Страницы нашей истории

МОСКОВСКАЯ АРМЯНСКАЯ ДИАСПОРА В 60-70-х ГОДАХ


Ровно год назад, 20 апреля 2000 года, не стало Марлена Багратовича Арзуманова - кандидата философских наук, доцента Государственной юридической академии. За последние полтора года - это вторая наша тяжелая утрата после трагической гибели Корюна Нагапетяна.
Оба они были членами группы активистов, которые в начале 60-х годов, в условиях всесилия тоталитарной системы, тайно организовали армянское землячество в Москве.
Эту нашу группу возглавляли герой Сардарабадской битвы, штабс-капитан Гурген Авакович Колманянц и бывший военный летчик, полковник в отставке Арменак Мартиросович Бабаян. Душой и заводилой группы был Гурген Авакович, коренной карабахец, дважды сидевший по 10 лет в сталинских лагерях. Под стать ему был и Арменак Мартиросович, яростно защитивший здание ресторана “Прага” от сноса в период прокладки Новоарбатского проспекта.
Главным достижением нашей группы я бы назвал сохранение армянского кладбища и часовни “Сурб Арутюн”. К этой благородной задаче были подключены многие представители русской и армянской интеллигенции Москвы: архитектор Крутиков, начальник управления по охране исторических памятников Соболев, инспектор Комаров, правнук поэта Саят-Нова Турпоян, заслуженный врач Сатеник Бабаян, В.А. Шаумян и, конечно, Г. Колманянц, А. Бабаян и автор этих строк. После решения вопроса о возвращении часовни возникла проблема выплаты 800 тысяч рублей для перевода в другое место цеха штамповочных мастерских, располагавшегося в здании церкви. Практически все студенты-армяне столичных вузов сделали пожертвования из своих скудных стипендий; их примеру последовали и многие московские армяне. В результате, нам удалось собрать более 3 миллионов рублей и на эти деньги мы не только “откупили” свою церковь, но и отреставрировали ее.
И 2 июня 1956 года церковь “Сруб Арутюн” (архитектор Григорьев) была освящена Католикосом Всех Армян Вазгеном Первым. Первым настоятелем храма был отец Месроп, но он проработал всего месяц и его заменил србазан Паргев. А вот Нина Сергеевна Бабаян бессменно работает в церкви с ее первого дня и по настоящее время.
В 1963 году управляющий Московским похоронным трестом Попов лично снял с ворот надпись “Армянское кладбище” и, несмотря на все наши усилия, мы до сих пор так и не смогли вернуть вывеску на свое законное место. Попытка, конечно, была: инженер Малаховского экспериментального завода Ромик Айвазян изготовил копию вывески из чугунного литья, но мы ее смогли довезти только до станции метро “Краснопресненская”. Там нас поджидали сотрудники КГБ, которые разбили вывеску и ее чугунными частями стали нас нещадно избивать: мне, в частности, они перебили пятый позвонок, и эта травма до сих пор дает о себе знать.
Впервые московские армяне в массовом порядке собрались на кладбище 24 апреля 1965 года, когда исполнилась полувековая годовщина Егерна. С тех пор мы каждый год отмечаем День памяти жертв Геноцида и собираемся для этой цели вокруг нашей церкви на территории нашего кладбища. Во время советской власти это было чревато последствиями; обязательно присутствовали чекисты, и их подчас было во много раз больше, чем нас. Потом самые активные оказывались в подземных казематах КГБ, где с нами вели “политико-воспитательную” работу, Мы все там побывали.
Но вот Вардкеса Арутюновича Шаумяна, которому сейчас 88 лет, кагэбэшники в начале не трогали. Потом все-таки арестовали и отправили в Калугу. Дело в том, что Вардкес Шаумян был автором письма армян Нагорного Карабаха, адресованного Никите Хрущеву. О его местонахождении мы узнали от поэта Владимира Рогова, автора стихотворения “Арарат”. Почти 600 человек на электричках отправилось в Калугу и два дня тамошняя тюрьма была окружена; люди скандировали “Свободу Шаумяну”, “Верните нам живого Шаумяна”. Среди демонстрантов были пятикратный чемпион Европы по штанге Акоп Фараджян, ныне покойный профессор Грант Епископосов, а также много студентов. На третий день В. Шаумяна, как ни странно, отпустили и мы все, радостные, вернулись в Москву.
В 1970 году в газете “Вечерняя Москва” был опубликован проект реконструкции Краснопресненского района Москвы. На месте Армянского кладбища планировалось разбить парк культуры и отдыха. В полночь мы собрались в тесной комнатушке кандидата исторических наук Л.Х.Тер-Мкртчян, чтобы обсудить наши дальнейшие действия. В два часа ночи Лоретте Христофоровне удалось найти домашний телефон тогдашнего председателя Краснопресненского райисполкома Саркисова; она ему позвонила и выяснилось, что он тоже озабочен ситуацией. Саркисов посоветовал нам организовать лавину писем и телеграмм и мы немедленно принялись за дело: до восьми утра составляли письма во все инстанции. В итоге, проект был изменен.
Еще одним важным мобилизующим событием в нашей общинной жизни была организация в мае 1970 года выставки репродукций архитектурных памятников Москвы и Ленинграда. Сотрудник Госрадио СССР Анушаван Погосян и инженер Моспроекта Рита Бабкеновна Айвазян со своими фотоаппаратами объездили много мест и сделали более 300 снимков. Всего набралось 370 фоторепродукций и эту выставку мы потом повезли в Ереван. Открывая выставку в Доме архитекторов Армении, академик Морус Асратян назвал ее “героическим подвигом российских армян”. Выставка продлилась месяц и о ней сообщили все газеты и журналы, а также радио и телевидение республики. Мы ее потом вместе с Ритой Айвазян перевезли в Ялту и в течение 20 дней она экспонировалась под открытым небом во дворе Ялтинской армянской церкви. Затем вся экспозиция была подарена Государственному архиву истории Армении.
... Сегодня, поминая нашего Марлена Арзуманова, я хочу отметить и всех тех, кто так же много сделал для становления общины и кого тоже нет с нами: Гургена Колманянца, Арменака Бабаяна, Сатеник Бабаян, Кима Авояна, Григория Меликяна, скульпторов Эдуарда Мнацаканяна, Рудольфа Сафарова и Армена Чалтыкяна, юриста Вагана Эмина, писателя Тельмана Зурабяна, художника и ученого Корюна Нагапетяна, ученых Лоретты Тер-Мкртчян и Гранта Епископосова.
Плеяда родоначальников московской армянской общины, конечно, сильно поредела, но я рад, что мои товарищи еще в строю и, дай Бог, мы соберемся вместе, как в былые времена: художник Левон Агасарян, музыкант Анушаван Погосян, агроном Жирайр Варданян, инженеры Ромик Айвазян, Ашот Сагарян, Рубен Татинцев и Вардкес Шаумян, историки Роберт Айрапетян и автор этих строк -
Вардкес Айрапетян
кандидат исторических наук
(Опубликовано в № 117 "Юсисапайла")

Назад/Back


Сайт создан в системе uCoz