Давид Балаян

ОГНЕННЫЙ МЕЧ
или Чудо Аварайра

Шел 450 год после Рождества Христова.
Уже почти 150 лет Армения жила христианской верой. Огнепоклонство практически перестало существовать, жрецов поубивали, а капища переделали в церкви.
Персидский шах Язкерт Второй был воинствующим последователем учения Зороастра, и его, конечно, раздражала религиозная непокорность Армении, входившей провинцией в Великую империю Солнца. Два года назад он велел своему военачальнику Мирх-Нерсесу, стоявшему с войском на севере, собрать армянских нахараров и увести их воевать с гуннами по ту сторону Дербентских гор. А в их отсутствие по всей Армении народу читали воззвание шаха с объявлением его воли о возврате к старой религии.
Тем временем церковникам удалось выследить последнюю общину огнепоклонников, уединившуюся в неприступных Гегамских горах. Жрецу Ханаану помогли спастись бегством, и через два месяца он уже был в резиденции Исхара, главы зороастрийцев Персии.
- Великий Зороастр, - неотрывно глядя на полыхавшее в золотом котле пламя, тихо сказал Ханаан, - который, как и вы и я, тоже был армянином и тоже бежал из родины в Персию, требует положить конец распространению этой еврейской чумы.
И заорал, воздев руки ввысь.
“Заклинаю, спасите нашу Армению!”
Ханаан умел парить в воздухе, и это очень напугало Язкерта. Опасаясь неминуемого гнева всемогущего Зороастра, шах тут же послал фирман в армию с требованием конвоировать всех армянских нахараров в свою столицу Тизбон. Собрав их во дворце, Язкерт сам провел таинство жертвоприношения и принял от каждого нахарара Армении клятву не жалея сил бороться против греховной ереси, дабы восстановить в провинции веру предков.
Узнав о клятве нахараров, католикос Овсеп направил гонцов по всем столицам христианских стран с просьбой помочь Армении. В своем послании он сообщал им, что Армения, первая в мире принявшая христианство, сейчас вынужденна защищать Святое Писание от языческого полчища и, хотя весь армянский народ готов повторить трагический путь Креста, однако молится Всевышнему о поддержке братьев во Христе. “Не дайте погибнуть маленькому островку христианства в море огнепоклонников”, - взывал в письме католикос Овсеп.
Спарапет Вардан Мамиконян тайно покинул персидский лагерь, где в окружении 300-тысячного войска Мирх-Нерсеса и целого полчища жрецов остались принявшие огнепоклонство нахарары, и, добравшись до своих, наспех собрал небольшое ополчение. На берегу Куры он разбил авангардный корпус Сепуха и медленно двинулся навстречу персам, набирая по пути силы для основного сражения.
А в Арташат один за другим возвращались гонцы, посланные католикосом Овсепом. Под разными предлогами все христианские правители отказали армянам в помощи. Император Византии Маркиан одновременно сообщил католикосу, что приглашает его к себе для участия в четвертом Вселенском Соборе, ибо сейчас... важнее всего осудить проповеди какого-то Евтихия.
Маленькая Армения оказалась беззащитной перед мощной Персией: регулярного войска не было, а часть нахараров предпочла остаться верной клятве, данной перед идолами. Католикос лично поехал к самому влиятельному из них и, став перед ним на колени, умолял присоединиться к Вардану Мамиконяну.
- Тебя, Веапар, я спрячу у себя, - сказал сюникский нахарар Васак. - Но то, что делает Вардан, - самоубийство. Я сам видел армию персов. У них 300 тысяч сабель; в два раза меньшим количеством они разгромили греков. И несколько тысяч боевых слонов. Да они просто растопчут Вардана: что он сможет с 60 тысячами неопытных и необученных крестьян?
- У тебя сто тысяч закаленных в боях всадников. Дай их своему народу.
- Пойми, Веапар, я не хочу бессмысленной гибели Армении.
- Ты хоть и марзпан Армении, но так и не стал добрым христианином, Васак, - встал с колен католикос. - Мне говорили, что ты насмехался над нашей церковью, которая, мол, поклоняется еврею...
- Так говорят в народе, - осклабился Васак.
- Иисус Христос пришел в наш мир в том месте, которое входило в империю великого Тиграна. И Он распространял то учение, которое уже имело хождение в Армении.
- Хотя бы отвлеки часть персов на себя, - сказал на прощание католикос. - А иначе, Васак, я прокляну тебя, и твое имя станет ругательством, и Армения запомнит тебя предателем.
- Вы, церковники, уже умертвили Армению. - закричал побледневший Васак. - Вы заставляете всех нас строить церкви вместо крепостей. И теперь хотите, чтобы мы воевали за веру, а не за землю...
С этого дня и до самой битвы с персами священники Армянской Апостольской Церкви во главе с католикосом денно и нощно возносили молитву с просьбой о чуде, ибо только оно могло спасти армянский народ от неминуемой гибели - духовной и физической.
“ Яви нам чудо, - шептал католикос Овсеп. - Укрепи веру в Тебя в моем народе”.
Войска сошлись ранним утром 26 мая 451 года у реки Тхмут в Аварайрской долине.
После того, как 95 тысяч лучников выпустили все стрелы, многие из которых достигли цели, ибо армянские ополченцы, причем не все, имели из боевой амуниции одни лишь копья, Мирх-Нерсес двинул вперед ударный корпус слонов. Следом через мелководье должна была пойти 50-тысячная конница и довершить разгром армян.
Потом этот день персидский военачальник вспоминал как страшный кошмар, оставшийся величайшей тайной всемирной истории.
Ибо шло время, а победы, вопреки расчетам, все не было: волна за волной персы накатывались на разрозненные отряды армян и словно растворялись в воздухе.
И Мирх-Нерсес растерялся. Опытный солдат не понимал происходившего, а ему продолжали докладывать и докладывать о бессчисленных потерях, переваливших за всякое разумение. Когда с поля боя вынесли его смертельно раненного сына Шонияза, он поскакал к нему.
- Отец, - простонал юноша, - мы их давно перебили. И теперь там один огромный огненный меч, который косит нас всех наповал. Он никого не щадит, и я тебя прошу: отведи назад тех, кто еще жив и может спастись.
Оставляя через каждые тысячу шагов заслоны, персы отходили. Только поздно вечером они дошли до крепости Бердасар, и только тогда Мирх-Нерсес приказал остановиться и разбить лагерь. Он сидел в цитадели крепости, которая месяц назад сдалась ему без боя, и мрачно слушал жрецов.
Потом со всего размаха ударил по столу рукой в кованной сталью рукавице, от чего спорившие подскочили на месте:
- Я потерял почти всю свою армию, - сказал Мирх-Нерсес. - У меня осталась только гвардия, и вы мне говорите, что нам там что-то почудилось?
Но жрецы были искусными мастерами своего дела, и уже утром Мирх-Нерсес был готов отомстить армянам за позорное отступление из Аварайра. Быстрым броском персы двинулись к Арташату, вырезая по дороге беззащитных женщин, стариков и детей. С особым остервением они разрушали все храмы и монастыри, а священников подвергали мучительной смерти, расчленяя их тела на многие части. Рядом стояли довольные жрецы, они улыбались и показывали друг другу на небо: мол, где же этот огненный меч?
Получив известие, что войско Васака снялось с позиций и быстро надвигается на него, Мирх-Нерсес решил, что пора уносить ноги. Правда, он собирался заняться и тем храмом в горных пещерах, куда удалось бежать католикосу, но намерения Васака были не ясны, а при нынешнем соотношении сил Мирх-Нерсес рисковать не мог.
А весть об Аварайрском Чуде стала быстро распространяться: ее разносили те персидские воины, которые уверовали в силу Христианства и пожелали отныне исповедывать эту великую религию.
...Через четыре месяца в императорской резиденции в местечке Халкидон, что недалеко от византийской столицы Константинополя, в храме святой мученицы Евфимии собрались 630 епископов христианских церквей и провели четвертый по счету Вселенский Собор. Председательствовали на нем император Византии Маркиан и Папа римский Лев. Никто не обратил внимания на отсутствие армянской делегации: шли жаркие споры о двойственной природе Иисуса Христа. Но Маркиан и Лев были крайне обеспокоены «армянским феноменом», имевшим место под Аварайром.
- Мы должны сделать все, - сказал римский Папа Лев на тайном совещании по этому поводу, - чтобы принизить значение этого события. Иначе, если мир признает его боговдохновенным, нас и наш Собор назовут сатанинским.
Католикос Овсеп, который позже, как и все армянские воины Аварайрской битвы, был причислен Армянской Апостольской Церковью к лику святых, вернул нераспечатанным послание Папы об итогах Халкидонского Собора.
В феврале 452 года католикоса Овсепа Первого незадолго до его смерти посетил в Гегарде папский нунций Теренций. Потом в своем донесении Ватикану Теренций писал: “...Армяне крайне огорчены отношением к ним участвовавших в Четвертом Вселенском Соборе святых отцов, которые не нашли ни одного слова сочувствия в адрес сражавшейся за веру Армении. Патриарх еще сказал, что сыны и дочери армянского народа молились во имя Христа, и Всевышный услышал эти молитвы, явив Чудо, чтобы сохранить Армению в христианстве. И потому армяне полны решимости незыблемо придерживаться той веры, которая получила признание Всевышнего. Патриарх заявил, что армяне остаются твердыми в своей вере и в своей убежденности, что Бог с ними, и не поддадутся дьявольским козням. Ибо армянский патриарх четко дал понять, что в Халкидоне царил дух, противный Господу Богу”.
В ответ на многочисленные требования халкидонян Двинский Собор постановил никогда не вносить изменений в систему верования, полученного от святых апостолов, и Армянская Апостольская Церковь соблюдает это решение и по сей день, так как любое изменение, исходяшее от человеческого разума, способно нарушить ту магическую связь, которая напрямую связывает армян со Всевышным со дня Аварайрской битвы.
Сказано было еще в Святой Книге: “И поставил на Востоке у сада Едемского Херувима и огненный меч обращающийся, чтобы охранять путь к Дереву Жизни” (Ветхий Завет, Бытие,2:24).
Через некоторое время христианская Византия напала на “раскольническую” Армению, чтобы обратить ее в халкидонство, но она опять выстояла.
Ибо Церковь армянского народа свято помнит именно ей данный Завет - Чудо Аварайра..
"Юсисапайл" № 119

Назад/Back


Сайт создан в системе uCoz