Ваан Терьян


Ваан Терьян (имя при рождении Ваган Саркисович Тер-Григорьян или Ваан Сукиасович Тер-Григорян; 28 января 1885, Гандза — 7 января 1920, Оренбург) — выдающийся армянский поэт и общественный деятель.

Ваан Терьян родился 28 января 1885 г. в живописном селе Гандза (близ г. Ахалкалаки) в семье сельского священника Сукиаса Тер-Григоряна. Детские годы поэта прошли в родной Гандзе с ее изумрудными лугами, звонкими ручейками, волнующимися полями пшеницы. Здесь он окончил сельскую школу. В 1897 году старшие братья, учившиеся в то время в Тифлисе, взяли его к себе, обучили русскому языку, готовя его к поступлению в московский Лазаревский институт восточных языков.
В 1899 году отец везет Ваана в Москву и определяет в Лазаревский институт. Это учебное заведение сыграло большую роль в творческом становлении поэта. Впоследствии он часто вспоминал прославленный очаг культуры и посвятил ему поэму.
В числе товарищей Терьяна по Лазаревскому институту, с которыми поэт был связан нерасторжимыми узами, были Александр Мясникян, Погос Макинцян, Цолак Ханзадян и другие, впоследствии ставшие видными государственными и литературными деятелями.

В 1908 году в Тифлисе поэт издает свой первый сборник стихов «Грезы сумерек», предварительно ознакомив с ними Ованеса Туманяна и Аветика Исаакяна. «Чудесные вещи. кристальные чувства в безукоризненных по форме стихах. Это — подлинная поэзия, настоящая лирика», — говорит Исаакян. «Прекрасные стихи, и почти совершенная новость в нашей лирике», — подтверждает и Ов. Туманян правоту восторженного отзыва Исаакяна.

Сборник «Грезы сумерек», созданный юношей, студентом, сразу привлек к себе внимание широкой читательской общественности и критики. В письме к видному критику Ц. Ханзадяну, отправленном из Баку, А. Ф. Мясникян писал: «Ваан и здесь уже прославился, читают его увлеченно». По свидетельству Ц. Ханзадяна, Мясникян, прочитав стихотворение «Песня расставания», растрогался до слез.
Двадцатилетний юноша, по всеобщему признанию поэт «божьей милостью», приобрел множество поклонников. «Для меня Терьян тогда был не только гениальным поэтом, но и мифической личностью, — писал впоследствии Чаренц. — Поразительным открытием стала для меня книга Терьяна. Словно бездонный клад подарила мне. Я не выпускал ее из рук. Уединялся и без конца читал. Он оказал на меня волшебное влияние, и я до сих пор не могу без волнения вспоминать его имя».
Велики заслуги Терьяна и в деле популяризации армянской литературы. Прекрасно владея русским языком и тонко разбираясь в литературе, он по просьбе Горького переводил армянских писателей для «Сборника армянской литературы», вышедшего под редакцией Горького в 1915 году в Петербурге. Принимал он участие и в издании антологии армянской поэзии под редакцией В. Брюсова. В. Терьян первым из армянских писателей выступил на страницах армянских журналов в защиту Брюсова от нападок «желтой прессы» и других злопыхателей. Именно тогда он опубликовал и свои прекрасные переводы из поэзии Брюсова.

В последний период жизни Терьян развернул значительную работу в Народном Комиссариате по делам национальностей. В качестве члена советской делегации, по мандату, подписанному В. И. Лениным, он участвует в Брестских мирных переговорах. В том же году пишет брошюру «Что говорил Ленин крестьянам», переводит на армянский язык работы В. И. Ленина «Государство и революция» и «Карл Маркс. Краткая биография с изложением марксизма».

В 1919 году Терьян, будучи уже членом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, был направлен Народным Комиссаром Иностранных дел в Туркестан. Однако из-за тяжелой болезни он принужден был задержаться в Оренбурге. 7 января 1920 года оборвалась жизнь выдающегося поэта.

Со смертью Терьяна «разбилась дивная чаша чувств и мыслей», отмечал Ав. Исаакян. Однако обаяние его поэзии ничуть не поблекло с годами. Она сохраняет свою изначальную красоту, всегда неповторимая, всегда недостижимая.

Духовная Армения

Наша страна – это страна развалин, разрушенная родина, которую мы сегодня хотим возродить, хотим призвать к новой жизни.
Наша духовная родина – это разрушенная страна, и какая горячая любовь, какое самопожертвование, какое бурное воодушевление требуются для того, чтобы возвести эти разрушенные и незавершенные здания.
Изучите свое сердце и узнайте, есть ли в нем вера, с помощью которой должна возродиться наша духовная Армения. А если веры нет, то для материальной Армении ваши усилия напрасны... Она не возродится, она может быть жива только душой. Разговоры о том, что мы – маленькая нация, пустые: ни бельгийцы, ни норвежцы не являются большими нациями, зато какие пленительные названия, как любимы они не только сыновьями этих стран, но и нами и другими.
Нынешние страшные события, как абсолютно справедливо заметил один известный русский писатель, должны не только изменить географические границы, создать новую классификацию взаимоотношения наций, но и совершить новую революцию в идейном мире, внести в него решающее изменение. Поистине. Происходящие сегодня на наших глазах великие события не должны пройти бесследно для наших душ, они должны оказать свое революционное воздействие.
Я не хочу быть предсказателем. Но мне бы хотелось найти некую последовательность в ходе вещей и сделать на основе некоторых данных все те выводы, которые можно сделать.
Сегодня наша мертвая жизнь как будто проявляет признаки жизни. Пусть эти признаки будут странными и иногда уродливыми, но мне бы хотелось приписать эти странности и уродства прошлому, хотелось бы предположить, что на возникающем будущем все еще лежит тень прошлого. Если это действительно так, то армянство, обратив свой взор на поля и горы Армении, должно вдохновляться новым, еще более высоким желанием, простым и глубоким осознанием, непоколебимым чаянием, вдохнуть жизнь в нашу умирающую духовную родину, в нашу разрущающуюся и безвозвратно исчезающую духовную Армению. Ведь материальные потери всегда можно вернуть, а духовная утрата невосполнима.
Не надо ссылаться на внешние запреты и препятствия – они есть всегда, и с ними, да, надо бороться.
Но прежде всего нужны внутренняя воля, внутренняя вера, твердое осознание того, что без этого излишне бороться с внешними препятствиями, излишне сметать эти барьеры, поскольку когда они падут, вы неожиданно увидите, что ваши усилия, ваши жертвы, ваша борьба были напрасны – все это вы делали для безжизненного трупа.
Именно такая внутренняя вера и такое глубокое осознание необходимы армянской интеллигенции. Необходимы, если она действительно любит наш народ, нашу страну.

ВААН ТЕРЬЯН
1918

 

 

 

 

 


 

Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz