Гоар Маркосян (Москва)
Какую Армению мы хотим
Время от времени в Армении раздаются призывы, суть которых сводится
к тому, что “российская диаспора должна помочь своим отчаявшимся и вымирающим
согражданам, выезжающим в Россию на заработки”. Видимо, эмиграция из Армении
приняла настолько зловещий и неуправляемый характер, что вспомнили про российскую
диаспору, которой теперь хотят вменить в обязанность “настроить их (то есть
мигрантов) на прорусскую ориентацию”, “помочь не стать ассимилированными манкуртами”,
“помочь нашим ученым получить гранты” или даже “начать публиковать ежемесячный
журнал рабочих вакансий”.
Действительно, армяне в России зачастую оказываются в тяжелом и унизительном
положении “временных рабов”, которым платят мало и нерегулярно, милиция к ним
придирается на каждом углу, при попытке легализироваться беззастенчиво грабит
консульство Армении, часто они вовлекаются в различные криминальные обстоятельства.
Но ведь эмиграция имеет глубокие корни в Армении и нуждается в глобальных решениях,
а не в смешных и глупых полумерах, которые нам предлагают.
Кстати, мы их уже перепробовали в различных вариациях в течение последних 10
лет, вместо того, чтобы в свое время противостоять разрушительной политике правящих
кругов Армении. Но тогда республика находилась в состоянии войны и на это списывалось
многое. Впрочем, даже сейчас мы не готовы по-настоящему осмыслить происшедшее
и уразуметь горькую историческую истину: вытеснение армян из Западной Армении
турецкими варварами длилось 600 лет, а ерит-амяне опустошили Восточную Армению
всего за шесть.
Хотя что могла сделать российская диаспора и ее передовой отряд - московская
армянская община? Да, в советские годы здесь собралась интеллектуальная элита
нации, но ее знания и умения не нужны были правительству независимой Армении,
и ее посольство всеми способами это подчеркивало. Оно общалось (и продолжает
общаться) только с богачами.
Но ведь мир так устроен, что одному суждено зарабатывать деньги, другому их
тратить, а третьему - думать. Каждый выполняет для нации свою миссию.
Что греха таить: благодаря тому, чего достигли в индивидуальном порядке московские
армяне, почти половина населения Армении и Арцаха стихийным образом перебралась
в Москву и органично влилась в местную жизнь. Делалось это не через какие-то
общинные структуры, а сугубо благодаря семейным и дружеским связям, подчас за
счет нашего здоровья и благополучия. В этом отношении нас просто восхитила культура
интеграции в русское общество бакинских армян, их поведение, умение и гордость.
А вот мигранты из Армении последней волны столкнулись с огромными трудностями,
обусловленными как психологическими, так и организационными барьерами, которые
местные армяне уже не в состоянии устранить или ослабить в частном порядке.
В этом отношении многое могло бы сделать правительство Армении, скажем, по примеру
Югославии или Турции организовать строительные концерны. Это обеспечило бы социальную
и политическую защищенность многочисленным армянам, занятым в России на строительных
работах, и еще бы принесло республике определенные материальные выгоды. Сейчас
же эти дивиденды получают криминальные структуры, в том числе и армянские.
...Еще пять лет назад один мой родственник в Ереване сказал: “если можете, дайте
денег, а ваша любовь и советы нам не нужны”. Это позиция практически всех в
Армении, в том числе и правительства. Яркое тому свидетельство - история с Аркадием
Вартаняном. Ему, как и многим из нас, прямо в лицо говорили: “кто ты такой,
где ты был все эти голодные и холодные годы? Мы здесь жили тогда и потому только
нам решать как нам жить”. В то годы у того же Вартаняна грелись и питались многие
знаменитости, да и каждый из нас кому-то помогал выживать.
Но, если сегодня 80% населения Армении находится вне ее пределов и, наверное,
большая часть этих людей в течение ближайших 10 лет туда не вернется, то всем
армянам, независимо от того, где они родились, пора уже определиться и задать
себе вопрос: “Какую Армению мы хотим, и сколько еще времени мы должны жить вне
своей Родины?”
Честный и прямой ответ на этот вопрос подскажет и те действия, которые должен
предпринять каждый армянин, если он хочет, чтобы и он, и его дети продолжали
оставаться армянами.
Караван мой бренчит и плетется,
Средь чужих и безлюдных песков,
Погоди караван! Мне сдается,
Что из Родины не слышу я зов...
Караваны всех армян, соединяйтесь!!!
Я знаю одно - мы должны научиться жить на нашей Родине, насколько бы это не
было трудно (наподобие японцев). Мы не цыгане, и не евреи, у нас другая биография,
у нас другое прошлое и другие гены. Адаптироваться в чужой среде и одновременно
не ассимилироваться - почти невозможно. Московская Армянская Община, которая
имеет историю не менее 300 лет, показатель этому. Мы видим, что значит, когда
армянин живет в русской среде 100 лет, 50 лет и 20 лет.
Ведь не тайна, что главный ресурс Армении - это народ, его ум и умение. Пока
мы не вернемся домой, Армения будет бедной страной. Мы ходим по всему миру как
... искусственные сироты при живой матери. Родина-мать нас не зовет. Видно,
что для создания программы процветания Армении и ее реализации должны участвовать
все армяне, независимо от их места нахождения. А правительство Армении должно
создать законную базу для этого.
(Опубликовано в № 122 "Юсисапайла")
Назад/Back |