Мец Егерн - Геноцид армян в Османской Турции относится к знаковым событиям истории человечества, поскольку трагически повлиял на судьбу армянского народа. Непреодоленные последствия Геноцида по сей день мешают естественному развитию Армении и армянского народа в области политики, экономики, демографии, культуры морали, психологии и, конечно же, национальной безопасности.
За прошедшие годы армянский народ проявив консолидированную волю добился признания и осуждения Турции за совершенное преступление Геноцида армян со стороны многих государств в мире.
Тем не менее, современная Турция продолжает политику отрицания факта Мец Егерна - Геноцида армян. Анкара изыскивает всякие возможности дезинформирования международной общественности по факту Геноцида армян и фальсификации истории.
В такой непростой ситуации Президент Армении Серж Саргсян в 2008 году дал старт диалогу с Турцией по вопросу установления дипломатических отношений и открытия государственных границ, но без предварительных условий.
Однако Турция и на этот раз попыталась извлечь из процесса односторонние дивиденты, предьявив Армении условия по урегулированию карабахской проблемы. Руководство Армении достойно отмело все проявления диктата и вынуждено было приостановить процесс ратификации армяно-турецких протоколов. Президент РА Серж Саргсян и министр иностранных дел РА Эдуард Налбандян показали мировому сообществу, что Армения была и остается миролюбивым государством, выступающая за региональное партнерство со всеми соседями, и как следствие готовая к установлению полноценных межгосударственных отношений с Турцией, но без предварительных условий.
Одновременно, Республика Армения продолжала активно поддерживать в своей внешнеполитической повестке процесс признания и осуждения мировым сообществом факта Геноцида армян в Османской Турции. Резолюции недавно принятые парламентом Швеции и Комитетом по внешним отношениям Конгресса США наглядное свидетельство неослабевающего интереса к восстановлению справедливости и преодолению последствий Мец Егерна - Геноцида армян.
И поскольку мы вступаем в ответственный период - через пять лет будем отмечать 100 летие Геноцида армян - полагаю крайне актуальным предложить новую концепцию совместной деятельности Армении и Спюрка по вопросу преодоления последствий Геноцида армян в Османской Турции.
Суть нашей концепции сводится к тому, что главным субъектом армянской политики в международных отношениях является современная Республика Армения, ее народ и органы власти. Иными словами, мы - нация, имеющая государство, и должны воспользоваться нашим статусом международного субъекта. Вместе с тем, определение позиции Армении по общенациональной проблеме может состояться при активном участии представительных органов и полномочных представителей Спюрка.
При определении пакета требований в современном Спюрке представлены различные подходы. И звучат они, как минимум, из четырех географических и политических центров армянской диаспоры (включая Россию, США, Францию, Ливан). Однако нас обьеденяет желание преодолеть последствия Геноцида на основе принципов и норм международного права, восстановить права жертв Геноцида, в том числе, реализация их права на историческую родину, на материальную и моральную компенсацию.
В подобных случаях международная практика предполагает обьединение двух направлений деятельности: политической и судебной.
Если в политической деятельности мы имеем определенные результаты, то обращение в Международный цуд требует кропотливой работы.
Одну очень важную часть тщательной подготовки к научно обоснованному обращению в суд проделана Армянским институтом Международного права и политологии Союза армян России. Во-первых; издан трехтомник: "Геноцид армян: ответственность Турции и обязательства мирового сообщества", составителем и ответственным редактором которого стал выдающийся ученый, профессор Ю.Г.Барсегов; во-вторых; экспертной группой нашего института согласно нормам и принципам международного права проведен научный анализ возможности реализации ответственности за Геноцид армян и разработаны конкретные рекомендации по судебной процедуре или арбитража.
В то же время, мы считаем, что для подготовки полноценного, с точки зрения научной историографии и международного права, обращения в Международный суд необходима координация общенациональных ресурсов.
Наша позиция усиливается и тем фактом, что недавно во время встречи в Ереване с Министром юстиции Армении Г.Даниеляном, прокурор Гаагского международного трибунала Луис Морено-Окампо заявил, что представляемый им трибунал вправе рассматривать вопрос признания Геноцида армян в судебном порядке.
Исходя из вышеизложенного Всемирный армянский конгресс (ВАК) считает целесообразным предложить Президенту РА Сержу Саргсяну создать Комитет (Совет), который прежде всего разработает новый механизм совместной с представительскими органами Спюрка и Армении деятельности по комплексу вопросов, относящихся к международному признанию и осуждению Мец Егерна - Геноцида армян, а также, подготовки от имени Республики Армения Обращения в Международный суд.
Основными направлениями деятельности Комитета должны стать международно-правовая, информационно-пропагандистская, аналитическая, научная, образовательная, просветительская, лоббистская деятельность.
Для эффективного постоянного функционирования выше названного Комитета предлагается создать специальный Фонд под председательством Президента Армении, который будет аккумулировать финансовые и иные материальные средства мирового армянства и друзей Армении, направлять полученные средства на организацию работы с учетом обозначенных направлений деятельности и достижения конечной цели.
Комитет, в соответствии с направлениями своей деятельности, должен образовать ряд комиссий для организации системной, комплексной и скоординированной работы. С учетом определения политических требований Армении к Турции необходимо будет по каждой из них провести международно-правовую экспертизу и дать оценку юридической комиссии. В рамках обозначенной позиции регулярно вести международную информационно-пропагандистскую, аналитическую, научную, образовательную и просветительскую деятельность. Учитывая современные информационные технологии, необходимо организовать системную сетевую деятельность по данному вопросу.
Признание Геноцида армян вс большим числом иностранных государств и международных организаций остается важнейшей политической задачей, поскольку соответствует нормам международного права, морали, демократии и справедливости, а также способствует укреплению региональной безопасности на Южном Кавказе и предупреждает Турцию от соблазна новой авантюры против Армении. Список государств и авторитетных международных организаций, признавших и осудивших Геноцид армян в Османской Турции должен пополняться и дальше.
Однако простое признание и осуждение Турции за преступление Геноцида вряд ли достаточно для преодоления последствий этого преступления против человечности. Согласитесь, если методично убивают целый народ в течение почти 50 лет по национально-политическим соображениям, и спустя 100 лет оставшейся части народа приносят лишь извинения - это вряд ли нормально как с точки зрения морали, так и международного права и политики.
Таким образом, Геноцид армян остается одной из стратегических задач консолидированной (государственной и диаспоральной) армянской внешней политики, имеет прямое отношение к обеспечению стратегической безопасности Армении и Нагорного Карабаха, а также сохранению армянской диаспоры и ее связей с исторической Родиной. Предлагаемая ВАКом концепция общеармянской деятельности по преодолению последствий Геноцида армян призвана обеспечить модернизацию нашей совместной деятельности по ащите национальных интересов.
В ближайшее время ВАК совместно с Министерством Диаспоры РА, с приглашением представителей научного, экспертного сообщества, политических партий и общественных организаций планирует провести в г. Ереване международную научную конференцию по проблеме Геноцида армян, на которой детально будут обсуждены концептуальные предложения нашей организации.
"Азг" (Ереван) 25 июня 2010 года