|
"Российские власти заинтересовались армянской диаспорой мира"
На протяжении многих лет МИД России дает указания своим дипломатическим миссиям в странах, где имеется многочисленное армянское население, прозондировать и попытаться создать задел для создания пророссийски ориентированных ассоциаций, выступающих в качестве информационно-лоббистских структур. Как ни странно, но вследствие создания суверенной Армянской республики использование армянской диаспоры стало сложнее, и в последние годы почти невозможно. Если ранее армянская диаспора представляла собой достаточно замкнутые, весьма архаично сформированные общины, то теперь, армянское население стало все более интегрироваться в политические и государственные структуры стран проживания. Одновременно, имеет место тенденция образования межгосударственных армянских организаций, включающих совершенно разные организации и людей, что делает эти объединения менее уязвимыми. Новые поколения армянского населения за рубежом получили образование высокого уровня, что позволяет им не только занимать хорошие позиции в странах проживания, но и выдвигать новое мышление, позволяет профессионально разбираться в современных политических и экономических процессах. В Москве не могли не сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствуют подходы, позволяющие создать прочную связь между Россией и армянской диаспорой.
Что касается России, то в отношении армянской диаспоры проблемы заключаются не в управляемости соответствующих структур а в низкой эффективности влияния данных структур как на Армению, так и на армянскую диаспору в различных государствах. В связи с этим, выдвигаются предложения изменить подходы и относиться к организациям армянской диаспоры на взаимовыгодных условиях. Данные предложения подвергаются сомнению в государственных структурах в Москве, но в результате в сфере политических разработок отсутствуют принятые рекомендации по этому вопросу. Подчинение всей армянской диаспоры структурам армянских общин в России, по существу, провалено, что стало результатом совершенно непрофессиональных людей авантюристического склада, которые некоторое время играли роль разработчиков. Имеется версия, что при участии некоторых людей армянского происхождения, которые влезли в доверие к официальным российским структурам, данный «армянский проект» был нарочито провален.
В настоящее время, российские разработчики близки к пониманию того, что к армянским диаспоральным организациям нужно относиться серьезнее. В частности, Москва выяснила для себя, что одним из приемов функционирования армянских организаций за рубежом - автономность друг от друга, и наличие параллельных целей и задач. Информационные службы России доводят до сведения руководства, что вся армянская диаспора, в том числе армянские структуры в самой России, все более интегрируются либо непосредственно с политическими кругами США, либо в сфере идей и идеологий. Россия не сумела предложить альтернативы, и рассматривается как не очень надежный партнер Армении. Среди армян России усиливаются настроения нелояльности к стране проживания, возникают стремления переосмыслить деятельность армянских организаций, и происходит поиск партнеров за рубежом, главным образом в США, с целью получить рекомендации и воспринять опыт деятельности «классических» лоббистских организаций. Признано, что на настоящем этапе российские структуры не сумели воспользоваться возможностями армян как в самой России, так и в других странах. В Москве приступили к разработке новых идей и конкретных инициатив. Повышение внимания Москвы к Армении и армянам во многом обусловлено возникновением новых реалий и новых проблем внутри «треугольника» отношений России – Турции – США. Россия испытывает недостаток ресурсов в выстраивании новой позиции и политики в данной ситуации и стремится воспользоваться не только армянскими сетевыми структурами, но и «армянским фактором», в целом.
ИГОРЬ МУРАДЯН (Ереван)
|
|