НАШИ ДРУЗЬЯ
Газета армян России "Еркрамас"
 
 

Катары и армяне
На старокаталонском языке говорило население Лангедока, страны катаров, - совершенных (только с армянского языка слово «катар» можно перевести как совершенный, как называли их тогда) - которые были полностью уничтожены римской католической церковью в 1209-43 гг. Тогдашнее население этой страны состояло из множества мигрантов из Болгарии, Византии, Малой Азии, Армении, изгнанных официальной их церковью за ересь. Эта ересь, истоки которой в Армении – павликианство, тондракийство, затем богомильство в Болгарии и т.д. - расцвела в Южной Франции и дала образцы поэзии трубадуров, высокой духовности и стала основанием всей последующей французской культуры. Тробадор – слово, которое сейчас произносится как трубадур, происходит от слова trobar. По-окситански так называют выдумщика, умеющего придумывать изящные фигуры речи, т. е. употреблять слова в непривычном или забытом смысле, завуалированно используя переносные значения слов. Эти поэты предупреждают нас, что их стихи имеют двойной смысл. Тробар, говорят они, – это искусство переплетать слова. Они сочиняли песни и стихи полные свежести и очарования. В поэзии трубадуров мы находим почти все темы, затрагиваемые учением катаров.
Дама, воспеваемая трубадуром, подвергает его ряду испытаний, которые тот должен последовательно выполнить. Так постепенно он становится воздыхателем, затем просителем, потом тем, кто понимает, и, наконец, Посвящённым. В награду за испытания трубадур получает немного: Дама едва обращает на него внимание. Высочайшая награда – поцелуй, но самый что ни на есть невинный! Посвящённый трубадур обязан строго соблюдать свои обязательства по отношению к Даме, прежде всего – держать их отношения в секрете; он также обязан во всём повиноваться Даме.
Под Прекрасной Дамой катары подразумевали свою Церковь, которую они называли Церковью Любви и Истинным Светом. Вот как пишет об этом де Сед: "Тщательно разработанный ритуал Истинной Любви во многом напоминает обряд посвящения. В обоих обрядах необходимо сначала приобщиться к знанию и совершить ряд подвигов. Приближение к сакральной тайне связано с прохождением через символическую смерть, за которой следует новое рождение, потом новая юность, и наконец человек, прошедший все ступени посвящения, становится другим человеком.
Поэзия трубадуров суть поэзия Посвящённых, скрытая любовным флёром. Не случайно поклонники называют её Весёлой Наукой, ибо поэзия – это нечто большее, чем чистое искусство, это ещё и знание, подкреплённое верой сердца, то есть познание (гносис)".
Исследовательница средневековой французской литературы Гоар Карагезян в своей недавней книге «Памятники средневековой французской литературы в контексте культурного обмена «Восток-Запад», Ереван 2010, изданной под грифом Национальной Академии наук, кропотливо показывает, как перетекали сюжеты и идеи и формы с Востока на Запад. Но интересен еще ряд, оставшихся за бортом книги, дополнительных обстоятельств, проливающих свет на столь быстрое и радушное отношение жителей Южной Франции к мигрантам и их ереси. Оказывается, что базой старокаталонского языка являлся язык басков, чьи армянские корни сегодня не вызывают сомнений у ученых. Баски населяли не только испанскую часть Пиренеев, но и ту их французскую часть, которая включала в себя Каталонию. Лангедок простирался на сегодняшнюю Испанию. Многие топонимы тогдашнего Лангедока имеют сильное армянское звучание. Но важнее всего, что и психологически и духовно и мировоззренчески пришельцы и мигранты ощущали родство между собой, что удивило даже рыцарей, пришедших их уничтожить. Они не выдали ни одного из Совершенных, и предпочли все умереть, быть повершенным, сгореть заживо в костре. Официально они все были французы и все - христиане. Можно даже привести еще более удивительные сочетания астрономических и культовых пересечений, которые были найдены, например, в замке Монсегюр.
«Подобное замечание имело бы смысл, если бы не знали, что замок строили по заказу катарских проповедников, следовательно, по указаниям, кои они давали архитекторам, и если бы от нас был скрыт эзотерический характер религии катаров.
Нашу убежденность в том, что план Монсегюра был тщательно продуман, дабы с его помощью можно было выразить сложную символику, подтверждают серия находок, сделанных в последнее время в краю катаров.
Находки эти полны символов, которые мы только что рассмотрели. Звезда-пентаграмма, порождающая пятиугольник, изображена на стене в замке Пьес (деп. Од), где проводился синод катаров, и в пещере Ломбрив (деп. Арьеж), служившей убежищем Совершенным. Аналогичное изображение мы видим на дискообразной стеле, найденной в Барейне (деп. Од), которая находится в музее в Лиму. В самом Монсегюре, на вершине неподалеку от замка, в 1964 году нашли свинцовую пятиугольную пластину; похожая, но сделанная из терракоты, была найдена приблизительно в то же время в окрестностях замка Керибюс; подобные пластины, только каменные, с вырезанными на них соответствующими знаками, были найдены в разных уголках Окситании… Эти предметы не предназначались для практических нужд и служили, скорее всего, амулетами и медальонами, увековечивая изображенный на них символ, а возможно, являясь и своего рода магической защитой их владельцев.
Самой примечательной находкой можно считать изображение в пещере, именуемой Вифлеем, в Юсса (деп. Арьеж). Это пятиугольник, врезанный в вертикальную скалу, причем так глубоко, что человек в полный рост, раскинув крестом руки и ноги, вполне может вписаться в него, положив кисти рук, ступни и голову в пять выемок, вырезанных в каждом из пяти углов. Подобного рода ниша была, без сомнения, вырублена для соискателей посвящения, дабы они могли принять позу Совершенного человека, представленного на одном из рисунков Леонардо да Винчи. Пещера в Юсса, без сомнения, служила убежищем для Совершенных катаров. Размышляя об этом любопытном памятнике, Рене Нелли, вспомнив, что богомилы представляли живого Христа в виде человека, раскинувшего руки и ноги наподобие буквы Х (начальная буква греческого написания имени Христос), пишет: «Возможно, для окситанских катаров пентаграмма символизировала человека материального, а звезда, в кою он был заключен, — Дух спасительный».
…Не является ли Монсегюр воплощением символического комплекса из пещеры Юсса? В таком случае не символизирует ли донжон, находящийся у западной части стены, куда не проникает свет и пропорции которого равны двойному квадрату, темный проход, ведущий посвященного к Востоку, к свету, к пятиугольной стене, где после символической смерти и второго рождения, т.е. инициации, человек становится Совершенным, а значит, вписываемым в звездоподобную пентаграмму, и наконец находит в плане духовном свое истинное место. Иными словами, не является ли Монсегюр не только крепостью, но и храмом?». Жерар де Сед. Монсегюр. Тайна катаров. М., 1998 г.
«Таким образом, планиметрия Монсегюра заставляет думать не о военной крепости, а скорее о культовом сооружении, разумеется, сильно отличающемся от традиционных храмов, но обладающем своей собственной символикой. В самом деле, христианская церковь с нефом напоминает корабль. Но между кораблем и саркофагом имеется символическая связь, обнаруженная задолго до возникновения христианства. Египет, а затем греко-римский античный мир представляли себе переход из мира живых в мир мертвых как переправу через реку в лодке, например, переправу через Стикс и Ахеронт на борту лодки Харона, перевозчика мертвых в подземном царстве.
Что же касается квадрата и пятиугольника, эти фигуры во все времена имели символическое оккультное значение в математике, так как первый может порождать второй, исходя из определенных пропорций Золотого Числа. В самом деле, прямоугольник, обладающий пропорциями Золотого Сечения, порождает пятиконечную звезду, или пентаграмму, которая, в свою очередь, порождает пятиугольник, и так до бесконечности. Это чудесное свойство получило множество интерпретаций. … Пентаграмма, порождающая пятиугольник, в Древнем Египте считалась символом бога Гора, сына Солнца, распоряжавшегося временами года и являвшегося источником любого движения, любой жизни. На уровне микрокосма пентаграмма является прообразом человека, ибо человек, когда он совершенен, прекрасно в нее вписывается. На этом основании пятиугольник почитали пифагорейцы, упорно пытавшиеся проникнуть в тайну чисел». (Там же).
Тогда уже совсем не удивительным оказывается тот факт, что Нострадамус писал на … старокаталонском языке.
Удивительно, только то, что как мало знают армяне о своей истории и о той роли, которую они играли в мировой культуре, даже после их изгнания из своей страны за то, что во всем ХХ веке считалось привилегией образованного человека. Павликиан обвиняли в дуализме. Но более внимательный взгляд обнаружит, что они были ранними диалектиками, всему искали свою противоположность. И в борьбе противоположностей, как учил спустя 1500 - летия диамат, искали суть вещей. Но в отличие от Маркса, который направлял энергию вовне, виня во всем окружение, павликиане предлагали начать с себя. Сначала самому стать совершенным, а потом критиковать других. Поэтому исходным пунктом их вероучения было положение о том, что христианские таинства оскверняются от прикосновения к ним порочных рук, следовательно, священник, живущий в грехе, не имеет права совершать никакие таинства. И вот за это их изгнала армянская официальная церковь, и еще за то, что они презирали материальное, отказывались иметь имущество и старались жить аскетически.
Х.Асатуров.

 

 

 

 


 


Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz