Гарегин НЖДЕ
(биографический очерк)
"Историк будущего, подобно Диогену, с фонарем в руке будет ворошить историю нашего времени, чтобы найти тех идейных деятелей, чье дело походит на деяния героев наших древних преданий. В теперешней армянской действительности будущий беспристрастный историк найдет очень немногих, чье имя будет достойно увековечения... Без сомнения, в их числе будет и имя Гарегина Нжде".
"Сюник", 1920 г. №7.
В мятущемся океане армянской истории, среди наших священных героев, высится громадная фигура идеолога и общественного деятеля Гарегина Нжде.
Нжде является той, исключительной в нашей истории, личностью, в которой гармонично слились военачальник и мыслитель, национальный моралист и политический деятель и которая своей, поистине судьбоносной для Армении жизнью и деятельностью, встала в ряд наших величайших героев.
Нжде (Гарегин Тер-Арутюнян) родился первого января 1886 г., в селе Кзнут Нахичеванского уезда. В детстве лишился отца (его отец Егише был сельским священником) и остался на попечении матери Тируи. В семье было четверо детей, он был самым младшим.
Начальное образование получил в русской школе г. Нахичевана, затем учился в Тифлисской русской гимназии. Во время учебы в гимназии в возрасте 17 лет приобщился к армянскому свободительному движению. После окончания гимназии поступил в Петербургский университет. Проучившись два года на юридическом факультете университета, Нжде оставил учебу и полностью посвятил себя делу армянской революции.
В 1906 г. он уезжает в Болгарию, где при содействии армянского революционного деятеля Ростома и по ходатайству руководителей македонского освободительного движения поступает в Софийское офицерское училище. В 1907 г., успешно окончив училище, он возвращается на Кавказ.
В 1907-1908 гг. Нжде, вступив в ряды партии Армянский Революционный Дашнакцутюн (АРД), в качестве помощника известного партийного деятеля Самсона Тадевосяна участвует в персидском революционном движении. С целью доставки оружия и боеприпасов Нжде в 1909 возвратился на Кавказ, где был арестован царской охранкой. В тюрьмах, от Джульфы до Петербурга, провел более трех лет, затем вернулся в Болгарию.
Когда в 1912 г. началась первая Балканская война, армяне, чтобы сражаться с Турцией (за освобождение Македонии и Фракии), создали отдельную добровольческую роту в составе болгарской армии, под руководством Андраника и Нжде. В этой войне Нжде был ранен. Армянская рота воевала успешно, отличилась во многих сражениях и была удостоена признания и благодарности болгарского высшего военного командования.
В 1913 г. рота была расформирована, отказавшись участвовать во внутренних войнах балканских народов (во II Балканской войне).
Во время Балканской войны между двумя руководителями армянской роты, Нжде и Андраником, на почве разделения правомочий, начался спор, в результате которого рота разделилась на две группы. К счастью, вскоре после расформирования роты, в октябре 1913 г., Нжде направил заявление в Балканский Центральный комитет партии АРД, в котором объявил законченным затя нувшийся досадный спор с Андраником.
Накануне первой мировой войны, удостоившись "прощения" царского правительства, Нжде возвращается на Кавказ, с условием участия в войне против Турции. На первом этапе войны был заместителем начальника второго армянского добровольческого полка, в конце войны руководил отдельной армяно-езидской войсковой частью.
В 1917 г. Нжде с немногочисленным отрядом подоспел на помощь Кохбу и спас местное армянское население от резни.
Весной 1918 г. вел бои в Аладже (населенный пункт в окрестностях Ани) и дал возможность отступавшим армянским войсковым частям без потерь добраться до Александрополя, в то же время со своими людьми обеспечил отправку ценных археологических находок экспедиции Н. Марра из Ани в безопасное место.
Приближался май 1918 г., решалась армянская судьба. Вступив в Александрополе в сражение с турецкими войсками, Нжде со своей группой отступает до Каракилисы. Здесь уже скопились армянские беженцы. Многотысячная масса была в панике. Местное население также с тревогой ожидало прихода турков. В эту роковую минуту, когда отчаяние овладело людьми, прозвучал воинственный, спасительный голос Нжде. Его речь во дворе Дилижанской церкви вдохнула в отчаявшихся людей силу и решимость, зажгла в их душах надежду и подвигла их на священное сражение. "Все на сражение, в нем наше спасение,—звучал мощный, решительный, уверенный голос Нжде",—вспоминал впоследствии один из очевидцев.
Трехдневным героическим сражением при Каракилисе армянство утвердило свою волю к жизни, а в пробуждении этой коллективной воли, несомненно, неоспорима роль Г. Нжде. За участие в сражении при Каракилисе (где он был ранен) Нжде был удостоен ордена за храбрость высшей степени.
После провозглашения Республики Армения, в конце 1918 г. Нжде был назначен уездным начальником Нахичевана, а в августе 1919 г.—командующим вооруженными силами Капана, Аревика и Гохтана (Капаргохта).
Здесь считаем необходимым, хотя бы в общих чертах, обрисовать ту героическую борьбу, которую Нжде вел в 1919-21 гг. в горах Зангезура и которая является самой славной страницей не только в его жизни, но и во всей армянской истории новейшего времени (1).
* *
Без помощи извне, уповая только на армянские горы и на мощь собственного духа, армяне Сюника, под предводительством Нжде, вели свою победную борьбу подобно древним богатырям. На просьбы армян-горцев о помощи правительство Республики Армения, кроме редких откликов со словами ободрения и сочувствия, никак не реагировало.
А Нжде иногда вынужден был не повиноваться приказам высшего командования. В частности, когда правительство Хатисяна приказало ему организовать переселение осажденных турками армян Гохтана, Нжде отказался выполнить приказ и вместо этого разорил турецкие поселения уезда и заставил бежать пришлое турецкое население. Более того, в августе 1920 г. военный министр
Республики Армения Рубен Тер-Минасян, согласно заключенному с большевиками перемирию (10 августа 1920 г. представители Советской России и Республики Армения Борис Легран и Аршак Джамалян подписали соглашение о занятии Красной Армией спорных областей—Зангезура, Карабаха и Нахичевана), телеграфировал Нжде, приказывая оставить Капан и Генваз и явиться в Ереван. Однако Нжде, отказавшись выполнить приказ военного министра о сдаче Зангезура и не согласившись с предложением Дро уехать в Ереван на лечение (был ранен в Горисском ущелье), решил остаться в Сюнике, не покидать своих горцев.
В эти трудные дни у Нжде зародилась мысль создать Клятвенные Союзы Давида Бека (Давид-Бекян Ухтер). 25 августа 1920 г., в церкви села Каварт близ Капана, воины Нжде поклялись именем Давида Бека "остаться верными делу освобождения родной земли, своему командиру Нжде и сражаться до последнего дыхания". Так родились Давид-Бековские Клятвенные Союзы, девизом которых было: "Во имя Родины—как Давид Бек".
Раскрыв турко—большевистский заговор и не соглашаясь с пассивной позицией правительства Республики Армения, которое своим вышеупомянутым соглашением с представителем Москвы Леграном фактически делало первый шаг по передаче Зангезура Азербайджану, Сюник продолжал борьбу и после советизации Армении в декабре 1920 г. провозгласил себя самоуправляемым.
В январе 1921 г. Дро из Баку отправил Нжде телеграмму, предлагая ему позволить советизацию Зангезура, уверяя и убеждая, что в этом случае на предстоящей московской конференции, где должны были решаться и спорные территориальные вопросы, Советская Россия благожелательно отнесется к Армении и защитит интересы армянских трудящихся. Но и в этот раз Нжде, как дальновидный политик, не покинул Сюник и продолжал бороться.
В 1921 г. в Горисе была издана книжка Нжде "Хуступские зовы", которая содержала призывы к армянам—горцам и наставления воинам.
Благодаря незаурядному военному и организаторскому таланту и мастерству вдохновенного оратора, Нжде смог создать "народную сплоченную армию, которая готова была по одному мановению руки военачальника броситься даже в огонь". Нжде дал отведать горечь поражения даже легендарному, названному непобедимым Курочкину, начальнику кавалерии 11-ой Красной Армии, разбившей армии Деникина, Колчака и Врангеля.
После поражения Февральского антисоветского восстания (1921 г) около 12 тысяч человек (из которых 4000 - военнослужащие), спасаясь от красного террора, отступили в Сюник. Хотя появление в Сюнике столь многочисленной массы беженцев повлияло на нравственно—психологический климат, однако дух Сюника не был сломлен. Сюник продолжал свои победные сражения. В апреле 1921 г. была провозглашена Республика Лернаайастан (Горная Армения), варчапетом (премьер-министром) которой стал спарапет Нжде.
1-го июня, по инициативе перебравшегося в Зангезур правительства Республики Армения, Горная Армения была переименована в Армению, и Симон Врацян стал ее варчапетом (Нжде был оставлен на посту спарапета). Новое руководство совершило ряд грубых ошибок, из которых самой большой, роковой ошибкой стало разрешение на свободное проживание в Сисиане 3000 турок - татар как кочевников (в действительности замаскированных заговорщиков). А отступившее из Еревана войско добровольно сдалось красным.
В этих условиях—с одной стороны, советизация Грузии и Армении, отступление араратских беженцев в Сюник (в частности, преждевременное бегство в Персию отступившей интеллигенции и молодежи), что имело отрицательное, деморализующее влияние на местное население, с другой стороны, недостаток зерна и продовольствия, возникшие разногласия между административными и военными органами, а также, чтобы избежать дополнительных притеснений, которым могло подвергнуться население Советской Армении, и учитывая, что в июне 1921г. большевистское руководство Армении в своем обращении к правительству Зангезура объявило о присоединении Зангезура к матери- Родине, Горная Армения в июле 1921 г. уступила власть Советам. Покидая Зангезур, Нжде, прощаясь, заверил горцев, что он вернется, если Сюник вопреки обещаниям будет включен в состав Азербайджана. Свое заявление Ревкому Советской Армении не знавший поражений спарапет заключил следующими предостерегающими строками: "Вы знаете, что при желании я всегда буду иметь возможность с несколькими десятками воинов вновь завоевать Лернаайастан. Чтобы трудовое крестьянство края не было вынуждено вновь призвать меня на помощь, постарайтесь удовлетворить справедливые требования армянских крестьян и интеллигенции".
В течение 2-х-летних непрерывных войн Сюник потерял всего несколько десятков воинов против 15000 убитых воинов противника. Почти 200 сел, заселенных турками и татарами, были возвращены армянским крестьянам.
Благодаря героической борьбе Лернаайастана удалось:
И все это в основном благодаря личности Нжде.
* *
Итак, в июле 1921 г. Нжде покидает Зангезур и уезжает в Тавриз. Здесь серьезно обостряются его разногласия с Бюро АРД, которые начались еще во время сюникских войн. На персидском берегу Аракса несколько человек из руководства АРД (в том числе министр продовольственного снабжения Акоп Тер-Акопян) были избиты в присутствии Нжде, был убит офицер-член дашнакской партии Асланян. В связи с этим (были и другие причины, в числе которых, как ни удивительно, обвинение Нжде в том, что он ускорил падение Лернаайастана) в Тавризе Бюро АРД призвало Нжде к ответу перед Высшей Судебной Инстанцией партии (4). Хотя Нжде представил суду (а также Совету министров Республики Армения и Атрпатаканскому партийному комитету АРД) подробное объяснение причин падения Лернаайастана, однако в сентябре 1921г. партийный суд, по предложению С. Врацяна, постановил "удалить Г. Нжде из рядов АРД и передать его дело предстоящему 10-му Общему Собранию".
В 1925 г. 10-ое Общее Собрание восстановило Нжде в рядах партии.
В период пребывания Нжде в Тавризе англичане предлагают Нжде вернуться в Армению и поднять там восстание (в это время население Ленкорани восстало против советской власти), предложение было отвергнуто.
Прожив инкогнито в Тавризе около 4-х месяцев, Нжде уехал в
Болгарию и поселился в Софии. Здесь, вероятно в 1922 г., он женился на армянке по имени Епиме (5).
В 1922 г., будучи в Бухаресте, он встречается с Варданом Геворкяном и предлагает ему на основе имеющихся у него (у Нжде) материалов написать книгу о зангезурских событиях 19-21 гг. Книга вышла в 1923 г. под названием "Героическая борьба Лернаайастана".
В 1923 г., вторично приехав в Бухарест, Нжде в газете "Нор Аршалуйс" публикует цикл статей "Мой ответ—почему я взял оружие против советского войска" (6).
В эти годы Нжде обстоятельно анализирует историю войн в Сюнике, в 1923-1925 гг. публикует обширный цикл статей в Бостонском журнале "Айреник". В 1924-25 гг. он публикуется также в дашнакской газете "Айастан", издававшейся в Пловдиве. В частности, в 1924 г. здесь печатаются отдельные главы из его книги, которая в том же году была издана в Каире под названием "Страницы из моего дневника".
В 1926 г. Нжде начинает выступать в издающейся в Софии дашнакской газете "Аракс", где печатаются его "Открытые письма армянской интеллигенции", в 1929 г. изданные в Бейруте отдельной книжкой.
В 1926 г. Болгарская партийная организация АРД (Нжде был членом местного партийного комитта) разделяется на сторонников Нжде и Бюро. Партийное Бюро считало , что можно и желательно найти общий язык с Турцией, ряд публикаций в армянской прессе, в том числе книга секретаря Бюро Рубена "Армяно-турецкая проблема" (1924 г.), способствовали распространению такого умонастроения. Нжде, как ответ на книгу Рубена, в 1927 г. в Салониках издал книжку "Борьба сыновей против отцов". Одновременно он напечатал несколько статей в имевшем антитурецкую направленность еженедельнике "Азатамарт", выходившем в 1928-29 гг. в Париже под редакцией Шаана Натали, а также в дашнакской газете "Нор Аракс" в Болгарии.
В 1932 г. в Софии вышла его очередная книжка "Движение родового духа", которая (а также статья "Цегакронутюн как победоносная сила", напечатанная в том же году в журнале "Хровк") предвестила зарождение армянского родового движения.
В 1933 г. в Париже состоялось 12-ое Общее Собрание АРД, на котором Нжде присутствовал как делегат от Болгарии. Нжде выдвинул 3 основных вопроса и добился их положительного решения:
а) стремиться, чтобы зарубежное армянство стало действенным фактором в деле самообороны Армении;
б) организовать армянскую молодежь на почве внепартийности;
в) все силы сосредоточить на антитурецком фронте.
Летом 1933г. Нжде, с целью осуществления пункта б), отправился в США. Вместе с ним, по решению Общего Собрания, поехал видный партийный деятель Коперник Тандртчян, которому было поручено организовать убийство посла Турции в США Мухтар-бея. Последний был участником армянской резни и одним из руководителей иностранной антиармянской пропаганды. Нжде должен был оказать поддержку Тандртчяну в его деле.
В США Нжде положил начало движению Цегакрон, создав в районах компактного проживания армян Клятвенные Союзы цегакронов (Цегакрон Ухтер).
В начале 1934 г. в нью-йоркской церкви Сурб Хач был смертельно ранен кинжалом дашнакцакана-хмбапета духовный предводитель армян в Америке Гевонд архиепископ Дурян. Определенные силы попытались возложить ответственность за организацию этого убийства на Нжде, с тайным умыслом дискредитировать движение Цегакрон (7).
"За мою патриотическую пропаганду порвавшие связи с нацией и родиной и проникнутые пораженческим духом элементы стали интриговать против меня"—напишет позже Нжде в своей "Автобиографии".
Тем не менее, движение Цегакрон в США достигло значительных успехов, и осенью 1934 г. Нжде вернулся в Софию. Здесь в 1935 г. он опубликовал свою работу: "Американское армянство— Род и его отребье", в то же время поставив цель расширить движение Цегакрон и сделать его общеармянским (имеются ввиду все армянские колонии). Однако его взаимоотношения с руководством АРД (в особенности с фактическим начальником Бюро Рубеном) резко обострились. На этой почве в 1936 г. болгарская партийная организация АРД раскололась. Противоречия между Нжде и партийным Бюро обострились до той степени, что день 28 мая в Болгарии организация Цегакрон Ухтер и партийный комитет АРД праздновали в отдельности: цегакроны—в Пловдиве, Варне, партийный комитет—в Софии и Бургасе.
В эти годы российская эмигрантская антибольшевистская организация РОВС (Российский Общевойсковой Союз) в Болгарии
обращается к Нжде с предложением предоставить двух-трех террористов с целю совершить убийство Сталина, но получает отказ.
В 1937 г. Нжде был вызван в Каир на заседание Партийного Бюро, где его пытались примирить с Рубеном. Однако все усилия остались втуне, и Нжде, вернувшись в Софию, в том же году объявил о своем выходе из АРД. Бюро также, без промедления, приняло решение об удалении Нжде из рядов АРД за раскольническую деятельность. А в 1938г. созванное в Каире 13-ое Общее Собрание
приняло решение об исключении Нжде из рядов партии (8).
* *
После ухода из партии Нжде продолжает расширять движение Цегакрон, а в 1937 г. вместе с Айком Асатряном, также покинувшим ряды АРД, начинает выпускать в Пловдиве националистическую газету "Размик". В 1937 г. в Софии выходит работа Нжде "Мой ответ", посвященная сюникским войнам. Заслуживает упоминания также статья Нжде в журнале "Эрк" (редактором его был Карапет Палтчян, будущий Католикос всех армян Вазген I) о современной армянской молодежи и ее задачах, написанная в виде ответов на вопросы редакции (9).
В эти годы для Нжде снова становится важной и актуальной задача психологической подготовки армянства к надвигающейся войне, вооружения его новой моралью. С этой целью, в 1937-38 гг. вместе с А. Асатряном, Н. Аствацатуряном и др. он развертывает новое движение—Таронаканутюн (в 1938-39 гг. публикуется в официальном органе движения "Тарони Арцив").
В 1938 г., после 13-го Общего Собрания АРД, получив полномочия Партийного Бюро, в Софию приезжает дашнакский деятель Каро Сасуни, который объявляет Нжде, что Бюро готово удовлетворить его требования при условии, что он не создаст новую организацию. Нжде, аргументируя, что турецкие газеты беспрерывно осуществляют нападки на него, но не на АРД, что каждый член партбюро имеет право поселиться в любой союзной с Турцией стране, а ему запрещен даже транзитный проезд через эти страны, что руководство АРД питает вражду к Цегакронутюн и Таронаканутюн,... объявляет, что он не имеет оснований верить, что новое Бюро АРД окажется политически более мудрым, чем предыдущее.
С той же миссией в 1939 г. встретился с Нжде Дро, убеждая его
порвать связи с болгарской организацией цегакронов. Однако Нжде остался непреклонным.
И Нжде начинает подготовительную работу по созыву съезда, планируя собрать всех тех, кто удалился из АРД и примкнул к движению Цегакрон. Однако грянула вторая мировая, и
сложившаяся ситуация продиктовала новые условия.
* *
С самого начала войны в Германии поднялась антиармянская волна: многие немецкие газеты оправдывали резню армян 1915 г., нацистская антропология относила армян к группе передне- азийских (неарийских) народов и имела резко отрицательное мнение о них (10), в Берлине официально объявляли, что армяне перешли на сторону врагов Германии и т.д. Следуя примеру, в первые же дни II мировой войны в Болгарии, Румынии и других европейских странах начали проявляться антиармянские настроения. В Болгарии некоторые газеты и организации призывали изгнать армян из страны, обращаться с ними как с евреями.
Премьер-министр Румынии Антонеску приказал выселить армян из городов их компактного проживания.
В этих условиях Нжде с помощью "Болгаро-армянского комитета культурных связей", где был заместителем председателя (одновременно он работал в болгарской литературной газете "Светоглас", издающейся в Софии), связывается с германским посольством в Софии, а в 1942 г. совершает поездку в Берлин, для решения вопросов на месте. Чтобы иметь средства для поездки в Берлин, Нжде продает накладное золото с подаренной ему в 1936г. организацией армянских матерей сабли — в знак благодарности за его многолетнюю антитурецкую патриотическую деятельность.
В Берлине он встречается с представителем нацистской партии и выражает свою озабоченность по поводу ведущейся немцами антиармянской пропаганды. Следуя политическому принципу "держать германского волка сытым и спасти армянского ягненка", Нжде обещает представителю нацистской партии сформировать в Болгарии группу армян, которую предполагалось, после обучения в Берлине, в случае возможного начала войны Германии с Турцией, использовать на антитурецком фронте. Он связывается с А. Асатряном, усилиями которого в Болгарии была собрана и отправлена в Германию группа молодых армян-цегакронов. После
подготовки в военном лагере, осенью 1943 г. группа, вопреки договоренности с Нжде, была отправлена в Крым, для использования в тылу Красной Армии. Однако во время встречи с германским руководством Нжде удалось обосновать необходимость использования армянских воинов не в Крыму, а во Фракии (в это время резко обострились отношения между Германией и Турцией). Нжде лично поехал в Крым, чтобы вернуть группу в Болгарию.
Таким образом, сотрудничество Нжде с нацистами, целью которого было спасти зарубежное армянство от участи евреев, имело место на антитурецкой почве.
Нжде принимал участие в работах созданного в декабре 1942 г. и действовавшего до конца 1943 г. Армянского Национального Совета (председателем которого был Арташес Абегян) в качестве заместителя редактора органа Совета "Азат Айастан" (редактор— Абраам Гюльханданян).
Будучи в Берлине, Нжде при посредничестве немцев встретился с Дро. Целью встречи было уладить разногласия и выработать совместный план действий по сотрудничеству с нацистами. Однако примирение Нжде и Дро не состоялось (11).
В сентябре 1944 г. советские войска вошли в Болгарию. "Знаю, что ожидает меня, но тем не менее решил остаться, несмотря на то, что есть возможность на самолете умчаться в Вену. Не уезжаю, чтобы не подвергнуть опасности наши организации (болгарские организации Цегакрон Ухтер—М.Л.). Есть более серьезные причины, чтобы остаться. Сегодня я связан с жизнью только в той мере, в какой чувствую себя обязанным служить Армении",— написал Нжде в сентябре 1944 г., незадолго до ареста.
В конце октября 1944 г. сотрудники главного управления военной контрразведки "СМЕРШ" арестовали Нжде. Его переправили в Бухарест, оттуда самолетом в Москву и заключили в Любянке.
Какие были у Нжде "серьезные причины" остаться в Болгарии?
Сдавшись красным, Нжде надеялся, что советское руководство использует его, как армянского националиста, на антитурецком фронте. Для этого, несомненно, были реальные основания. Он предполагал, что Турция станет мишенью для Советского Союза (в 1945 г., действительно, Советская Армия готовилась вступить в Турцию) и что в случае нападения Советской Армии на Турцию удастся освободить Западную Армению и присоединить ее к Советской Армении. Правильно заключает историк Рубен Хуршудян: "Нжде был уверен, что поддерживаемая штыками советская империя рано или поздно обязательно рухнет. Он хотел, чтобы на развалинах империи возродилось не маленькое армянское государство, а большая, объединенная Армения, реализации этой идеи он посвятил всю свою жизнь".
Фактически, для освобождения Западной Армении, Нжде предлагал советскому руководству свой 40-летний опыт антитурецкой борьбы (по этому вопросу он сумел добиться в Москве встречи с генералом Абакумовым). Однако надежда Нжде не оправдалась, вследствие изменения политической обстановки в мире в пользу Турции Советская Армия не перешла границу Турции.
В ноябре 1946 г. Нжде был отправлен из Москвы в Ереван, где следствие по его делу закончилось в 1948 г. (решение суда было вынесено 24 апреля). Нжде был приговорен к 25 годам тюремного заключения, считая срок с 1944 г.
После ареста Нжде его семья (жена и сын) была выселена из Софии в город Павликене (12).
В 1947 г. Нжде предложил советскому правительству дерзкий проект—создать зарубежную общеармянскую военно-политическую организацию "Армянская ирредента", целью которой было бы освобождение Западной Армении и ее воссоединение с Советской Арменией. В своем предложении Нжде подробно обосновал историческую необходимость создания подобной организации, ее структуру и методы работы. Хотя предложение Нжде серьезно заинтересовало советских руководителей и несколько лет рассматривалось в различных инстанциях, однако в конце концов было отвергнуто.
В 1948-52 гг. Нжде содержался во Владимирской тюрьме, затем до лета 1953 г.—в Ереванской тюрьме. Возвращение Нжде в Ереван было обусловлено тем, что, как свидетельствует находившийся вместе с ним в заключении Ованес Деведжян (13), Нжде написал советскому руководству письмо, "предлагая свое посредничество в деле установления взаимопоминания и сотрудничества между дашнакской партией и советским правительством". Вокруг этой проблемы долго длились переговоры с министром безопасности Армении, в результате которых в 1953 г. Нжде и Деведжян написали письмо Симону Врацяну (который в то время был директором разведывательной школы АРД), убеждая его сблизиться с русскими на антитурецкой почве. Однако в Москве посчитали нецелесообразным отправку письма, и оно осталось лишь как документ.
После этого Нжде снова был отправлен во Владимирскую тюрьму, где и умер 21 декабря 1955 г.
Советское правительство отказало Нжде в праве воспользоваться всеобщей амнистией, в то время как были амнистированы многие антисоветские деятели и военачальники германской армии.
Получив телеграмму тюремного управления о смерти Нжде, его брат Левон Тер-Арутюнян спешно отправился во Владимир. Ему передали одежду брата и часы, но рукописи - нет. Не разрешили также перевезти останки в Армению. Левон похоронил брата, оградил могилу и на могильной доске поручил написать по-
русски: "Тер-Арутюнян Гарегин Егишевич" (1886-1955).
* *
Однако, как и каждый настоящий герой, Нжде не был забыт.
В сентябре 1963 г. в бостонском клубе "Айреник" состоялось открытие бюста Нжде, созданного в Бейруте скульптором Завеном Хтшяном. По случаю этого события были большие торжества, вышел специальный номер газеты "Айреник", почти полностью посвященный Нжде (13 сентября 1963 г.), английский еженедельник "Айреник", официальный орган Армянского Молодежного Даш- накцутюна, также выпустил специальной номер. А в 1968 г. в Бейруте издательство "Амазгаин" выпустило объемистый том, посвященный Нжде, составленный Аветисом Тумаяном (Аво). В 1989 г. книга была переиздана в Лос-Анджелесе издательством комитета АРД "Ростом". Все это свидетельствует, что произошла переоценка Нжде со стороны АРД.
В 1993 г. В Ереване в серии "Депи еркир" партии АРД вышли "Размышления" Нжде, которые представляют записанные во время пребывания в советских тюрьмах его думы и размышления (об этой рукописи упоминал его сокамерник Деведжян).
В 1983 г. останки Нжде были тайно переправлены из Владимира в Ереван его родственником, опознавшим могилу с помощью фотографии. В том же году часть останков была захоронена на склоне горы Хуступ, у родника Козни, а основная часть останков в цинковом ящике сохранялась тайно в течение нескольких лет, и затем в 1987 г. была захоронена во дворе Гладзорской церкви Спитакавор.
30 марта 1992 г. Нжде был оправдан прокуратурой РА, в чем он никогда не испытывал необходимости.
Примечания
Распространено мнение, что выход Нжде из рядов АРД связан с Цегакронутюн, что, на наш взгляд, лишь частично соответствует действительности.
После советизации Армении, будучи эмигрантом, Нжде до 1932 г. в своих публикациях, речах никогда не выступал как глашатай идей партии АРД, а поднимал общеармянские, общеколониальные вопросы. Накануне развертывания движения Цегакрон он начинает в своих работах восхвалять достойные прославления страницы истории партии АРД и говорить об идеологии, морали истинного дашнакцакана. Нжде понимал, что движение Цегакрон может достичь успеха только с помощью прочной общеармянской структуры, а партия АРД, как самая влиятельная армянская общеколониальная организация, могла выполнить эту задачу. И Нжде попытался добиться цели с помощью партии, для чего необходимо было вначале ее реформировать—дать ей новую идеологию и иметь соответствующее руководство.
Со своей стороны, действующее Бюро АРД согласилось, чтобы Нжде стал проповедовать Цегакронутюн в США, чтобы реанимировать существующие там партийные структуры. Однако, параллельно с ростом личного авторитета Нжде, обострилась внутрипартийная борьба между ним и председателем Бюро Рубеном, результатом чего стало исключение Нжде из партии. Неслучайно во время своего последнего судебного допроса Нжде заявил, что он вышел из рядов партии вследствие личной вражды между ним и Рубеном. Фактически это удаление из рядов партии было обусловлено борьбой между Нжде и Рубеном, борьбой за будущую политическую линию партии, ее идеологию, следовательно, и борьбой за руководящую роль в партии.
Стоит упомянуть, что в 1935г. в письме, адресованном Р. Дар биняну, Рубен, без каких-либо серьезных обоснований, назвал учение Цегакронутюн опасным, а его идеи—абсурдными.
9. Нжде является также автором небольшой книжки "Пантеон Дашнакцутюна", которая была издана в 1917 г. в Александрополе. Он же, вместе с Шерамом, в качестве дара армянским воинам, подготовил книжку "Военная подготовка и устав", которая была напечатана в 1918г. в Ереване.
10. С целью воспрепятствовать распространению такого умонастроения, еще в 1934 г. Берлинское германо-армянское общество (председатель—Рорбах, вице-председатель—руководитель кафедры арменоведения Берлинского университета Арташес Абегян) издало в Потсдаме на немецком языке исследование "Армяне—арийцы". Оно было переведено на итальянский язык и издано в Риме в 1939г.
Исследование, в котором авторитетные ученые обосновывали арийское происхождение армян, видимо, не оказало существенного влияния на мнение нацистских идеологов, в противном случае в начале II мировой войны эта проблема не стала бы вновь злободневной. Из этого также следует, что для нацистов арийское происхождение было скорее предметом политических спекуляций, чем чисто идеологической проблемой.
11. Нужно сказать, что разногласия между Нжде и Дро были и до этого. Еше в 1920 г., на известном совещании в Горисе, когда решался вопрос о вторжении Красной Армии в Сюник и собравшиеся, вопреки призывам Нжде воевать, решили не оказывать сопротивления Красной Армии, Нжде резко раскритиковал Дро за пассивную, пораженческую позицию. Расхождения между ними возникли и в январе 1920 г. вокруг вопроса о целесообразности Шурнухского похода (дальнейшие события показали, что предостережение Нжде имело основания).
Будучи представителем Бюро партии АРД на Балканах, Дро сыграл действенную роль в деле ослабления позиций Нжде в болгарской организации партии (в частности, в вопросе исключения из АРД А. Асатряна). Были между ними столкновения и личного характера.
12. Каро Геворкян сообщает, что сын Нжде был приемным. В своих воспоминаниях О. Деведжян приводит имя сына Нжде— Сукиас Вреж. Вероятно, имя ребенка было Сукиас, Нжде окрестил его также Врежем. Тот же Деведжян вспоминает, что одна из написанных Нжде в тюрьме рукописей, в несколько десятков страниц, была посвящена сыну и имела заглавие "Моя трагедия—сын".
Жена Нжде (род. в 1902 г.) страдала болезнью сердца, умерла в 1958 г. в больнице, в нищете. Сын (род. в 1936 г.) также прожил трудную жизнь, умер в Болгарии в 1997 г.
Взаимоотношения Нжде и Деведжяна, до встречи в тюрьме, вследствие расхождения во мнениях по внутрипартийным проблемам, были крайне недружелюбными. В 1948 г., встретившись во Владимирской тюрьме (хотя до этого в Ереванской тюрьме были в соседних камерах, но не представилось случая встретиться), на почве общих страданий, примирились. До октября 1954 г. были вместе, далее их разлучили. В 1955 г., по общей амнистии, Деведжян был освобожден из тюрьмы и 15 лет спустя, под литературным псевдонимом Армен Севан, написал свои известные воспоминания о пребывании Нжде в советских тюрьмах.
Назад/Back |