Являются ли армяне библейским народом?


Армяне часто любят говорить о себе как о библейском народе. Верно ли такое высказывание? Ведь греки, о которых также упоминается в библии, не называют себя библейским народом. Они - народ Гомера, Платона и Аристотеля. В случае армян, связь их с библией имеет двоякое происхождение. Армяне, с одной стороны, являются также до-библейским народом, и связывать их историю только с библией, значит, на пару тысячелетий сокращать их историю. Более того, армяне, видимо, являются единственным живым народом, чей язык сохранил смыслы и значения ушедших в прошлое культур Шумера, Месопотамии, Египта и может служить мостом к пониманию исторического опыта и ценностей этих древних культур. По-видимому, только этот язык, столь же современный, сколь и древний ( в чем его и ценность!), позволяет связать в единую непрерывную цепь развитие человеческой культуры и показать ее преемственность и единство, несмотря на опустошительные разрушения.
С другой стороны, как свидетельствуют цитируемые ниже авторитетные источники, значительная часть содержания библии была заимствована древними евреями (арменоидами по генетическому типу) у протоармян, живших на обширных ареалах Малой Азии и даже Палестины, до прихода туда древних евреев. Раскроем более подробно эти тезисы.
До того как сложились библейские тексты, армяне уже имели насыщенную и славную историю, имели свою религию и политические организации и являлись влиятельным народом на всем ареале от Египта до Афганистана*. Попробуем погрузиться в толщу до-библейской истории армян, опираясь только на выдержки из двух книг (1.Карпичечи А.К. Искусство и история Египта. Флоренция, 2000; 2.Робак К. Мир в древности. Нью-Йорк, 1966), волею случайных обстоятельств оказавшихся под рукой автора, не-историка по специальности.
Об истории древнеармянского царства Митанни имеется много публикаций, в том числе на русском языке. Гораздо меньше упоминаний о внешнеполитических связях этого государства. Как утверждает первая из цитируемых нами книг, «интенсивные связи государства Митанни с Древним Египтом в 16 веке до н.э. революционным образом сказались на культуре египтян. Войны против гиксосов Аменофиса I (1546-26) и Тутмоса I (1526-12) привели к первым столкновениям с митаннийцами. Победы египетского фараона Тутмоса III (1505-1450) в сражениях с митаннийцами, - причем в 1483 г. до н.э. Тутмос III разбивает их на самой территории Митанни - обернулись торжеством митаннийской культуры в самом Египте. Самый известный фараон Древнего Египта Тутмос III отличался тем, что был щедр, прощал бунтовщиков и сохранял нравы и религиозные традиции завоеванных территорий. Его сын Аменофис II (1450-1425) заключает мир с Митанни, женит своего сына, будущего фараона Тутмоса IV (1425-1408) на принцессе Митении, дочери митанийского царя Артатама»(1,с.10). Сын Тутмоса IV, уже армянин по матери (в Древнем Египте род и наследование определялись по материнской линии), Аменофис III (1408-1372) поддерживает мир с соседними государствами, женившись на их принцессах - Тиу (Туйя), дочери митаннийского царя Сутарна, и на дочери вавилонского царя Калимасина. «Тиу оказывает сильнейшее влияние на фараона» (1, с.11). «При Аменофисе III Египет достигает пика своего могущества и процветания. Особенно сердечными были отношения Амонофиса III с Тушраттой, царем Митанни»(2, с.82).
Сын Аменофиса и Тиу, «этой неукротимой главной жены фараона», армянин на 3/4, Аменофис IV (1372-1354), вошедший в историю под именем фараона-революционера, «фараона-еретика» Эхнатона, также берет в жены митаннийскую принцессу. После непродолжительного брака (4 года) и смерти принцессы он женится на ее сестре Нефертити, «прекраснейшей из женщин». Нефертити оказывает исключительное воздействие на религиозную жизнь египтян: она воздвигает нового Бога Атона, символизировавшего солнечный диск. Эхнатон меняет не только свое имя, но и заменяет традиционную египетскую религию Амона на митаннийскую, монотеистическую и глубоко мистическую религию Атона, согласно которой, все люди равны в любви к единому Богу, пророком которого является фараон. Новый Бог был лишен зооморфических и антропоморфических черт, присущих египетским богам. Новым было также подчеркивание роли Атона как творца и благодетеля вселенной. Помимо Атона из богов существовал только Эхнатон. Фараон разделял божественность Атона и говорил о себе как о сыне Атона и соправителе. В центре Египта он создает новую столицу - город Ахетатон, «горизонт Атона», куда перемещает и религиозную власть из Фив. (В действительности, по-видимому, служение Атону началось еще в предыдущем поколении, с приходом Тиу и опиралось на глубокие корни, связывавшие эти культуры в общем поклонении Богу-Солнцу Ра, в честь которого в Египте был построен город Гелиополис). Эхнатон умирает в 1354 г.до н.э.
Трон наследует легендарный фараон Тутанхамон (1354-1345), который женится на одной из шести дочерей Эхнатона, семь лет управляет Египтом под регентством Нефертити, а затем загадочно умирает в возрасте 18 лет. Его молодая жена в отчаянии обращается за помощью к могущественному царю хеттов Шапилалюмашу (1380-35), чьей женой была одна из сестер Нефертити, прося прислать ей одного из своих сыновей в качестве мужа, очевидно пытаясь поддержать свое правление в альянсе с хеттами. Шапилалюмаш, заподозрив вначале ловушку, затем убеждается в искренности просьбы и направляет молодого принца для женитьбы на царевне. Однако принц исчезает в пути, по всей вероятности, убитый одним из агентов Эйя, влиятельного жреца, не желавшего упускать власть. Нефертити, вышедшей замуж за старого жреца Эйя, удается сохранить власть еще на 4 года. Но с ее смертью разрушается город Ахетатон, а с ним и память о прекрасной царице, и даже о месте ее захоронения. Египет впадает в анархию и нищету.
Если учесть, что обычно переезд принцессы сопровождался пышной процессией, состоящей из сотен, а то и тысяч царедворцев, слуг, жрецов, воинов, толмачей, то влияние митаннийской культуры на Египет продолжалось почти сто лет. Однако понятия, связанные с Атоном, были слишком абстрактны, сложны и непонятны для восприятия обычных египтян, которые предпочли вернуться к своим привычным богам.
Надо сказать, что не менее тесными были связи и с хеттами. Например, пантеон богов и сановных лиц, погребенных в гробнице Язылкайя (Турция), священном месте для хеттов, целиком представлен протоармянами (возможно, митаннийцами) и их богами, а не хеттами. Предполагается, что эта собрание иностранных богов было инициировано царицей Падахепа, армянской принцессой, ставшей женой хеттского царя Хатушилиша III. Известно, также, что она находилась в переписке со своей сестрой, очередной царицей Египта армянского происхождения, женой Рамзеса II (1298-1235) по поводу мирного договора между хеттами и Египтом (2, с.96).
Как далее указывает автор второй монографии, большую часть своей мифологии хетты заимствовали у армян и даже передали часть этих историй древним грекам. Например, цикл историй о Кумарби, отце богов, который завоевал свое царство в борьбе с конкурентами, откуда почерпнуты истории о Зевсе, изложенные в «Теогонии», произведении греческого поэта Гесиода, жившего в седьмом веке до н.э.
Другая история о войнах Кумарби - это «История Алликама», содержащая элементы схожие с древнегреческим мифом о Тифоне, который воевал с Зевсом. Раннее искусство Древней Греции также испытало прямое влияние армян Урарту, благодаря которому в него вошел восточный колорит.
Касаясь связей между древними евреями и древними армянами, этот автор (2) указывает, что контакты с Месопотамией объясняют параллели между законами патриархов у евреев и законами Хаммурапи (Вавилон), а истории о потопе были частью традиций этого региона. Однако, «и законы и истории эти евреи могли заимствовать у армянского населения Палестины, жившего там до появления евреев»(2, с.127).
В этих кратких исторических сведениях, чувствуется напряженность древнеармянской внешнеполитической деятельности, ее активное идеологическое влияние на соседние страны. Каково было содержание этой протоармянской, ныне исчезнувшей до-библейской культуры? Интересно было бы проследовать за древним армянином в его поиске истины, полным сомнения и муки, но озаренным экстазом веры, поскольку человек сам пытался найти значение действительности, понять, почему и для чего дана его собственная жизнь и вся окружающая вселенная. Именно тем, что истина была найдена самостоятельно, а не заимствована у соседних народов, можно объяснить ту крепость веры и ее неотъемлемость от действий древних армян, которая проявлялась даже в интенсивности их влияния на другие народы. Каждый народ, выйдя из своего источника в доисторические времена, движется затем как река: могут быть повороты, пороги, скорость течения замедляться или убыстряться, но это необходимое и однонаправленное движение - вспять реки не текут. Не обнаружим ли мы, что духовные проблемы древних армян были очень близки нашим? Или же наоборот, что мы не имеем ничего общего с нашей древней культурой? Попробуем восстановить некоторые элементы их культуры по ее египетским следам.
Основа всей системы религиозной мысли и строгой морали египетских
народов - в мифе об Осирисе, ко­торый не только отражает исторические события, но также является высоко духовной концепцией. С течением столетий он постепенно за­темнялся и заслонялся массой накапливающихся де­талей и противоречивых эпизодов, но, даже несмотря на это, его огромное этическое и религиозное значе­ние еще очевидно даже нашему современному мента­литету, окаменевшему за тысячелетия цивилизации.
Великий миф об Осирисе может быть сформулиро­ван в нескольких словах, просто и ясно. После трех божественных царств, во время которых боги Шу, Ра и Геб, один сменяя другого, опекали человечество в рай­ских кущах, пришло время для Осириса и его миссии. Абсолютный Дух воплотился в человека для дости­жения человечества, затерянного вне Рая, и, как че­ловек, он страдал и умер с другими людьми. Он стал человеком, чтобы вести себе подобных по тяжкому пути к пониманию своего назначения, чтобы сделать людей творцами их собственной жизни, Он стал чело­веком, чтобы умереть подобно самому последнему из людей, жертвой самых тяжких несправедливостей. Расчлененный собственным братом и воскресший, он дает уверенность в возрождении к вечной жизни, благодаря безграничной любви, соединяющей творение с Творцом. Это - свидетельство любви и воскреше­ния, как главной сути всего созданного; свидетель­ство, данное непосредственно самим актом творения: Солнцем, исчезающим и возрождающимся каждый день снова, всегда; семенем, умирающим в темных не­драх земли и возрождающимся, пышно расцветаю­щим под лучами солнца и дающим новую жизнь каж­дый год, всегда. Эта уверенность - та самая сила, ко­торая спустя много столетий приведет Сократа к ясно осознанному самоубийству, та же самая сила, кото-рая, в соединении с моралью и духовностью, проникла в греческие мифы и римские культы.
Глубокая любовь, которой пронизан миф об Оси­рисе, окружила милосердием и нежностью фигуру Исиды, богини, наиболее близкой египетскому наро­ду, самому человечному и страстному созданию, ког­да-либо появлявшемуся в древнем мире. Мы встретим храмы и статуи, посвященные ей, по всей Римской им­перии, и сегодня еще видны развалины маленького храма Исиды в Помпеях, построенного в первом веке н.э. Если Осирис воспринимает смысл и опыт воскре­шения, присущего силам природы, то Исида - это уверенность, гарантия возрождения, окончательной победы над злом и смертью. Миф об Осирисе явно от­ражает представления аграрного мира об изначаль­ной богине Матери-земли, на чьей груди умирает бог-семя, чтобы дать своему творению пропитание и по­дарить вечную жизнь во всеобщей трапезе любви и жертвенности, на которой вечно обновляется мисте­рия воскрешения.
В третьем тысячелетии кристальная и ясная сущность мифа о любви и воскрешении затуманилась, т.к. он стал инструментом власти в руках касты более или менее просвещенных жрецов, но затем во второй половине третьего тысячелетия свершилось чудо.
Длилось оно недолго, но оставило глубокую отметину в человеческой мысли. Это чудо выразилось в попытке Эхнатона (1372-1354 гг. до н.э.) трансформировать оккультную религию в религию для всех, с ясным образом единого и абсолютного бога. В обстановке смуты и неуверенности наступает краткий период Эхнатона, с его религией равенства, любви и непосредственной связи с Богом, приносящей всем людям веру во всеобщее спасение.
Эхнатон прилагает сверхчеловеческое усилие, пытаясь прорвать изоляцию религии и позволить всем получать ее духовные дары, без посредничества жрецов и посвященных лиц. В первую очередь было необходимо отменить культ всего множества богов, и, чтобы избежать беспорядка, фараон ликвидировал имя Амон, дав абсолютному богу Ра имя Атон. Неисчислимые божества исчезли, и люди стали равны перед Атоном, потому что Он ''создал каждого человека равным брату его", и к каждому Он обращается со словами "ты -в моем сердце". Вселенная синтези­руется в едином акте любви, соединяющем Творца и Творение, потому что "Ты - единственный, только Ты создаешь тысячи и тысячи существ... Ты есть поток жизни, и никто не может жить без Тебя... Ты живешь в каждом младенце с зарождения его в утро­бе матери, Ты осушаешь его слезы, Ты открываешь его уста и ведешь его, пока он нуждается в этом... Ты есть Бог всех, Ты - тот, кто заботится обо всех. Ты, который создаешь жизнь всех народов, по­местил Нил на Небеса, чтобы он снисходил к нам и омывал наши поля своими водами и удобрял их".
Эта любовь, которая создает и возвышает всю Вселенную, проявляется непрерывно и среди нас, потому что она - подобна лучу Солнца, от которого идет тепло, дающее жизнь, она - как бесконечная длань, полная даров. Сам фараон, пророк абсолютного Бога, и все его семейство щедро передают людям боже­ственные дары. Обряд благодарения и приношения даров фараона Атону-Ра происходит открыто, в лучах Солнца, на множестве алтарей, где богослужения со­вершают все люди, окружив алтарь Эхнатона.
Этот образ фараона и его семейства жил всего лишь в течение его жизни. Несмотря на энтузиазм и поддержку его друзей, со смертью этого Великого Мужа, старая каста жрецов вновь завоевала власть, прокляв "фараона-еретика". Храмы Атона были разрушены, последователи фараона теперь преследовались за свергнутую религию, а Ахетатон, священный город, был заброшен в пустыне. Возвращается Амон со всем своим сонмом богов, искусство принимает традиционное направление, но краткий эксперимент Атона не прошел напрасно. Великое мистическое открытие оставило глубокие следы, зародив искру, вспыхнувшую в жизни и религиях других народов, очистив даже и традиционную веру.
Действительно, в последние столетия, несмотря на различные вторжения и иностранные засилия, Амон-Ра стал тем, кто "не может быть представлен чем-то, ибо он есть чистый дух", а в ежедневном обряде ''под­ношений руками жреца" приношения стали, в основ­ном, духовными, уменьшенными до символической статуэтки Маат: "плоть, душа, пища, дыхание жизни" Создателя. Тайны Осириса были восприняты в Греции и в Малой Азии, египетские космогонические пред­ставления были развиты Фалесом и Пифагором.
Религиозные опыты Эхнатона и его животрепещу­щий пантеизм любви проникли повсюду, даже в такие совершенно различные мировоззрения, как греческое и иудейское.
Шестью веками позже, в саисскую эпоху (666-524 гг. до н.э.), высокая духовность египтян опять воскреснет в индивидуальном сознании, в равенстве людей перед Богом и в обновленной вере в божественное Провидение. Это будут последние отголоски древней религиозной силы, побудительницы сильных и ярчайших отблесков в мировоззрении народов, формирующихся вокруг Египта - в Греции и в Палестине.
Влияние митаннийской культуры и религии, проводником которых являлись Эхнатон и предшествующие поколения его сородичей, по своему социально-культурному смыслу равнозначно духу протестантизма, охватившему Европу в 16 и 17 веках. Как и тремя тысячелетиями ранее, приближая человека к Богу, европейский протестантизм провозглашал его общение с Богом без посредничества церкви. Конечно, учитывая, что целью влияния митаннийских правителей была внешнеполитическая акция, как правило, имеющая целью установление контроля над сопредельной территорией, она непременно должна была направляться против слоя жрецов - теократических правителей Египта. (Этот факт перекликается и с истинными мотивами европейского протестантизма). Но, несмотря на прагматическую сторону этой культурной акции, мудрость древних народов остается непреходяще актуальной и сегодня. Закончить хотелось бы предостережением египетского жреца Птаххотепа.
Птаххотеп в своих максимах, которые повторялись в течение многих тысячелетий, предупреждал: «Не сей страха среди людей, ибо Господь воздаст тебе в той же мере, в какой у того, кто хочет завоевать жизнь насилием, Бог изымет хлеб изо рта, отнимет богатства и силу. Не сей страха среди людей, дай им мирную жизнь и с миром будешь иметь столько, сколько должен был бы завоевать войной, потому что такова воля Божия»(1,с.89). Как мы видим, краеугольные камни человеческой добродетели являются составной частью, тех же идеалов, что три тысячи лет спустя стали основой проповеди Христа о царстве Небесном.
*Куда, кстати сказать, много позже, в район Кандагара Тамерлан переселил 10 тысяч карабахских армян. См. Хасан Джалалян. История Арцаха. (1702-1722).
1.Карпичечи А.К. Искусство и история Египта. Флоренция, 2000.
2.Робак К. Мир в древности. Нью-Йорк, 1966.
Опубликовано в в № 126 "Юсисапайла" (июнь 2002 года)

Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz