И нашим, и вашим 20 августа в столице Армении был подписан протокол о сроках пребывания российской военной базы. По документу, база останется в республике на 24 года сверх установленного ранее срока (на 49 лет вместо 25). Подписание протокола было приурочено к визиту в Ереван российского президента Дмитрия Медведева. Власти Армении, комментируя обновленное соглашение о базе, преподнесли его как фактор усиления безопасности республики и укрепления союза с Россией. В оппозиции между тем высказали мнение, что российское военное присутствие усиливает зависимость республики от РФ, не гарантируя при этом помощь в случае возобновления военного конфликта с Азербайджаном. Пропагандистский эффект от соглашения по базе (как проявления российско-армянского союза) был подпорчен известием о том, что Россия готовится продать Азербайджану зенитно-ракетные комплексы С-300. Получалось, что, с одной стороны, Москва уверяет Ереван в дружбе, а с другой - вооружает Баку, который открыто заявляет о своих планах силой вернуть Нагорный Карабах (азербайджанские власти считают непризнанную республику собственной территорией, "оккупированной" армянами). Азербайджану В "Рособоронэкспорте" немедленно выступили с опровержениями, однако неофициальные свидетельства в пользу того, что поставки все-таки планируются, продолжали поступать. "Независимая газета", ссылаясь на источник в Минобороны РФ, сообщила, что "сделка только намечается, но принципиальное решение на этот счет правительством уже принято". Совсем недавно этот вопрос прокомментировал глава российского МИДа Сергей Лавров, выступая в эфире армянского ТВ. Когда у него спросили о поставках С-300 Азербайджану, прямых опровержений, заявлений о том, что это, мол, провокация и дезинформация, зрители от него не услышали. Вместо этого Лавров выступил с речью, из которой следовало, что в продаже Россией этих комплексов (о поставках каким странам идет речь, он не уточнил) нет ничего страшного. "Знаете, ЗРК С-300 стал своеобразным символом тревоги. Это оборонительное вооружение, призванное защищать соответствующую территорию от внешних ракетных атак, вот и все, - уверял российский министр. - Речь идет об оборонительной системе, которые поставляются исключительно на основе требований международных договоренностей. Следовательно, я считаю, что не стоит искать в этом дестабилизирующий фактор". Пытаясь успокоить армян, Лавров заявил, что Россия "никогда не поставляет оружие в те регионы, где это может дестабилизировать ситуацию, будь то Закавказье, Ближний Восток или любая другая точка на планете". Заявление получилось довольно спорным (можно вспомнить, к примеру, скандальную историю с поставками российских МиГов в Судан). И к Азербайджану его тоже применить сложно. В Баку постоянно говорят о готовности решить карабахский конфликт военным путем. Выступая недавно перед солдатами, президент Ильхам Алиев заявил, что "восстановить целостность Азербайджана надо любым путем". Он отметил, что мирные переговоры не приносят результатов, так что "азербайджанская армия, все вооруженные силы должны быть готовы по приказу верховного главнокомандующего освободить родные земли". Азербайджан открыто наращивает военную мощь. За последние семь лет, по словам Алиева, военные расходы страны увеличились более чем в 13 раз, а в 2010 году они составят 2 миллиарда 150 миллионов долларов (сумму можно сравнить с расходной частью всего бюджета Армении на 2010 год, которая составляет около двух с половиной миллиардов долларов). Можно вспомнить о том, что в Баку, к примеру, отказались присоединиться к конвенции о запрете кассетных боеприпасов (сославшись при этом на необходимость сначала освободить "оккупированные территории"). В случае войны с Карабахом и Арменией Азербайджан, в общем-то, мог бы и обойтись без С-300. Ереван и Степанакерт не располагают современной авиацией и баллистическими ракетами, для защиты от которых покупка дорогостоящих комплексов была бы оправдана. В связи с этим некоторые эксперты выдвинули версию, что С-300 Азербайджан покупает для защиты своей территории на случай войны в соседнем Иране. С другой стороны, тема модернизации ПВО для Баку особенно актуальна. В случае если Азербайджан попытается развязать войну, ответные удары, в том числе и с применением авиации (пусть даже и не самой мощной), могут быть нанесены по нефте- и газопроводам, и тогда попытка Баку силой установить контроль над непризнанной республикой может обойтись ему очень дорого (в буквальном смысле). И если Баку решил перестраховаться, то это вполне понятно. "Ракеты С-300 - дорогостоящее удовольствие, но они должны быть у нас для еще большей уверенности", - констатирует азербайджанский военный эксперт Узеир Джафаров. Формально препятствий против продажи С-300 Азербайджану нет. Хотя, согласившись на эту сделку, Россия сделает примерно то же, за что в свое время ругала страны, снабжавшие оружием Грузию. Их, напомним, Москва обвиняла в поощрении милитаристских планов грузинского руководства. По поводу Украины, например, в российском МИДе заявляли, что "вооружая 'до зубов' грузинскую армию, Киев фактически поощрял Тбилиси к интервенции и этническим чисткам в Южной Осетии". При этом подчеркивалось, что даже поставки в Грузию оборонительных вооружений Москва считает неприемлемыми. "Там [на Украине] пытаются спрятаться за различные формулировки - дескать, наступательное или ненаступательное оружие, - с возмущением заявлял замглавы МИДа Григорий Карасин. - Есть некоторые виды оружия, которые наступательными, действительно, не назовешь. Но если их в достатке, то армия становится более агрессивной". Теперь вот Москва сама планирует продать "некоторые виды оружия" стране, лидер которой не скрывает своих милитаристских замыслов. И при этом утверждается, что дестабилизацией это не грозит. Армении В настоящее время на базе дислоцируются три с половиной тысячи военнослужащих. По информации "Времени новостей", на вооружении российского контингента находятся 74 танка, 148 бронетранспортеров, 84 артиллерийские системы, до 30 истребителей МиГ-29, а также ЗРК С-300 и С-200. Для Армении российская база остается одним из главных факторов безопасности. Это, в общем, признают даже критики нового соглашения. В сдерживании Азербайджана, заявляющего о готовности в любой момент отвоевать Карабах, присутствие по соседству российских войск играет ключевую роль. В случае вооруженного конфликта в Карабахе (в который неизбежно окажется вовлечена и Армения) у России будет и повод, и возможность вмешаться. Главный вопрос заключается в том, каким будет это вмешательство. Здесь существует множество версий. Некоторые считают, что Россия может ввести в Карабах своих миротворцев, получив контроль над зоной конфликта и, соответственно, мощный рычаг влияния на Азербайджан. По мнению других, российская сторона ограничится поставками оружия Армении. Известие о поставках Азербайджану комплексов С-300 лишний раз продемонстрировало, что ради союза с Арменией Россия не желает поступаться своими интересами в Азербайджане (касающимися, в частности, доступа к азербайджанским энергоресурсам). О том, что перевесит в случае конфликта, можно только гадать. В условиях неопределенности, как полагают в армянской оппозиции, Еревану и Степанакерту лучше рассчитывать на свои силы и не возлагать чрезмерных надежд на помощь России или патронируемого ею блока ОДКБ. "Независимость и суверенитет НКР (Нагорно-Карабахской Республики) это вопрос национальной безопасности для Армении, и по этому ключевому для Армении вопросу Москва не берет (и не отвергает) на себя обязательств", - отмечает представитель оппозиционного движения "Сардарапат" Айк Баланян. Тот факт, что продлить соглашение Россия решила именно сейчас (хотя до истечения срока действующего договора осталось еще много времени), по его мнению, можно объяснить желанием российской стороны застраховаться на случай не слишком удачного для Армении сценария вооруженного конфликта. "Почему это Москва опасается потерять возможности пролонгации через 5 или 10 лет? Что должно произойти между двумя странами, что поставит под сомнение стратегическое партнерство? - рассуждает оппозиционер. - Вряд ли братание армян с турками. Скорее всего, жесткий нейтралитет [России] в [ожидаемой] войне и неуверенность Москвы в благоприятном для армянской стороны исходе". Выбор у Армении, впрочем, невелик. "Военно-политическое покровительство России в настоящее время не может быть заменено ничем, - констатирует политолог Александр Искандарян. - Невозможно представить, что те военно-политические гарантии, которые дают русские, даст НАТО, или Иран, или другая военно-политическая сила". Михаил Тищенко
|
|
Назад/Back |