"Необходимо инициировать закон о всеармянском форуме "Армения - Диаспора" как государственно-общественном суперпроекте"

У диаспоры, особенно у российской, есть горький опыт общения с армянскими властями на старте независимости. В годы правления АОД диаспора была отстранена от формирования и управления новой экономикой Армении. Тогда же наряду с растаскиванием благотворительных фондов, клановой приватизацией, коррупцией и вымогательством диаспора получила также и законодательный удар: потребительское отношение к диаспоре было окончательно закреплено в конституционной статье "О запрете двойного гражданства". После ухода с политической арены АОД второй президент РА сделал ряд попыток исправить ситуацию. Была возрождена идея проведения форумов "Армения - Диаспора", правда, без создания постоянно действующих рабочих структур, что значительно снизило их значение.

Уже два года, как действует Министерство диаспоры, но существенных позитивных перемен пока не произошло. Во всяком случае, активного вовлечения диаспоры в процесс преобразований не наблюдается. А без этого перелома не будет. Поддержка диаспоры заработает только в том случае, если не только капитал, но и их владельцы будут достойно задействованы в экономических программах и проектах. Изменения, внесенные в закон о двойном гражданстве, мало чем улучшили ситуацию, и лишь ограниченное число российских армян воспользовалось им. На мой взгляд, сегодня есть все основания, чтобы страна смелее открывала двери для своих сыновей и дочерей, волею обстоятельств оказавшихся за ее пределами.

Что касается возможностей российской диаспоры, то российские и московские армянские организации многочисленны и разрозненны. Только объединив их усилия, можно установить и продуктивно использовать совокупный финансовый и организационный потенциал всех диаспор. Поэтому необходимо инициировать закон о всеармянском форуме "Армения - Диаспора" как государственно-общественном суперпроекте. Естественно, что в качестве объединяющей и интегрирующей силы диаспор должна выступать Армения посредством всех своих исполнительных органов, а функция координатора должна быть закреплена за Министерством диаспоры.

Самый актуальный для нас вопрос: как достичь единомыслия и психологической совместимости диаспоральных общин и совместно противостоять ассимиляции? Думаю, что для этого необходимо создание единой системы национального образования для Армении и диаспоры. При этом систему должна обеспечивать общенациональная программа формирования новых поколений на основе национальной культуры, единого языка, общенационального кодекса жизненных принципов и внутринациональных отношений, основанных на философских воззрениях Гарегина Нжде. Система должна охватывать все формы и типы обучения по всем стадиям непрерывного образования. В конкретных общинах система должна работать гибко, с выбором приемлемых форм национального образования - школы, колледжи, гимназии, воскресные школы, центры дистанционного обучения и т.д. Общенациональное образование предполагает использование единых учебников и некоторых обязательных дисциплин. Для создания общенациональной системы образования необходимо провести в стране реформу образования, учредить общенациональный фонд образования и обсудить проблемы основных принципов его работы на форуме "Армения - Диаспора".

Решая эти и другие вопросы, мы должны исходить из того, что диаспора, сохраняя свою этническую идентичность, развивается на базе чужих культур, чем и ощутимо разнится не только от "айастанцев", но и от других армянских диаспоральных сообществ. Поэтому для решения многопрофильных задач расширения сферы культурно-образовательного взаимодействия и поддержки талантов в области искусства и науки необходимо создать программу "Армяне" и учредить Общенациональный Фонд сохранения и развития культуры.

На базе сохранения этнокультурной идентичности можно выстраивать другие вазаимоотношения, в том числе и экономические. Но для этого Армения нуждается в экономических реформах, и проект реформ должен быть разработан объединенными усилиями специалистов Армении и Диаспоры. Это создаст условия для честных партнерских отношений. А идеология предполагаемых реформ должна совершенно по-новому ставить условия интеграции армянских капиталов в экономику Армении. Действенным генератором для намеченных преобразований может стать учреждение Национального инвестиционного фонда и Всеармянского банка развития с филиалами в диаспорах.

Вардан Мушегян
Президент Союза общин РФ, председатель Армянской национально-культурной автономии Южного административного округа Москвы

"Юсисапайл"
В настоязее время Вардан Мушегян находится в Ереване, где проходит курс интенсивного лечения. Пожелаем ему скорейшего выздоровления и возвращения к активной работе на ниве общинной деятельности.


 

 

 

 


 

Сайт создан в системе uCoz