Армен САРКИСОВ СТРАНИЦА АРМЯНСКОГО ЭПОСА Так сложилось, что на сегодняшний день, видно, только мне суждено напомнить о неизведанной биографии народного героя Армении Баграта Газанчяна (Казанчяна). Строгий формат публикации не позволяет назвать всех людей, принимавших участие в сборе материала [1.]. Но долгом своим считаю выразить сердечную благодарность Сергею Георгиевичу Оганесяну, Рантику Абкаровичу Газанчяну и его сыновьям, Наири и Аркадию, Марии Григорьевне Вартанян, директору Историко-Краеведческого музея Арцаха в Степанакерте Мелане Гургеновне Балаян. Несмотря на то, что рассказы и предания о Баграте не всегда отличаются точностью, зачастую их трудно связать между собой по месту и времени, все они являются достоверными по сути. Дыхание истории – вот несомненное их достоинство. Документальная биография героя, последовательная история его славных дел ещё ждут новых исследователей. Мне же впору озаботиться тем, чтобы не прервалась память об эпической судьбе Баграта. Чтобы читатель мог составить целостное представление о личности Баграта Газанчяна, начну с письма замечательного исследователя и издателя Кима Арутюновича Каграманяна, которое я получил весной 2001 г. из Еревана. В книге Егише Ишханяна «Нагорный Карабах (1917-1920)», подготовленной на основе его дневниковых записей К. Каграманяном и Г. Абрамяном и изданной в 1999 г. на армянском языке, есть эпизоды, содержащие скупые сведения о деятельности Баграта [2.]. Вот отрывок из этого письма. Я позволил себе чуть отредактировать его, полностью сохранив суть содержания и характеристик:
Баграт Газанчян был одним из грамотных и храбрых крестьян села Аблах. Он отличился ещё в годы первой мировой войны на службе в русской армии и был награждён орденом Георгиевского золотого креста. Он был одним из храбрых офицеров добровольческого полка Амазаспа. Именно этот полк в 1918 году был единственным защитником армян, когда местные мусульманские банды и вошедшие в Баку турецкие войска организовали погромы армян в городе и в районах. К сожалению, подлинная история этих событий была искажена в Советские времена и до сих пор не освещена должным образом. В сентябре 1918-го года Баграт Газанчян из Аблаха во главе делегации из горных армянских районов Елизаветпольской (Гандзакской) губернии принимал участие на втором съезде армян Карабаха. Как известно, в Карабахе тогда было сформировано народное правительство, которое организовало защиту и управление края. Делегация предложила включить в состав, вернее, – считать в составе Карабаха также горные армянские районы Гандзака. Предложение было принято с воодушевлением. Правительством Карабаха Баграт Газанчян был назначен командиром самого крупного оборонительного района Джраберта – Гюлистана. Эту обязанность он с честью выполнил. Достаточно привести такой пример. 20 сентября 1918 года, услышав о падении бакинской коммуны и о погромах в г. Баку, обнаглевшие мусульманские кочевники спустились с горных Карабахских пастбищ в низменные районы, по дороге угнав стадо овец жителей села Арачадзор. Узнав об этом, Газанчян с товарищами по оружию догнал их, отобрал у турок не только украденное, но и тысячу голов крупного рогатого скота, триста овец и пятнадцать вьюков пшеницы. Такова объективная историческая оценка подвига Баграта. В восприятии соратников, людей, близко знавших и окружавших Баграта, память о нём сохранилась не как о политическом или партийном деятеле, но как о беззаветном защитнике армянского народа и родной земли. В этом – главное оправдание жизни Баграта, её высокое предназначение. Наверное, именно так и должен складываться и прежде всего таким сохраняться в народной памяти образ истинных героев, вне зависимости от их политических пристрастий. Думаю, сведения о происхождении рода Баграта Газанчяна объяснят кровное отношение моей семьи к этой фамилии. От себя добавлю, что в некоторых архивных документах, о которых речь пойдёт позже, фамилия Баграта указана как Казанчян (Казанчиан). Есть версия, связывающая происхождение фамилии этого рода с людьми, основавшими и участвовавшими в строительстве знаменитого карабахского храма Казанчецоц. Когда фамилия была трансформирована в современную – Газанчян, – не знаю. За основу очерка я взял рассказ младшего брата Баграта, Межлума Семёновича Газанчяна, Межи, как его называли в семье, с которым я виделся лишь однажды, почти случайно, летом 1982 года. В этом рослом сухом старике угадывалась былая физическая сила, но к моменту нашей встречи она иссякла, худо было и с памятью. Кроме того, меня предупреждали, что дядя Межи в годы советской власти подвергался репрессиям как самый близкий и верный соратник Баграта, а потому, остерегаясь новых гонений, он вынужден был таить правду о пережитом, тщательно подбирал и процеживал любые свои слова о брате. Вот почему, наверное, многое из того, чем захотел поделиться дядя Межи со мной, не совпадает с историей, поведанной остальными рассказчиками. Баграт родился в 1886 г. [5.] в селе Аблах (Аблях, Айгестан), близ Елизаветполя, в многодетной семье Семёна Багдасаровича и Натальи (Наты) Газанчянов. Все знавшие семью Баграта единодушно утверждают, что это были крупные, рослые и сильные люди. Младший брат Баграта, Мехак, был высоким и весил более 100 кг. Но Баграт был ещё выше и крепче, и все удивлялись, как его несла на себе лошадь. Сократ ушёл на заработки в немецкую колонию в Ханларе (Еленендорфе) [7.], где нанялся работать в саду у зажиточного немца. Вместе с ним работало ещё двадцать пять батраков-армян. В 1905 году, спасаясь от начавшейся резни, эти армяне хотели ночью бежать. Но азербайджанцы, работавшие на того же хозяина, выдали их своим кровожадным сородичам, и все они, включая Сократа, были убиты. Родители не сомневались, что Сократ ушёл из дома и погиб, повздорив с Багратом. И Баграт, видя, что родителям в тягость его присутствие, покинул деревню, вернулся в Баку. Затем был арестован за участие в рабочем революционном движении, осуждён и сослан на два года в Сибирь. Однако ему удалось бежать и скрываться в Средней Азии. В 1914 году, когда началась Первая мировая война, видный деятель народного освободительного движения Амазасп сформировал добровольческую армянскую дружину. Лично знавший его, Баграт в составе этой дружины принимал участие в боевых действиях на Кавказском фронте. При освобождении Вана русскими войсками Баграт возглавлял кавалерийскую роту в дружине Амазаспа. Однажды прославленный полководец Андраник хотел поручить проведение опасной операции Дро или Кэри, но те не поддержали замысел Андраника. Тогда на выполнение боевого задания вызвался Баграт, попросив усилить роту пятьюдесятью бойцами. Он сумел оправдать доверие Андраника, который поздравил его с победой, расцеловал и сказал, что никогда не забудет преданного и отважного воина. Дважды раненный и награждённый крестом Георгия 2-й степени, Баграт был демобилизован и направлен в Эривань, а в 1918 году вернулся в Аблах. Дядя Межи был единственным их братьев, который всегда сопровождал Баграта. Вот несколько эпизодов, о которых он мне поведал, относя их к 1919-му году. …Однажды, когда Баграта не было в селе, крестьяне пригнали ему в дар двух быков, которых отбили у курдов. Межи принял этих быков, потому что пришла пора пахать землю, а скотины у них не было. Баграт прознал обо всём и приказал немедленно вернуть их курдам. Межи пытался возражать, уверяя, что за два дня управится с работой, но Баграт и слушать не стал. И быки были возвращены хозяевам. В те времена в Нагорном Карабахе обитал Теводорос Мирзабекян, человек властолюбивый, тщеславный и коварный. Чтобы втереться в доверие крестьян, он ловко распространял слух, будто, являясь большевиком [8.], защищает интересы трудового люда. Однако на деле, сколотив банду, занимался разбоем. Мирзабекян стал заклятым врагом Баграта, у которого пострадавшие крестьяне искали и находили защиту от грабителя. Однажды Баграт и Межи, сопровождавший брата, поздним вечером направлялись верхом на лошадях в одно из дальних сёл. Около молоканской деревни им повстречались четыре всадника. Поравнявшись с братьями, они приветствовали их и проехали дальше, но потом вернулись, чтобы предупредить, что в селе, куда держали путь Баграт и Межи, их ждёт погибель: Мирзабекян прознал о маршруте Баграта и устроил на него засаду. Межи стал отговаривать брата продолжать путь или хотя бы обойти стороной опасность. Но Баграт не хотел прослыть трусом и подстегнул свою лошадь. Шёл май 1920 года, и Красная Армия вступала в Азербайджан. Штаб Мирзабекяна в это время находился в селе Мир-Башир [9.]. Узнав, что русские отряды уже недалеко от Карабаха, Мирзабекян задумал коварное и подлое дело. Он переслал русским письмо, в котором, представляясь большевиком, клеветал на Баграта, называл его дашнаком и бандитом, не щадившим ни старых, ни малых. …Свой рассказ дядя Межи завершил словами: «Когда большевики узнали, что казнили преданного сторонника России, Баграта, они спохватились. Но было поздно». Такова версия биографии Баграта со слов М.С. Газанчяна, дяди Межи. По одной из версий, Баграт, повзрослев, устроился работать в привокзальный ресторан в Гяндже, где начал участвовать в подпольном революционном движении. Мне представляется, что эта версия не исключает Бакинского периода жизни Баграта: оба эпизода в разное время могли иметь место в трудовой биографии Баграта. Гибель Сократа, брата Баграта, А.П. Газанчян [11.] описывает так. Сократ работал сторожем в селе Караери, недалеко от Гянджи. Местные мусульмане, безнаказанно бесчинствовали, грабили и убивали христианское население, устраивали поджоги. Однажды бандиты напали на Сократа, ограбили его и убили. Узнав об этом, Баграт собрал своих друзей, перебил убийц, отомстив за брата, а потом скрылся в Нагорном Карабахе. Боец добровольческого ополчения отряда легендарного Дро, Мехак Семёнович Бархиян (по другим сведениям, – Мехак Симонович Бархян), родившийся в 1896 г. в селе Айгестан (тогда оно называлось Неркишен) и в 1915 г. призванный на военную службу, рассказывал о своей встрече с Багратом. Случилось это, вероятно, в 1916 г. в Сарыкамыше или его окрестностях, куда по делам службы съехались все крупные армянские военачальники: Андраник, Дро, Амазасп, Нжде и другие. Среди них был и Баграт-бек со своим отрядом. Баграт, который всегда старался разыскать своих земляков, и в этот раз не изменил себе. К нему привели бойцов, Арустама Даниеляна, Григора Ходжаяна; третьим был Мехак Бархиян. Он навсегда запомнил эту встречу, Баграта, высокого, крепкого и статного, в красивой офицерской форме. Баграт был искренне рад знакомству (землякам), обнял и расцеловал их, подробно расспрашивал об их семьях и щедро поделился с ними своим офицерским жалованием. М.С. Бархиян и Х.С. Минасян [12.], ссылавшийся на свидетельство Межи Газанчяна, с которым был лично знаком, рассказывали, что при аресте в мае 1920 г. Баграта и шестерых его дружинников с ними находился Хорен, младший брат Баграта. Однако Баграт подкупил палачей, и Хорен бежал, избежав казни. Рассказ о гибели Баграта Газанчяна дополняет письмо уроженца села Арачадзор, Камо Азатяна, которым он в 2001 году откликнулся на мою просьбу расспросить старожилов села. Информация о том, при каких обстоятельствах Информация записана со слов стариков села Арачадзор Мартакертского района и особенно Седы Закарян, которая вспоминает рассказы своего отца, Цатура Закаряна. Камо Азатян, Ещё несколько разрозненных эпизодов из различных свидетельств и воспоминаний завершат мой рассказ о Баграте Газанчяне. …Знавшие Баграта, утверждают, что ему не раз предлагали встать на сторону большевиков. Но он неизменно пресекал все уговоры, отвечая, что свой выбор сделал и не изменит его. Баграт был убеждён, что должен оберегать и защищать жизнь своего народа, а не отстаивать интересы отдельных партий. «Вот придёт русский, отдам власть ему», – говорил Баграт. По словам Межи Газанчяна, он глубоко верил в справедливость русского человека. Непреклонность Баграта в своих политических взглядах не раз доводила его до размолвки даже с самыми близкими людьми. Такой конфликт случился у него и с младшим братом Иваном, большевиком, который, по неподтверждённым сведениям, в годы советской власти служил в советском дипломатическом учреждении в Иране [13.]. …О смертельной опасности, которая вечно витала над ним, Баграт знал. Не исключал и предательства, расправы. Но, оберегая от гибели дорогих ему людей, для себя спасения и укрытия не искал. Когда младший брат Баграта Мехак приехал в Нагорный Карабах и стал проситься в отряд, Баграт отказал ему со словами: «Возвращайся домой. Здесь очень опасно. Меня могут убить». …Летом 1918 г. Баграт приехал в Аблах на свадьбу своего родственника Абкара Газанчяна. За невестой Абкара, Сатеник, которая была родом из села Азат (Сулук), снарядили свадебный поезд из фаэтонов и повозок. Осчастливленные, шумно возвращались обратно. Музыканты дружно подыгрывали радостному пению, мужчины палили из ружей в воздух. Впереди верхом ехал Баграт, вооружённый шашкой и маузером. Дорога в Аблах пролегала через молоканское село Михайловка. Зажиточные азербайджанцы ежегодно вывозили на лето из знойного города в это село свои семьи. Родные и близкие молодых, опасаясь возможного конфликта, стали уговаривать Баграта свернуть и объехать село. Но Баграт и слышать об этом не хотел. Он настоял на том, чтобы свадебный поезд проехал именно через Михайловку. Услыхав веселье, навстречу высыпали азербайджанцы. Главный среди них, признав Баграта, предупредил своих людей, чтобы те вели себя смирно, а сам вышел к нему, обнял и расцеловал. И вновь вспыхнуло свадебное веселье. Многие азербайджанцы видели Баграта впервые, хотя и были наслышаны о нём. Они окружили его, честью считая познакомиться. Баграт же показал им свою сноровку, высоко подбрасывая яблоки и метко стреляя в них. Вокруг раздавались восхищённые возгласы: «Машалла, Баграт-бек! Так вот ты какой!» Азербайджанцы, как и все народы Кавказа, ценили отважных воинов, ловких наездников и метких стрелков. Свадебный поезд беспрепятственно вернулся в Аблах. Вовремя или нет, уместно или не очень, мы взахлёб и во всеуслышание упиваемся россказнями о миролюбии армян, об их готовности через века нести свой тяжкий крест страдальцев и мучеников. Мы наивно рассчитываем на то, что, если сами себя сможем убедить и поверить этим благостным байкам, то уж как-нибудь удастся развеять угрозы варваров и людоедов, покушающихся на нашу жизнь, пирующих на наших землях и попирающих наше достоинство. Возмездие Баграта, народного мстителя, свидетеля бесчинств азербайджанских головорезов, было суровым, беспощадным и жестоким. Только так можно было отрезвить, навести страх на башибузуков, опьянённых кровью беззащитных жертв [15.]. …Азербайджанцы ночью внезапно напали на Аблах. Бандиты громили дворы, жгли дома, убивали безоружных и беззащитных жителей. Среди погибших была семья Арутюна и Урум Оганесян. О страшном событии сообщили Баграту, и тот с отрядом немедленно выступил в Аблах. Побывав на руинах родного села, направился в Ханлар, где смертью покарал 12 укрывшихся там бандитов. …И вновь банда азербайджанских всадников напала на мирный Аблах. Перебив мужчин, захватили женщин и детей и погнали их в Ханлар. Босые, окровавленные и обессилившие, пленники едва держались на ногах. Одна женщина, которая догадывалась о том, какая участь постигнет несчастных, попыталась уберечь и притаить своего младенца у обочины дороги, но идущие следом односельчане заметили это и взяли его с собой. Уже в Ханларе бандитов настигла весть о том, что Баграт с дружинниками мчится вдогонку на подмогу крестьянам. Побросав награбленное, забыв о пленных, бандиты кинулись спасать свои шкуры. Но те, кого Баграт успел настичь, не ушли от кары. * * * По мере сбора и обработки материалов очерка всё более отчётливо проявлялся образ другого эпического персонажа, с обратным Баграту знаком, противоположным полюсом, – Теводороса Мирзабекяна. Его биография составлена на основе документов, хранящихся в Москве, в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) [16.]. Теводорос Константинович Мирзабекян родился в Нагорном Карабахе в 1885 г. семье бедного крестьянина села Люласаз (Енкиджи) Джеванширского уезда Ганджинской губернии [17.]. С 8 до 14 лет обучался в двухклассном училище в селе Касапет, в восемнадцати верстах от дома [18]. С 1900 года был рабочим различных специальностей на заводах нефтяных промыслов в Баку, однако в 1905 году, с началом резни армян, вынужден был вернуться в родное село и оставаться там до ноября 1906 г. Несмотря на это откровенное признание, всю ответственность за истребление населения и разорение края Т. Мирзабекян решительно возлагает на представителей партии Дашнакцутюн: «Благодаря хорошо поставленной информации, умелому использованию всех военных неудач дашнаков, мирного настроения населения и географического положения местности, как надежного убежища (леса, горы) в случае неудачи большевистской организации удалось против всех этих мероприятий дашнаков противопоставить свои мероприятия и разрушить не только все проекты дашнаков, но даже лишить их какого-либо авторитета среди населения и их собственного войска. Авантюристская политика дашнаков в Карабахе в результате привела к полному разрушению целых районов: 65 армяно-тюркских сел и гор. Шуши превратились в пепел. Население лишилось крова и всего имущества». В мае 1920 г. Т. Мирзабекян активно содействовал частям Красной Армии установлению советской власти в Нагорном Карабахе. Вот ещё один фрагмент из его автобиографии: Известно, что Довшалы – это азербайджанское (татарское) название армянского села Арачадзор. Вот почему точную дату гибели Баграта Газанчяна и его соратников можно считать установленной. Учитывая, что враги советской власти подлежали скорому «революционному суду», без обременительных юридических формальностей, они были казнены 20 мая 1920 г. Нет веских оснований утверждать, что Т. Мирзабекян был одним из палачей защитников Карабаха. Однако его прямое пособничество, если не участие, в вынесении смертного приговора, сомнению не подлежит. Нет также достоверных свидетельств того, что Баграт Газанчян и Теводорос Мирзабекян встречались до боевых событий в Нагорном Карабахе. Единственный эпизод, который подтверждает личное знакомство Т. Мирзабекяна с Багратом, относится к маю 1919 года, когда в Нагорном Карабахе был созван Крестьянский съезд. Вот как описывает последующие события Т. Мирзабекян: Не могу исключить, что Т. Мирзабекян в чём-то и преувеличивает свой личный вклад в установление советской власти в Азербайджане и Нагорном Карабахе. Однако это не даёт повода сомневаться в том, что основные вехи его революционной биографии им расставлены верно. В 1936 г. Т. Мирзабекян был «снят с работы за беспомощность и безрукость в борьбе за развертывание организационно партийной и воспитательной работы и за политическую близорукость». В связи с исключением из партии, его «Личное дело» было «погашено» 29 декабря 1938 г. Сотрудники архива социально-политической истории в Москве (РГАСПИ) уверены, что Т. Мирзабекяна постигла участь множества репрессированных и погибших, чьей единственной виной было беззаветное служение коммунистическим идеалам. Надо сказать, что Т. Мирзабекян начал подвергаться преследованиям много раньше 1936 года. Уже в 20-е годы в Азербайджане осуществлялось массовое внедрение на руководящие должности национальных кадров взамен армян и тех других «инородцев», миссия которых с образованием этого нового государства была исчерпана. Обратившемуся в Москву «за правдой», Т. Мирзабекяну удалось избежать физической расправы: исключение из партии в 1928 г. ему было заменено строгим выговором в 1929 г. «за попытку к уничтожению документов во время расследования его дела». * * * …Такова пунктирная линия судеб двух сыновей Армении. Прослеживая их биографии, укрепляешься во мнении, что народный герой, беззаветный патриот своей родины Баграт Газанчян и пламенный рабочий-революционер Теводорос Мирзабекян могли стать и, вероятнее всего, были непримиримыми врагами. Кавказские татары, как и турки-османы, презрев нравственные законы, религиозные заповеди, международное право и общественное мнение, искусно рядясь в любые одежды, умело используя покровительство и силу хоть Бога, хоть чёрта, сплотились в императивном стремлении создать, – любым путём! – но собственное государство. И они добились своего: на картах мира появились два новых государства: Азербайджан и Турция. И международное сообщество с готовностью раскрывает им свои объятия [20.]. Почему же армянская интеллигенция изменила своей миссии формирования, сохранения и преобразования единой картины мира и объединяющей исторической памяти народа? [21.] Как могла она, в лице профессионального революционера Степана Шаумяна, студента-медика Дростомата Тер-Мкртычяна и многих-многих других, не ведавших или забывших трагические уроки истории Армении, поддавшись обаянию недостижимого равенства, идти в народ с воззванием к единению и братству со своими коварными, безжалостными и бескомпромиссными вековыми врагами? [22.] Как армянское духовенство, неутомимо указующее на то, что подхватило жезл уничтоженной национальной государственности, допустило к своей смиренной пастве этих заблудших и слепых поводырей слепых? Всё это подводит к мысли о том, что зияющий изъян армянского самосознания кроется, прежде всего, в системе воспитания, просвещения и образования наших детей, студенческой молодёжи и, как следствие, – распространяется на формирование национальной идеологии и политики государства. * * * * *
ПРИМЕЧАНИЯ АВТОРА 1. Все собранные материалы, послужившие основой этого очерка, я намерен передать в Исторический архив Армении и Историко-Краеведческий музей Арцаха. 2. Ишханян Егише. Нагорный Карабах (1917-1920). – Ереван: Айастан, 1999. – 730 с. (на арм. яз.). 3. Если полученные сведения верны, звали его Багдасар. 4. Факты свидетельствуют о том, что фамилия Аршак-бека была Адибеков. Сын Аршак-бека стал известным в Кировабаде врачом, а внук, Эрик, как говорила Н.М. Григорьян в 1999 г., проживал в Ереване. 5. По другим, менее вероятным сведениям, – Баграт родился в 1882 г. 6. В очерке использовано современное название кавказских татар, которые впервые получили возможность называться азербайджанцами только в конце мая 1918 г., провозгласив о создании «Мусаватской республики Азербайджан». См.: Дневник неизвестного солдата: Крушение первой республики. – М., 2008. – С. 103. 7. Еленендорф был основан в 1819 г. в 7 км к югу от города Гандзак (татарское название – Гянджа). В 1938 г., при советской власти, посёлок официально получил азербайджанское название – Ханлар. См.: Карапетян Бакур, Карапетян Самвел. Тайны Гандзака (Кировабада) и Северного Арцаха. М.: Б.и., 1998. – С. 59-64. 8. Мои собеседники, рассказывая о событиях тех лет, чаще всего называли членов РСДРП (б) большевиками, – так, как закрепилась их идентификация в народе. 9. Мир-Башир (Мирбашир). Другое, современное название – Тертер. 10. Из «Личного дела» Т. Мирзабекяна известно, что в 1933-1936 гг. он, действительно, был первым секретарем Еленендорфского (Ханларского) комитета азербайджанской коммунистической партии. 11. Адибек Петросович Газанчян, в 2001 г. житель г. Георгиевска Ставропольского края. 12. Хачик Семёнович Минасян (Миносян), родившийся в Азербайджане в 1931 г. в с. Айгестан (Неркишен). 13. На запрос в 2008 г. я получил ответ, что в архиве МИД РФ в Москве сведения об Иване Семёновиче Газанчяне (Казанчяне) отсутствуют. 14. Когда уже был написан этот очерк, я натолкнулся на справедливую мысль, высказанную К. Агекяном: «Существует своего рода армянская “политкорректность” – меньше писать о победах, больше о жертвах, страданиях. О наших победах, в том числе на освобождённых территориях Арцаха за пределами бывшей НКАО, о возмездии за совершённые против армян преступления надо говорить как можно больше, с абсолютной уверенностью в своём правом деле». – См.: Мы – самостоятельная Цивилизация: Беседа в фонде «Нораванк» // Журнал «Анив». – 2008. – № 1 (16). – С. 78-85. 15. Тем, кто проповедует милосердие к врагу, напомню восточную притчу. 16. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). 17. В «Личном листке по учету кадров», оформленном на Т. Мирзабекяна в 1934 г., указано: «Село Люласаз Джрабердского района А.О.Н.К. Азербайджана». Это село позже называлось Акоп-Камари, современное название – Варынкатаг. 18. Современное название села – Кусапат. 19. По-видимому, речь идёт об Агдаре. Современное название – Мартакерт (Мардакерт). 20. Когда в 1974 г. турки, воспользовавшись драматическими событиями Греции, высадились военным десантом на Кипре, это вызвало решительное осуждение международного сообщества, закреплённое в соответствующих документах ООН и других международных организаций. Но уже сегодня международное сообщество не хочет тревожить себя воспоминаниями о своих же гневных претензиях к агрессору и призывает «миром» решить проблему греческого Кипра. 21. О роли интеллигенции в национальном обществе см.: Жидков В.С., Соколов К.Б. Искусство и картина мира. – СПб.: Алетейя, 2003. – Гл. 6. 22. Преступное международное сообщество, к которому безвольно и недальновидно приобщилась Россия, вместо категорического признания права народа самому определять и вершить свою политическую судьбу, вот уже много лет призывает Армению и Азербайджан искать компромиссы в решении «проблемы» Нагорного Карабаха. В этой связи резонно напомнить заявление члена делегации Азербайджана в ПАСЕ Гюльтекин Гаджиевой о том, что единственным компромиссом со стороны её страны может быть «согласие на дальнейшее проживание армянского населения в Карабахе». См.: Несостоявшийся блицкриг // Газета «Республика Армения: Российский выпуск». – № 32. – 7 ноября 2008. – С. 7. * * * * *
|
|
Назад/Back |