Карабахские путевые заметки

Наконец побывал в этом году в Степанакерте, Шуше и Гандзасаре. Поездка оказалась, для первого раза, не из лёгких. Из Еревана на машине добирались 7 часов, обратный путь занял 5,5 часов. Дорога, особенно из Степанакерта в Ереван, оказалась настолько "экстремальной", что думал вот-вот машина съедет в пропасть. Водители оказались экстремалами-самоубийцами. В Ереване и вовсе водители не видят ни знаков дорожных, ни самих пешеходов. Я вообще удивился армянским водителям-самоубийцам. Сложилось такое впечатление, что они все там такие. Удивительная дикость на центральных улицах Еревана проявилась в сигналах нескольких свадебных машин, проехавших по центральной улице города на бешеной скорости и абсолютно безнаказанно во всю сигналя и завывая, как будто, так и должно быть. Улицы Еревана серые и невзрачные. Картину меняет центральная часть города с его монументальными зданиями, но построенными в откровенный разнобой. Город во мне оставил смешанные чувства величавости, дисгармоничности, мрачности, беспечности и безответственности. Город отличается значительной дешевизной на продукты питания. Поесть можно сытно и дешево, что является очень привлекательным фактором для развития туризма. Так же дёшево должны стоит авиабилеты (не 14-15 тысяч рублей туда и обратно, а в два раза дешевле). Для привлечения туристов (дабы «перебить» турок) необходима цена на «всё включено» как раз-то на 14-15 тысяч рублей. Только так можно начать конкурентную борьбу с турками. Сам же туризм развит слабо, да и смотреть то нечего (кроме Матенадарана и горы Арарат, у подножия которого разместили посольство США, видимо как гарант ненападения на Армению со стороны Турции). Правда есть ресторанчики, столовые и различные кафе. Но разве этим удивишь туристов. Город сам построен предельно разнолико и в разнобой. Сложилось такое впечатление, что город просто выстроен дисгармонично. Конечно город на любителя. Побывав раз - больше не хочется.
Далее путь лежал ночью в Карабах. Армению так и не увидел по дороге в Карабах. Прибыв в Карабах, разместился в отеле «HOTEL HEGHNAR». Отель маленький, но компактный и уютный, со всем необходимым. Приятно был удивлён вообще наличию подобных отелей в Карабахе. Побывал в Шуше, которая хотя и разрушена и ещё не восстановлена, но постепенно приводится в порядок. Саму крепость превратили в место для развлечений молодёжи (оказалось, что и такие есть в Шуше). Город медленно восстанавливается, но Шуше нужна массированная господдержка, силами частного сектора город ещё сто лет будет восстанавливаться, что неприемлемо. Я вообще удивлён тому, что в Карабахе нет понимания того, что без государственной поддержки и конкретного участия в экономике разрушенную страну не восстановить. СССР после Великой Отечественной Войны не смог бы за несколько лет восстановить свою экономику, если бы рассчитывали на частный сектор. Тем более в нынешних границах частный сектор просто не развиваем. Хотя отдельные успехи возможны, но принципиально он не меняет картину. Побывал в «огромном сарае» под названием Арцахский Университет. Удивительно, почему государственное учебное заведение находится в таком состоянии? Даже туалеты размещаются на улице. Пообщался с преподавателями и студентами. Молодёжь, как мне показалось, жизнерадостная и оптимистичная. Многие просто юморные и энергичные. Карабахская энергичность это что-то. Кстати эту энергию я подцепил и от своей материнской половинки. Сам чувствую и знаю на что способна карабахская энергичность. Чувство юмора у карабахцев высокоразвита. В чём я убедился, когда побывал в ресторане (по местным меркам) «Живые и мёртвые». Только чувство юмора способно вытягивать людей из депрессивных состояний. И отлично, что у карабахцев с этим чувством всё в порядке. Далее поехал в Гандзасар. Сам комплекс достаточно известен. Особенно знаменательным является место в монастыре, где был похоронен Гасан Джалал Вахтангян, а также князи Хаченского княжества и епископы их рода. Могила Гасана Джалала расположена в гавите, перед входом в главный зал собора Св. Иоанна Крестителя. Сам сфотографировал надгробную плиту Джалала III-го. Плита надгробья сделана из белого мрамора и украшена тремя резными сферическими фигурами, среди них: Звезда Давида, в центре которой находится изображение Колеса Вечности — древнего индоарийского знака, который широко применяли армяне в средневековье, например в Ани. Кстати, армяне в средневековье активно использовали и «Звезду Давида», которая является знаком равновесия и государственной символикой Хеттского Царства, правоприемниками которого являются армяне. И этот знак напоминание об этом.

Кстати по дороге в Гандзасар побывал в «туристическом шедевре» Карабаха. Сделал пару фото. Вот «карабахские коньки-горбунки». Ну просто удивительная находчивость. Многие туристы многое дали бы, чтобы посмотреть на это. Жаль, что потоки малые туристов. Вложения не окупаются. Но выдумка всё-таки хороша. Изменить положение дел может выход Карабаха к морю. Вся экономика изменится, да и туристы валом пойдут. Главное – это потом раскрутить то, на что можно поглядеть и восхититься. Ещё один шедевр – это «карабахский скальный лев». Я его так назвал. Также «карабахское чудо» мысли и фантазии. Удивительно вообще как пришла в голову такая мысль? Но получилось просто великолепно. Кстати «карабахский лев» издаёт звуки рёва. Что также впечатляет и многого стоит для туриста.

В целом Карабах перспективен. Народ находчив и предприимчив. Размах-то есть у карабахцев, да вот развернуться невозможно в тех границах которые имеет нынешний Карабах. Безопасность не гарантирована в нынешних границах. Туризм же развиваться в нынешних условиях не может. Нужна гарантированная безопасность. Для этого необходим как воздух выход к морю. Приятно был удивлён огромной холмистой лесистостью Карабаха. Много зелени, земля просто благодатная. Я вообще подумал – вот он рай! Земля плодородная и привлекательная (как и сами карабахцы). Возвращаясь в Степанакерт из Гандзасара, попал под массированный дождь и град. Кстати, сам Степанакерт развивается и медленно застраивается. Приятно порадовала центральная часть – «Площадь Шаумяна». Непонятно только почему не указали годов жизни этого выдающегося противоречивого армянского революционера? Очень понравилось озеленение этой площади, да и фонтан кстати.

Пусть дата на фото не смущает, просто забыл настроить соответствующую опцию на фотоаппарате.

В целом Степанакерт перспективней, чем Ереван. Он только начинает развиваться и это явное преимущество Степанакерта. Да и вообще столицу Армении надо менять. Девушки в Карабахе очень красивые. Советую всем армянским парням ехать за жёнами в Карабах. Кстати и оставаться там жить. Край великолепный. Есть только один недостаток – нет крупных водоёмов. Разве что Саргсангское водохранилище. Но до него не доехал. Может весной получится? Хотелось бы взглянуть на это чудо. Ведь кроме него в Карабахе нет воды. Кстати нет бассейнов при отелях. Это явный недостаток. Бассейны должны быть большими и просторными, и повсеместными. В целом доволен, но много недостатков и проблем заметил в Карабахе. Но ведь всё поправимо? Ведь всё в наших руках? Главное разумно распорядиться независимостью и построить «карабахскую государственность».
Возвращаясь из Карабаха в Армению, уже днём, был шокирован рельефом Армении – «выжженная» земля. По сравнению с Арменией – Карабах действительно рай. Кстати водитель так нёсся, что чуть в пропасть не попали. Водители, вновь повторюсь, в Армении просто лихачи-самоубийцы. Видимо и лётчики такие же лихачи. Самолёт «Ереван-Москва» так трясся (30 минут), что я подумал, что вот-вот рухнем.
В общем – худо-бедно приехал. Остался жив-здоров. Интересно надолго ли? С такой безответственной ездой трудно уцелеть даже в мирных условиях. Тут и азеры не нужны. Оказалось, что даже азеры ничто, ибо по сравнению с ними армянские водители и лётчики это просто нечто. Отсутствие культуры езды – это просто ежедневная угроза жизни армянским и карабахским гражданам. На улицах надо просто решительно наводить порядок. Ибо эти «озверелые» водители просто не имеют чувства меры и культуры. Кстати развитие общественной культуры в целом – это залог успеха в строительстве государства. Как говорится - людей надо воспитывать и окультуривать. Само собой ничего не получается. Да и вообще в Карабахе надо создать «мобилизационную экономику». Не надо путать процесс становления с развитой демократией Европы. Процесс становления всегда сопровождается с решительными и резкими действиями, но тщательно просчитанными и грамотными. Во всём необходим только научный подход в союзе с капиталом. Другого пути нет.
Артур Устян (Москва)
http://araspel.org


 

 

 

 


 


Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz