Материалы 91-го номера, вышедшего 7 августа 1997 года, предваряла редакционная статья
О НАЦИОНАЛЬНОЙ ДУХОВНОЙ ПИЩЕ
Вряд ли будет особым откровением утверждение о том, что каждый человек нуждается в материальной пище, без которой он обречен па физическое истощение и неминуемую смерть. Менее очевидна потребность человека в духовной пище, отсутствие которой приводит к деградации личности. Но, вероятно, и национальная идентичность в человеке также нуждается в некоторой подпитке, иначе она может захиреть и прекратить существовать.
Что, кстати, и произошло с подавляющей массой московских армян.
По переписи 1989 года в столице насчитывалось 49 тысяч москвичей-армян. Сейчас этот показатель возрос на целый порядок. Однако в качественном отношении ничего не изменилось: черная дыра ассимиляции поглощает все новые жертвы. Национальная идентичность армянина (и, прежде всего, национальный язык) - в нынешней ситуации не является востребованным товаром и даже, наоборот, мешает интеграции в местную жизнь. Поэтому с поразительным безразличием нация разбазаривает в Москве свой и без того дефицитный генофонд.
Чистейшим донкихотством выглядят потуги "Юсисапайла", пытающемся хоть как-то противостоять этому процессу. Проиграв начисто битву за язык. "Юсисапайл", тем не менее, продолжает сражаться за то, чтобы армянин в Москве не потерял последнюю возможность получения национальной духовной пищи.
В одном только Лос-Анджелесе (втором после Москвы по численности центре армянской Диаспоры) выходят 16 национальных периодических изданий, работают три телеканала и две радиостанции. Почти все эти источники национальной информации (другими словами, национальной духовной пищи) являются партийными: практика показала, что конкуренция
партийных структур диаспоры имеет положительный аффект и не
столько раскалывает общину, сколь ее организует. К сожалению, в Москве не срабатывает даже эта закономерность.
Взамен мы наблюдаем постоянные попытки создать и, естественно, возглавить что-то подобное национального Центрального Комитета, причем, обязательно в глобальном масштабе. В иерархии ценностей этих "вождей" пресса занимает сугубо подчиненное место и призвана лишь потчевать нас духовной пищей в виде кратких биографий и уймой благодарностей лично в их адрес.
Однако, Армянская Пресса имеет свое самодовлеющее место в любой диаспоре. Это не только источник (причем, подчас единственный) национальной духовной пищи. Она создает общенациональное информационное пространство, особенно необходимое при столь значительных территориальных и организационных разрывах. Кроме того, пресса соединяет наше настоящее с прошлым и будущим нации, препятствуя тем самым деградации и способствуя движению вперед. И, наконец, пресса отражает и, в то же время, формирует национальное общественное мнение.
С огромным трудом и без какой-либо внешней помощи восстановив свои позиции после фатальных потерь, "Юсисапайл" продолжает служение нации, к которой обращает следующие вопросы:
Если угроза уничтожения в 1915 году не смогла объединить нас, то что может?
Если мы остаемся сегодня такими же разрозненными, как и тогда, что мы усвоили из уроков 1915 года?
Какова природа и цель той невидимой стены, которая стоит между нами и не позволяет почувствовать себя единой нацией?
Если наши различия (больше присущие народу, стоящему на уровне племенно-родовой организации) столь сильны, что их не в состоянии преодолеть наш национализм, какой смысл в деятельности разнообразных общественных, образовательных и культурных объединений?
И поскольку эти объединения делают все, чтобы наша разобщенность еще больше усиливалась, имеют ли они право использовать в своих названиях слово "Армянский"?
Также на первой полосе была дана подборка новостей под рубрикой «Лраках».
Из 10 представленных проектов комплекса Кафедрального Собора Сурб Хач, жюри назвало победителя — им стал авторский коллектив «Моспроекта-2» под руководством академика Джима Торосяна. Прообразом центра композиции послужит Ахтамарский храм, возведенный в 915 году на острове озера Ван. Это сооружение, представляющее уникальный сплав одухотворенной архитектуры, великолепной скульптуры и живописи, без сомнения, станет одной из достопримечательностей Москвы.
Весь комплекс в плане представляет крест. Внутри его, по осям «перекладин», расположатся резиденция патриаршего Экзарха, покои Католикоса, приемные помещения. Кроме того, здесь планируется разместить деловую зону, офисы, оснащенные самым современным оборудованием. Архитекторы нашли решение, позволяющее рядом с духовным миром соседствовать повседневным заботам. Решается это за счет разделения всего подворья на несколько "зон" в двух уровнях. И там, в «мирском», уже используются другие современные пропорции и материалы, в том числе стеклянные плоскости, которые будут создавать особую подсветку главному храму. (Отмечу, что этот проект позднее был несколько раз изменен).
Три дня в Москве находился Католикос всех армян Гарегин Первый, которого сопровождали министр культуры Армении Армен Смбатян (в дальнейшем ставший послом Армении в РФ - ДБ), архиепископ Месроп Ашчян (Глава Восточноамериканской епархии Киликийского католикосата), президент Всеармянского Благотворительного Союза Луиз Симон-Манукян и другие. Его Святейшество принял участие в церемонии торжественного открытия в Кремле выставки "Сокровища Армянской Церкви". Вечером в банкетном зале гостиницы "Метрополь" Глава Российской епархии архиепископ Тиран Кюрегян устроил прием в честь предстоятелей Русской Православной и Армянской Апостольской Церквей.
На следующий день в Даниловском монастыре состоялось выездное заседание Епархиального Совета, во время которого, согласно рассказам очевидцев, обсуждались вопросы, связанные со строительством Кафедрального Собора в Москве, а также решение Католикоса о разделе епархии на две части. Затем, осмотрев участок, на котором планируется возвести Собор, Его Святейшество приехал в Дом ученых, где имел встречу с представителями московской
общественности. (Именно в ходе этой встречи Веhапар под одобрительные возгласы присутствовавших сказал, что, если к его следующему приезду в Москву храм не будет построен, он засунет свой патриарший посох србазану Тирану в одно место) .
На третий день своего пребывания в Москве Католикос всех армян Гарегин Первый посетил церковь Сурб Арутюн и сразу после этого улетел в Армению.
Юрий Мкртумян, бывший послом Армении в РФ менее трех лет, отозван из Москвы и отправлен в отставку. Вместо него Чрезвычайным и Полномочным послом Республики Армения в РФ стал Гагик Шахбазян, который до этого был министром по делам СНГ.
Значительно обновив свою команду, Серж Джилавян активизировал работу созданной им Международной Армянской Ассамблеи. По имеющимся сведениям, в конце текущего года С. Джилавян планирует провести в Москве Второй всемирный форум армян. Напомним, что первый форум состоялся в декабре 1994 года, причем основная масса участников была доставлена на трех самолетах из Еревана. (Но Второй форум не состоялся).
Весь внутренний разворот номера был посвящен делу С. Затикяна, А. Степаняна и 3. Багдасаряна.
В первый день недавнего официального визита Гейдара Алиева в Москву по ОРТ был показан фильм Ю. Краузе и В. Микеладзе "Бомба в метро" производства ФСБ России. Сотрудники оперативно-следственной группы КГБ СССР В. Удилов, Я. Акхузин и А. Ремигайло рассказали зрителям о том, как двадцать лет назад они обнаружили "виновников" взрывов в Москве - С. Затикяна, А. Степаняна и 3. Багдасаряна.
Незадолго до этого издательство "ЭКСМО" выпустило в свет книгу Ф. Раззакова "Бандиты времен социализма", в которой была представлена та же версия КГБ о взрывах в Москве.
Изложив ее полностью под заголовком «Дело трех», «Юсисапайл» подытоживает:
Уголовное дело «ВЗРЫВНИКИ» вместило в себя 64 тома следственных материалов и тянулось более года. За это время, чекистам удалось обнаружить только трех человек, которые заявили, что слышали, как Затикян (в 1968 — 1972 годах он отбывал заключение по статье за антисоветскую агитацию и пропаганду) предлагал использовать диверсионно-террористические методы в борьбе с советской властью. Сам Затикян это, естественно, отрицал. Из двух других террористов частично признал свою вину Степанян (при этом отрицая участие Затикяна), и лишь Багдасарян признался во всем и поставил свою подпись под всеми своими показаниями.
Несмотря на то, что власти обещали провести показательный процесс над террористами, слушание этого дела было закрытым. И продолжалось всего 4 дня — с 16 по 20 января 1979 года. 24 января всем троим был объявлен смертный приговор, который был приведен в исполнение через 5 дней после его оглашения. Случай редкий, но не единственный в те годы. Например, Валерия Саблина, поднявшего мятеж на крейсере «Сторожевой» в ноябре 1975 года, расстреляли в августе 1976 года через 14 дней после приговора.
Однако закрытость процесса над «террористами» и та спешка, с которой власти расправились с приговоренными, уже тогда заставляли некоторых людей, знакомых с этой историей, усомниться в справедливости приговора. Их резюме по этому поводу было однозначным: КГБ не смог найти истинных виновников преступления и арестовал не причастных к нему людей. В 1979 году с подобными сомнениями выступил Андрей Сахаров.
12 июля 1997 года в еженедельной газете "ПОДМОСКОВЬЕ" под рубрикой "Версия" появилась статья Б. Соколова "Неотвратимое возмездие или трагический фарс? Тайна московских взрывов 1977 года", которая не оставила камня на камне от этой версии.
После провала 22 сентября 1999 года попытки взрыва жилого дома по улице Новоселов в Рязани, заставившего чекистов утверждать, что это, якобы, была учебная операция, все больше независимых аналитиков сегодня склоняется к мысли, что С. Затикян, А. Степанян и 3. Багдасарян оказались жертвами крупной аферы, организованной КГБ.
На четвертой полосе номера была начата публикация объемистой книги «Первые шаги в Армянской Апостольской церкви». Эта книга, в которой впервые на русском языке в систематизированном виде излагались Вероучение и ритуалы ААЦ, планировалась к выходу как спецвыпуск «Юсисапайла», однако финансовая составляющая этого проекта оказалась не по силам и без того бедствовавшей газете.
Продолжение следует