Давид Балаян

НЕЗАВИСИМАЯ ПРЕССА, ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ОБЩИНЫ

Длительное время единственной формой национальной жизни московских армян было распевание песен 24 апреля. Разрозненные же попытки объединиться в группы, скажем, изучения языка быстро гасли, ибо наталкивались на болезненную реакцию властей.
К середине 1987 года объявленная Горбачевым перестройка разразилась постановлением, разрешавшим создавать самодеятельные общественные объединения; в нем, среди прочего, упоминались и землячества по национальному признаку.
Первыми реализовали эту новую возможность украинцы, сумевшие преодолеть сопротивление чиновников, которые нам, например, упорно отказывали, заявляя, что “мы все одной национальности - мы все дети Маркса”.
Но тут грянули карабахские события, и никто уже не просил разрешения на право национальной жизни: 13 марта 1988 года начались мощные еженедельные митинги у церкви “Сурб Арутюн”, и возникла первая организация - комитет “Карабах”.
Потом стали один за другим создаваться культурные общества - “Барев дзес” (12 апреля 1988 г.); “Юсисапайл” (29 августа 1988 г.), МЦАК-Маштоц (20 ноября 1988 г.), а также молодежное объединение “Васпуракан”.
Практически одновременно начался процесс их объединения в виде разнообразных координационных советов. Это кончилось созданием 29 июня 1989 года Московского городского культурного общества “Мако”, которое было зарегистрировано несколько раньше - 20 июня. Общество это, претендовавшее на общинные функции, продержалось почти год: 13 июня 1990 года оно раскололось на Совет и Правление.
Но вкус к общинной организации уже появился, и 30 ноября 1991 года в Парламентском центре на Цветном бульваре состоялось учредительное собрание “Московской армянской общины”. Неизбежный раскол наступил 25 июня 1992 года: часть общинников покинула организацию и создала новую - Армянскую общину Москвы, зарегистрированную 16 февраля 1993 года.
“Столпы общества” пытались урезонить расколо-общинников, но, в результате, дополнительно создали еще одну структуру: Московскую армянскую ассамблею (20 июня 1993 года). Однако этого уже было мало, потому что пора было выходить на глобальные масштабы: 22 июля 1993 года была создана Международная армянская ассамблея, а в декабре 1994 года - Всемирная армянская ассамблея.
Новый всплеск организационного творчества московских армян вызвал принятый в июне 1996 года Закон о национально-культурных автономиях. В округах столицы начали создаваться автономии, причем было зафиксировано “выдающееся” достижение: несколько человек в различных комбинациях один за другим зарегистрировали целых девять автономий. Но их всех переплюнули в Юго-Западном округе, где, создав одну-единственную окружную автономию, тут же на ее базе зарегистрировали общегородскую (3 сентября 1997 года)! Девятиавтономщики 15 февраля 1998 года в гостинице “Арбат” провели учредительную конференцию конкурирующей общегородской структуры и даже обзавелись президентом, но было уже поздно.
Почти на полтора года наступило затишье, ибо, казалось, что все возможные формы организаций уже исчерпаны. Но потом поняли, что ведь можно делать еще и гибриды: так 4 сентября 1999 года появилась региональная общественная организация-община “Миацум” (“миацум” значит “объединение”). Она запомнилась тем, что была зарегистрирована до проведения учредительной конференции, и ее костяк составили члены Совета Армянской общины Москвы, ушедшие в раскол.
Мы, правда, уже успели привыкнуть к демагогической терминологии наших активистов, но чтобы раскол назвать «миацумом» - это, пожалуй, перебор!
«Миацумистов» еще раз “объединили” 25 мая 2000 года в “Президент-отеле”; там же 16 июня провели учредительную конференцию Союза армян России. На очереди объединительная конференция Армянской общины Москвы, съезд Общероссийского Конгресса, съезд российских автономий...
Интересно то, что все это обилие организаций, одно перечисление которых заняло столько места, обходится минимальным количеством членов, умудряющихся, в свою очередь, числиться сразу в нескольких структурах. Это несколько скрашивает катастрофическую малочисленность всех наших общественных структур, так как ради каких-то благ только они и терпят махровейший тоталитарно-совковый менталитет своих вожаков, которые считают всех армян чем-то вроде своей собственности, не имеющих права на самостоятельность мыслей и позиций. Новоявленные апологеты национальной несвободы естественно оказываются абсолютно неприемлемыми для подавляющего большинства армян, живущих и работающих в совершенно иных условиях.
И это неизбежно отражается в свободной демократической прессе.
В этой связи следует заметить, что, по сути дела, единственным нашим реальным достижением за эти годы оказалось создание независимых национальных средств массовой информации, которые, как и во всей России, служат главной и необходимой основой демократического развития.
В Москве на сегодняшний день таким изданием является “Юсисапайл”, который выходит достаточно давно, регулярно и с обязательной армяноязычной частью. Независимый статус газеты, то есть отсутствие финансовой и экономической зависимости от различных структур, обеспечивает объективное освещение ею современных процессов среди московских армян с предоставлением трибуны для высказывания самых различных позиций и мнений.
Одновременно “Юсисапайл” регулярно осуществляет пять целевых программ московской армянской колонии:
1. Сохранение и развитие национального языка;
2. Обеспечение постоянной информационной связи с Родиной и остальной Диаспорой;
3. 1700-летие принятия Арменией христианства;
4. Мониторинг процессов во всех аспектах жизни московских армян;
5. Армяноязычное творчество московских армян.
Интересно, что, хотя больше никто не занимается в Москве перечисленными программами, “Юсисапайл” подвергается постоянному и разнообразному по своей интенсивности давлению со стороны различных, так сказать, национальных сил, ставящих перед собой цель... ликвидацию этого издания.
“Юсисапайл” немало писал о слишком поспешном стремлении ряда руководителей называть себя полномочными представителями армян Москвы, не имея еще на это никакого морального или юридического права. Вместо того, чтобы заняться созданием целостной системы национального самоуправления с элементами законодательной и исполнительной власти, а также механизма принятия решения большинством голосов, эти и другие лица подменяют реальную работу своими амбициями. И, конечно, обижаются на “Юсисапайл”, который не имеет причин не называть вещи своими именами, ибо выполняет в московской армянской диаспоре функцию четвертой власти - власти общественного мнения.
Безусловным проявлением влияния “Юсисапайла” можно считать неоднократные попытки упомянутых “азгаин джочер” (“национальных начальников”) завести в качестве противовеса контролируемую прессу, выполняющую функцию агитации и пропаганды с целью оказания выгодного для них противодействия на общественное мнение. Такая пресса пока что не приживается, ибо она по своей сути не в состоянии отражать весь спектр общественных настроений. Она не интересна, так как в лучшем случае ей разрешено критиковать только врагов хозяев: сами хозяева, их друзья и союзники, естественно, подлежат безудержному восхвалению.
Это, как говорится, самая настоящая «лапша».
Сейчас наш московский армянский «истаблишмент» занят реструктуризацией своих надстроечных конструкций и задействованием новых, еще неизвестных широкой публике олигархов и «сильных личностей»; в общину приходят новые капиталы и новые методы. Из Еревана, Кишинева и других городов выписывают целые редакции, которые должны будут противостоять “Юсисапайлу”, - достаточно высокая оценка действенности нищей, но свободной газеты московских армян.
Журналисты и авторы независимой национальной прессы служат общественному благу путем информирования о всех без исключения процессах в общине; и тем самым служат интересам всей общины, а не ее отдельных частей.
Что касается различных национальных объединений, якобы ставящих перед собой задачу мобилизации сил и средств, то их клановый характер более чем очевиден. Руководителей этих организаций не волнуют проблемы рядовых армян, главное для них - кто будет представлять тех же рядовых армян во властных структурах. Поэтому они с таким остервением воюют друг с другом, и именно поэтому они рука об руку воюют со свободной прессой.
Ибо она им совершенно не нужна!
А может быть нам всем, рядовым армянам, не входящим во всякие там кланы и элиты, хоть один раз собраться где-нибудь и принять одну-единственную резолюцию о том, что мы отныне никого не уполномачиваем говорить от нашего имени? Может быть тогда закончится эта десятилетняя эпопея штампования организаций с печатями, президентами и фуршетами, от которых пользы никакой, но попробуй только об этом сказать!

(Опубликовано в № 107 "Юсисапайла")


 

 

НАШИ ДРУЗЬЯ
Газета армян России "Еркрамас"

 


 


Назад/Back
Сайт создан в системе uCoz