Ю. В. Арутюнян
Член-корреспондент Российской Академии наук
МОСКОВСКИЕ АРМЯНЕ ГЛАЗАМИ ЭТНОСОЦИОЛОГА
АРУТЮНЯН Юрий Вартанович. Родился 20 августа 1929 г., Ростов-на-Дону. Специалист в области социологии и этнографии, историко-социальных исследований населения русского и других народов. Член-корреспондент по Секции гуманитарных и общественных наук (социология) с 7 декабря 1991 г.
Мне кажется, что «Северное Сияние» заслуживает своего названия. Несмотря на очень редкую периодичность, газета дает обильную информацию и действительно «сияет» разнообразием мнений по самым острым для нашего народа вопросам - об армяно-турецких и армяно-азербайджанских отношениях, о приеме Армении, Турции и Азербайджана в Европейский Союз, о международном признании геноцида, о рациональном расходовании благотворительных средств, выделяемых армянскими спонсорами... Богатство материалов и разнообразие мнений, иногда даже противоположных делает газету действительно объективной, а не подчиненной узким этнополитическим интересам. Это по-настоящему современная армянская газета. Ведь армяне в новом мире, даже живущие в одной среде, находятся в разных условиях и могут совершенно по-разному понимать действительность, далеко неоднозначно оценивать свое положение и жизненно острые социально-политические проблемы. В короткой газетной статье у меня нет возможностей раскрыть этот тезис. Но все же я позволю себе придать им некоторую иллюстрацию, опираясь на факты. А факты эти - результат конкретных социологических исследований московских армян, проведенных в 1987 и повторно в 2000 годах, благодаря финансированию РГНФ и РФФИ.
Армян в Москве, по данным последней переписи 1989 года было всего
43 тысячи. Конечно, эти данные абсолютно устарели. Но, даже если новая перепись,
предусмотренная в следующем 2002 году, обнаружит, что число армян в Москве удвоилось
и даже утроилось, эта цифра по сравнению с обшей численностью армян в Армении
и тем более обшей численностью населения Москвы будет весьма скромной. Но нас
в данном случае интересуют не количественные, а качественные индикаторы, характеризующие
адаптацию армянского населения в инонациональной столичной российской среде,
что может иметь не только научное, но и социально-политическое значение. Как
показывает вышеназванное исследование, в характеристиках армян, проживающих
в Москве в 1987 и 2000 годов произошли принципиальные перемены как бы фиксируемые
контрастными образами московских старожилов и миграционных групп армян, прибывшими
в столицу в самые последние годы. В прошлом из столичных городов Закавказья
армяне приезжали и обживались в Москве не вынужденно из-за трудной, как сейчас,
жизни в Армении, а в стремлении к социально-культурному росту, использованию
очевидных преимуществ большой столицы страны. Часто достаточно благополучные,
выделяющиеся и у себя на родине группы стремились включиться в интенсивную социально-культурную
жизнь столицы великой державы, использовать ее возможности и преимущества для
собственного роста. Как правило, эти группы армян были достаточно, условно говоря,
европеизированы, обучались у себя на родине преимущественно в русскоязычных
учебных заведениях и сразу легко и естественно адаптировались в московской среде.
Новый приток армян 90-х годов был иным. Мигранты теперь чаще принадлежат к категории
вынужденных переселенцев. Они приезжают в Москву из-за тяжелой жизни у себя,
испытывая последствия страшных не только естественных, природных, но и социальных
бедствий - землетрясения 1988 года, военных конфликтов, притока беженцев из
Азербайджана, а, главное, истощения разрушенной экономики своей республики,
не имеющей общих границ с Россией и отключенной от единой системы народнохозяйственного
организма прошлого.
В результате, армяне в Москве теперь, по существу, выделились в две социально-этнические
группы, которые, условно говоря, можно разделить на армян-москвичей и армян-мигрантов.
Среди мигрантов много рабочих, армяне-москвичи принадлежат в основном к интеллигенции.
Многие армяне-москвичи работают в государственном секторе, тогда как недавно
приехавшие армяне заметно связаны с частным сектором и занимаются нередко индивидуальной
трудовой деятельностью. Среди армян-мигрантов не более 1/3 имеет высшее образование,
армяне-москвичи в подавляющем большинстве с высшим образованием, причем среди
старожилов их особенно много (76%). В этом отношении армяне-москвичи значительно
опережают и русское коренное население столицы. Не случайно среди этой категории
армян очень много известных деятелей культуры, что, в частности, заметно в их
высоком представительстве во всех сферах науки,например, в числе членов Российской
Академии наук.
Четким свидетельством адаптации этнических групп к инонациональной среде служит,
как известно, язык. Армяне-москвичи, в отличие от армян-недавних мигрантов,
реально все в совершенстве владеют русским языком. Большая часть их (53%) считает
его даже своим родным языком, причем с возрастом у старожилов-москвичей, а тем
более среди молодых и их детей приоритет русского языка как родного заметно
возрастает. Разумеется, в условно говоря «армянском поясе» москвичей, недавно
прибывших из Армении, все по-другому. Здесь каждый владеет свободно именно армянским
языком и считает его действительно родным. И по этим данным видно, что ни в
коем случае нельзя однозначно понимать этнос: этническая общность разнотипна
в «своем» государстве и за его пределами. В «своем» государстве это - «нация»,
а за ее пределами - «национальность», причем в каждой инонациональной среде
довольно ограниченная своей этнической насыщенностью и выраженностью. Наши исследования
в Москве четко фиксируют плотности этнического в двух образах, особенно в двух
поколениих. Достаточно сказать, что примерно половина армян-москвичей вступает
в национально-смешанные браки; 70% их детей наследуют армянскую национальность
(так как отцы чаше всего армяне), но 30% - другую, обычно русскую. И, даже принимая
армянскую национальность, в национально-смешанных семьях дети в подавляющем
большинстве своем армянского языка не знают - 60% их вообще не говорят по-армянски,
а другие знают язык очень плохо. Думается, что, живя в российской среде, мало
кто из потомков армян-москвичей в перспективе реально сохранит армянскую национальность.
Поэтому для армянской культуры инонациональная среда довольно ненадежная почва
для развития. Выразительно отражает это ориентация на образование. Так, 80%
армян-москвичей разного возраста и статуса считают, что армянские школы в Москве
нужны, но, когда спрашиваешь: “Если бы у Вас была возможность отдать своего
ребенка в армянскую школу недалеко от дома?», подавляющее большинство отвечает
отрицательно или уходит от ответа.
Армянская общественность в Москве не проявляет особого интереса к внутринациональному
взаимодействию и общности. Мало кто из армян имеет контакты с армянскими общественными
центрами - в пределах 13-15%. Причем это относится даже не только к москвичам,
но и к недавно прибывшим армянам-мигрантам. Конечно, среди армян есть молодежные
группы преимущественно из числа мигрантов, склонных к клубному общению, дискотекам
и т.п., но они в меньшинстве и не это определяет их образ жизни.
Если говорить о политических особенностях, то на данном этапе социально-национальные
ориентации и представления армян-москвичей и недавних мигрантов так же заметно
отличны друг от друга. Для мигрантов родиной остается Армения, для армян-москвичей
преимущественно Россия и Советский Союз (67%). Если значительная часть недавних
мигрантов хочет вернуться домой в Армению и сравнительно часто туда ездит, то
таких среди армян-москвичей реально сейчас уже нет. У тех и у других совершенно
разные межнациональные контакты. У армян-москвичей большинство близких друзей
- русские (53%), у мигрантов - свои же, армяне. Существенно отличны даже внешнеполитические
ориентации и тех, и других. Большинство армян-москвичей считают, что важно налаживать
нормальные отношения и с Турцией, и Азербайджаном. Армяне-мигранты чаще думают,
что и в том, и в другом случае «забыть о прошлом нельзя» и такие отношения реально
мало возможны. В целом армяне-москвичи наиболее интернационализированы и, если
применять современную терминологию, это глобализированный слой этноса, включаемый
уже в интеграцию мирового сообщества.
На вопрос: “Кем вы себя чувствуете?” только 31% отвечает “Армянами». Они скорее
граждане мира, европейцы, а в первую очередь россияне - 44%.
Итак, очевидны в общей столичной среде два относительно самостоятельных слоя
армян. Но их объединяет память недавнего прошлого. На вопрос: «Хотели бы Вы
возрождения СССР?» подавляющее большинство (2/3 и тех и других) отвечает положительно.
Глубокая тоска по прошлому у армян- «москвичей» и «мигрантов» - диктуется, правда,
разными мотивами, но сходно по существу осознание ущербности в новой ситуации
так называемой национальной независимости. Развал общесоюзного государства во
имя власти имущих, но не без согласия народа и его участия в «революционном
подъеме», конечно, ими не осознается. Так всегда за шахматной доской истории
политические игроки определяют социальную действительность. А вот когда народ
созреет для самостоятельного решения и определения своей собственной судьбы
- вопрос пока остается вопросом.
(Опубликовано в № 118 "Юсисапайла")
Назад/Back |