Страницы нашей истории
МОСКОВСКАЯ АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА В 60-70-х ГОДАХ
Ровно год назад, 20 апреля 2000 года, не стало Марлена Багратовича Арзуманова
- кандидата философских наук, доцента Государственной юридической академии.
За последние полтора года - это вторая наша тяжелая утрата после трагической
гибели Корюна Нагапетяна.
Оба они были членами группы активистов, которые в начале 60-х годов, в условиях
всесилия тоталитарной системы, тайно организовали армянское землячество в Москве.
Эту нашу группу возглавляли герой Сардарабадской битвы, штабс-капитан Гурген
Авакович Колманянц и бывший военный летчик, полковник в отставке Арменак Мартиросович
Бабаян. Душой и заводилой группы был Гурген Авакович, коренной карабахец, дважды
сидевший по 10 лет в сталинских лагерях. Под стать ему был и Арменак Мартиросович,
яростно защитивший здание ресторана “Прага” от сноса в период прокладки Новоарбатского
проспекта.
Главным достижением нашей группы я бы назвал сохранение армянского кладбища
и часовни “Сурб Арутюн”. К этой благородной задаче были подключены многие представители
русской и армянской интеллигенции Москвы: архитектор Крутиков, начальник управления
по охране исторических памятников Соболев, инспектор Комаров, правнук поэта
Саят-Нова Турпоян, заслуженный врач Сатеник Бабаян, В.А. Шаумян и, конечно,
Г. Колманянц, А. Бабаян и автор этих строк. После решения вопроса о возвращении
часовни возникла проблема выплаты 800 тысяч рублей для перевода в другое место
цеха штамповочных мастерских, располагавшегося в здании церкви. Практически
все студенты-армяне столичных вузов сделали пожертвования из своих скудных стипендий;
их примеру последовали и многие московские армяне. В результате, нам удалось
собрать более 3 миллионов рублей и на эти деньги мы не только “откупили” свою
церковь, но и отреставрировали ее.
И 2 июня 1956 года церковь “Сруб Арутюн” (архитектор Григорьев) была освящена
Католикосом Всех Армян Вазгеном Первым. Первым настоятелем храма был отец Месроп,
но он проработал всего месяц и его заменил србазан Паргев. А вот Нина Сергеевна
Бабаян бессменно работает в церкви с ее первого дня и по настоящее время.
В 1963 году управляющий Московским похоронным трестом Попов лично снял с ворот
надпись “Армянское кладбище” и, несмотря на все наши усилия, мы до сих пор так
и не смогли вернуть вывеску на свое законное место. Попытка, конечно, была:
инженер Малаховского экспериментального завода Ромик Айвазян изготовил копию
вывески из чугунного литья, но мы ее смогли довезти только до станции метро
“Краснопресненская”. Там нас поджидали сотрудники КГБ, которые разбили вывеску
и ее чугунными частями стали нас нещадно избивать: мне, в частности, они перебили
пятый позвонок, и эта травма до сих пор дает о себе знать.
Впервые московские армяне в массовом порядке собрались на кладбище 24 апреля
1965 года, когда исполнилась полувековая годовщина Егерна. С тех пор мы каждый
год отмечаем День памяти жертв Геноцида и собираемся для этой цели вокруг нашей
церкви на территории нашего кладбища. Во время советской власти это было чревато
последствиями; обязательно присутствовали чекисты, и их подчас было во много
раз больше, чем нас. Потом самые активные оказывались в подземных казематах
КГБ, где с нами вели “политико-воспитательную” работу, Мы все там побывали.
Но вот Вардкеса Арутюновича Шаумяна, которому сейчас 88 лет, кагэбэшники в начале
не трогали. Потом все-таки арестовали и отправили в Калугу. Дело в том, что
Вардкес Шаумян был автором письма армян Нагорного Карабаха, адресованного Никите
Хрущеву. О его местонахождении мы узнали от поэта Владимира Рогова, автора стихотворения
“Арарат”. Почти 600 человек на электричках отправилось в Калугу и два дня тамошняя
тюрьма была окружена; люди скандировали “Свободу Шаумяну”, “Верните нам живого
Шаумяна”. Среди демонстрантов были пятикратный чемпион Европы по штанге Акоп
Фараджян, ныне покойный профессор Грант Епископосов, а также много студентов.
На третий день В. Шаумяна, как ни странно, отпустили и мы все, радостные, вернулись
в Москву.
В 1970 году в газете “Вечерняя Москва” был опубликован проект реконструкции
Краснопресненского района Москвы. На месте Армянского кладбища планировалось
разбить парк культуры и отдыха. В полночь мы собрались в тесной комнатушке кандидата
исторических наук Л.Х.Тер-Мкртчян, чтобы обсудить наши дальнейшие действия.
В два часа ночи Лоретте Христофоровне удалось найти домашний телефон тогдашнего
председателя Краснопресненского райисполкома Саркисова; она ему позвонила и
выяснилось, что он тоже озабочен ситуацией. Саркисов посоветовал нам организовать
лавину писем и телеграмм и мы немедленно принялись за дело: до восьми утра составляли
письма во все инстанции. В итоге, проект был изменен.
Еще одним важным мобилизующим событием в нашей общинной жизни была организация
в мае 1970 года выставки репродукций архитектурных памятников Москвы и Ленинграда.
Сотрудник Госрадио СССР Анушаван Погосян и инженер Моспроекта Рита Бабкеновна
Айвазян со своими фотоаппаратами объездили много мест и сделали более 300 снимков.
Всего набралось 370 фоторепродукций и эту выставку мы потом повезли в Ереван.
Открывая выставку в Доме архитекторов Армении, академик Морус Асратян назвал
ее “героическим подвигом российских армян”. Выставка продлилась месяц и о ней
сообщили все газеты и журналы, а также радио и телевидение республики. Мы ее
потом вместе с Ритой Айвазян перевезли в Ялту и в течение 20 дней она экспонировалась
под открытым небом во дворе Ялтинской армянской церкви. Затем вся экспозиция
была подарена Государственному архиву истории Армении.
... Сегодня, поминая нашего Марлена Арзуманова, я хочу отметить и всех тех,
кто так же много сделал для становления общины и кого тоже нет с нами: Гургена
Колманянца, Арменака Бабаяна, Сатеник Бабаян, Кима Авояна, Григория Меликяна,
скульпторов Эдуарда Мнацаканяна, Рудольфа Сафарова и Армена Чалтыкяна, юриста
Вагана Эмина, писателя Тельмана Зурабяна, художника и ученого Корюна Нагапетяна,
ученых Лоретты Тер-Мкртчян и Гранта Епископосова.
Плеяда родоначальников московской армянской общины, конечно, сильно поредела,
но я рад, что мои товарищи еще в строю и, дай Бог, мы соберемся вместе, как
в былые времена: художник Левон Агасарян, музыкант Анушаван Погосян, агроном
Жирайр Варданян, инженеры Ромик Айвазян, Ашот Сагарян, Рубен Татинцев и Вардкес
Шаумян, историки Роберт Айрапетян и автор этих строк -
Вардкес Айрапетян
кандидат исторических наук
(Опубликовано в № 117 "Юсисапайла")
Назад/Back |