Гарегин НЖДЕ

Открытые письма армянской интеллигенции

“Критиковать, значит, болеть душою”
“О грехах говорю, не о грешнике”

Письмо четвертое

Странно - рассуждает наше обывательское сознание - наша вера в Европу была слепым чувством, наша снисходительность к врагу - христианской, но тем не менее мы оказались разбитыми и всеми покинутыми.

Ничего странного! Оказались разбитыми и покинутыми, потому что абсолютно не знаем характера европейцев.

К Европе у нас было христианское чувство, и по причине нашего странного мистицизма - нашей национальной болезни - наши собственные настроения мы приписали европейцам и глубоко верили, что все войны они ведут во имя нашего спасения.

Этот самообман сделал нас политическими попрошайками, а поскольку мы к тому же были слабы, то и плаксами,

Попрошайничество и плаксивость - психология целого периода, наше единственное политическое оружие. Однако, плаксивость является доказательством духовной незрелости или трусости. Попрошайничество вообще отвратительно. Попрошайке помогают не только побуждаемые состраданием, но зачастую из брезгливости.

Ужаснее политическое попрошайничество, потому как в политике нет сострадания, а брезгливости - немного.

Нет места попрошайничеству в политике. Эгоизм назойливого попрошайки считает абсолютно естественным, чтобы люди, даже самые недостойные, сжалились над ним.

Более назойлив и требователен попрошайка, если он также и инвалид.

И вот этот эгоизм попрошайки и требовательность инвалида стали психологией.

Вдохновленные евангелием, эти два психологических момента получили политический смысл, характер дипломатического оружия.

Для христианской паствы, но только для нее - это чудесная добродетель.

Сегодня мы проклинаем политических благодетелей, но забываем, что удел попрошайки и инвалида - приют, а не независимая родина.

Вчера мы были такими, будучи религиозной паствой, сегодня мы претендуем на то, чтобы считать себя политической силой, но не освободились от психологии паствы, пронизавшей политическое мышление различных течений, благодаря этому бессознательно приверженных идеям ориентации.

Правда, заметен шаг вперед - от христианской предубежденности к приверженности ориентации - но во всяком случае следует признать одно, что определенная часть нашего народа, пожалуй, не готова к политической жизни, незрела, бессильна, труслива и абсолютно не свободна от прежних умонастроений.

В блужданиях армянской политической мысли это - следующий этап, этап становления полу независимости мышления.

.За короткое время этот период имел катастрофические последствия, и кажется, что он продолжает еще более затуманивать, окровавливать нашу судьбу, раскалывая, ослабляя изнутри наш народ.

Эти течения уже получили в нашей жизни свое выражение как приверженность различных группировок русской или западной ориентации, даже поговаривают о турецкой ориентации. Безумные, с точки зрения блага нации бессмысленные столкновения этих группировок в наибольшей степени содействовали падению Армениии и ее разделу между Россией и Турцией.

Однако, не только политические потери являются следствием этих умонастроений.

Самое страшное, что народ постоянно должен будет вдохновляться уверенностью в том, что он слаб, нуждается в покровительстве других, и тем самим лишает себя воли, делаясь неспособным хотя бы на организацию собственной самозащиты своими силами.

Имеющие претензии на независимость народы должны прежде всего освободиться от подобных умонастроений. Народы, лишенные самостоятельности, не могут создать государства. Государственность подразумевает независимое политическое мышление, уверенность в своих силах в борьбе, инициативу в управлении, а победы есть не что иное, ках результат уверенной в себе инициативности.

Были случаи, когда та или иная наша область оставалась в изоляции, но благодаря психологической решимости одинокого, успешно осуществляла свою самооборону.

И, в противоположность этому, когда мы придерживались политики опоры на внешние силы - жестоко проигрывали.

Проигрывали, потому что руководимый принципами опоры на внешние силы лишен решимости психологии одиночки, иначе говоря - всякой возможности победы.

Политика вообще избегает изоляции, а политика ориентации есть не что иное, как страх перед одиночеством.

Проникся народ таким страхом - побежден, потерян, В этом еще одна причина наших несчастий, примем и эту истину. Из-за настроений упования на чужих в некоторых наших политических течениях, недостатка самоуверенности и страха одиночества наш народ, в других случаях сумевший бы успешно организовать свою самооборону, превратился в безвольную толпу и проиграл.

Наши поражения были психологическими, мы проиграли не потому, что были слабы численно и технически, а потому что были слабы духом.

Под чужим управлением армянин - редкостный и воинственный боец, а под собственным знаменем - зачастую трус и пораженец.

В Карее дислокация наших войск была предпочтительнее, как с точки зрения естественных условий, так и в смысле организации обороны, мы имели также преимущество в живой силе, были лучше обеспечены боеприпасами, но при всем при этом проиграли, потому что отсутствовала решимость психологии одинокого, вера в возможность достижения чего-либо самостоятельно. Мы проиграли, потому что, как нация, лишь частично осознали наш долг, частично поняли реальные условия существования, попытались подняться, но не вместе и не по велению внутренних сил.

Мы проиграли, потому что вместо того, чтобы целиком использовать духовные силы нации, стали искать покровителей.

Завтра, при таких умонастроениях, мы исчезнем окончательно.

Спасемся, если освободимся от предубеждений, если попытаемся встать на ноги, однако, не под внешним воздействием, по желанию других, а нашим внутренним, естественным, неудержимым порывом.

Только так народ сможет стать политически и духовно свободным.

Содействующие нам на этом пути силы должно использовать как союзников, друзей.

Использовать, а не молить - понял армянин различие, значит, стоит на пути спасения.

До сих пор мы ищем благодетелей и покровителей - значит, больны, слабы и незрелы духом.

После этого должно говорить о союзниках, потому что мы хотим стать здоровыми и мужественными душой.

Союзники, а не благодетели - это означает, что армянин храбр и ищет друга для самозащиты, для войны. Это - право храброго, того, кто решил победить в одиночку, и ищет союзника лишь для облегчения победы.

Храбрый народ - только у такого бывают союзники, только такому протягивают руку государства. Поймем и эту истину.

Чтобы спастись, нужно также стать смелым, то есть - победить свой страх.

Только освобожденный от страха дух способен видеть и представлять мир в его реальности.

Страх всегда порождает чудовищ.

И именно из-за этих чудовищ зачастую умирают народы.

Пробелы в политическом сознании, неуверенность в себе, психология страха - вот наш трехглавый враг.

И пока мы не сможем убить в себе этого внутреннего врага, не сумеем освободиться от врага внешнего.

Сказано: "Я, человек, должен себя преодолеть".

Итак, пока армянин не сможет побороть себя - убить в себе чудовище страха, воодушевиться новым умонастроением, измениться душою, короче говоря, пока не станет храбрым и не будет нести имя храброго наш народ не сможет не только освободиться политически, но и избежать исчезновения как нации.

В созданных нам на востоке условиях может жить храброе и исповедующее храбрость армянство, но не сегодняшнее.

В войнах побеждает храбрый - это означает, что побеждает тот, кто обуздал собственный страх, кто прежде, чем вступить в единоборство с врагом, построил в своей душе храм победы.

Война - не столкновение грубых механических сил, но - духовных возможностей народов.

Более того, война ~ столкновение народных божеств. Техника - оружие, возможности - дух, кузнец войны.

Оружие необходимо - но в храбрых руках.

Готовящиеся к войне народы прежде всего вооружаются духовно.

Не учтено это условие - неизбежно поражение и сдача технических возможностей врагу.

Чтобы победить, нужно преодолеть свое поражение. Преодолеть свое поражение - значит, быть способным к самозащите, что есть не что иное, как поражение врага.

Самозащита - вот что диктует время и прогресс,

Самозащита - вот наша новая религия.

Самозащита - вот единственный способ обеспечить существование как народов, так и их богов.

.И вовсе не эгоизм, когда народ провозглашает самозащиту своей религией. Напротив, к такому убеждению подталкивают народы кровавые трагедии, и только самые праведные народы имеют право на такуюрелигию.

Самозащита не естественное право каждого народа, а обязанность по отношению к человечеству.

Народы живут для себя, творят - для человечества. Недостоин жить живущий только для себя, Народы должны творить - а потому имеют право на жизнь. Народ, который не способен на самозащиту, лишен этих элементарных добродетелей, - добродетелей, критерием которых является лишь способность к самозащите. Лишен народ способности к самозащите -значит лишен всяких добродетелей, лишен морального права на существование.

Долгое время мы умоляли о гарантиях жизни, имущества, чести -тогда мы были не только слабы, но и лишены добродетели.

Жизнь народов не милость тиранов, они не могут жить милостыней и не должны жить ею.

Паразит тот народ, который в деле самозащиты полагается только на чужую милость. В жизни паразит аморален, а таким нет места в истории.

Примем также и эту истину. Без гнева.

Самозащита не есть дар чужого, но нечто от себя - себе, влияние свое - на себя.

Самозащита есть внутреннее усилие народа к своему существованию. До сих пор это усилие проявлялось в виде молитвы, мольбы, попрошайничества и как следствие - тысячи и тысячи мирных жертв. Сейчас это усилие должно стать выражением нашей внутренней силы.

Прогнило наше старое оружие, растлены старые рукописи. Сейчас мы должны услышать новое евангелие - евангелие мужества.

С Ваагном мы должны говорить сейчас - с Богом древнего мужественного армянства. Новая святая книга должна быть вложена нам в руки -евангелие мужества.

Мужество - вот что должно стать призванием наших будущих поколений, поскольку это высокое качество спасает народы от физического и морального падения, поскольку мужество - единственная божественная благодать, с помощью которой народы приобретут и обеспечат независимость. Вот почему пророками мужества должны стать все лидеры армянской интеллектуальной и духовной жизни.

И школа, и церковь, и политические партии, и пресса, и непартийные организации - все, все должны преисполниться новым умонастроением, должны повторять новые истины, повторять без конца, без устали, до тех пор, пока идея смелой, мужественной самозащиты не станет народным умонастроением, искренней страстью, психологией, до тех пор, пока армянство не станет способным на самозащиту.

Письма первое, второе, третье

Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz