Съесть хлеб муфтия: о поездке Католикоса Всех Армян Гарегина II в Баку
Появились официальные сообщения о визите католикоса Гарегина II в Баку по случаю
какого-то очередного мирового «духовного» саммита, каких сейчас развелось множество.
Визит состоится практически сразу после траурной даты 24 апреля. Планируется
встреча с «духовным лидером» Азербайджана, с человеком который неоднократно
позволял себе гнусные заявления, касающиеся не просто Армянского государства,
но армян как нации. Честно говоря, не верилось этой новости, но подтверждений
слишком много, опровержений – ни одного.
Отдает ли себе отчет католикос, что едет в город, еще теплый от армянской крови,
где множество жителей живут в квартирах, отнятых у армян, еще больше пользуются
разграбленными вещами, где все пропитано той ненавистью, через которую пришлось
пройти всем армянам без различия пола и возраста.
Этот визит иначе, чем оскорбительным для нации не назовешь, какими бы политкорректными,
благими, духовными целями его бы ни пытались оправдывать. Такое впечатление,
что ограбление, унижение, погромы и убийства армян слишком привычны и «нормальны»
для нашей коллективной памяти. Они быстро становятся всего лишь предметом ритуальных
упоминаний. Недавнее прошлое не оскорбляет наше общее достоинство, не становится
«пеплом, который стучит в наше сердце». В конце концов, пострадавшие сами виноваты,
что жили рядом с «турками»…
Сегодня нет проблемы бакинских армян, нет их особых интересов как сообщества.
Бакинские армяне рассосались по странам и городам, в большинстве своем живут
личными и семейными проблемами и через одно-два поколения за редким исключением
станут таким же «потерянным коленом», как и другие армянские диаспорные сообщества
по ходу истории.
Сегодня есть проблема общей национальной памяти и чувства национального достоинства.
Никто не призывает армян идеализировать друг друга, но надо каким-то образом
становиться одной нацией с общей болью и общими радостями. Поразительно, до
какой степени мы, представители разных частей Армянства, проявляем крайнюю принципиальность
и максимализм прежде всего по отношению друг к другу, до какой степени бываем
предубеждены против друг друга. Некоторые из нас гораздо лучше расположены к
туркам и азербайджанцам, готовы простить им то, сотую долю чего не простят соотечественнику.
Ну, назвал публично этот муфтий армян народом, у которого предательство в крови
(«Ложь и предательство у армян в крови. Они сидели за нашим столом и ели наш
хлеб, а, выйдя на улицу, предавали»). Разве это мешает съездить к нему в гости,
принять от него угощение, съесть его хлеб? Зачем проявлять мелочную обидчивость
и злопамятность? Эти чувства мы приберегаем для своих.
Вообще говоря, нас должно было бы задеть присутствие в гостях у этой сомнительной
личности других церковных лидеров: патриарха всея Руси Кирилла, грузинского
патриарха Илии и пр. «Я привез Гарегину II приглашение от своего собственного
лица и от лица моего друга Аллахшукюра Пашазаде посетить Баку для участия в
конференции, которая будет проводиться Межрелигиозным советом СНГ», - цитируют
патриарха Кирилла новостные агентства. Если патриарх Кирилл считает муфтия другом,
тогда Илию, зная его слова и дела, правильно будет назвать духовным братом муфтия.
Но на кого нам обижаться, если в гости к этому гражданину, в этот город и в
эту страну едет сам католикос? Вы можете себе представить самого плохонького
раввина, который поедет говорить о высоких материях с немецким пастором, публично
озвучившим похожую реплику о евреях?
Что бы католикос ни сказал в Баку, сам поступок не может быть оправдан никакими
заявлениями. Для того, чтобы напомнить о злодеяниях и жертвах не едут в гости
к тем, кто совершал и восхвалял преступления. В гости едут для того, чтобы говорить
«о хорошем». Возможно, католикос уже «по-христиански» отпустил грехи жителям
города и муфтию. Какой внутренней софистикой было оправдано решение приехать
в дом, набитый наворованным у армян добром и сесть за стол, с засохшими пятнами
армянской крови, это не суть важно. Дело не в католикосе, а в общественной атмосфере,
которая допускает такие поступки. В равнодушии общества ко всему, что его «грузит»
проблемами морального долга и общего чувства достоинства. «Пусть мертвые хоронят
своих мертвецов», – машет рукой общество. А к оскорблениям в свой адрес армянам
не привыкать.
Карен Агекян, главный редактор журнала «Анив»
Назад/Back |