НАШИ ДРУЗЬЯ
Газета армян России "Еркрамас"
 
 

А.А. Громыко. История внешней политики СССР 1917-1980 гг

Советско-турецкий договор

Провозглашенные Советским государством новые принципы внешней и национальной политики нашли яркое выражение также и в политике Советского правительства в отношении Турции.

В первые месяцы после Октябрьской революции Турция воевала против России на стороне Германии. Вместе с Германией она была участницей Брестского договора. В нарушение Брестского договора правящие круги Турции развязали интервенцию на Кавказе.

Но Турция не выдержала испытаний войны и разделила судьбу других побежденных держав Четверного союза. 30 октября 1918 г. Антанта заставила Турцию подписать перемирие в Мудросе (на Эгейском море). Победители оккупировали порты на побережье проливов Дарданеллы и Босфор, заставили открыть проливы для их военных кораблей, оккупировали Стамбул (Константинополь), потребовали полной демобилизации армии, установили контроль над всеми железными дорогами, почтой и телеграфом. Мудросское перемирие фактически было началом раздела Турции. На Парижской мирной конференции президент США Вильсон выдвинул притязание на ряд турецких территорий. Обсуждался даже вопрос о предоставлении США мандата на Стамбул и район проливов. Таким образом, Турции угрожала полная потеря национальной независимости.

Под влиянием военного поражения и идей Октябрьской революции в Турции развернулось национально-освободительное движение против внутренней реакции и империализма Антанты, которое возглавлял Мустафа Кемаль-паша. На помощь турецкому народу в его тяжелой борьбе пришла Советская Россия.

13 сентября 1919 г. народный комиссар по иностранным делам РСФСР обратился к рабочим и крестьянам Турции с воззванием. "Товарищи рабочие и крестьяне Турции! - говорилось в этом документе.- Ваши братья, русские рабочие и крестьяне, переиспытав всю гнусность этих внутренних хищников-кровопийц, продававших Россию внешним хищникам - европейским разбойникам, решили взять бразды правления в свои руки.

И вот, в продолжение почти двух лет они борются за свою власть, за власть трудящихся.

И близок тот час, когда в Советской России будет достигнуто торжество труда над капиталом и враги труда прекратят на нее свои нападения.

Но этого недостаточно. Необходимо объединение трудящихся всего мира против мировых поработителей.

А потому рабоче-крестьянское правительство Советской России надеется, что вы, рабочие и крестьяне Турции, переиспытав все в такой решительный, ответственный момент, протянете братскую руку для того, чтобы совместной сплоченной силой отогнать европейских хищников и уничтожить, обессилить внутри страны тех, которые привыкли на вашем несчастье строить свое счастье" (19).

В апреле 1920 г. в Турции было создано революционное правительство во главе с Мустафой Кемалем Ататюрком (20). Его резиденцией стала Анкара. Революционная Турция тотчас же столкнулась с лютой враждой империалистических держав Антанты, особенно Англии. Уже 26 апреля Кемаль-паша обратился к Советской России с. предложением установить дипломатические отношения и заключить военный союз между обеими странами. В его письме содержалась также просьба оказать помощь борющейся Турции.

3 июня 1920 г. народный комиссар по иностранным делам сообщил Кемаль-паше, что Советское правительство с удовлетворением ознакомилось с основными принципами внешней политики нового турецкого правительства. "Советское правительство,- говорилось далее в письме наркома,- принимает к сведению решимость Великого Национального собрания сообразовывать Вашу работу и ваши военные операции против империалистических правительств с возвышенным идеалом освобождения угнетенных народов" (21).

Советское правительство выразило согласие немедленно установить с Турцией дипломатические и консульские отношения и приступить к переговорам. Оно изъявило готовность выступить посредником в переговорах между Турцией, Арменией, где у власти находилась буржуазная, контрреволюционная партия дашнаков, и Ираном.

"Советское правительство,- отмечалось в заключение,- с живейшим интересом следит за героической борьбой, которую ведет турецкий народ за свою независимость и суверенитет, и в эти дни, тяжелые для Турции, оно счастливо заложить прочный фундамент дружбы, которая должна объединить турецкий и русский народы" (22).

4 июля 1920 г. министр иностранных дел революционной Турции Бекир Сами-бей сообщил, что содержание письма принято турецким правительством "с живейшим удовольствием и удовлетворением". Турецкое национальное правительство одобрительно отнеслось и к предложению Советского правительства о посредничестве.

"Турецкое Великое Национальное Собрание уверено,- подчеркивал Бекир Сами-бей,- что в этой неравной борьбе, предпринятой им и от исхода которой зависит его собственное существование, равно как и общее дело всего страдающего человечества, оно найдет всемерную поддержку со стороны великой Российской Советской Республики, открыто объявившей себя освободительницей угнетенных и непримиримым врагом капиталистов и империалистов" (23).

2 июля НКИД направил Мустафе Кемалю письмо, в котором извещал его о посылке в Турцию представителя Советского правительства. В свою очередь турецкая делегация во главе с Бекир Сами-беем прибыла в Москву. Здесь был разработан проект русско-турецкого договора. Бекир Сами-бей вернулся в Турцию осенью 1920 г., взяв с собой подготовленный проект.

Между тем султанское правительство, еще продолжавшее под прикрытием англо-французских штыков сидеть в Константинополе, подписало с Антантой 20 августа 1920 г. кабальный Севрский мирный договор, по которому Турция лишалась значительной части своей территории. Правительство революционной Турции отказалось признать этот грабительский договор и выступило против предательского правительства султана.

Англия и Франция всячески старались путем угроз и обещаний удержать правительство революционной Турции от переговоров с Советской Россией. Они использовали при этом реакционные элементы турецкой буржуазии, выступавшие против установления тесных отношений с Советской Россией, за соглашение с империалистическими державами. Эти элементы мечтали о территориальных захватах в Закавказье. Под давлением реакционных сил кемалистское правительство отвергло принятое им раньше посредничество Советского правительства в переговорах с дашнакской Арменией. Оно двинуло свои войска против Армении и обратило в бегство слабую армию дашнакского правительства. Ослепленное классовой ненавистью к Советской стране, последнее 2 декабря 1920 г. пошло на подписание с Турцией кабального Александропольского договора, превращавшего почти всю территорию Армении, за исключением района Еревана и озера Гокча (Севан), фактически в турецкий протекторат. Правительство РСФСР отказалось признать Александропольский договор - к моменту его подписания дашнакская делегация уже не представляла правительства Армении. Установление Советской власти в Армении 29 ноября 1920 г. сорвало преступный заговор против армянского народа.

Авантюра реакционных кругов Турции, отвлекшая значительные военные силы для агрессии против Армении, ослабила Турцию в ее борьбе с империалистами. Положение революционной Турции резко ухудшилось в связи с начавшимся наступлением греческих войск, являвшихся орудием английского империализма. В этих условиях вопрос о помощи со стороны Советской России приобрел для Турции первостепенное, значение. Сопротивление реакционной группы в кемалистском правительстве было преодолено. Турецкая делегация в феврале 1921 г. снова выехала в Москву для завершения переговоров. Возглавлял ее Юсуф Кемаль-бей - депутат Великого национального собрания Турции. Однако в ходе переговоров с турецкой стороны снова выявились попытки сорвать заключение договора с Советской Россией и использовать переговоры с ней лишь в качестве средства побудить английский империализм к некоторой уступчивости. Когда турецкая делегация находилась в Москве, другая делегация, во главе с Бекир Сами-беем, прибыла в Лондон, где происходила конференция держав-победительниц. Английский премьер Ллойд-Джордж заявил Бекир Сами-бею о готовности Англии передать под протекторат Турции все Закавказье, включая и бакинские нефтяные промыслы. Премьер рассчитывал посредством такого предложения сорвать турецко-советские переговоры, натравить Турцию на Россию, Армению, Грузию, Азербайджан и лишить ее советской помощи. Сведения об этих секретных беседах просочились в печать. Г. В. Чичерин обратил внимание турецкой делегации на эти провокационные затеи англичан. "Я позволю себе поэтому спросить,- писал нарком по поводу переговоров турецкой делегации в Лондоне,- кого представляет Бекир Сами-бей, Константинополь (т. е. султана.- Ред.) или Ангору? (Анкару.- Ред.) И в этом последнем случае, не имеет ли место изменение ориентации, о чем,- если это так,- Турция заранее должна была уведомить нас в соответствии с нашими прошлогодними решениями..." (24).

Турецкая делегация, действуя по инструкции из Анкары, отвечала, что там понимают провокационный характер английских маневров. Делегация заверяла в искренности стремлений кемалистского правительства заключить договор с Советской Россией.

На пленарном заседании русско-турецкой конференции в Москве 26 февраля 1921 г. председатель советской делегации Г. В. Чичерин подчеркнул в своей речи значение дружественных отношений между Советской Россией и странами Востока. Он говорил: "Дружба народов Востока является для нас основным условием нашей международной жизни и точно так же дружба с нами должна быть положена Турцией в основу ее политического положения. Наша нравственная и политическая сила неотделима от нашего союза с народами Востока, борющимися за свое освобождение. Соединяющая нас дружба должна развиваться в обоюдных наших интересах, в интересах всех народов, борющихся против идущей извне тирании. Эта дружба должна найти свое выражение в формальном и окончательном договоре, объединяющем наши народы" (25).

В ответной речи председатель турецкой делегации Юсуф Кемаль-бей полностью признал общность интересов Турции и Советской России и необходимость сотрудничества между ними. "Воздержусь от приведения здесь исторических фактов,- говорил он,- но смею уверить всех трудящихся России, крестьян, рабочих и солдат, что турецкий народ чистосердечно протягивает им свою руку" 26. Продолжая эту мысль, Юсуф Кемаль-бей говорил: "Географические, исторические, экономические и политические условия указали нам путь в Россию. Перед представителями новой России говорю со всей присущей турку искренностью: верьте в нас" (27).

Переговоры закончились 16 марта 1921 г. подписанием в Москве советско-турецкого договора о дружбе и братстве (28). В его преамбуле говорилось, что оба правительства, "разделяя принципы братства наций и право народов на самоопределение, отмечая существующую между ними солидарность в борьбе против империализма, равно как и тот факт, что всякие трудности, созданные для одного из двух народов, ухудшают положение другого, и всецело воодушевляемые желанием установить между ними постоянные сердечные взаимоотношения и неразрывную искреннюю дружбу, основанную на взаимных интересах обеих сторон, решили заключить договор о дружбе и братстве". По статье 1 каждая сторона обязывалась в принципе "не признавать никаких мирных договоров или иных международных актов, к принятию которых понуждалась бы силою другая из договаривающихся сторон". Советское правительство соглашалось "не признавать никаких международных актов, касающихся Турции и не признанных Национальным Правительством Турции, представленным ныне ее Великим Национальным Собранием".

В договоре определялась северо-восточная граница Турции по линии, в соответствии с которой Ардаганский и Карский округа отходили к Турции. Согласно статье 2, Турция должна была освободить Батум с окружающей территорией и "уступить" его Грузии при условии свободного беспошлинного транзита через батумский порт в Турцию или из нее. Нахичеванская область была признана автономной территорией под государственным суверенитетом Советского Азербайджана. "Обе договаривающиеся стороны, констатируя соприкосновение между национальным и освободительным движением народов Востока и борьбой трудящихся России за новый социальный строй", безоговорочно признали за этими народами право на свободу и независимость, а равно их право на избрание формы правления, согласно с их желанием. Обе стороны объявляли отмененными и не имеющими силы все старые договоры, причем Советское правительство заявляло, что считает Турцию свободной от всяких денежных и иных обязательств, принятых по прежним договорам, заключенным между Турцией и царским правительством. Правительство РСФСР признало режим капитуляций несовместимым со свободным национальным развитием Турции и потерявшим всякую силу. Договаривающиеся стороны обязались не допускать образования или пребывания на своей территории организаций или групп, претендующих на роль правительства другой страны или части ее территории. В договор была включена весьма важная статья (5), посвященная вопросу о проливах: "Дабы обеспечить открытие проливов и свободу прохождения торговых судов для всех народов, обе Договаривающиеся стороны соглашаются передать окончательную выработку международного статута Черного моря и проливов будущей Конференции из делегатов прибрежных государств, при условии, что вынесенные ею решения не нанесут ущерба полному суверенитету Турции, равно как и безопасности Турции и ее столице Константинополю" (29).

Советская Россия взяла на себя перед Турцией обязательство (ст. 15) предпринять шаги в отношении закавказских республик, необходимые "для обязательного признания этими Республиками в договорах, которые будут заключены ими с Турцией, статей настоящего Договора, непосредственно их касающихся" (30).

Советско-турецкий договор, заключенный в период борьбы кемалистской Турции против англо-греческой интервенции, имел для нее величайшее значение. Он укрепил ее позиции в борьбе за независимость. Он обеспечил турецкому правительству возможность добиваться столь же благоприятных условий в переговорах с другими государствами. Договор содействовал укреплению нового режима в Турции.

Выполняя свое обязательство по статье 15 договора, Советское правительство приняло активное участие в подготовке договора между Турцией и закавказскими советскими республиками - Азербайджаном, Арменией и Грузией. 13 октября 1921 г. при участии РСФСР в Карсе был заключен договор о дружбе между Турцией, с одной стороны, и Азербайджаном, Арменией и Грузией - с другой. В нем повторялись основные положения Московского договора от 16 марта 1921 г. между Советским Союзом и Турцией.

При заключении Московского договора между представителями РСФСР и Турции имел место обмен нотами, которые существенным образом дополняли договор. В ноте турецкого посла от 16 марта 1921 г. говорилось: "В целях установления между Турцией и Россией отношений, основанных на полной искренности, и бесповоротного устранения всего, что могло бы нарушить полнейшее взаимное доверие, Турция обязуется немедленно без задержек и во всех подробностях сообщать Российскому Советскому Правительству о каждом заявлении или предложении со стороны всякой державы, ведущей в Азии политику, отличную от политики России, по вопросу о сближении или соглашении этой державы с Турцией, а равным образом обязуется в дальнейшем эвентуально осведомлять Российское Советское Правительство о всех переговорах между Турцией и одной из вышеуказанных держав.

Турция обязуется также не заключать каких-либо договоров, могущих касаться интересов России, без уведомления последней" (31).

В ответной ноте народного комиссара по иностранным делам, датированной тем же числом, Советское правительство принимало к сведению указанное обязательство Турции и со своей стороны давало аналогичное обязательство турецкому правительству (32).

В другой ноте, датированной также 16 марта 1921 г., турецкое правительство от имени Национального собрания Турции приняло обязательство, что "в случае намерения... внести в общее направление внешней политики Турции по отношению к России изменения принципиального характера или в смысле ориентации факт подобного решения будет немедленно доведен до сведения Вашего (т. е. Советского.- Ред.) Правительства" (33). В ответной ноте народный комиссар по иностранным делам дал аналогичное обязательство со стороны Советской России.

Одновременно с подписанием Московского договора от 16 марта 1921 г. между представителями РСФСР и Турции была достигнута договоренность о предоставлении Турции финансовой помощи в сумме 10 млн. золотых рублей. Из этой суммы 5,4 млн. руб. были переданы Турции по частям в течение апреля, мая и июня 1921 г.

Время для Советской России было очень трудное. В стране еще не была изжита хозяйственная разруха. Тем не менее Советское правительство передало турецкому правительству в конце 1921 г. еще 1,1 млн. руб. золотом (34). Они были крайне необходимы для закупки вооружения и снаряжения турецкой армии, без чего последней было бы затруднительно продолжать борьбу против Греции, пользовавшейся поддержкой со стороны английского империализма.

Советская помощь Турции не ограничивалась только финансовой поддержкой. Важную роль сыграла также поездка М. В. Фрунзе в Турцию в 1921 -1922 гг. Миссия Фрунзе формально была направлена от имени Украинской ССР, где он занимал пост главкома. Ее официальной целью было заключение договора между Турцией и УССР, аналогичного Московскому. Решение о поездке Фрунзе было принято в весьма ответственный момент греко-турецкой войны, когда назревало решающее сражение. Фактически значение миссии Фрунзе вышло далеко за пределы украинско-турецких отношений.

Фрунзе отправился в Турцию в ноябре 1921 г. Поездка эта была весьма утомительной. М. В. Фрунзе и его спутникам, добираясь до Анкары, пришлось проделать значительную часть пути на арбах.

20 декабря 1921 г. М.В.Фрунзе выступил перед Национальным собранием Турции. Он публично разоблачил интриги империалистических держав Запада, направленные на подрыв советско-турецкой дружбы. "Само собою разумеется,- говорил он,- что они начнут играть роль льстивых друзей и доброжелателей и приложат все силы к тому, чтобы подорвать дружбу между Турцией и Советскими правительствами - эту единственную гарантию целостности и независимости Турции и, толкнув Турцию на выступление против Советских правительств, под маской дружбы постараются достигнуть цели, добиться которой им не удалось с помощью оружия" (35).

Приезд М. В. Фрунзе в Турцию был высоко оценен Мустафой Кемалем в его телеграмме на имя Председателя ВЦИК М. И. Калинина и Председателя ВУЦИК Г. И. Петровского:

"Тот факт,- говорилось в телеграмме,- что правительство Украинской Республики в целях заключения с нами договора о дружбе и еще более яркого подтверждения политических, экономических и других связей, существующих между двумя народами, послало к нам господина Фрунзе, одного из самых крупных политических деятелей и главнокомандующего, а также одного из самых доблестных и геройских командиров Красной Армии, и то, что это решение было сообщено нам накануне Сакарийской битвы (в которой турки нанесли поражение грекам.- Ред.), в то время, когда враги объявили всему миру о том, что наше окончательное поражение является делом недалекого будущего, вызывает особенно глубокое чувство благодарности у членов Национального Собрания" (36).

В тяжелый период, когда Советская страна стала жертвой неурожая и голода, когда еще не были ликвидированы тяжелые последствия иностранной интервенции, Советская власть нашла возможным оказать Турции финансовую, военную и другую помощь. "В результате дружбы, установившейся с русскими,- указывал Мустафа Кемаль,- главным образом от них было получено значительное количество орудий, ружей и снарядов" (37). Так, 29 декабря 1921 г. и 29 апреля 1922 г. Советское правительство передало в Новороссийске турецкому консулу минное и артиллерийское имущество, некоторое количество винтовок и т. д. В 1922 г. Турция получила оборудование для патронного завода. 3 мая 1922 г. Советское правительство передало Турции 3,5 млн. руб. золотом - последний взнос в счет 10 млн., предоставленных турецкому правительству. М. В. Фрунзе передал также средства для организации в Турции приюта для детей, потерявших родителей на фронте. Бакинские рабочие прислали в Турцию эшелон с керосином и бензином в момент, когда в них испытывалась большая нужда.

2 января 1922 г. в Анкаре был подписан договор между Украинской ССР и Турцией. В нем повторялись основные условия советско-турецкого договора 1921 г.

"Пребывание товарища Фрунзе,- сообщал полпред РСФСР в Турции С. И. Аралов,- здесь оставило глубокий след. О нем отзываются как о замечательном, отзывчивом человеке, считают его большим другом Турции, он рассеял все недоразумения и повернул симпатии турок к РСФСР. Конечно, его считают представителем не только Украины, но и всей РСФСР, и его слова, обещания, речи, суждения считаются мнениями всей Федерации" (38).

Мустафа Кемалъ придавал большое значение дружбе новой Турции с Советской Россией. Так, в радиограмме на имя В. И. Ленина от 18 декабря 1920 г. он заявлял: "В твердом убеждении, что только наше тесное сотрудничество приведет нас к желанной цели, я приветствую всякое дальнейшее закрепление связывающих нас дружественных уз. Выражаю Вам свою глубокую признательность за ту дальнозоркую политику, которая по Вашему Высокому почину проводится Советской Республикой как на Востоке, так и во всем мире" (39).

В дальнейшем, пока у руководства Турцией находился Кемаль-паша, между нею и Советской страной сохранялись наилучшие дружественные отношения. Договор 1921 г. о дружбе и братстве служил для них неизменной и надежной основой.

В телеграмме Председателя Президиума Верховного Совета СССР и Председателя Совета Министров СССР главе государства и премьер-министру Турецкой Республики от 15 марта 1961 г. по случаю 40-й годовщины этого договора ему была дана весьма высокая оценка. "Этот исторический договор,- говорится в телеграмме,- заключенный между нашими странами при участии В. И. Ленина и К. Ататюрка в годы борьбы обеих стран с империалистическими силами, способствовал победе турецкого на" рода в национально-освободительной войне и установлению дружественных отношений между Советским Союзом и Турецкой Республикой" (40).

Примечания
19 Известия, 1919, 13 сент.

20 Ататюрком (т. е. "отцом турок") Кемаль-паша был назвав впоследствии в знак больших заслуг перед Турцией.

21 Документы внешней политики СССР, т. 2, с. 555.

22 Там же.

23 Там же, с. 556.

24 Документы внешней политики СССР, т. 3, с. 589-590.

25 Международная жизнь, 1958, № 2, с. 156.

26 Там же.

27 Там же.

28 Документы внешней политики СССР, т. 3, с. 597-607.

29 Документы внешней политики СССР, т. 3, с. 599.

30 Там же, с. 602.

31 Там же, с. 606.

32 Там же, с. 606-607.

33 Там же, с. 605.

34 Документы внешней политики СССР, т. 3, с. 675.

35 Документы внешней политики СССР, т. 4, с. 782.

36 Там же.

37 Кемаль М. Путь новой Турции, 1919-1927. М.. 1934, т. 3, с. 310.

38 Документы внешней политики СССР, т. 4, с. 782-783.


 

 

 

 


 


Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz