Съесть хлеб муфтия: о поездке Католикоса Всех Армян Гарегина II в Баку


Появились официальные сообщения о визите католикоса Гарегина II в Баку по случаю какого-то очередного мирового «духовного» саммита, каких сейчас развелось множество. Визит состоится практически сразу после траурной даты 24 апреля. Планируется встреча с «духовным лидером» Азербайджана, с человеком который неоднократно позволял себе гнусные заявления, касающиеся не просто Армянского государства, но армян как нации. Честно говоря, не верилось этой новости, но подтверждений слишком много, опровержений – ни одного.
Отдает ли себе отчет католикос, что едет в город, еще теплый от армянской крови, где множество жителей живут в квартирах, отнятых у армян, еще больше пользуются разграбленными вещами, где все пропитано той ненавистью, через которую пришлось пройти всем армянам без различия пола и возраста.
Этот визит иначе, чем оскорбительным для нации не назовешь, какими бы политкорректными, благими, духовными целями его бы ни пытались оправдывать. Такое впечатление, что ограбление, унижение, погромы и убийства армян слишком привычны и «нормальны» для нашей коллективной памяти. Они быстро становятся всего лишь предметом ритуальных упоминаний. Недавнее прошлое не оскорбляет наше общее достоинство, не становится «пеплом, который стучит в наше сердце». В конце концов, пострадавшие сами виноваты, что жили рядом с «турками»…
Сегодня нет проблемы бакинских армян, нет их особых интересов как сообщества. Бакинские армяне рассосались по странам и городам, в большинстве своем живут личными и семейными проблемами и через одно-два поколения за редким исключением станут таким же «потерянным коленом», как и другие армянские диаспорные сообщества по ходу истории.
Сегодня есть проблема общей национальной памяти и чувства национального достоинства. Никто не призывает армян идеализировать друг друга, но надо каким-то образом становиться одной нацией с общей болью и общими радостями. Поразительно, до какой степени мы, представители разных частей Армянства, проявляем крайнюю принципиальность и максимализм прежде всего по отношению друг к другу, до какой степени бываем предубеждены против друг друга. Некоторые из нас гораздо лучше расположены к туркам и азербайджанцам, готовы простить им то, сотую долю чего не простят соотечественнику. Ну, назвал публично этот муфтий армян народом, у которого предательство в крови («Ложь и предательство у армян в крови. Они сидели за нашим столом и ели наш хлеб, а, выйдя на улицу, предавали»). Разве это мешает съездить к нему в гости, принять от него угощение, съесть его хлеб? Зачем проявлять мелочную обидчивость и злопамятность? Эти чувства мы приберегаем для своих.
Вообще говоря, нас должно было бы задеть присутствие в гостях у этой сомнительной личности других церковных лидеров: патриарха всея Руси Кирилла, грузинского патриарха Илии и пр. «Я привез Гарегину II приглашение от своего собственного лица и от лица моего друга Аллахшукюра Пашазаде посетить Баку для участия в конференции, которая будет проводиться Межрелигиозным советом СНГ», - цитируют патриарха Кирилла новостные агентства. Если патриарх Кирилл считает муфтия другом, тогда Илию, зная его слова и дела, правильно будет назвать духовным братом муфтия. Но на кого нам обижаться, если в гости к этому гражданину, в этот город и в эту страну едет сам католикос? Вы можете себе представить самого плохонького раввина, который поедет говорить о высоких материях с немецким пастором, публично озвучившим похожую реплику о евреях?
Что бы католикос ни сказал в Баку, сам поступок не может быть оправдан никакими заявлениями. Для того, чтобы напомнить о злодеяниях и жертвах не едут в гости к тем, кто совершал и восхвалял преступления. В гости едут для того, чтобы говорить «о хорошем». Возможно, католикос уже «по-христиански» отпустил грехи жителям города и муфтию. Какой внутренней софистикой было оправдано решение приехать в дом, набитый наворованным у армян добром и сесть за стол, с засохшими пятнами армянской крови, это не суть важно. Дело не в католикосе, а в общественной атмосфере, которая допускает такие поступки. В равнодушии общества ко всему, что его «грузит» проблемами морального долга и общего чувства достоинства. «Пусть мертвые хоронят своих мертвецов», – машет рукой общество. А к оскорблениям в свой адрес армянам не привыкать.

Карен Агекян, главный редактор журнала «Анив»

Назад/Back


Сайт создан в системе uCoz