23 сентября 1999 года вышел 99-й номер «Юсисапайла».
На первой полосе напечатано интервью Местоблюстителя Католикоса всех армян архиепископа Нерсеса Позапаляна «Должен быть избран священник, посвятивший себя служению армянскому народу и церкви»
АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ КАТОЛИКОСА
"Юсисапайл" уже сообщал, что новый Католикос всех Армян будет избран 26-29 октября на Национальном Церковном Соборе.
Для обсуждения вопросов, касающихся предстоящего созыва Национального Церковного Собора, 26 августа собрался Высший Духовный Совет Армянской Апостольской церкви, в работе которого принял участие Глава Российской Епархии архиепископ Тиран Кюрегян, являющийся, как известно, постоянным членом этого высшего органа нашей Церкви. Иерархи собрались в Айкашанской летней резиденции Католикоса из-за изнуряющей жары. Деятельность Совета воглавляли Местоблюститель Католикоса архиепископ Нерсес Позапалян и Его Святейшество Патриарх Месроп II Мутафян, глава Константинопольского патриархата.
Совет постановил, что в Национальном Церковном Соборе, который начнет свою работу 26 октября в Святом Эчмиадзине, примет участие 452 делегата из более чем 30 стран мира.
66 делегатов Собора будут представлять весь цвет Армянской Апостольской Церкви:
ЧЕТЫРЕ ИЕРАРХА ЦЕРКВИ - 4 делегата - Местоблюститель Католикоса Первопрестольного Св. Эчмиадзина, архиепископ Нерсес Позапалян, его Святейшество Католикос Великого Дома Киликийского Арам I, Его Святейшество Патриарх Иерусалимский Торгом II Манукян, Его Святейшество Патриарх Константинополя Месроп II Мутафян.
КОНГРЕГАЦИЯ ЕПИСКОПОВ - 47 делегатов - Их Высокопреосвященства архиепископы Бабкен Варжапетян, Гнел Джереджян, Усик Сантурян, Дирайр Мардигян, Шаге Аджемян, Завен Чинчинян, Шаген Шивачян, Ваче Овсепян, Гют Нагашян, Арсен Берберян, Егише Гизирян, Воскан Калпакян, Геворг Серайдарян, Давид Саакян, Аган Балозян, Авак Ассадурян, Григорис Буниатян, Гарегин Нерсесян, Датев Гарибян, Месроп Крикорян, Ваган Топалян, Тиран Кюрегян, Паргев Мартиросян, Кисаг Мурадян, Хажак Барсамян, Овнан Дердерян, Гарегин Бекджян, епископы Нарек Шакарян, Амаяк Интонян, Арис Ширванян, Кюрег Капиджян, Норван Закарян, Анания Арабаджян, Вагарш Хачатурян, Севан Гарибян, Асогик Аристакесян, Акоп Килинджян, Усик Бёгдашян, Тарон Джереджян, Виген Айказян, Езник Петросян, Сепух Чулджян, Навасард Гжоян, Абрам Мкртчян, Натан Ованнисян, Аракел Карамян и местоблюститель епископа Ширака, Его Высокопреподобие Парен Аветикян.
ДЕЛЕГАТЫ ОТ ПРЕСТОЛОВ - 16 делегатов - Братство Св. Первопрестольного Эчмиадзина - 3 делегата, Католикосат Великого Дома Киликийского - 2 делегата, Патриархат Иерусалима - 2 делегата, Патриархат Стамбула - 2 делегата, Патриархат Иерусалима (юрисдикция над Израилем-Палестиной-Иорданией) - 3 делегата, Патриархат Стамбула (юрисдикция над Турцией и Кипром) - 4 делегата.
Остальные делегаты будут входить в состав епархиальных делегаций в следующих количественных пропорциях.
АРМЕНИЯ - 161 делегат - Епархии Арагацотна - 7 делегатов, Арарата - 64 делегата, Армавира - 14 делегатов, Гегаркуника - 12 делегатов, Гугарка - 24 делегата, Ширака - 15 делегатов, Котайка - 14 делегатов, Сюника - 11 делегатов.
СНГ - 129 делегатов - Епархии Грузии - 16 делегатов, Арцаха - 9 делегатов, России - 64 делегата, Южная Россия - 34 делегата, Украина - 6 делегатов.
ВОСТОК И АФРИКА - 8 делегатов - Епархии Египта - 1 делегат, Армянские общины Эфиопии - 1 делегат, Судана -1 делегат, Южной Африки - 1 делегат, Дальнего Востока - 1 делегат, епархии Австралии и Новой Зеландии - 2 делегата.
АМЕРИКА - 59 делегатов - Восточная епархия Америки - 25 делегатов, Западная епархия Америки - 23 делегата, Епархия Канады - 4 делегата, Аргентины - 4 делегата, Бразилии - 1 делегат, Уругвая - 1 делегат и Общины Чили - 1 делегат.
ЕВРОПА - 28 делегатов - Епархия Румынии - 1 делегат, Болгарии - 1 делегат, Греции - 1 делегат, Парижа - 8 делегатов, Марселя - 4 делегата, Лиона - 3 делегата, Германии - 2 делегата, Великобритании - 1 делегат, Швейцарии - 1 делегат, Австрии -1 делегат, Армянские общины в Бельгии - 1 делегат, в Нидерландах - 1 делегат, в Италии - 1 делегат, Албании - 1 делегат, Швеции - 1 делегат.
Как видно из приведенного выше списка, делегация нашей Епархии будет иметь 65 голосов (Глава Епархии плюс 64 делегата).
Общему собранию Епархии, которое состоится 29 сентября, необходимо будет более тщательно подойти к отбору делегатов для участия в Национальном Церковном Соборе, чтобы исключить ситуацию прошлых выборов, когда наша делегация проявила полное отсутствие консолидированной позиции.
НОВАЯ ОБЩИНА
4 сентября в Академии народного хозяйства (ректор А.Г. Аганбегян) состоялось учредительное собрание Общемосковской армянской общины, причем накануне руководство Академии получило телефонограмму за подписью академика С.С. Григоряна с просьбой не предоставлять зал для этого мероприятия.
Инициаторами создания этой новой структуры выступила группа членов Совета Армянской общины г. Москвы, недовольных действиями председателя общины С.С. Григоряна. Ее официальное название — «Региональная общественная организация-московская армянская община «Миацум».
Выступая с докладом, руководитель оргкомитета профессор А.А. Симонян особо подчеркнул роль и значение газеты «Юсисапайл», на протяжении многих лет освещающей жизнь московских армян.
Еще более удивительным было то, что первым для выступления в прениях слово предоставили мне. И даже по настоянию зала избрали в Совет, хотя в предложенном списке кандидатур моей фамилии не было. Всего избрали в Совет 30 человек, которые, в свою очередь, назвали своим председателем Н.Г. Мурадяна (многие его знают со времен спитакского землетрясения), а заместителем и председателем правления — А.А. Симоняна.
15 сентября по списку посольства были разосланы приглашения принять участие в Первом Всеармянском съезде «Армения-Диаспора», который должен был состояться в Ереване с 22 по 23 сентября 1999 года. В рамках съезда планировалось проведение семинара «О роли армянских средств массовой информации», и было весьма жаль, что единственное на то время армянское издание в Москве «Юсисапайл» исключили (именно исключили!) из списка приглашенных. Главной причиной стал материал о Серже Джилавяне, напечатанный в предыдущем номере «Юсисапайла», - об этом мне сообщил сам Серж во время встречи в его офисе 19 сентября, о чем я писал в предыдущей главе. Джилавян оказался хорошо информированным обо всем, что происходило в эти дни в Москве, и рассказал много такого о деструктивной политике архиепископа Тирана в отношении «Юсисапайла», о чем я, собственно, знал и без этого.
ЮБИЛЕЙ А. П. ПЛАТОНОВА
2 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения Андрея Платоновича Платонова, одного из корифеев новейшей русской литературы. В связи с этой датой редакция «Юсисапайла» возложила цветы к могиле писателя, который вместе с женой Марией Александровной и сыном Платоном покоится на Армянском кладбище Москвы.
Армянские предки Ивана IV Васильевича Грозного
Рафаэл Абрамян,
председатель Армянского генеологического общества Москвы.
Первые упоминания о браках между представителями армянских и западноевропейских аристократических фамилий относятся к эпохе начала крестовых походов. Как справедливо замечает В, П. Степаненко, «...стремясь заручиться поддержкой владетелей армянских княжеств в период становления собственных государств, представители крестоносных
ополчений заключали военные и дипломатические союзы с армянскими князьями, зачастую сопровождавшиеся брачными союзами». Далее, тот же автор следующим образом описывает армяно-франкские (так на Востоке, в т.ч. в Армении, называли крестоносцев) генеологические связи: «Все три графа Эдессы, два из которых последовательно были и королями Иерусалима, были женаты на армянках. Бодуэн Фландрский I — на племяннице князя Киликии Константина I Рубенида Алде, Бодуэн Буржский — на дочери его соседа владетеля Мелитены Гавриила Морфии и, наконец, третий граф Эдессы Жослен I де Куртэнэ — на дочери самого Константина Рубенида. Как следствие, армянами по матери были: королева Иерусалима Мелисенда, княгиня Антиохии Алиса, графиня Триполи Годаерна, граф Эдессы Жослен II де Куртэнэ и его сестра королева Иерусалима Агнесса».
Подробно родственные связи киликийского царского дома с правящими домами Европы рассмотрены в известном труде Рюта-Колленберга о династии Рубенидов. На основании этой работы, а также справочников по генеологии византийской и русской аристократии, удалось проследить линию происхождения Ивана Грозного от царя Левона I Рубеняна.
- Левон I Великий (р. 1150+1219), царь Киликии с 1199 г. Жена — Сибилла дочь Амапьриха Лузиньяна, короля Кипра. (Сибилла приходилась троюродной сестрой королю Англии Ричарду Львиное Сердце).
- Изабелла (р. 1212/3+1252). Муж — Хетум I, царь Киликии с 1226 года. Потомок знатного армянского рода Хетумянов, переселившегося в Киликию из Арцаха.
- Левон II (р. 1236+1289), царь Киликии с 1269 года. Жена — Кир-Анна (Керан), дочь князя Хетума Ламбронаци.
- Рита (Ксения) (р. 1248+1333). Муж — Михаил IX Палеолог, соправитель императора Византии Андроника II.
5. Андроник III Палеолог (р. 1297+1341), император Византии. Жена — Анна, дочь Медеу, герцога Сайского.
6. Иоанн V Палеолог (р. 1332+1391), император Визан¬тии. Жена — Елена, дочь императора Иоанна Кантакузина.
7. Мануил II Палеолог (р. 1350+1425), император Византии. Жена — Ирина, дочь Константина Драгаша.
8. Фома Палеолог (р. ? +1391), деспот Морей. Жена — Катарина Дзаккария.
9. Зоя (София) Палеолог (р. ок. 1456+1503). Муж — Иван III Васильевич, великий князь московский.
10. Василий III Иванович (р. 1479+1533), великий князь московский. Жена — Елена Васильевна Глинская.
11. Иван IV Васильевич Грозный (р. 1530+1584), великий князь московский, царь с 1547 года.
Как видно из приведенной выше генеологической таблицы, Иван Васильевич является потомком первого царя Киликийской Армении в Х1-ом поколении.
Таким образом, зная количество теоретических предков (одинаковое у любого человека), можно с уверенностью сказать, что царь Иван Грозный был армянином ровно на 1\128 часть.
В номере был также впервые на русском языке напечатан рассказ Уильяма Сарояна
АРМЯНИН И АРМЯНИН
В городе Ростове, поздним вечером, проходя мимо пивной, я увидел в ней официанта в белом пиджаке, это явно был армянин, так что я тут же вошел туда и сказал по-нашему: «Здравствуй, разрази тебя господь, здравствуй». Знать не знаю, как мне дано было догадаться, что он армянин, но что дано, то дано. Определяется, это совсем не линией носа, смуглостью лица, густотою темных волос, ни даже тем, как посажены на лице и как на тебя смотрят живые глаза. Есть много людей, у которых те же смуглые лица, такая же линия носа, те же волосы и глаза, но люди эти не армяне. Наша порода приметна по-своему, и к тому же путь мой лежал в Армению. Как мне жаль, однако же. Как мне глубоко жаль, что нету нигде Армении. Какая печаль для меня, что Армении нету.
Есть в Малой Азии уголок земли, именуемый Арменией. Но это не так. Это не Армения. Это место, край. И в краю том есть долины и горы, реки, озера и города. И прекрасен он, так же прекрасен, как всякое другое место под солнцем, но это не Армения. Там живут армяне, и они — обитатели земли, не Армении, ибо нету Армении, господа, нет Америки и Англии, нет Франции и Италии, есть земля, господа, и только земля.
Итак, я вошел в маленькую пивную в Ростове поприветствовать соотечественника, иноземца в чужом краю.
– Вай, — произнес он с протяжкой, подчеркнутой интонацией изумления, придающей столько комизма нашему языку, нашему разговору. — Ты? Армянин?
В том смысле, разумеется, что вид у меня нездешний. Ну, к примеру, моя одежда. Моя шляпа, ботинки, а, быть может, еще и какой-то, слегка заметный, отпечаток Америки на моем лице.
- Как тебя занесло сюда?
- Ах ты, разбойник, - говорю я с любовью. - Прогуливался я тут. Ты из какого города? Где родился? (По- армянски: где появился на свет?)
В Муше, говорит он. - А ты, я вижу, американец. Как оказался здесь? Что делаешь? Куда направляешься?
Муш. Я всем сердцем люблю этот город. Я могу любить место, которого не видал, которого больше не существует, обитатели которого были изгнаны и убиты. Это город, где в молодости бывал мой отец.
Господи Иисусе, до чего здорово было увидеть этого черноглазого армянина из Муша. Вы и представить себе не можете, как это здорово, когда где-нибудь вдалеке от дома армянин повстречается с армянином. Да к тому же еще в пивной. В месте, где можно выпить. Пускай хоть самое дрянное пиво, - неважно. Пусть мухи. Пусть, коли на то пошло, диктатура. Бог с ним. Есть вещи, изменить которые невозможно.
-Вай, произносит он. Вай (протяжное и проявляющее великую радость). Вай. И ты говоришь на родном языке. Как здорово, что ты не забыл его.
И он приносит две кружки дрянного пива.
И жесты армянские, выражающие так много. Вот ударил себя по коленям. Вот разразился хохотом. Вот ругнулся. Вот метко сострил, обшутил сей мир и его большие идеи. Слово армянское, взгляд, улыбка и жест, и через все это - моментальное возрождение природы, вековечной и вновь могучей, хоть и прошло столько лет, хоть и разрушены были города и селения, убиты отцы, братья и сыновья, родные места позабыты, мечты растоптаны, сердца живых обуглены ненавистью.
Я посмотрел бы, какая сила на свете изведет это малое племя людей, эту горстку незначительного народа, чья история окончена, чьи войны все уже провоеваны и проиграны, чьи строения рассыпались в прах, чья литература не прочитана, чья музыка не услышана, чьи молитвы смолкли.
Ну, вперед, давайте, уничтожайте этот народ. Предположим, что снова тысяча девятьсот пятнадцатый. В мире идет война. Уничтожайте Армению. Посмотрите, удастся ли вам это сделать. Гоните армян в пустынью. Оставьте их без хлеба и без воды. Сожгите дома их и церкви. И посмотрите, не окажется ли, что снова они существуют. Посмотрите, не окажется ли. Что снова они смеются. Посмотрите, не жив ли снова народ, когда двое из него, через двадцать лет, случайно встретившись друг с другом в пивной, смеются и разговаривают на своем языке. Давайте, посмотрите, что в состоянии вы поделать. Посмотрите, в состоянии ли вы помешать им обшучивать большие идеи мира, двое армян разговаривают на свете, давайте же, так и этак вас, попробуйте уничтожить их.
Нью-Йорк, август 1935 года
Продолжение следует