Концепция Глобального Солидаризма (Манифест)

Продолжение жизни человечества на уникальном космическом объекте под названием «Земля» поставлено под угрозу новейшими античеловеческими глобальными процессами. Выход из нынешнего кризиса и выработка «проекта будущего» для всего человечества будут происходить по мере новой «сборки», совмещения интересов государств, цивилизаций, наций, народов и отдельных личностей на основе восстановления и синтеза культурного и мировоззренческого ядра каждой из сторон с преемственностью исторического цивилизационного пути. Все, что прошло проверку временем, что оказалось устойчивым, инвариантным в разных исторических обстоятельствах, есть достояние культуры всего человечества и должно быть им освоено. То, что способствует совместной, кооперативной, координационной деятельности людей во имя их спасения от бушующих земных и космических катаклизмов – социальных, экономических, культурных, экологических и прочих бед – должно получить приоритет. Это и вечные истины, и вечные ценности, и всеобщие нормы и «золотые правила» нравственности и творческая созидательность – весь культурный багаж человечества должен быть задействован сегодня, чтобы суметь противостоять мировым деструктивным тенденциям, идущим от животной сущности человека, от его биологической составляющей, от его инстинктивно-атавистического подполья.
Для этого необходимо принципиальное обновление политической системы государств. Частью обновления должно быть появление организационных форм, построенных по цивилизационному принципу и опирающихся на различные вариации принципов созидательности и солидарности как центральных понятий любой общественно-политической деятельности. Человеческий эгоизм преодолевается общественным характером совместного труда и созидания. Государственный эгоизм преодолевается осознанием единственности и уникальности человечества во всей космической системе. Если человечество не выживет, а покончит коллективным самоубийством, благо все средства для этого уже созданы, то природная эволюция завершится горьким итогом напрасности миллионных жертв миллиардов наших предков, живших и творивших на земле тысячи лет во имя лучшего будущего. А появление и жизнь человечества окажутся случайным космическим отклонением природной эволюции, сошедшей с механической орбиты.
Но данный человеку разум позволяет надеяться на лучший исход своей судьбы, при условии, конечно, что миллионы людей перестанут бездумно скатываться в грозящую им пропасть. Название этой пропасти – вражда и ненависть государств, алчность и несправедливость отдельных элит, жажда власти и подлые технологии умерщвления целых народов и т.д. Сегодня дали трещину организационные структуры человечества, а не их культуры и цивилизации. Пока народы, вверив свою судьбу своим организационным структурам, занимались присущим им трудом, произошла серьезнейшая коррозия этих организационных механизмов. Из обслуживающих структур, они превратились в паразитические, и начали уничтожать свое тело, двигаясь, тем самым, и к самоуничтожению. Можно с полным правом сравнить состояние человечества с возникшей на нем раковой опухолью. Но как можно остановить течение этой, смертельной для человечества болезни?
***
Общеинтеграционная межцивилизационная философия как поле новых взаимоотношений между государствами, народами и элитами должна представляться в качестве архитектора особой атмосферы в мировом сообществе, насыщенной, прежде всего, разумными, продуманными решениями, а не животной борьбой за финансы и инвестиции. Необходим осо¬бый дух взаимодействия между нациями и государствами, который был бы основан на стимуляции творческого, социального и организационного интеллекта и, одновременно, большей теплоты, сердечности и человечности в межчеловеческих отноше¬ниях. Интеллект способствовал бы рождению и разработке более прогрессивных, универсальных и гибких организационных структур, освобождающих человечество от паразитических удавок на шее, а смягчение отношений подчеркнуло бы полную невозможность создания единых и навсегда пригодных на все случаи жизни универсальных социальных правил и законов. Социальный интеллект, не отрицая должной нормативности, смог бы воспринять каждую культуру и каждого человека личностно, со всеми их особенностями и нюансами, порой не укладывающимися в прокрустово ложе законов.
Целью этой общеинтеграционной и межцивилизационной философии должно быть принятие и призна¬ние каждой культуры, каждого народа и каждого человека независимо от его материального, политического, финансового или статусного положения. Главным критерием должен быть нравственный статус. На Земле хватит место всем. Но только при условии, что будут обузданы алчные животные инстинкты, опускающие человечество на тысячи лет назад к его примитивнейшим состояниям, где еще не пробудилось чувство стыда; что будут подавлены агрессивные поползновения к убийству себе подобных, запрещены милитаристские лозунги и военные компании по уничтожению других стран и народов и т.д. Подобный подход давно назрел, общее недовольство народов, проявляющееся в мировых социальных протестах, свидетельствуют о надвигающихся переменах, которые если не будут проведены в соответствии с волей народов, рискуют быть затоплены реками крови, пролитой агонизирующей животной сущностью человека, не желающей подняться на ступеньку выше в интеллектуальной эволюции разума.
Отношения солидарности, провозглашаемые этой новой философией, вовсе не требуют уступок или жертв с какой-либо стороны, как это иногда трактуется. Компромисс и согласования интересов происходят не для пользы одной только стороны, но для взаимной пользы. Всякий компромисс – это сложная интеллектуальная и социально насыщенная разработка и открытие порой единственного возможного условия или решения, при котором стороны соглашаются на общую норму, не теряя ничего из своих преимуществ. Более того, от правильного компромиссного решения должны выиграть обе стороны. Теоретическим основанием неизбежности компромиссов, приходящих на смену животным реакциям агрессии и развязывания войн, является та вечная истина, что люди живут друг для друга, что смысл всех деяний человека в служении другим, что вне этого смысла нет самого человека. Поэтому уступка или жертва с чьей-либо стороны есть свидетельство интеллектуальной слабости того разума, который оказался не в состоянии изучить все обстоятельства ситуации и найти достойное обеих сторон компромиссное решение. Уступка есть отсроченное приглашение к реваншу. История достаточно красноречиво свидетельствует, что агрессивные инстинкты близоруких государств и народов, обязательно заканчивались обратной реакцией возмездия со стороны ущемленных в своих правах народов.
Если компромисс достигается между двумя сторонами и в тайне от других, то можно приравнять такой компромисс к неявному заговору против остальных. В социальной сфере компромисс должен выражаться общей для всех нормой, а не скрытым разделом присвоенного. Единственно возможная и необходимая всем уступка, это понимание того, что всякое подчинение компромиссу или общей норме основываются на сознании, что подчинение личного блага общему приносит общественные выгоды, а потому и совершается в целях и в пределах этой общей выгоды, что она приносит и личные приобретения. В этом случае, когда выгода целого является выгодой и отдельного лица, оно готово поступиться частичными интересами, чтобы достичь главной цели. Именно на этой почве, достигаемой высокоинтеллектуальными усилиями, прежде всего социологически образованных специалистов, вырастает психология соподчинения или всеобщей солидарности.
Можно сказать, что все социальные структуры, пережившие века истории и исправно служащие и сегодня, были сконструированы в русле солидаризма. Прежде всего, это традиционные общества, в фундамент которых заложены высокопродуманные творческие достижения гениальных мыслителей, затем присущие всем народам обычаи и устойчивая практика взаимовыгодных взаимоотношений, которую не могут поколебать даже бури революций, проносящихся над поверхностью этого глубинного социального океана.
Солидаризм создает условия для максимального проявления креативности народов и их общего интеллекта в принятии социальных решений, формирует базу для последующих конституционных основоположений и общественно принимаемой справедливости. Он является ключом к глобальному управлению через локальную активность, хотя он отрицает необходимость принудительного управления другими. Пусть каждый управляет самим собой, успешность самоуправления вызывает интерес и желание других перенять те нормы и методы, посредством которых оно совершается.
Солидаризм не навязывает социальным субъектам тех целей, которые чужды им, и не приносит их индивидуальные интересы в жертву «общему благу», если только это не вознаграждается выгодами для участников солидарной группы. Но, с другой стороны, осознание того, что государства, элиты и народы, равно как и индивиды не в силах обеспечить свои интересы без скоординированных и продуманных сообща усилий, заставляют их подчиняться тем требованиям общественного, уже мирового порядка, без соблюдения которых они оказались бы беспомощными в борьбе за существование.
***
Необходимость подъема самосознания народов для принятия и освоения этой новой общеинтеграционной и межцивилизационной философии не вызывает сомнений. Вместо призывов к миру, единству и морали, надо дать людям знания о достоинствах их культуры, о заслугах их представителей перед всем человечеством, об особенностях их личностного сознания, о вековечном стремлении всех народов к свободе, созидательности, творчеству и об умении лишь некоторых брать на себя ответственность, в том числе и в кризисные моменты. В эти моменты и проявляются героические личности и героические государства, обладающие дальновидной стратегией.
В новой философии нормы взаимоотношений между народами и государствами устанавливаются как результат соглашения двух правовых субъек¬тов при максимальном соответствии содержательным целям и задачам сторон. Любое навязывание своих норм более слабому субъекту, если тот не нарушает общепринятых норм взаимодействия, есть открытый вызов к войне и приглашение населения к социальным протестам. Солидаристическая организационная структура вносит организующее начало не путем подчинения выработанному в центре плану, а содействием в сфере однородных интересов, сотрудничеству, взаимопомощи и взаимосогласованию. Построенный на началах солидаризма мировой общественный порядок должен быть проникнут духом взаимности и учета интересов всех участников мирового соглашения.. Его особенность – кооперация солидаристически построенных общественных организаций, которые, охватывая по возможности все население и представляя все его интересы, стремятся не к поглощению одних другими или к пресловутому «объединению», но к согласованному сотрудничеству в высшем, общепланетарном единстве. Место дикой конкуренции и пресловутых рыночных отношений, плодящих вражду, ненависть и поляризацию этносов и классов, заступает разумная координация, моральное обоснование и учет интересов.
Согласование предполагает самодеятельность тех, чье поведение согласуется и не противоречит интересам всего человечества и условий его существования. Государство не выдвигает свою волю как какую-то особую верховную волю, не считающуюся с волей граждан. Солидаризация проводится при наличии если не противоположных, то, во всяком случае, разнородных групп и течений, за каждым из которых признается право на существование.
Общая воля рождается из стремлений и задач самостоятельных участников мировой и государственной жизни. Организовывать, не значит регламентировать, а находить сбалансированные, равновесные, иногда единственно возможные решения, удовлетворяющие всех участников. Организатор берет на себя функцию природной эволюции, ускоряя движение к более прогрессивным формам взаимодействия. Солидаризм отрицает и пассивность либерального государства, и самоуверенную претенциозность государства социалистического.
Солидаристическая оргструктура, примиряя интересы противоположных классов и групп, ограждает интересы более слабых не с целью перераспределения материальных средств, а в целях сохранения социального мира.
Именно такой тип мирового и государственного устройства и общественных институтов примиряет интересы государств и народов и обеспечивает плодотворное их сотрудничество во благо целого.

Программа армянской фракции солидаризма
Находясь в иных странах, многие армяне встречаются с серьезными трудностями, которые выковывают их боевой характер, прививают им полную самостоятельность и психологическую гибкость, которая сопровождается развитием сопряженных дипломатических способностей. Все эти личностные и социальные качества - неоценимый и пока невостребованный ценный резервуар армянской культуры и богатейшая кладезь проявлений солидаризма. Аморально и расточительно для армянства держать этот социально-психологический и культурный арсенал вдали от широких масс. В отличие от финансов, передача социальных знаний обогащает обе стороны, так как нельзя творить в варварском обществе. Те же, кто под видом знаний распространяет лживые теории, уже исчерпан и достиг пределов своих интеллектуальных возможностей. Поэтому обе стороны – и из Армении и представители диаспоры - должны делиться своим богатым опытом и направлять свою общую конструктивную деятельность в правильное русло. Люди делятся не по местам рождения или проживания, а по уровню и глубине знаний и нравственным качествам.
Актуальнейшая для армян проблема - создание условий для более быстрого интеллектуального развития, раскрытия всех своих способностей и переход к активному формированию окружающей социальной среды. Концепция солидаризма как нельзя лучше отвечает поставленным задачам.

Э.Р.Григорьян,
ведущий научный сотрудник Института философии, социологии и права НАН РА.


 

 

 

 


 


Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz