|
АРМЯНСКИЕ МОЛОКАНЕ
В контексте сохранения аутентичности в условиях все усиливающегося пресса информационной цивилизации резко актуализируется национальный вопрос. Особый интерес представляют те работы по классификации факторов, способствующих сохранению идентичности, в которых, когда речь идет об армянском типаже, отмечается, безусловно, и роль религии. Мы не намерены обсуждать, какая форма религии была бы наиболее благоприятствующей для армянской общности с точки зрения самосохранения нации. Полагаем, что в данных обстоятельствах проблема макисмально субъективна в связи с целевым выбором исходных точек.
Так или иначе, в контексте сказанного, обратимся к небольшой армянской религиозной группе, некоторые дискретные исследования о которой были проведены лишь в США. Речь идет об армянах-молоканах.
На первый взгляд кажется, что отделившееся от Русской Православной церкви и характерное для русского этнического элемента религиозное течение под названием «молоканство» не может иметь ничего общего с базовыми проблемами армянской идентичности. Однако факты говорят о другом.
В результате религиозной политики, проводимой царской властью с 1800-х годов молокане были переселены на Кавказ, и таким образом на южном рубеже империи возникли русские колонии. В тот же период многие из них обосновались в Карской области. После русско-турецкой войны 1877-78гг. царская власть расширила в Карсе присутствие разных русских религиозных групп, в числе которых были молокане, духоборы, субботники, баптисты и другие.
Имеются факты, что в то время в селе Кара-кала («Черный замок») Карской области жили армяне-молокане. Четких сведений – когда именно армяне обосновались в Кара-кале, или когда русские построили в этом селе свои военные опорные пункты, - мы не имеем. Из числа современников самую достоверную информацию дал Сиракан Калоян в своей книге «Иммиграция армян Ширака в США». Он пишет, что Кара-кала – это современная деревня с красивыми строениями и широкими улицами, основанная после русско-турецкой войны 1877-78гг. До того, как переселиться в Кара-калу, армяне жили в Гезеачхларе (более точное произношение топонима и местонахождение села неизвестно) и из-за своей протестантской веры периодически подвергались гонениям со стороны своих односельчан. Интересные сведения об этом со слов священника Перумяна записал М.Мушегян, отмечая, что деревенские хулиганы притесняли, оскорбляли и ругали протестантов, раскапывая могилы, оскверняли тела их усопших, вешая их на деревьях. Потому с письмом-жалобой они обращаются к Николаю Второму, который предлагает им переселиться на территорию российского военного опорного пункта. Вследствие такого решения вопроса армянские протестанты обосновываются в Кара-кале.
Кстати, сохранилась фотография довольно крупного плана, на которой селяне в черных и белых одеждах стоят перед своими бараками. Существует точка зрения, что белую одежду носили армяне-молокане, а черную – инородные. Эта фотография сегодня является одним из тех свидетельств, основываясь на которых посещающие Турцию эмигранты-молокане пытаются уточнить местонахождение села. Дело в том, что село находится на холмистой местности, и эти холмы на сегодня являются основным ориентиром, т.к. после Первой мировой войны оставшееся в селе население было выдворено, и всю деревню сравняли с землей. Несмотря на это, крестьяне окрестных деревень до сих пор помнят, что в недалеком прошлом на этой территории были российский военный опорный пункт и село. В этом плане интересны проведенные в Турции исследования одного из потомков армянских молокан – Джойса Кеосабабаян-Бивина, в которых он, в поисках корней своего рода, выяснил, что после сдачи Карса туркам часть армян-молокан в целях самосохранения, отуречила свои фамилии.
Кроме всего этого, с Кара-калой связан ряд интересных сказаний. Согласно одному из них, в 1855г. одного 11-летнего ребенка посещает видение, и ему сообщается, что турки организуют погромы армян, и, дабы избежать этого, армяне должны эмигрировать с этих земель. В дальнейшем это пророчество повторяется в 1900г., после чего армянские и русские молокане эмигрируют из Карской области. Звали мальчика-пророка Демос Шакарян; его семья сначала обосновалась в Нью-Йорке, а потом переехала в Лос-Анджелес. Здесь также семья Шакарянов становится самой известной среди армян-молокан, благодаря накопленному состоянию и консолидирующей роли в общине. Вот таким пророческим видением многие из армян-молокан объясняют свою эмиграцию из Кара-калы и спасение от турецких погромов, хотя их до сих пор осуждают в измене, т.к., спасаясь от грозящей опасности, они не предупредили остальных соотечественников.
В 1900-е годы (особенно в период 1905-12гг.) примерно 3000 армянских и русских молокан, чтобы уклониться от военной службы и в надежде найти работу, эмигрировали в США. В квартале «Флэтс», находящемся в восточной части Лос-Анджелеса, вблизи других молоканских сел, армяне-молокане основали свою церковь, сохранив свойственные армянской идентичности языковые и культурные элементы и культовые обряды молоканства. Интересно, что историческая память у них свежа до сих пор, т.к., даже обосновавшись в Лос-Анджелесе, они называли свое поселение «Кара-кала», или «Крик-кала».
В 1926г. многим из оставшихся в Карсе и Ардагане армянских и русских молокан советская власть предложила поселиться в «Сальской степи» - свободной территории под Ростовом, в результате чего 90% из них (как и все духоборы) эмигрировали в Россию. В Ростовской области молокане и духоборы были переселены в 34 деревни, многие из которых были названы так же, как и оставленные ими селения.
Националистическое движение, начавшееся в Турции в 1930-х гг., заставило молокан переименовать свои 3 основные селения на турецкий лад: они были названы Ялинчаир, Атчилар и Чалкавур. В свою очередь, советские власти, заинтересовав большую часть оставшихся в Турции молокан программой обеспечения жильем на родине, в 1962г. поселили их в Ставропольском крае.
Нужно отметить, что религиозная трансформация армян-молокан продолжается и в настоящее время. Армянские прыгуны-молокане с улицы Азуса в Лос-Анджелесе поменяли свою идентичность, став армянскими пентекосталами, или пятидесятниками. Несмотря на то, что в своей вере они сохранили основные элементы молоканских обрядов, тем не менее, произошел переход от теологических идей М.Рудометкина к исповедальным принципам пятидесятников.
Кстати, в последние годы эта церковь, трансформировавшаяся из молоканской в пятидесятническую, убрала из своего названия слово «армянская», как они объясняют, для того, чтобы создать более общинную и привлекательную атмосферу. Однако истинные причины подобной трансформации, пожалуй, в ином, но их анализ уже из другой области.
Оганнес Оганнисян
|
|