Давид Балаян
ОГНЕННЫЙ МЕЧ
или Чудо Аварайра
Шел 450 год после Рождества Христова.
Уже почти 150 лет Армения жила христианской верой. Огнепоклонство практически
перестало существовать, жрецов поубивали, а капища переделали в церкви.
Персидский шах Язкерт Второй был воинствующим последователем учения Зороастра,
и его, конечно, раздражала религиозная непокорность Армении, входившей провинцией
в Великую империю Солнца. Два года назад он велел своему военачальнику Мирх-Нерсесу,
стоявшему с войском на севере, собрать армянских нахараров и увести их воевать
с гуннами по ту сторону Дербентских гор. А в их отсутствие по всей Армении народу
читали воззвание шаха с объявлением его воли о возврате к старой религии.
Тем временем церковникам удалось выследить последнюю общину огнепоклонников,
уединившуюся в неприступных Гегамских горах. Жрецу Ханаану помогли спастись
бегством, и через два месяца он уже был в резиденции Исхара, главы зороастрийцев
Персии.
- Великий Зороастр, - неотрывно глядя на полыхавшее в золотом котле пламя, тихо
сказал Ханаан, - который, как и вы и я, тоже был армянином и тоже бежал из родины
в Персию, требует положить конец распространению этой еврейской чумы.
И заорал, воздев руки ввысь.
“Заклинаю, спасите нашу Армению!”
Ханаан умел парить в воздухе, и это очень напугало Язкерта. Опасаясь неминуемого
гнева всемогущего Зороастра, шах тут же послал фирман в армию с требованием
конвоировать всех армянских нахараров в свою столицу Тизбон. Собрав их во дворце,
Язкерт сам провел таинство жертвоприношения и принял от каждого нахарара Армении
клятву не жалея сил бороться против греховной ереси, дабы восстановить в провинции
веру предков.
Узнав о клятве нахараров, католикос Овсеп направил гонцов по всем столицам христианских
стран с просьбой помочь Армении. В своем послании он сообщал им, что Армения,
первая в мире принявшая христианство, сейчас вынужденна защищать Святое Писание
от языческого полчища и, хотя весь армянский народ готов повторить трагический
путь Креста, однако молится Всевышнему о поддержке братьев во Христе. “Не дайте
погибнуть маленькому островку христианства в море огнепоклонников”, - взывал
в письме католикос Овсеп.
Спарапет Вардан Мамиконян тайно покинул персидский лагерь, где в окружении 300-тысячного
войска Мирх-Нерсеса и целого полчища жрецов остались принявшие огнепоклонство
нахарары, и, добравшись до своих, наспех собрал небольшое ополчение. На берегу
Куры он разбил авангардный корпус Сепуха и медленно двинулся навстречу персам,
набирая по пути силы для основного сражения.
А в Арташат один за другим возвращались гонцы, посланные католикосом Овсепом.
Под разными предлогами все христианские правители отказали армянам в помощи.
Император Византии Маркиан одновременно сообщил католикосу, что приглашает его
к себе для участия в четвертом Вселенском Соборе, ибо сейчас... важнее всего
осудить проповеди какого-то Евтихия.
Маленькая Армения оказалась беззащитной перед мощной Персией: регулярного войска
не было, а часть нахараров предпочла остаться верной клятве, данной перед идолами.
Католикос лично поехал к самому влиятельному из них и, став перед ним на колени,
умолял присоединиться к Вардану Мамиконяну.
- Тебя, Веапар, я спрячу у себя, - сказал сюникский нахарар Васак. - Но то,
что делает Вардан, - самоубийство. Я сам видел армию персов. У них 300 тысяч
сабель; в два раза меньшим количеством они разгромили греков. И несколько тысяч
боевых слонов. Да они просто растопчут Вардана: что он сможет с 60 тысячами
неопытных и необученных крестьян?
- У тебя сто тысяч закаленных в боях всадников. Дай их своему народу.
- Пойми, Веапар, я не хочу бессмысленной гибели Армении.
- Ты хоть и марзпан Армении, но так и не стал добрым христианином, Васак, -
встал с колен католикос. - Мне говорили, что ты насмехался над нашей церковью,
которая, мол, поклоняется еврею...
- Так говорят в народе, - осклабился Васак.
- Иисус Христос пришел в наш мир в том месте, которое входило в империю великого
Тиграна. И Он распространял то учение, которое уже имело хождение в Армении.
- Хотя бы отвлеки часть персов на себя, - сказал на прощание католикос. - А
иначе, Васак, я прокляну тебя, и твое имя станет ругательством, и Армения запомнит
тебя предателем.
- Вы, церковники, уже умертвили Армению. - закричал побледневший Васак. - Вы
заставляете всех нас строить церкви вместо крепостей. И теперь хотите, чтобы
мы воевали за веру, а не за землю...
С этого дня и до самой битвы с персами священники Армянской Апостольской Церкви
во главе с католикосом денно и нощно возносили молитву с просьбой о чуде, ибо
только оно могло спасти армянский народ от неминуемой гибели - духовной и физической.
“ Яви нам чудо, - шептал католикос Овсеп. - Укрепи веру в Тебя в моем народе”.
Войска сошлись ранним утром 26 мая 451 года у реки Тхмут в Аварайрской долине.
После того, как 95 тысяч лучников выпустили все стрелы, многие из которых достигли
цели, ибо армянские ополченцы, причем не все, имели из боевой амуниции одни
лишь копья, Мирх-Нерсес двинул вперед ударный корпус слонов. Следом через мелководье
должна была пойти 50-тысячная конница и довершить разгром армян.
Потом этот день персидский военачальник вспоминал как страшный кошмар, оставшийся
величайшей тайной всемирной истории.
Ибо шло время, а победы, вопреки расчетам, все не было: волна за волной персы
накатывались на разрозненные отряды армян и словно растворялись в воздухе.
И Мирх-Нерсес растерялся. Опытный солдат не понимал происходившего, а ему продолжали
докладывать и докладывать о бессчисленных потерях, переваливших за всякое разумение.
Когда с поля боя вынесли его смертельно раненного сына Шонияза, он поскакал
к нему.
- Отец, - простонал юноша, - мы их давно перебили. И теперь там один огромный
огненный меч, который косит нас всех наповал. Он никого не щадит, и я тебя прошу:
отведи назад тех, кто еще жив и может спастись.
Оставляя через каждые тысячу
шагов заслоны, персы отходили. Только поздно вечером они дошли до крепости Бердасар,
и только тогда Мирх-Нерсес приказал остановиться и разбить лагерь. Он сидел
в цитадели крепости, которая месяц назад сдалась ему без боя, и мрачно слушал
жрецов.
Потом со всего размаха ударил по столу рукой в кованной сталью рукавице, от
чего спорившие подскочили на месте:
- Я потерял почти всю свою армию, - сказал Мирх-Нерсес. - У меня осталась только
гвардия, и вы мне говорите, что нам там что-то почудилось?
Но жрецы были искусными мастерами своего дела, и уже утром Мирх-Нерсес был готов
отомстить армянам за позорное отступление из Аварайра. Быстрым броском персы
двинулись к Арташату, вырезая по дороге беззащитных женщин, стариков и детей.
С особым остервением они разрушали все храмы и монастыри, а священников подвергали
мучительной смерти, расчленяя их тела на многие части. Рядом стояли довольные
жрецы, они улыбались и показывали друг другу на небо: мол, где же этот огненный
меч?
Получив известие, что войско Васака снялось с позиций и быстро надвигается на
него, Мирх-Нерсес решил, что пора уносить ноги. Правда, он собирался заняться
и тем храмом в горных пещерах, куда удалось бежать католикосу, но намерения
Васака были не ясны, а при нынешнем соотношении сил Мирх-Нерсес рисковать не
мог.
А весть об Аварайрском Чуде стала быстро распространяться: ее разносили те персидские
воины, которые уверовали в силу Христианства и пожелали отныне исповедывать
эту великую религию.
...Через четыре месяца в императорской резиденции в местечке Халкидон, что недалеко
от византийской столицы Константинополя, в храме святой мученицы Евфимии собрались
630 епископов христианских церквей и провели четвертый по счету Вселенский Собор.
Председательствовали на нем император Византии Маркиан и Папа римский Лев. Никто
не обратил внимания на отсутствие армянской делегации: шли жаркие споры о двойственной
природе Иисуса Христа. Но Маркиан и Лев были крайне обеспокоены «армянским феноменом»,
имевшим место под Аварайром.
- Мы должны сделать все, - сказал римский Папа Лев на тайном совещании по этому
поводу, - чтобы принизить значение этого события. Иначе, если мир признает его
боговдохновенным, нас и наш Собор назовут сатанинским.
Католикос Овсеп, который позже, как и все армянские воины Аварайрской битвы,
был причислен Армянской Апостольской Церковью к лику святых, вернул нераспечатанным
послание Папы об итогах Халкидонского Собора.
В феврале 452 года католикоса Овсепа Первого незадолго до его смерти посетил
в Гегарде папский нунций Теренций. Потом в своем донесении Ватикану Теренций
писал: “...Армяне крайне огорчены отношением к ним участвовавших в Четвертом
Вселенском Соборе святых отцов, которые не нашли ни одного слова сочувствия
в адрес сражавшейся за веру Армении. Патриарх еще сказал, что сыны и дочери
армянского народа молились во имя Христа, и Всевышный услышал эти молитвы, явив
Чудо, чтобы сохранить Армению в христианстве. И потому армяне полны решимости
незыблемо придерживаться той веры, которая получила признание Всевышнего. Патриарх
заявил, что армяне остаются твердыми в своей вере и в своей убежденности, что
Бог с ними, и не поддадутся дьявольским козням. Ибо армянский патриарх четко
дал понять, что в Халкидоне царил дух, противный Господу Богу”.
В ответ на многочисленные требования халкидонян Двинский Собор постановил никогда
не вносить изменений в систему верования, полученного от святых апостолов, и
Армянская Апостольская Церковь соблюдает это решение и по сей день, так как
любое изменение, исходяшее от человеческого разума, способно нарушить ту магическую
связь, которая напрямую связывает армян со Всевышным со дня Аварайрской битвы.
Сказано было еще в Святой Книге: “И поставил на Востоке у сада Едемского Херувима
и огненный меч обращающийся, чтобы охранять путь к Дереву Жизни” (Ветхий Завет,
Бытие,2:24).
Через некоторое время христианская Византия напала на “раскольническую” Армению,
чтобы обратить ее в халкидонство, но она опять выстояла.
Ибо Церковь армянского народа свято помнит именно ей данный Завет - Чудо Аварайра..
"Юсисапайл" № 119
Назад/Back |