НАШИ ДРУЗЬЯ
Газета армян России "Еркрамас"
|
Давид Балаян «Беник и его статья»
Недавно к «Юсисапайлу» обратился ученый из Великобритании, который пишет книгу об истории Армянской Апостольской церкви. Среди прочих тем его интересовала судьба бывшего епископа Паргева Геворкяна, с 1956 по 1976 годы возглавлявшего Российскую епархию ААЦ.
Србазан Паргев был одним из самых образованнейших иерархов нашей церкви и его статья «В борьбе за существование», которую я в свое время перевел на русский язык для публикации в газете «Армянский вестник», до сих пор остается единственным источником по истории ААЦ тридцатых годов. Он буквально стоял над головой, придирчиво оценивая каждое переведенное слово и постоянно добавляя новые штрихи к тексту. Я, кстати, просил его более подробно изложить историю, связанную с вардапетом Беником, но србазан Паргев лично его не знал. И очень заинтересовался моим рассказом о встречах с этим удивительным человеком.
Высокий худощавый старик с аккуратной седой бородой и в неизменном белом костюме был частым гостем в нашем доме в Конде, где, кстати, бывали Ваграм Папазян, Авет Аветисян, Давид Малян (мой крестный), Давид и Ольга Гулазяны, Ерванд Кочар, Рачия Нерсисян, Ашот Шайбон и многие другие знаменитости тех лет. Беник всегда держался особняком; по сути, он лишь сопровождал супругу, известную Пайлун Арусяк, навещавшую свою подругу и мою бабушку тикин Астгик из рода богатых негоциантов Асланянов.
Мне были интересны разговоры взрослых, и я с жадностью впитывал все услышанное. Так я узнал, что Беник обратился к Католикосу с просьбой простить его и принять обратно в лоно Эчмиадзина. «Только, если он на коленях приползет из Еревана в Эчмиадзин», - заявил Католикос, явно не ожидавший, что Беник так и сделает. На полпути Веапар Георг Чорекчян подъехал к двигавшемуся на коленях старику, поднял его и усадил в машину.
Но обратно в Эчмиадзин не принял.
Что же сделал Беник?
Вардапет Беник был одним из самых выдающихся проповедников Армянской Церкви начала века. Церкви конкурировали друг с другом за право пригласить Беника прочитать проповедь, каждый церковнослужитель хотел увидеть его в своей церкви и вместе с прихожанами послушать его проникновенные речи. Светлой памяти Католикос Георг V Тифлисский называл его «мой воскеберан (златоустый) Беник». Была опубликована книга Беника «Проповеди», которая стала очень популярной. Известный лингвист Грачья Ачарян с похвалой отозвался в своих мемуарах о Бенике и, в частности, выразил удивление, как «этот благородный человек стал противником традиционной Церкви?».
Причину нашли быстро: оказывается, все дело было в том, что Беник, видите ли, увлекся девицей из Игдира Арусяк, которую он встретил в гостинице святого Эчмиадзина, влюбился в нее и женился, нарушив церковные законы. Покинув монастырь, Беник призвал других монахов последовать его примеру, выйти из Армянской Церкви и покончить со ставшим «анахронизмом» монашеством.
Как бы то не было, Беник основал группу «Свободная церковь» и стал выпускать под этим названием периодическое издание. В одном из номеров этого журнала была опубликована статья Беника «Церковь разбоя». Вот она (на армянском языке) >>>
|
|