|
Позиция бакинских армян в отношении к так называемой Азербайджанской Республике
Из статьи А Манасяна: «Как известно, в 1991 году в ходе распада СССР Европа и США приняли политическое решение признать на постсоветском пространстве новые государства в границах бывших союзных республик. В то время для заинтересованного в скором распаде СССР Запада, это, возможно, было самое рациональное решение. Но Азербайджанская Советская Социалистическая Республика (АзССР) в этом плане стояла особняком в ряду советских республик. Дело в том, что относительно включенных в ее пределы территорий существовали многосторонние международные договора и соглашения, исключавшие суверенизацию АзССР в «своих» пределах. Это в первую очередь касается заключенного в 1921 г. Карсского договора, согласно которому уже признанный в качестве неотъемлемой части Советской Армении Нахичеванский край был отдан под покровительство (а не под суверенное владение!) АзССР. Под договором, который был силой навязан Советской Армении, стоят также подписи Турции и Советского Азербайджана. Договор исключает такое его чтение, которое разрешало бы включение Нахичевана в состав нынешней Азербайджанской Республики в качестве ее суверенной территории. Этот вывод в 1991 году был усилен тем обстоятельством, что в ходе распада СССР нынешняя Азербайджанская Республика отвергла правовое наследие АзССР, отказалась быть ее правопреемницей и тем самым потеряла право на покровительство над этой отчужденной от Армении территорией. Отказавшись от правопреемства АзССР, в 1991 году в Баку решили вернуться к политическим реалиям 1918-1920 годов и провозгласили себя правопреемницей Азербайджанской Демократической Республики (АДР). Последняя на политической карте Южного Кавказа появилась в результате турецкой интервенции. Это был первый, докипрский опыт Турции по созданию новых турецких государств за своими пределами. Известно, что АДР покинула историческую сцену так и не обретя установленных или признанных границ. Лига наций отказала признать ее де-юре в том числе из-за ее незаконных территориальных притязаний. Отказ от правопреемства АзССР и восстановление де-юре непризнанной государственности обязали Баку в 1991 провозгласить какие-то границы. При этом в Баку не могли ссылаться ни на АДР, ни на АзССР. «Учрежденной» Турцией АДР вообще не имела таковых. Не могли годиться и границы АзССР по меньшей мере в силу указанного выше Карсского договора. В этих условиях в Баку решили вообще не провозглашать границы. В Баку пошли на такой шаг, так как уже был получен сигнал от Европы и США о том, что Азербайджанская Республика вопреки всем вышеуказанным юридическим запретам будет признана в пределах АзССР. Вот так со ссылками на политическую целесообразность поступила возвысившая идею ПРАВА в ранг своих священных ценностей Европа.
Как известно, признание - акт политический. Признанность Азербайджанской Республики в пределах бывшей АзССР не делает ее границы легитимными. В «Карабахской правовой папке», к которой Минская группа ОБСЕ не обращается по сей день, понятие «территориальная целостность Азербайджана» остается юридически бессмысленным» (А.Манасян).
Не будь даже этих, зафиксированных в международно-признанных документах фактов, есть обстоятельство иного порядка, лишающее Баку права на легитимность. Здесь в советские годы Баку последовательно проводил политику вытеснения армян, подлинных хозяев этого края, причем не только из Нахичевана, но и на всей территории. Армяне практически полностью были поставлены перед вопросом выезда или депортации еще до начала карабахских событий. Притеснения, унижения, ограничение доступа в вузы и школы, ежедневное третирование армян и непрерывное выдавливание за пределы республики приобрели к моменту карабахских событий скорость снежного вала. Звучные оскорбления и демонстративная дискриминация армян в общественных местах стала доблестью азербайджанского этноса. В больницах армян ожидал единственный исход, применялись все возможные средства, чтобы к жизни они уже не возвращались. В темное время и в отдаленных закоулках города с ними расправлялись быстрее и без церемоний, только за то, что они армяне. Вся эта волна ненависти к армянам нагнеталась, прежде всего, советской прессой, поддерживаемой из Москвы Центральным Комитетом КПСС. И когда уже азербайджанская чернь приняла как само собой разумеющееся травлю армян, которым некуда было обращаться – в Советской Армении сидели бараны не лучше ЦК КПСС, - окончательное изгнание армян стало делом ряда лет. Все поняли, что все равно армяне уже не останутся в живых, и тогда Карабах сделал логичный вывод – уходить, так с музыкой. И, также логично, что остался.
Вся пиратская рать из Европы и Америки, и обслуживающая ее шушера из России, удивленно оскалили зубы. Этого еще не было, чтобы пиратских паханов ослушались. Кастрированная Европа, признавшая Азербайджанскую Республику в границах АзССР, закрыла глаза на факт, констатации которого было бы достаточно для отказа в политической легитимности Азербайджанской Республики как государства.
Бакинские армяне, считающие своей родиной Баку, отказываются признавать легитимность Азербайджанской Республики как государства. Признание означает легитимацию оккупации их домов, агрессии, подлых убийств невинных людей, зверского уничтожения семей, арестов и других преступлений против армян на протяжении всего советского периода. Мы выступаем против узаконения оккупации армянских земель, домов, культурного наследия, множества исторических зданий и сооружений, построенных армянами в Баку и на армянские деньги, и воровства их имущества. Оккупация – это преступление, воровство – это преступление, и они не должны быть оправданы ни при каких обстоятельствах. Мы отвергаем признание Азербайджанской Республики как государства как по правовым, так и по прагматическим соображениям. Есть огромная разница между признанием существования врага по имени Азербайджанская Республика как государство с одной стороны, и признания его легитимности, с другой. Первый вариант не является юридическим признанием, мы отказываем в легитимности Азербайджанской Республике как государству, поскольку мы отказываемся признать законность оккупации и воровства нашей земли. Для нас этот принцип ясен и определен.
Несомненно, враг обеспокоен будущим своего политического образования, в частности, в свете последних событий. Его психология – это психология преступника и вора, который чувствует себя вне закона, вне зависимости от того, насколько влиятельным он стал. Требование уступок от армян – это неслыханная наглость и одновременно, это признак слабости, проявление внутреннего комплекса, отсутствие уверенности в будущем, выражение чувства собственной нелегитимности и понимание своего отторжения со стороны других народов этого региона. Стойкость и решительность карабахцев – это практическое выражение неприятия Азербайджанской Республики как государства и политического образования.
Источник наглости Азербайджана – это куцый разум Запада. Логикой гегемонии руководствуются западные страны по отношению к государствам третьего мира, и Азербайджан воспринял эту логику, основанную на военном преимуществе, чувствуя себя стороной, которая имеет «право» диктовать свои условия другим, в том числе, и предварительные условия для любых переговоров.
Некоторые армянские деятели, особенно МИД РА, к сожалению, согласились с этой логикой, что, в принципе, неприемлемо для бакинских армян. Мы отметаем все условия в принципе, и отказываемся обсуждать их даже в контексте поиска пересмотренных формул. Мы отвергаем саму идею автономии, заложенную в данной ситуации Азербайджаном, потому что она предполагает существование двух категорий людей – одна из которых может доминировать над другой. Мы уважаем себя и свое человеческое достоинство, а принцип равенства всех людей, даже если кто-то в военном отношении сильнее другого, является бесспорным приоритетом. Именно поэтому мы отказываемся идти на диалог на условиях выполнения предварительных требований.
Недостойно человека и народа ставить свою судьбу на картежный стол и вести торг с шулерами. Поэтому мы против того, чтобы признать Азербайджанскую Республику как государство в обмен на признание НКР или любого другого армянского образования на пока нынешней территории Азербайджана. Армянское население Азербайджанской Республики как государства является государство-образующим народом, имеющим все права на законодательную и исполнительную власть в ново-образованном Азербайджане. Мы не дадим полуграмотному МИД РА, заполненному из невежественных бизнесменов (один БАМО, чего стоит) продвинуть личные интересы за счет общественных и променять великую национальную цель на местную шкурную выгоду. Если одна из одиозных армянских партий видит выгоду в определенном шаге на пути переговоров, и принимает такое решение в одиночку, не обращаясь к народу, она ставит себя в сложную ситуацию и дает врагу возможность использовать сложившееся положение в выгоду себе. Это также может стать причиной, по которой переговорщики будут вынуждены пойти на существенные уступки из-за опасений, что им позже придется признать провал их опции переговоров. Таким образом, отдельная группа ставит собственные интересы выше национальных, чтобы не оказаться обличенной перед своим народом и другими нациями. Необходимо, чтобы переговоры опирались на национальное единство. У переговоров есть свои специфические сферы, и они не являются единым решением всех вопросов. Существуют такие проблемы – например, национальные константы, которые никогда не должны становиться предметом обсуждения и торга. Переговоры – это механизм и тактика в пределах своего поля. Ни у кого нет права вести сделку по любым вопросам, в частности, по фундаментальным принципам армянства. В бизнесе предметом переговоров становится, преимущественно, прибыль, а не уставной капитал. К сожалению, исходя из имеющегося опыта армянских переговорщиков, можно лишь констатировать, что все эти правила были нарушены. Есть простое правило, взял на себя заботу о народе – умри, но обеспечь.
Мы отвергаем сам вопрос признания, вне зависимости от его цены. Возможно, западным государствам проще склониться к легким решениям с определенными лидерами и правителями, не учитывая важность того, будут ли эти решения убедительными для народа. Эти силы забывают тот факт, что примирение с лидерами и правительствами будет лишь временным и краткосрочным. Оно не обеспечит сохранение стабильности в регионе – и не важно, сколь сильному давлению и угнетению подвергаются его жители. Успех любого проекта возможен лишь тогда, когда люди убеждены, уверены, что это удовлетворяет их потребности, даже если решение временное. Кое-кто на Западе уже начинает осознавать важность этой перспективы и постепенно, хотя и медленно, меняет вектор своей политики по отношению к НКР и бакинским армянам. Да, на пути трансформации этой намечающейся тенденции в реальный и серьезный шаг стоят еще некоторые препятствия. Мы же, в свою очередь, не торопимся, потому что для нас первостепенное значение играет не наша роль, а наша приверженность правам и интересам народа.
Низменные и пошлые народы вроде американцев думают, что дальнейшее давление приведет нас в состояние отчаяния. Они вполне успешно практиковали такую политику давления и вымогательства с другими. Это внушает им надежду, что подобная тактика заставит нас покориться, подобно тому, как это делали другие. Наша война только начинается. Мы не забудем вынесенные нами унижения, мы не позволим предать забвению память наших святых родителей, кровь которых на улицах Баку жаждет мщения. Все поколения бакинских армян будут иметь четкую и неукоснительную задачу – уничтожение Азербайджанской Республики как государства.
Организация бакинских армян
Сиэтл-Москва
|
|