Давид Балаян

ЕЩЕ РАЗ О ЦЕРКОВНОМ КОНФЛИКТЕ В МОСКВЕ


В своем позапрошлом номере (№ 124) “Юсисапайл” положительно оценил объявленную Союзом армян России программу оказания бесплатной юридической помощи нуждающимся в этом армянам. И вот буквально недавно, 4 июня, я, грешным делом, попытался воспользоваться этой услугой, но не тут то было: мне отказали из-за... позиции “Юсисапайла” в церковном вопросе.
Уже не раз приходилось убеждаться в том, что дела “саровцев” резко расходятся с их словами, но речь сегодня не об этой публике; порой и более развитые люди не понимают того, что позиции авторов статей не всегда совпадают с позицией самой газеты.
Давно повелось, что в основном нормальные люди из числа московских армян, занявшись национальными делами, вдруг превращаются в непроходимых ретроградов, проявляя какой-то средневековый менталитет и патологическое мракобесие.
Хочу еще и еще раз подчеркнуть, что в конфликте вокруг Армянской церкви Москвы газета “Юсисапайл” занимает строго нейтральную позицию, ибо она стремится быть общей трибуной для всех, повторяю, всех армян, независимо от их политических, религиозных и иных взглядов. Армяне, причисляющие себя к православным, католикам, протестантам и даже иудеям или мусульманам, продолжают оставаться армянами, и это следует принимать как данное. Демократия как раз и состоит в том, что каждый человек имеет право придерживаться собственного мнения и имеет право его высказывать; именно такую возможность в нашей диаспоре предоставляет соотечественникам “Юсисапайл”, не подстраховываясь при этом самоцензурой. Только читатель, то есть народ, может быть судьей в том или ином вопросе, но для этого он должен иметь полную и объективную информацию из первых рук - в этом как раз и состоит функция нашей газеты.
На протяжении многих лет правдивая и нелицеприятная информация “Юсисапайла” вызывала и продолжает вызывать гнев “сильных мира сего”, которые, естественно, хотят, чтобы народ только читал панигерики в их адрес. Несколько лет назад именно по этой причине у “Юсисапайла” были очень серьезные и острые проблемы с тогдашним Главой епархии: только наша газета, следуя своему кредо, осмеливалась указывать ему на недостатки, в основном связанные со строительством храма. Правда, сейчас уже стало ясно, что люди, которым србазан поручил аккумулирование средств и само строительство, оказались, мягко говоря, не совсем чистоплотными, но тогда это было не очевидно. Защищая свои тогдашние интересы, эти люди бурно возмущались позицией “Юсисапайла” и настраивали архиепископа против газеты. Сегодня они в первых рядах “разоблачителей” и столь же рьяно возмущаются “Юсисапайлом”, но уже с диаметрально противоположных позиций. Пожалуй, не случайно то, что люди, еще вчера откровенно пресмыкавшиеся перед архиепископом Тираном, сегодня являются его самыми непримиримыми врагами, в массовом порядке переметнувшись в противоположный лагерь, - одно это их достаточно хорошо характеризует. Понятно, что такая гибкость сопряжена с получением разного рода благ, но в том-то и дело, что газета “Юсисапайл” придерживается несколько иного нравственного принципа.
Что греха таить, особенно стало трудно и чревато соблюдать этот принцип сейчас, когда столь остро разгорелась борьба вокруг Армянской церкви Москвы. Любая правдивая информация о действиях той или иной противоборствующей стороны вызывает ответные и подчас одновременные контрдействия, свидетельствующие как об эффективности, так и об истинной нейтральности газеты.
Разумеется, легко и, главное, прибыльно всегда быть, как это делают другие, на стороне толстосумов и власть предержащих.
А вот “Юсисапайл” исходит не из интересов отдельных групп, как бы они сильны и богаты не были, а из интересов нации, как бы слаба и безденежна она не была. И, как правило, в ущерб себе: ну посудите сами, что, кроме неприятностей, мог иметь “Юсисапайл”, критикуя в свое время архиепископа Тирана и его ближайшее окружение в Епархиальном Совете, и что, кроме неприятностей, он может иметь сейчас публикуя материалы в его защиту?
Но “Юсисапайл” смело идет своим путем, и именно поэтому пользуется определенным доверием своих читателей.
Правда, на страницах газеты в последнее время превалируют материалы, написанные сторонниками архиепископа Тирана. Это объясняется нежеланием стороны, ощущающей себя всесильной и очень богатой, в какой-либо форме сотрудничать с “Юсисапайлом”; более того, газете еще до начала всех этих событий было предложено... закрыться. “Юсисапайл” для них хуже гвоздя в заднице, поэтому они неизменно отвергают все попытки газеты наладить хоть какое-то сотрудничество.
Зато, не будь открытости “Юсисапайла”, никто бы не узнал ни слова правды о происходящих событиях, и, главное, оказался бы невостребованным нравственный императив зашиты архиепископа Тирана от его вчерашних “друзей”.
А он, этот императив, конечно, существует, если вспомнить, что течение 25 лет архиепископ Тиран крестил, венчал и провожал в последний путь десятки тысяч московских армян, и эта его деятельность на ниве духовного окормления народа имеет непреходящую ценность и ни в коем случае нельзя на нее покушаться, ибо в противном случае рушатся сами устои Армянской церкви.
Безнравственно также предавать забвению и деятельность архиепископа по открытию новых приходов, укреплению связей с Русской церковью, оказанию разнообразной помощи молодежи и нуждающимся.
В апреле в ряде русскоязычных “армянских” периодических изданий появились статьи о церковном конфликте в Москве, подписанные разными вымышленными фамилиями. Помимо грубых оскорблений и откровенной лжи, в них с явным удовлетворением отмечается факт того, что против архиепископа Тирана в те годы строчились доносы. Вероятно, кое-кто не чувствует себя обязанным соблюдать в газетых элементарные нормы общечеловеческой этики, но тут важно другое: и авторы, и подписанты тех кляуз очень хорошо известны — все они неверующие и никогда не были прихожанами церкви Сурб Арутюн.
На протяжении десятилетий я каждое воскресенье посещаю нашу церковь и в лицо знаю тех, кто исправно выполняет свою обязанность христианина. Мы ничего не имеем против людей, приходящих в церковь раз в год, или раз в десять лет, или вообще обходящих ее стороной. Но если человек начинает заниматься церковными делами, то пусть хотя бы посещает церковь! Мы вообще не вмешиваемся в вопросы веры или безверия неприхожан нашей церкви, среди которых есть и такие, кто ходит в православные, католические, протестантские и даже англиканские церкви, но почему они считают себя вправе вмешиваться в дела нашей церкви?
Уже много лет каждое воскресенье перед Божественным Патарагом мы, верующие, во главе с архиепископом Тираном становимся на колени перед алтарем и коллективно каемся в своих грехах и молимся о прощении грехов наших соотечественников, так как по христианскому вероучению на земле нет безгрешного человека.
Но, когда люди, которых мы никогда не видели рядом с нами на коленях во время покаяния, вдруг с прытью сумасшедших, ужаленных пчелой, начинают “защищать” от нас нашу же церковь, играя с судьбой всей Армянской Апостольской церкви, как нам прикажете реагировать?
Злость и ненависть чересчур глубоко поразили души, и в церкви Сурб Арутюн молятся за спасение их душ. В том числе и за тех, кто хоть и не верит во Всевышнего и не ходит в церковь, но, тем не менее, искренне печется об интересах нации и ее духовного пастыря - Армянскую Апостольскую церковь. Обладая лишь отрывочной информацией, они открыто осуждают архиепископа Тирана за то, что, мол, “он не подчинился воле Катогикоса, раскалывает церковь и тем самым ослабляет ее и, следовательно, нацию”.
Спасибо им за столь высокую оценку нащей церкви, но этим людям следует знать: истина в том, что архиепископ Тиран, несмотря на свое несогласие с решением Катогикоса, так как оно было принято с грубым нарушением вековых канонов и традиций ААЦ, полностью подчинился распоряжению Катогикоса и передал преемнику все дела по Епархии. Единственное, что он просил Его Святейшество 5 октября 2000 года в Эчмиадзине, в тот момент, когда услышал вердикт о своем неожиданном смещении, - разрешения остаться в Москве простым настоятелем церкви с тем, чтобы завершить строительство Кафедрального Собора. И это разрешение он получил; именно поэтому он вернулся из Эчмиадзина без нового назначения, ибо србазан до этого уже совмещал должности Главы епархии и настоятеля церкви и потому не было никакой необходимости официального подтверждения продолжения исполнения им функций духовного пастыря церкви Сурб Арутюн!
Но хорошо нам известные безбожники, организовавшие заговор против архиепископа Тирана, не захотели этого варианта и стали настаивать на полном его удалении из Москвы. Дальнейшие их действия и раскололи московскую армянскую диаспору, и с отрыжками этого раскола мы сталкиваемся теперь на каждом шагу.
Тем не менее, как раз верующих они не смогли расколоть: мы как приходили в нашу церковь, так и продолжаем это делать и по сегодняшний день. Причем общая посещаемость церкви Сурб Арутюн даже увеличилась: так, по данным администрации церкви в недавнюю Масленицу ее посетили 25 тысяч человек, а в Затик - аж 60 тысяч!
Приходскому же совету пришлось прибегнуть к адекватным ситуации мерам. Видите ли, Церковь как таковую образуют верующие, а священники - лишь нанятые ими люди из числа посвятивших себя духовному служению, порой даже из числа простых прихожан, как это бывало не раз. Наши прихожане сами просили архиепископа Тирана продолжать свое служение, так как при его опыте, личных связях с элитой и многочисленных наградах от правительства и Русской церкви, он, несомненно, нужен нам здесь, в Москве. Молодой иеромонах, в силу известных обстоятельств вознесшийся на уровень Главы епархии, мог бы гораздо быстрее и лучше преуспеть в новой должности, если бы сотрудничал с многоопытным архиепископом, вдруг ставшим его подчиненным.
Но он, к сожалению, пошел на поводу заговорщиков, которые и тогда, и сейчас пытаются убедить всех, в том числе и в Святом Эчмиадзине, что мы, прихожане церкви Сурб Арутюн, нечто вроде мусора и нас можно полностью игнорировать, безнаказанно оскорблять и унижать.
Внезапно разбогатевшим людям присуще считать себя самыми умными; но если даже они и правы, а прихожане ошибаются, то почему никто не захотел хоть раз встретиться с нами и попытаться «вразумить»? А ведь мы до сих пор так и не знаем за что, собственно, так поспешно сместили с должности многолетнего духовного пастыря и почему он не имеет права продолжать служение в качестве простого пастыря? Многие прихожане и организации посылали в Эчмиадзин письменные запросы и обращения, но был ли хоть ОДИН ответ?
Армянская церковь всегда была народной церковью и в этом секрет ее силы. К сожалению, мы вдруг поняли, что нас вообще не хотят считать за людей, - вот в чем суть церковного конфликта в Москве. Зачем далеко ходить: на примере САРа, главного организатора этого конфликта, мы видим, что стоит в чем-то не угодить им или попросту перестать быть нужным, как тебя тут же вычеркивают не только из числа армян, но вообще из числа людей.
Впрочем, кто кого, в итоге, вычеркнет, покажет только будущее, и оно не за горами.
В предыдущем номере “Юсисапайл” сообщил, что в мае в Спрингфилде еще на 4 года был избран Главой Восточно-американской епархии архиепископ Хажак Парсамян. Будьте уверены, что, если бы с ним поступили так же, как с архиепископом Тираном, американские армяне отреагировали бы намного жестче - об этом даже писали в тамошней армянской прессе. Но почему все изначально исходят из того, что московские армяне вытерпят любое беззаконие и что они самые ущербные во всей Диаспоре?
Любой верующий знает, что таинство посвящения человека в сан есть главнейший ритуал церкви, и он верит, что в момент, когда на голову посвящаемого опускается длань иерарха, через нее Святым Духом нисходит Божья благодать, передаваемая из поколение в поколение от Святых Апостолов. С точки зрения неверующих - это один из символических ритуалов церкви, необходимых для ее нормального функционирования. Но даже неверующие расхохотались, когда эта Божья благодать была снята... факсом из Торонто.
Если мы принимаем эту смешную факсовую попытку «лишения сана» в ответ на звонок по сотовому телефону, значит мы, действительно, нечто вроде мусора и даже хуже того. Но мы еще, извините, не опустились до этого уровня, поэтому Приходской совет требует, чтобы нарушения и беззакония в отношении прихожан Армянской Апостольской Церкви в Москве были рассмотрены Национальным-Церковным Собором, ибо только он, являясь высшим органом, может дать оценку действиям Верховного Патриарха. До вердикта Собора Приходской совет церкви Сурб Арутюн решил не подчиняться личным указаниям Католикоса, так как совершенно очевидна его личная предвзятость в данном вопросе.
Часто говорят, что Веапар имеет право на кадровые перестановки, вполне естественные для нового руководителя, поэтому, во имя единства церкви и нации, архиепископ Тиран должен был подчиниться пусть даже несправедливому приказу. С этим трудно не согласиться, но позвольте спросить: разве право принимать подобные решения не предполагает некие обязанности? Разве не должен Катогикос всех армян хоть немного предвидеть возможные последствия своих действий, тем более, если они связаны с достаточно щекотливым родственным моментом?
В результате этих действий, прихожане церкви Сурб Арутюн были лишены возможности участия в торжествах, посвященных 1700-летию принятия Арменией христианства в качестве государственной религии. Такие юбилеи бывают не так часто, а мы ведь так давно готовились к нему: откройте, хотя бы, все прошлые номера “Юсисапайла”. Были приглашены все, даже муфтий Азербайджана (кстати, отклонивший это приглашение), а приход церкви Сурб Арутюн был исключен из списка. Кроме того, сорвалась Благотворительная программа Правительства Москвы по финансированию строительства Кафедрального Собора Сурб Хач, отменено решение мэрии об открытии трех государственных армянских школ и т.д.
Мы не идеализируем архиепископа Тирана и не считаем его лишенным недостатков. Все эти годы паства жила и действовала в очень непростых московских условиях, и это не могло не отразиться на пастыре. В этом конфликте мы защищаем себя, свои права, свою веру и свою церковь и руководствуемся Словом Божьим: “А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авве, Отче!”. Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа” (Гал. 4:4-7).
Впрочем, вряд ли травля прихожан Армянской Апостольской церкви Сурб Арутюн носит религиозный характер, ибо заговорщики весьма слабы в вере, в знании Святого Писания, равно как и в уложениях и традициях нашей церкви. Их цель на данном этапе весьма прозаична: отобрать у прихода церковь Сурб Арутюн. В личных беседах и в упомянутых выше пасквилях в подконтрольных газетах они даже прямо говорят об этом: отдайте нам церковное здание “Сурб Арутюн” в Москве, так как оно построено И. Лазаревым и потому принадлежит Эчмиадзину, а значит нам!
У них весьма шаткие познания и в истории. Вся недвижимость после революции была конфискована большевиками, в том числе и здания, построенные Лазаревыми, а армянские церкви в Москве были взорваны. Семейная часовня Лазаревых потом, в 1956 году, была передана в качестве храма верующим армянам-москвичам по их неоднократным просьбам, и она продолжает выполнять свою прямую функцию: является центром церковной жизни московских армян в полном соответствии с законодательством России и уставом ААЦ.
А вот дом в Армянском переулке, который был построен Лазаревыми как учебное заведение для московских армян, указом Калинина в 1937 году отдали “рабоче-крестьянской Армении”. И теперь, сидя в этом здании, которое, повторяем, Лазаревы построили как учебное заведение для московских армян, эта компания еще имеет наглость рассуждать о Лазаревых и чуть ли не выставлять себя их прямыми наследниками, а заодно и радетелями интересов Святого Эчмиадзина!
Не пора ли руководству Армении вмешаться в ситуацию и избавить Дом Лазаревых хотя бы от этих абисогомовских нахлебников?
Побывав недавно в Ереване, я воочию убедился насколько серьезна там проблема сект, как там расплодились мормоны, иеговисты, адвентисты и прочие чуждые нам религии. Но трудно винить тех, кто целыми семьями пополняет их ряды: нынешнему церковному руководству не до них, оно занято более важными для себя делами.
Мы же уверены, что стоим на правильном пути, ибо ратуем за соблюдение многовековых традиций Святого Эчмиадзина, буквы и духа его законов. И мы уже добились того, что именно благодаря нам, по крайней мере, приостановлена цепь разрушительных пертурбаций в нашей Церкви. Эти изменения уже привели к отстранению от активной деятельности архиепископа Нерсеса Позапаляна, одного из самых просвещенных иерархов ААЦ, и инфаркту арцахского архиепископа Паргева Мартиросяна, к конфликту с патриархами Иерусалима и Константинополя, особенно проявившемуся в период празднования 1700-летия принятия Арменией христианства в качестве государственной религии и визита Римского Папы.
Московская церковь Сурб Арутюн и ее приход продолжают соблюдать все уложения и традиции Святого Эчмиадзина, и не случайно в воскресном Божественном Патараге трижды звучит молитва во здравие действующего Катогикоса Гарегина Второго.
Тяжкий грех совершают те, кто борется против единственно действующей в Москве Армянской церкви, где служится Божественный Патараг и совершаются таинства, где звучат шараканы и бессмертная духовная музыка Комитаса и Екмаляна, где возносятся молитвы на языке “Аствацашунча” (Библия в переводах Месропа Маштоца и Саака Партева), где произносятся проповеди во славу Господа, Святого Эчмиадзина и армянской нации. Они настраивают людей против нее, засылают провокаторов и омоновцев, травят судебными тяжбами и публикациями в подконтрольной прессе, преследуют ее прихожан и науськивают на них разные структуры.
В Москве идет интенсивный процесс ассимиляции, причем многие армяне сознательно отказываются от своей культуры, языка и религии. А нас хотят насильно отвратить от нашей Церкви и национальных корней - может они выполняют чье-то задание?
Считая, что духовное руководство церкви Сурб Арутюн должно перестать занимать оборонительно-выжидательную позицию, некоторые прихожане, в частности, потребовали предать официальной анафеме тех, кто перешел всякую меру в своей антицерковной и антиармянской деятельности. Однако архиепископ Тиран призвал не идти по пути неверующих, вмешивающихся в дела церкви: он заявил, что надо стремиться быть в мире и любви, а конфликты решать путем взаимных уступок и согласия.
Армянская Апостольская Церковь мудра, иначе не просуществовала бы 1700 лет, и она, мы уверены, найдет выход из создавшегося положения. На наш взгляд, он очень прост и лежит на самой поверхности, надо только вспомнить, что мы христиане и, следовательно, должны по-христиански решать все возникающие проблемы.

Опубликовано в № 126 "Юсисапайла" (июнь 2002 года)

Назад/Back


Сайт создан в системе uCoz