый путь» оказался под контролем Парфии.
Около 120 г. до н.э. парфяне покорили царство Иоспасина. Затем были подчинеьы Элимаида (Элам) и Персида. В начале 1 в. до н.э. они нанесли ряд поражений армянам. Потом Митридат II возобновил завоевательные войны на западе. В 90 г. до н.э. был разбит правитель Келесирии и Финикии Антиох X. В 88 г до н.э. в плену у парфян оказался еще один Селевкид — правитель Дамаска Деметрий III. Западной границей парфянских владений стала река Евфрат. Кое-где парфяне вышли даже в Парапотамию, т. е. в область к западу от Евфрата. В 87 г. до н.э. Митридат умер, а царем стал Готарз I. Ему пришлось вести тяжелую войну с армянским царем Тиграном II, который присвоил себе титул Царя царей. О последних годах правления Готарза сведений очень мало. Известно, что в Парфии началась гражданская война. Против Готарза выступил другой претендент на престол — правитель Вавилона Ород I (Ирод). В 80 г. до н.э. он провозгласил себя царем. Но в 77 г. до н.э. с его властью покончил представитель старшей ветви Арсакидов — Санатрук. Предполагают, что он был ставленником сакского племени сакарауков. Санатрук был уже старым человеком и правил недолго. В 70 г. до н.э. он умер. Ему наследовал сын Фраат III. При этом царе римляне в 64 г. до н.э. завоевали Сирию и сделались западными соседями Парфии.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что Арсакиды были очень почитаемы на всем Востоке. Их род правил не только в Парфии. Складывается впечатление, что представители Арсакидов были царями у всех скифо-сарматских племен от Вислы до Китая. Армянские источники свидетельствуют о наличии кушанских и массагетских Арсакидов. В хронике Фавстоса Бузанда упоминается, что род Арсака жил в Кавказской Албании и в Южном Азербайджане. Арсакиды долгое время правили в Армении. К Арсакидам также относились правящие династии и аристократия Иберии. Алишер Навои и Ариф Ардебиллы писали, что царь Парфии Фархад (Фраат II) приходился сыном китайскому царю. Парфяне под его руководством прогнали римлян до пустынных территорий Сирии, а реку Фарат прозвали его именем. И в устье реки Фарат-Фархад был заложен город Арсак. Получается, что около 138—128 гг. до н.э. китайский царь также принадлежал к роду Арсакидов. К. Патканьян в своем дополнении к первой части Санкт-Петербургского издания «Агванской истории», 1861 года, писал, что Арсак, правивший в стране Кушан, являлся сыном шаха Тетала. Известно, что Тетал состоял из племен Агхун, Абдал, Идал, Хайтал.
Во многом родственны были и народы, населявшие страны, которыми управляли Арсакиды. Страбон сохранил свидетельство Эратосфена, использовавшего в своем труде сведения сподвижников Александра Македонского. Говоря о населении Персии, Мидии, Согдианы и Бактрии, он пишет, что «...эти народы одноязычны до малого». Китайский путешественник Чжан Цянь сообщает, что на всем протяжении от Давани (Ферганы) до Аньси (Парфии) язык повсюду один. О родстве парфян и сарматов говорят многие античные авторы. Помпоний Мела (I в.н.э.) в своем «Землеописании» (Кн. III. 4. 33) пишет: «Сарматия, более широкая внутри, чем по морскому берегу, отдаляется от следующих земель рекою Вистулой и, спускаясь вниз, доходят до реки Истра. Население ее по одежде и вооружению ближе всего подходит к парфянскому, но отличается более суровыми нравами, подобно самому климату. Сарматы... племя воинственное, свободное, непокорное...»
Многие данные говорят о том, что древние парфяне, мидяне, саки, сарматы, аланы (массагеты, маскуты), кушаны, тохары, бактрийцы, согдийцы, эфталиты, киммерийцы, венеты (венды, анты, ваны), фракийиы, пеласги и даже какая-то часть (очевидно, правящая) гуннов, иберов и армян — были либо вообще одним и тем же народом, либо ближайшими родственниками. Все они имели отношение к формированию славянского мира, и в частности, к происхождению русского народа. Не исключено, что слово русские, в просторечии — русаки, происходит от имени прародителя парфянской династии Арсакидов — Арсака. Это имя на арамейском языке писалось как РСКили РШК. На территории древней Руси историками отмечено существование государства Арсания. Не в честь ли тех самых Арсакидов, ушедших на север после поражения от Сасанидов, оно было названо? На некоторых монетах царя Парфии Готарза II, название династии написано как Арсаниды, а не Арсакиды.

Продолжение следует

 


 

 

 

 


 

Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz